Связь философии с искусством кратко. Соотношение философии и искусства

Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись «истинной философией», поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину.

Для XIX в. на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Г.В.Ф. Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой – философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако, в отличие от ушедших исторических эпох, это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, затем Г. Риккерт и А. Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и то и другое есть целостное «созерцающее» постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы – «интеллектуальная романистика» (Т. Манн и др.). Естественно, что такое сближение осуществлялось только в рамках тех направлений философии, которые строились на тезисе о бессилии логико-понятийных познавательных средств и потому неизбежно должны были ориентироваться на «сверхпонятийные» – художественные – способы постижения истины. Таково было, напр., направление экзистенциализма, в русле которого творили А. Камю, Г. Марсель и Ж. – П. Сартр; их философские сочинения были насквозь художественны, а художественные – насквозь философичны.

Искусство и философия – это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на всю близость (но не тождественность) своих содержательных областей, на свою равную направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Философия, в сущности, может быть (хотя это и не всегда так) растворена в понятиях и подана в безличной форме (хотя бы в педагогических целях), искусство же не поддается такому – педагогическому – растворению и обезличиванию. Здесь схвачены как бы разные модусы человеческого сознания, его разные состояния и разные по форме виды деятельности.

Философскому познанию мира свойственны черты, отличающие еще один вид гносеологической активности человека. Это второй, помимо философии, виз гносеологической активности человека характер для искусства, то есть творческого осмысления действительности посредством художественных образов.

Замечание 1

Искусство, по своей сути, в равной степени, как и философия, является способом переосмысления культуры. Искусство можно представить в виде образно-художественной оценки “изнутри” в границах той или ной культурно-исторической эпохи.

Выдающийся советский – российский учёны-философ М. Мамардашвили высказывал мысль, что искусство способствует аккумуляции и трансляции человеческой эмоциональности. Однако, нужно подчеркнуть, что и логически-рациональные этапы в художественном творчестве также имеют место быть. Любой художник, творец (в широком смысле этого слова), размышляя и творя свои произведения искусства, в той или иной степени транслирует нам (то есть читателям, слушателям) не только свои эмоции, но и своё мировоззренческое кредо. Всё это может в одинаковой степени либо рефлексировать мировоззренческие установки конкретно-исторической эпохи, либо встать в антагонистическую позицию этим мировоззренческим установкам в моменты социально-общественных переломов и потрясений. Именно с такой точки зрения должно рассматривать соотношение интересующих понятий, а это такие понятия как «философия» и «искусство».

Философские сочинения, если они направлены на глубокое переживание в духовном опыте существования человека и окружающей его разнообразной реальности, также, по существу своего, равны индивидуальным чувствам и переживаниям философа, раскрывающим перед читателем (слушателем) его (философа) личность и его отношение к окружающей реальности. В связи с тем, что мысли и чувства у каждого философа свои собственные, то и понятно, почему существуют многообразные восприятия одних и тех же философских идей. В целом, приведённое утверждение свидетельствует о множественности пониманий реального, окружающего нас мира вещей и предметов.

Итоги философского мышления неразрывно переплетены с окружающей философа конкретно-исторической социальной реальность. То же самое происходит и в сфере художественного творчества, то есть в сфере искусства. Великий российский учёный начала 20 века, создатель учения о ноосфере (разумной оболочке земли) Владимир Иванович Вернадский подчёркивал, что философия есть в своём смысле не что иное, как стремление человека познать бытие. И далее в своих рассуждения В.И. Вернадский противопоставлял науку и философию таким образом: в то время как естественнонаучные законы в своем бытие безлики, в философском мышлении конкретный человек (философ) отражается не только на процессе, но и в самих итогах гносеологической деятельности.

Сочинения великих философов как произведения искусства

Сочинения великих мыслителей-философов являются глубочайшими ключами для понимания того, что такое жизнь человека. Они также помогают понять окружающую реальность глубоко философствующих индивидуумов в разнообразные культурно-исторические эпохи. Сочинения великих мыслителей-философов предстают перед нами живыми историческими источниками огромной важности и содержания. Тем не менее, многие современные философы придерживаются точки зрения, что всё-таки, к сожалению, сочинения великих мыслителей-философов не могут быть общеобязательными для изучения.

Сочинения великих мыслителей-философов, являющиеся, по своей сути, искусством, содержат в себе:

  • философскую идентичность (двух которых быть не может) с ее широчайшими размышлениями об окружающем мире;
  • собственное, выстраданное гносеологическое постижение окружающего мира.

На этой особенности философского творчества, сопоставимого с осмыслением действительности в искусстве, базируется феномен индивидуального, иными словами, «заключённого внутри человека» неприятия читателями (слушателями) одних мыслителей и положительное приятие сочинений других мыслителей.

Пример 1

Можно привести такой пример в качестве конкретизации последней мысли: некоторые люди «не понимают» и не принимают (т.е. не читают и не могут читать) немецкую классическую философию, но при этом с увлечением читают произведения таких философов-экзистенциалистов как, например, французы Жан-Поль Сартр или Альбер Камю.

Отличия философии от искусства

Если сравнивать философское мышление с искусством, то можно отметить, что, как правило, в философии чувственно-эмоциональный заряд в целом несколько (а иногда и на порядок) меньше, чем в произведениях художественной культуры. И тем не менее, если сравнивать ту же философию с научными дисциплинами, то будет очевидным тот факт, что по сравнению с науками философия гораздо более эмоционально-чувственна и, следовательно, более близка к искусству – образно-чувственному осмыслению действительности.

В истории философии были высказаны два принципиально противоположных взгляда на соотношение таких форм познания окружающей действительности, как философия и искусство.

Первый взгляд представлен так называемым рационалистическим направлением, суть которого состоит в стремлении приравнять философию с научным познанием окружающей действительности.

Характерной особенность такого понимания философии является стремление этих исследователей методологии философского знания поставить философию однозначно выше искусства ставили философию выше искусства. Свою опору это мнение находит ещё в работах великого немецкого философа первой половины 19 века – Георга Гегеля. С точки зрения Г.Гегеля, искусство есть не что иное, как этап развертывания Мировой Идеи, равной в логической интерпретации чувственно-эмоциональному выражению бытия. Г.Гегель вообще понимал всё прекрасное исключительно как чувственное выражение идей.

Второй взгляд на проблему соотношения философии и искусства представлен в так называемым романтическим направлением в истории культуры, пришедшимся на рубеж 18 и 19 веков.

Основными представителями этого направления были немецкие философы и поэты-романтики, такие как, например, философ Шеллинг и поэт Новалис. Представители романтического направления не видели границ между философией и искусством, то есть считали, что это в глубине своей онтологической сущности одно и то же.

В качестве противоположного научной философии выступает другой тип философии - философия как искусство. В этом случае правильнее будет говорить уже не о миропонимании, а о мировосприятии, когда отношение Человек - Мир не столько подвергается рациональному анализу, сколько остро переживается, становясь предметом эмоциональноволевого освоения, ибо системообразующим в мировоззрении оказывается чувство. Самораскрытие такого мировоззрения будет осуществляться в творческом акте самопереживания, рождая яркие образы (поэтические, музыкальные и т.д.) и гамму чувств. В этом случае философия становится значительно ближе к области искусства, чем науки, а философ - это скорее Художник, нежели ученый.

Понимание философии как искусства наиболее яркое воплощение получает в творчестве мыслителей эпохи Возрождения, противопоставивших «книжной мудрости» и аскетическим добродетелям Средневековья жизнь во всей ее полноте как высшую ценность, видя свою задачу не столько в том, чтобы познавать ее, сколько в том, чтобы творить ее, руководствуясь идеалом красоты. Такое умонастроение восторженный искатель истины Дж. Бруно назвал героическим энтузиазмом, видя в нем возможность радостного освобождения человека и от официальной догматической религиозности, и от рабства перед ненужными мелочами жизни .

Если в эпоху Возрождения жизнеутверждающее понимание философии как искусства формировалось как антитеза догматической схоластики, то с середины XIX в. такое понимание философии вновь получает распространение, но уже как антитеза абсолютизированной рациональности философии. Представители «философии жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) и экзистенциализма (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) видят задачу философии в поисках и обретении смысла (бытия, жизни, существования), эти мыслители подчеркивают несводимость философии только к логическому, теоретическому познанию. Например, Ф. Ницше был убежден, что философы должны непрестанно рожать свои мысли из своей боли и по-матерински придавать им все: «кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу, рок». М. Хайдеггер предлагает научиться «вслушиваться в голос бытия», истинными хранителями которого он считал поэзию и искусство; А. Камю провозглашает проблему самоубийства в качестве единственной по-настоящему серьезной философской проблемы. По его мнению, «решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» .

Традиция понимания философии как искусства, а философа как Художника - заметное явление и в русской философской мысли, одной из особенностей которой явилась поздняя институализация философии, вследствие чего русская философия преимущественно не была академической, оказалась тесно связанной с устным творчеством (беседы и дискуссии в салонах, кружках), литературой и публицистикой, нередко бравших на себя решение философских задач. Сравнивая философию и науку, например, Бердяев писал:

«В науке есть горькая нужда человека, в философии - роскошь, избыток духовных сил… Философия есть искусство познания в свободе через творчество идей, противящихся мировой данности и необходимости и проникающих в запредельную сущность мира» 1.

Хотя понимание философии как искусства не было представлено в рамках официальной советской философии, и в советский период оно имело своих сторонников, прежде всего вне стен университетов и академий. Это была личная, интимная философия частного человека, что вполне соответствовало задачам этого типа философии. Перестройка привела к изменению понимания места и роли философии, в частности, научная философия утратила статус единственного монополиста на обладание истиной, а философия как искусство обрела общественную значимость, заняв место на кафедрах университетов.

Соотношение Философии и науки, искусства, религии. Философия и социокультурный контекст.

На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе.

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных отношений между субъектом и объектом, а рост естественно-научной информации о природе приводил к вызреванию всœеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (о мире в целом и об отношении человека к этому миру) и ответ на него обрел научную форму. История развития философии в плане отношения всœеобщего и частно-научного знания о природе тоже свидетельствует о неразрывной связи Философии и науки. Таким образом на стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития Философское знание оказывалось переплетенным с естественно-научным. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания. Система знания считается научной, если она отвечает специальным критериям: 1)объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2)рациональность , доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3)эссенциалистская направленность - нацелœенность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4)особая систематичность знания - упорядоченность в форме теории. 5)проверяемость – научная истина характеризует знания, кототрые в принципе проверяемы и оказываются подтвержденными. Все отмеченные критерии применяемы к части содержания Философского знания. Таким образом Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и потому она есть наука. Ее предмет - вопросы мировоззрения. Философия есть и естественная наука и обществоведческая дисциплина, т.к. изучает и общество, но при этом она не сводима ни к той, ни к другой.

Искусство и философия . Соотношение искусства и философии исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи пронизывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией. Вопрос о соотношении искусства и философии действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостоящая на всœем этапе развития культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта познания, эти формы духовной деятельности всœе же противопоставимы с точки зрения своих познавательных средств, своей конечной цели и языка. Философия в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-понятийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, которые не предполагают своей рассудочной воспроизводимости. Искусство и философия - это взаимозависимые, но различные формы общественного сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Взаимоотношения между религией и философией исторически изменчивы и разнообразны. В случае если материальная линия философии противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистичной философии неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным данный союз оказался в традициях восточной культуры, в которых не всœегда даже признается различие между философией и религией, как отдельными формами общественного сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия. При этом и в Европейской культуре взаимоотношения между религией и философией неоднозначны. В античности религиозные представления входили в состав философии в качестве ее крайне важного компонента͵ в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя философию.

Действительное расчленение философии и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Была официально принята концепция двух истин . Одна от бога, а другая от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и в связи с этим чел может и должен познавать природу и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в историческую реальность вне зависимости от бога. Впоследствии философия постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религии. Согласно марксизму, религия есть остаточная форма общественного сознания, которая будет сохраняться до тех пор, пока вследствие развития социально-экономических структур общества со стороны других форм общественного сознания и прежде всœего со стороны самой философии не будет предложена система ценностей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религиозных представлений. Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу религии и философии. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносœеологическую и аксиологическую .

Гносœеологические причины вязаны с трудностями истолкования фундаментальных достижений естественных наук конца 20в. Современные теологи подвергают текст библии всœе новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями. При этом основной являетсяаксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - всœе это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями отказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравственную основу, ощутил себя психологически обделœенным в мировоззрении.

3. Предмет Философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Философия - ϶ᴛᴏ всœе сущее во всœей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Стоит сказать, что для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (ᴛ.ᴇ. творческим путем).

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания . Предметом Философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования принято понимать определœенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определœенную эпоху, или область исследования определœенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься, как отдельный индивид, так и целая социальная группа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также изучали проблемы теории познания. Объектом их изучения выступал и сам человек, его ум, чувства, искусство, мораль, религия и т. д. Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрениям и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. Познание - ϶ᴛᴏ деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах. Знание - ϶ᴛᴏ результат познания. Та или иная система знания считается научной, если она отвечает определœенным критериям: 1. Объективность. 2. Рациональность (в научном знании не просто ч-то сообщается, а приводятся необод. Обоснования, по которым это содержание истинно).

3. Системность знания (упорядоченность по осознанным принципам: упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия). 4. Проверяемость (путем обращения к научному наблюдению, к практике, и испытания логикой: научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счете оказываются подтвержденными). Предметная специфика Философии как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Предметом Философии является всœеобщее в системе мир-человек. Эта система распадается на две относительно противоположные., но взаимосвязанные подсистемы-мир и человек. Каждая из сторон подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами делятся на 4 аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всœеобщее в материальном бытии и всœеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Философия - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия выступает в 2-х ипостасях: 1)как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2)как комплекс принципов познания, как всœеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделœение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие - Выработка средств мировоззренческой ориентации человека; Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. К ним относятся: 1)Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.2)Социально-аксиологическая функция . Общественная Философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве. 3)Культурно-воспитательная функция. Знание Философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. 4)Отражательно-информационная функция. Одна из главных задач Философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функции - Выработка общеметодологических принципов исследования в области всœех частных наук; Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. К ним относятся:1)Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. 2) Координирующая. координирование методов в процессе научного исследования. 3) Интегрирующая. Объединяющая роль Философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность. 4) Логико-гносœеологическая. Она заключается в разработке самого Философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносœеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Задача философии - ответ на вопрос: «Как возможно нечто в качестве упорядоченного? Философия - Мир Возможного, в котором действуют свои правила игры - сверхнеобходимые, - и невозможно случайное, поскольку случайное бывает только в мире «крайне важного» (причинного): поскольку есть «потому что», постольку есть и исключения из этого «потому что», связанные с другим причинными рядами «потому что».

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира.

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, ᴛ.ᴇ. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие - это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие - основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид ), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит ). Бытие противопоставлялось небытию. Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям - миру истинного бытия. Бытие в широком смысле слова - это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всœего, что равно существует, будучи объединœенным всœеобщей связью всœего со всœем, хотя и в различных формах. Выделяют четыре вида бытия: 1 бытие вещей и процессов; 2 бытие человека; 3 бытие духовного, идеального; 4 бытие социального, общественного. Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды. В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, включает в себя воплощенные его мысли и дела, ᴛ.ᴇ. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить данный вид бытия к понятию "социальное бытие". Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека , поскольку он, как живое существо, включен в мир природных тел, ᴛ.ᴇ. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо. Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в силу специфики исторического процесса в определœенный момент становится общественным бытием, принято понимать всœе существующее вне сознания. Отражение материального существования - непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира: 1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; 3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей. Существующие уровни бытия: - существующее возможности (потенциальное бытие) - существующее в действительности (актуальное бытие). Онтология - философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносœеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением. Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике - системе умозрительных всœеобщих определœений бытия. В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелœевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ служило бы философским доказательством истины религии. В новое время (16в.) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всœего существующего. Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчинœенных законам механического движения; духовная жизнь - также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положительное содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносœеологии и логики. Критика О. представителœей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). В западной философии 20в . предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. принято понимать система всœеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. По способу существования бытие разделяется на 2 мира , 2 способа существования : мир физических состояний (материальный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека) . Оба эти мира характеризуются понятием бытия, но их способы существования различны. Физический мир существует объективно независимо от воли и сознания людей. Психический мир, мир чел сознания существует субъективно, т.к. зависит от воли и сознания людей. Способ бытия человека в физическом мире определяется принадлежностью его к психическому миру и наоборот.

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всœеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; наличии у всœех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всœех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд “изнутри” в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству, происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.

Художественным зеркалом ХХ века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше - Г. Гегель), охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как “закат” европейской культуры; голландский культуролог Й. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог Х. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию “дегуманизации искусства”; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационального или идеалистического, типа культуры... Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А. Шенберга и К. Пендерецкого, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Существует ли связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, З. Фрейда и М. Хайдеггера? Безусловно. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако, взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.

Философия и история

Все основные философские идеи имеют глубокие исторические корни. Философия в этом отношении существенно исторична. И понимать это нужно широко. Не только как подход, согласно которому любой философский феномен есть то, что он есть, благодаря своему историческому развитию (изменению во времени). Или, выражаясь по-другому, не только как указание на важность исторического описания для правильного и полного осмысления того или иного предмета философствования.

Гораздо интереснее, глубже и шире здесь по значимости другое - понимание особой роли истории (истории философии) в актуальном или настоящем бытовании философии. Мы, разумеется, не можем назвать ни одной отрасли человеческого знания, которая была бы совершенно равнодушна к своей истории. Историческая канва - это, пожалуй, самое крепкое из того, что реально объединяет все науки и профессии человека. И в то же время история, скажем, в технических науках - это одно, а история в социально-гуманитарных науках, особенно в философии, - нечто совсем другое. Трактор, к примеру, отменяет и перечеркивает соху, действительно отправляя ее на свалку истории. Тракторостроение потому и прогрессирует, что не страдает "традиционализмом", не связано прошлым, что сумело решительно порвать с прадедовскими орудиями и способами возделывания земли.

Но вот литература - что, разве Шекспир перечеркивает Гомера, делает его скучным и неактуальным? Или, допустим, Геродот, "отец истории", он что - окончательно вытеснен современными историками? Да ничуть не бывало. Все они нам интересны и дороги. Как и литература философия не знает "мусорной корзины" истории. Не вся, конечно, только лучшая, выдающаяся ее часть.

То, что остается в истории, то, из чего состоит история философии, - неопровержимо. И тут нам нужно пересмотреть наше прежнее понимание доказуемости науки и опровержимости философии. В историческом плане все выглядит иначе, вернее - прямо противоположным образом. Любое научное положение рано или поздно уточняется и опровергается. Для науки, научного знания это как раз естественно. В пользу же неопровержимости философии говорят следующие соображения. Первое. Любая философия - дитя своего времени. Именно как дитя и именно своего времени философия является необходимым элементом истории, состоявшуюся или свершившуюся реальность которой ни отменить, ни изменить нельзя. История в этом отношении всегда есть и есть как есть. Второе. Философия, как уже отмечалось, имеет дело с вечными проблемами. Ее гениальные прозрения, а только они и составляют историю, несут в себе свет этой вечности и потому тоже даны навсегда. Их постоянно критикуют, по-новому пересматривают, но это не отменяет сказанное. Главное и поразительное здесь другое - сама возможность современной интерпретации. Эта всегдашняя современность или актуальность и есть самое убедительное выражение неопровержимости философии. Здесь опять уместна аналогия с литературой. "Герой нашего времени" Лермонтова остается "героем" и нашего времени. Этот роман по-прежнему заставляет думать, дает пищу для размышлений, доставляет глубокое эстетическое наслаждения и в конце XX века, спустя вот уже более 150 лет после своего выхода в свет.

Философия идет к нам как бы из прошлого. Философские прорывы в будущее носят в целом кумулятивный характер - они питаются энергией, или творческими усилиями, предыдущих поколений ученых. В философское настоящее входит все, что оказывает непосредственное влияние на осмысление событий сегодняшнего дня и ближайшего будущего. Платон, древнегреческий мыслитель, безусловно современен, поскольку он продолжает оказывать активное влияние на наше социальное воображение, на разработку нынешних философских и обществоведческих проблем. Попутно заметим, что и говорить о нем, его творчестве, равно как и о других мыслителях прошлого, мы можем как в прошедшем, так и в настоящем времени. И даже само это "Мы" вместо "Я" свидетельствует, помимо всего прочего, о теснейшей взаимосвязи того, что есть, с тем, что было в философии. Есть даже такое мнение, что современная западная философия - не более чем комментарий к философской культуре античности.

Конечно, историю философии не делают историки философии. И нельзя подменять философию в ее современном предметно-проблемном бытии историей философии. Тем не менее нет и не может быть современной философии без истории философии, ее прошлого.

История философии - это ее истоки, ее глубина, ее сквозные категориально-проблемные линии, ее типы - короче, все те традиции, в рамках которых мы продолжаем биться над разрешением извечных проблем человеческого бытия.

Философия возникла примерно в одно и то же время (VIII-VII вв. до н. э.) в трех культурных центрах - Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. Эта историческая одновременность, однако, не исключает значительных расхождений в их видении мира и места человека в нем. Древнекитайская культура развивалась под знаком нерасторжимого единства философии, морали и политики, философии и житейской мудрости. Для древнеиндийской культуры была характерна органическая сращенность философии с религией. Древнегреческая же культура поощряла и развивала непосредственную связь философии с научным знанием, его критериями, нормами, идеалами. Вот эта ориентация на научное, так или иначе проверяемое знание, демократизм общественной (полисной) жизни, а также безусловная талантливость народа Эллады и были, видимо, теми обстоятельствами, которые обусловили появление первых классических форм философствования в данном, древнегреческом, центре мировой истории. Именно в Древней Греции впервые произошло выделение философии в особую, предметно самостоятельную сферу духовно-культурной деятельности человека.