Понятие необходимости и случайности. Их взаимосвязь

Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях.

Различие между необходимостью и случайностью заключается в том , что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту.

Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него.

Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо.

На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Не существуют они в чистом виде, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой, не любой, а соответствующей его идеалу. Но встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности, когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен. Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей.

Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями.

Связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами:

1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей,

2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул.

В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям.

Билет №6

    Философия Аристотеля.

По мнению Аристотеля, все вещи, процессы и явления, существуют благодаря четырем началам, или причинам.

Первая из них – формальная причина, или форма. Формой он называл сущность бытия каждой вещи.

Второе начало мира – материальная причина, или материя. Он различал первую материю – полностью неоформленную, бесструктурную массу и последнюю материю в виде 4-х стихий – воды, воздуха, огня и земли – уже слегка оформленную, возникшую из первоматерии и служащую непосредственно материалом для вещей.

Третье начало мира – целевая, или конечная, причина, отвечающая на вопрос «для чего?» Аристотель полагал, что всё в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Такое мировоззрение называют телеологичным.

Четвертое первоначало Аристотель находит в движущей причине. Он отрицает самодвижение, и считает, что движущееся должно приводиться в движение только чем-то внешним. Одни тела движут другие, а перводвигателем служит Бог.

По Аристотелю , вещь обладает всеми четырьмя причинами и в деятельности человека имеются все 4 причины. Но он был не прав в том, что это относится ко всему миру и всем его процессам. Здесь Аристотель допустил антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы.

Все 4 причины, по Аристотелю, извечны. Но сводимы ли они друг к другу? Материальная причина не сводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины сводятся, в конечном счете, к одной, и таковой триединой причиной служит Бог. Аристотель ввел такой термин как теология – учением о Боге.

МОЖНО НЕ ГОВОРИТЬ . (Таким образом, в целом учение Аристотеля это объективный идеализм и это – идеализм дуалистического толка (т.е. 2 начала материя и форма)).

ДЛЯ ОБЪЕМА МОЖНО И СКАЗАТЬ! (В своих космологических взглядах Аристотель стоял на позициях геоцетризма. Типо космос, как и Земля, имеет форму шара. Он состоит из множества оболочек, к которым прикрепляются небесные тела, ближе всего нах-ся сфера луны, потом солнца, потом планет и потом сфера звезд. Все небесные тела состоят из эфира – материи надлунных сфер; эфир – 5ая стихия, которая не существует на земле).

Свое учение о форме и материи Аристотель использовал в психологии : душа является формой по отношению к телу, оживляет его и приводит в движение. Душа – посредник между Богом и материей. Души присущи растениям, животным и людям. Душа имеет три части: вегетативную, или растительную (способность к питанию), животную, или чувственную (способность к ощущению), разумную (способность к познанию). Растения имеют только первую часть, животные – первую и вторую, человек – все три. В этом учении Аристотеля содержится глубокая догадка о ступенях эволюции свойства отражения (раздражимость – психика - сознание). Вегетативная и животная части души зависят от тела и смертны, а разумная часть души, по Аристотелю, не зависит от тела, бессмертна и связана с Богом, который есть чистый разум.

В своих гносеологических взглядах Аристотель не отрицал значения чувственного познания, более того, он правильно считал его началом всякого познания. В целом процесс познания, по Аристотелю, включает в себя следующие ступени: ощущение и чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, которая служит вершиной познания. В учении Аристотеля впервые наметилась тенденция к пониманию единства чувственного и рационального в познании.

Основным в этико-политических взглядах Аристотеля было определение человека как общественного животного, наделённого разумом. Главное отличие человека от животного – способность к интеллектуальной жизни и приобретению добродетели. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, - писал Аристотель. Он правильно полагал, что человек от рождения не обладает добродетелями (положительными качествами), от природы ему даны лишь возможности приобрести их.

Аристотель различал интеллектуальные и этические добродетели. К первым он относил: мудрость, благоразумие, ко вторым – мужество, справедливость, щедрость, честность, великодушие. Первые добродетели приобретаются путём обучения, вторые – путём воспитания. Аристотель справедливо оспаривал мнение Сократа о том, что якобы никто, обладая знанием о добре, не станет действовать дурно. Одно дело – иметь знание о добре, другое – хотеть им пользоваться. Задача воспитания как раз заключается в переводе нравственного знания во внутреннее убеждение и в действие.

Учение Аристотеля о человеке направлено на то, чтобы личность поставить на службу государству. По его мнению, человек рождается политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Решающую роль, по Аристотелю, в политической жизни играет добродетель справедливости. Аристотель не принял «идеальное государство» Платона, отметив, что целое не может быть счастливо, если все его части несчастливы. По Аристотелю, не только человек должен служить государству, но и наоборот.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформации первых. В хороших формах правление осуществляется в рамках закона, а в плохих – нет. Хорошими он считал монархию, аристократию; плохими – тиранию (возникшую как деформация монархии), олигархию (деформацию аристократии) и крайнюю демократию (деформацию политии).

    Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

У человека имеется три основных способа постижения мира – чувственное, рациональное и интуитивное познание. Исходным моментом общего познавательного процесса служит чувственное познание . Оно осуществляется с помощью анализаторов. У человека имеется 9 анализаторов. Помимо хорошо известных зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного имеются ещё температурный, кинестетический, вестибулярный и висцеральный анализаторы. Например, температурный анализатор с помощью своих рецепторов, расположенных в коже, ротовой полости и во внутренних органах, даёт информацию о температуре внешних предметов и самого организма.

Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрастает. Существует их несколько типов. Приборы-измерители (весы, линейка) дают количественную меру тем параметрам, которые воспринимаются анализаторами, но не измеряются, так как органы чувств лишены эталона для сравнения. Приборы-усилители (очки, микроскоп, звукоусилитель) отображают объекты, не воспринимаемые или плохо воспринимаемые невооружёнными анализаторами в силу их малой чувствительности. Приборы-преобразователи (амперметр, радиометр, камера Вильсона) трансформируют воздействие объектов (например, радиоактивное излучение), для восприятия которых у человека нет органов чувств, в форму, пригодную для восприятия (чаще всего в показания по шкалам и циферблатам). Приборы-анализаторы (электрокардиограф) выявляют структуру и составные части исследуемого объекта или процесса.

Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое и т.п. Ощущение – это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Другой форме чувственного познания – восприятию , которое представляет собой целостный образ предмета, действующего на органы чувств. Третья форма чувственного познания – представление. Оно есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств. Человек обладает способностью оперировать представлениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая способность называется наглядно-образным мышлением, или воображением.

Второй способ постижения мира – рациональное познание . Его же именуют абстрактным мышлением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскрытие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. По степени общности (по объёму) понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол – мебель – материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Суждения и умозаключения – это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, отображаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Умозаключение – это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вывод).

Умозаключения служат высшей формой рационального познания, поскольку именно с их помощью на основе имеющегося знания без обращения к чувственному опыту приобретается новое знание. Представления, понятия, суждения и умозаключения могут образовывать целостную систему знания – теорию, которая призвана описывать и объяснять некоторую сферу бытия. Понятия, выраженные в научных терминах, составляют категориальный аппарат теории, суждения образуют принципы и законы теории, умозаключения – способы обоснования знания в ней с помощью вывода, а представления служат наглядными моделями (например, модель клетки, атома и т.п.).

История европейской философии была отмечена спором между сенсуализмом и рационализмом. Сторонники сенсуализма главным и даже единственным источником знаний признавали чувственное познание. За мышлением сенсуалисты признавали лишь функцию суммирования и упорядочения чувственных данных.

Рационалисты напротив, преувеличивали, а в некоторых случаях и абсолютизировали роль разума в познании. Результаты чувственного опыта они считали либо неистинным знанием, либо поводом для настоящего познания.

С диалектической точки зрения вопрос о том, какое познание важнее – чувственное или рациональное – некорректен. Правомочен вопрос только о функциях этих двух способов познания. Совокупное знание имеет своим источником как чувственное, так и рациональное познание. Первичным из них служит чувственное познание - ощущения и восприятия. Это – единственная связь сознания с внешним миром. Без него познание вообще бы не началось. На основе чувственных данных мышление посредством умозаключений формирует новое, более глубокое знание – знание о микроструктурах, причинах, законах, не воспринимаемых в ощущениях объектах. Таким образом, чувственное и рациональное представляют собой два необходимых и дополняющих друг друга способа познания мира.

Билет №7

    Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).

Одно из 2х основных философских учений в Древнем Китае – даосизм, основателем которого был Лаоцзы. Центральное понятие этого учения – дао. Дао – это Великий Путь для Космоса, Земли и Человека. В то же время дао – это источник, корень всего существующего. Дао существует везде и во всём. Само по себе дао человеком не воспринимается, но оно воплощается в вещах, предметах, растениях, животных, людях и т.д. Таким образом, окружающий нас мир, чувственный мир – это воплощение дао, его китайцы называли “дэ”.

Дэ непосредственно воспринимается органами чувств. В целом мир – единство дао и дэ. Дао постигается не органами чувств, а разумом, мышлением. Познать Дао – значит постигнуть законы природы и научиться соответствовать им.

Даосы в глубокой древности почувствовали возможность возникновения конфликта между обществом и природой. Поэтому их главным жизненным принципом стал принцип у вэй – принцип следования дао, т.е. такого поведения, которое согласуется с природой человека и Вселенной. У вэй – это такое поведение, которое основывается на использовании естественных свойств вещей и процессов и не включает в себя насилие, повреждение природы. Это – способ жизни в согласии с миром. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и даже гибели. Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Это учение оказало большое воздействие на культуру Китая, особенно на его искусство.

Если даосизм рассматривал преимущественно отношение человека ко всему миру и к природе, то второе влиятельное учение в китайской философии – конфуцианство – поставило главным предметом отношение человека к обществу, государству и семье. Основателем этого учения был Конфуций. Исходной для Конфуция была концепция «неба» и «небесного веления». С мечтой упорядочить жизнь общества Конфуций и создаёт своё учение.

Важной его частью служит представление о «благородном муже» – идеале человека – цзюнь-цзы . Последний должен обладать двумя важнейшими качествами: гуманностью и чувством долга . Он должен быть добрым и справедливым по отношению к низшим, почтительным к старшим и высшим.

Основой гуманности Конфуций считал «сяо» сыновнюю почтительность . Здесь конфуцианство опиралось на древнейший в Китае культ почитания предков. Смысл сяо в том, что почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.

Успех конфуцианства в большой степени был обусловлен тем, что Конфуций, мечтая «сплотить Поднебесную в одну семью», предложил распространить принципы отношений в большой сложной семье на всё общество и осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли».

Одна из основ социального порядка, по Конфуцию, - строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь, - это непререкаемый авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле и слову – это элементарная норма для младших и подчиненных, как в государстве, так и в семье. Однако это не означало, что «старшие» могли допускать произвол и несправедливость.

После смерти его основателя конфуцианство распалось на 8 школ, важное значение из которых имели две. Одна из них – школа Мэнцзы , тяготевшая к идеализму. Его нововведением был тезис об изначально доброй природе человека, которому даны Небом (врождены) человеколюбие, справедливость, благонравие, знание добра. Небо определяет судьбы людей и государства, император – сын Неба. Образование позволит человеку познать себя, Небо и служить ему. В своей концепции гуманного управления страной Мэнцзы обосновывал идею о главенствующей роли народа в обществе и подчинённой роли правителя , которого народ вправе сместить, если он не отвечает нужным требованиям.

Основатель другой школы – Сюньцзы , тяготевший к материализму, рассматривал Небо не как верховного владыку и управителя, а как совокупность естественных явлений. Сюньцзы отвергал существование мирового творца, он полагал, что возникновение и изменение всех явлений происходит согласно естественным законам по кругу и объясняется взаимодействием двух сил: положительной – «ян» и отрицательной – «инь».

Поступки людей, по Сюньцзы, не определяются небесной волей, её нет в действительности, всё зависит от самих людей. Человек же, по мнению Сюньцзы, по природе зол, он рождается завистливым и злобным; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона, и тогда он станет добродетельным.

Конфуцианство имеет сильную и слабую стороны. Последняя заключается в чрезмерной консервативности учения, препятствующей становлению новых, более целесообразных, форм жизни. Сильная же его сторона состоит в том, что оно несёт многие здоровые нравственные принципы: преданность своим семье и народу, почтительность к родителям и старшим, великодушие, правдивость, трудолюбие, человечность.

    Медицина как наука, её основные категории (норма, патология, здоровье, болезнь).

Медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

Задача медицины – не давать возможности болезни превращаться в действительность.

Основные функции медицины. Изначально, в ходе зарождения медицины она выполняла 2 функции – диагностики и лечения болезней. Когда медицина стала уже развитой наукой, у неё появилась 3-я функция – профилактика (предупреждение) болезней и укрепление здоровья.

Трактовка нормы в разное время была неодинаковая.

1) В средние века под нормой понимались такие показатели организма, которые обусловлены мировым разумом. Считалось, что мировой разум служит творцом всего окружающего мира, он его гармонизирует, устанавливает во всём правильные отношения, в том числе и в организме человека.

2) В 1й половине 20 века понятие нормы изменилось: норма - такие показатели организма, которые медицинское сообщество договорилось считать нормальными, т.е. норма – это результат соглашения между медиками. А объективно (т.е. независимо от сознания врачей) норма, согласно конвенционализму, не существует.

3) Сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы. При такой трактовке считается, что норма имеет объективный характер, а её сущность выявляется на основе диалектического закона перехода количества в качество и философской категории меры.

4) В биологии и медицине философской категории меры соответствует понятие нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Мера это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано, во-первых, с тем, что норма индивидуальна, и норма одного человека может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого. И, во-вторых, норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, и других составляющих образа жизни.

В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни.

Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни.

Жизнь существует в двух формах – в форме здоровья и форме болезни . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Можно определить здоровье как состояние, при котором показатели организма и личности соответствуют норме. Такое определение является правильным, но слишком бедным: оно не говорит о том, в чём это состояние заключается.

Более богатое определение здоровья можно дать, если использовать мысль Маркса о том, что «болезнь есть стеснённая в своей свободе жизнь», а также принять во внимание, что способом существования человека служит деятельность. Именно через различные виды деятельности человек выполняет свои социальные функции – функции обучения, повышения квалификации, самосовершенствования; трудовые функции; родительские функции; гражданские, супружеские и дружеские функции.

С учётом сказанного, можно дать такое определение: здоровье – это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции.

Билет №8

Среди многообразных явлений природы и человеческого общества есть и такие, которые не вытекают с необходимостью из закономерного развития данной вещи или данного ряда событий, которые могут случиться, а могут и не случиться, могут произойти так, но могут произойти и иначе. Это случайные явления.

Например, град, повредивший посевы, является случайным по отношению к труду земледельцев и закономерностям роста растений.

Вокруг проблемы случайности в науке велось немало споров. Из правильного положения о причинной обусловленности всех явлений в природе и человеческом обществе многие ученые и философы делали неверный вывод о том, что в мире есть только необходимость, а случайных явлений нет. Случайность, с их точки зрения, - это субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего мы не знаем.

Такой взгляд глубоко ошибочен, потому что здесь отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Верно, что нет в мире беспричинных явлений; верно, что и случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Возьмем такой пример. Поезд сошел с рельсов и потерпел крушение. Мы можем узнать причину крушения, например плохое крепление рельсов к шпалам, которого не заметил обходчик; тем не менее крушение является случайностью, а не необходимостью. Почему? Потому что оно было вызвано обстоятельством, не вытекающим из закономерностей движения поездов по железным дорогам, поскольку технически вполне возможно создать условия, при которых крушении не будет.

Отрицание объективной случайности ведет к выводам, вредным и с научной и с практической точки зрения.

Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается неспособным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. Как говорил Энгельс, сама необходимость низводится при таком взгляде на уровень случайности.

Для правильного понимания необходимости и случайности нужно видеть не только различия, но и связь между ними. Этой связи совершенно не понимает метафизика, для которой необходимость и случайность - это противоположности, не имеющие друг с другом ничего общего. В противовес метафизике материалистическая диалектика доказала, что неправильно абсолютно противопоставлять случайность необходимости, рассматривать случайность изолированно от необходимости, как поступают метафизически мыслящие люди. Никакой абсолютной случайности нет. Есть только случайность по отношению к чему-либо.

Неверно думать, будто явления могут быть либо только необходимыми, либо только случайными. Любая случайность содержит в себе момент необходимости, точно так же как необходимость прокладывает себе дорогу сквозь массу случайностей. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение. Следовательно, случайности имеют место и внутри необходимого процесса.

Приведем пример. С переходом к зиме в северных широтах наступают холода, выпадает снег. Это необходимость. Но в какой именно день температура опустится ниже нуля и выпадет снег, каким будет холод, сколько выпадет снега и т. д. - все это является случайным. В то же время в этих случайностях проявляется необходимость, ибо и холод и снег - обязательные признаки нашей зимы.

В приведенном выше примере с поездом, сошедшим с рельсов, крушение было случайностью. Однако если на железной дороге плохая организация, слабая дисциплина, низкая квалификация работников, то аварии из редкой случайности становятся необходимым результатом неудовлетворительной работы дороги. Конечно, и в этом случае конкретные обстоятельства той или иной аварии, а также место и время их происшествия остаются более или менее случайными.

Случайности, далее, оказывают влияние на ход развития, необходимого процесса, они могут ускорять или замедлять его. Очень часто случайности в ходе развития настолько включаются в необходимый процесс, что сами превращаются в необходимость. Так, согласно теории Дарвина, незаметные случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и приводят к изменению вида. Случайные различия, таким образом, превращаются в необходимые признаки нового вида.

Сказанное свидетельствует о том, что необходимость и случайность не отделены друг от друга непреодолимым рвом, они взаимодействуют, переходят друг в друга в процессе paзвития.

Из связи случайности и необходимости следует, что и случайные явления также подчиняются известным закономерностям, которые могут быть изучены и познаны.

Так, например, статистикой установлено, что в США средняя продолжительность жизни белых выше, чем негров. Эта закономерность не означает, что всякий белый живет дольше всякого негра. Некоторые белые умирают молодыми, а некоторые негры доживают до глубокой старости. Но в среднем, в массе, указанная закономерность действует, и в ней находят свое выражение тяжелое положение негров в США, расовая дискриминация, худшие условия жизни, более низкая заработная плата и т. д.

Закономерности, которым подчинены случайные явления, обобщены в ряде научных теорий, в частности в математической теории вероятности.

Понятие необходимого и случайного

Познание причинности является началом выведения необходимости как общей категории и формы бытия. Если рассматривать причинно-следственные связи, то можно заметить, что причина возникает первично, вследствие чего наступает итог.

Замечание 1

В том случае, когда отсутствует причина, будет отсутствовать и следствие.

То есть, человек обнаружил, что связь причины и следствия имеет необходимый и неотъемлемый характер. Так как понятие необходимости формируется базируясь на исследованиях категории причины и на основе понимания важности неразрывной причинно-следственной связи, отдельные мыслители отождествляют с причинностью саму необходимость. Тем не менее, необходимость и причинность являют собою два разных понятия, которые затрагивают две разные стороны действительность. В реальности же, категория «причинности» будет отражать обусловленность определенных форм бытия посредством других, их генетические корни. Понятие «необходимости» является отражением неизбежности проявления определенных свойств и связей при сопутствующих благоприятных условиях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Необходимость и случайность 430 руб.
  • Реферат Необходимость и случайность 230 руб.
  • Контрольная работа Необходимость и случайность 230 руб.

Таким образом, необходимым являются те связи и свойства, которые имеют определенную причину своей экзистенции и обусловлены внутренней природой материальных образований.

Определение 1

Связи или свойства, которые имеют причину своего бытия в ином, то есть, которые обусловлены факторами внешнего воздействия, являются случайными .

Определение 2

Необходимость является одним из аспектов внутренней стороны явления или предмета. Случайность же является выражением внешних свойств и признаков материальных образований, так как она непосредственно связана обстоятельствами и условиями бытия этого явления или предмета.

Критика идеалистических и метафизических воззрений на необходимость и случайность

Как правило, идеалисты не берут во внимание объективность необходимости. Они полагают, что необходимость является важным элементом только создания, так как это всего лишь его форма, свойство и методологическое требование.

Материалисты же рассматривают и утверждают объективное наличие необходимости, так как это одно из всеобщих свойств вещей и взаимосвязей предметов. Тем не менее, признавая логическую необходимость отдельные материалисты не считают, что случайность является объективным. Они полагают, что она создана лишь для прикрытия неосведомленности в определенных вопросах и делах.

Замечание 2

Когда человек не ведает причины определенного процесса или явления, или не может просто объяснить это явление, он объявляет его случайным.

Диалектика необходимости и случайности

Случайность и необходимость очень тесно переплетены между собой. По своей сущности, данные категории являются противоположными, но в системе категориального аппарата они нераздельны и выступают в единстве. Данное соотношение случайности и необходимости было произведено в высказывании Ф. Энгельса, который утверждал, что случайность является формой проявления необходимости. В одном из своих писем он писал:

«Люди сами творят свою историю, но до сих пор они делали ее, не руководствуясь общей волей, по единому общему плану, и даже не в рамках определенным образом ограниченного, данного общества. Их стремления перекрещиваются, и во всех таких обществах господствует поэтому необходимость, дополнением и формой проявления которой является случайность».

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ – соотносительные философские понятия; необходимым называют явление, однозначно детерминированное определенной областью действительности, предсказуемое на основе знания о ней и неустранимое в ее границах; случайным называют явление, привнесенное в эту область извне, не детерминированное ею и, следовательно, не предсказуемое на основе знания о ней. Обычно необходимость играет главную, а случайность – второстепенную роль.

От необходимости как конкретного объекта отличают необходимость как мировой принцип. Он был осознан уже в религиозных мифах – учениях о карме, дао, судьбе и т.д. С возникновением науки необходимость по существу слилась с ее предметом: наука – это познание необходимости.

«Необходимость» и «случайность» – относительные понятия. Они имеют смысл, если указана область их определения – фрагмент действительности, по отношению к которому исследуемый объект идентифицируется как необходимые или случайные. В повседневном и научном мышлении такой фрагмент обычно конечен и в пространстве, и во времени. Это порождает трудность, зафиксированную И.Кантом: однозначная детерминация сама по себе не делает явление необходимым: породившее его явление само может оказался случайным и т.д. Есть два способа преодолеть эту трудность. Первый – постулировать в начале причинного ряда безусловно необходимую первопричину. Второй – осуществить предельный переход, т.е. расширить область определения необходимости и случайности до бесконечного в пространстве и времени мира в целом. Все события в таком мире мыслятся как однозначно детерминированные (разрывы в каузальных цепях исключаются). Лаплас описывал такой мир на базе механицизма, но в принципе он представим и на любой другой основе. Т.Липпс, напр., защищал его в рамках идеализма. Отождествление области определения необходимости и случайности с миром в целом ведет к радикальному изменению этих понятий. Трактовка случайности как привходящего здесь теряет смысл, ибо ему неоткуда привходить. Поскольку любое явление в лапласовском мире однозначно предопределено всей его бесконечной предшествующей историей, оно не может быть иным и, значит, необходимо. Всеобщность при этом перестает быть признаком необходимости: однозначно детерминировано и, следовательно, неустранимо любое явление, в том числе и уникальное. Исчезает и третий атрибут необходимости – предсказуемость, если в роли предсказателя рассматривать человека: учесть все бесконечное количество факторов, делающих любое явление необходимым, он не в состоянии. И поскольку необходимость – это прежде всего предсказуемость, а случайность – непредсказуемость, практически различить их становится невозможно.

Но предсказуемость восстанавливается вновь, если в роли предсказателя выступает всеведущее существо (его называют демоном Лапласа). Для него необходимо, т.е. однозначно детерминировано, неустранимо и предсказуемо, любое явление. Демон Лапласа – не голая фикция, а идеализация, аналогичная идеализации движения без трения. Чем шире область определения необходимого и случайного, тем больше детерминирующих факторов учитывается и тем больше объектов идентифицируется как необходимые и меньше – как случайные.

Дискуссионным остается вопрос, действуют ли динамические законы и, следовательно, существует ли необходимость в лапласовском смысле на квантово-механическом уровне. Напр., А.Эйнштейн утверждает, что «Бог не играет в кости», т.е. что первичны динамические, а не статистические законы. Из принципов лапласовского детерминизма следует, что случайность – это понятие, отражающее не объективное положение вещей, а неполноту нашего знания о нем. Опровергнуть такой взгляд можно лишь одним способом: постулировав разрывы в каузальных цепях, т.е. перейдя от последовательного детерминизма к индетерминизму. Так возникает представление о спонтанном, ничем не детерминированном начале причинного ряда, причине, не являющейся ничьим следствием. Кант называл такие причины свободными. Не каждая из них случайна – Бога считают свободной, но не случайной причиной. Но только среди свободных причин можно найти не субъективную, а объективную случайность, непредсказуемую не в силу исторической ограниченности наших знаний, а по своей природе.

Новые надежды на обнаружение объективной случайности породила синергетика. Она придала принципиальное значение тому обстоятельству, что в точке перехода объекта в новое качество (в точке бифуркации) чаще всего существует не одна, а множество возможностей. Для превращения одной из них в действительность необходимо внешнее воздействие, подчас ничтожное по сравнению с событием, которое оно порождает (лавину в горах может вызвать даже громкий звук). Случайность выполняет при этом две функции; во-первых, «выбирает» одну из имеющихся возможностей и, во-вторых, запускает процесс ее превращения в действительность. Несопоставимость масштабов «пусковой» причины с масштабами следствия порождает надежду, что именно здесь, в точке бифуркации, сцепление причин и следствий разрывается и возникает объективная, подлинная случайность. Но ничто не дает нам оснований утверждать это, за исключением того факта, что мы не можем предсказать бифуркацию. Синергетика лишь конкретизирует задачу опровержения лапласовского детерминизма, но не решает ее.

Необходимыми в научном и обиходном познании называют не только объекты, однозначно детерминированные фиксированными условиями, но и сами эти условия. Необходимость – это то, что является предпосылкой для получения искомого результата, то, без чего этот результат невозможен. Такое понимание необходимости имеет строгий смысл в логике и математике, где выступает в паре с достаточностью. См. Случайность .

В предшествующие десятилетия в СССР и странах Восточной Европы в философских исследованиях и учебных курсах диалектического материализма значительное внимание уделялось категориям необходимости и случайности, возможности и действительности, сущности и т.д. Настало время непредвзято ответить на вопрос о правомерности использования этих категорий в философии и частных науках.

Что понималось под необходимостью, случайностью и возможностью в философии диалектического материализма? В работах «Понятие» , «Понятие как форма мышления» , «Логика как часть теории познания и научной методологии» Е. К. Войшвилло описывает понятия сущности, существенных и необходимых признаков. Все признаки предметов некоторого вида Е. К. Войшвилло делит на случайные и неслучайные. Случайные признаки обусловлены внешними обстоятельствами, неслучайные не обусловлены внешними обстоятельствами. Неслучайных признаков предметов некоторого вида (родовых неслучайных признаков) бесконечное множество. Это, так сказать, признаки «сами по себе». Человеку на определенном этапе познания известно конечное множество признаков предметов некоторого вида. Это, так сказать, признаки «для нас». Все неслучайные признаки являются существенными. Последнее утверждение явно Е. К. Войшвилло не выражено, но вытекает из следующего текста: «Множество признаков этого рода [неслучайных. — В.И. ], познанных на том или ином этапе развития знания. Оно всегда конечно, причем в определенных случаях - при относительной завершенности процесса познания предметов на некотором этапе - это множество также представляет собой определенную систему... Одни признаки здесь обусловливают другие, эти последние - третьи и т.д. В силу этих отношений субординации одни признаки системы можно охарактеризовать как более существенные, другие - как менее существенные [разрядка наша. - В.И. . Таким образом, неслучайные, то есть существенные, признаки - это те, которые обусловлены внутренними обстоятельствами, а также те, о которых нам известно только то, что внешними обстоятельствами они не обусловлены. «Среди неслучайных признаков предметов можно выделить совокупность некоторых наиболее существенных (основных) признаков, обусловливающих все остальные, общие для данных предметов... Совокупность основных существенных признаков того или иного вида конкретных предметов действительности называется их сущностью» . И далее: «Сущность предметов того или иного вида составляют обычно признаки, недоступные наблюдению. Они выявляются теоретическим способом именно в результате построения и обоснования теории, объясняющей известные признаки изучаемых предметов. Кстати, именно в процессе построения такой теории прежде всего происходит отделение неслучайных признаков от случайных. Случайные выделяются тем, что не поддаются объяснению и не вписываются в возникающую при построении теории систему» . Что понимается под обусловленностью одних признаков другими? «Из этой совокупности [сущности. - В.И. ] в сочетании с законами соответствующей области действительности могут быть логически выведены все известные общие для данных предметов и неслучайные для них признаки» . Что в объективной действительности соответствует отношению логической выводимости из утверждений о наличии одних признаков утверждений о наличии других «в сочетании с законами соответствующей области действительности»? Этому отношению, по-видимому, соответствует детерминированность одних свойств другими при наличии определенных условий, или же обусловливающие признаки выступают в качестве необходимых условий существования обусловленных признаков, то есть таких условий, без которых обусловленные признаки не могут появиться.

Выделяя в предметах основные существенные признаки и производные существенные (обусловленные основными), Е. К. Войшвилло пишет, что последние можно охарактеризовать как «необходимо присущие» предметам. Первые же присущи предметам фактически и «лишь в некотором тривиальном смысле - ради обобщения - можно говорить о необходимой присущности также и этих признаков...» . То есть фактически Е. К. Войшвилло делит все признаки на случайные и неслучайные-существенные, а последние на основные и производные-необходимые. Основные существенные признаки не являются необходимыми в строгом смысле.

Е. К. Войшвилло критикует «представление о том, что у предметов того или иного вида или даже отдельных предметов имеется некоторая абсолютная сущность», которая является пределом познания этих предметов . «Сущность предметов некоторого качества, т.е. предметов некоторого класса, выявленная на некотором уровне познания, является основой качественной специфики этих предметов, но лишь в той мере, в какой эта специфика нам известна на данном этапе познания. Исходя из этой сущности, мы можем объяснить известные общие, специфические для данных предметов (неслучайные) их признаки. В процессе дальнейшего развития знания о соответствующих предметах открываются новые качества, свойства предметов, которые нельзя объяснить исходя из познанной сущности. В таком случае происходит - в результате поиска нужных объяснений - проникновение в «более глубокую» сущность предметов, открытие таких их признаков, исходя из которых могут быть объяснены все известные ранее и вновь открытые их особенности. Таким образом, согласно взглядам марксизма, существуют сущности разных уровней или порядков» . Здесь же Е. К. Войшвилло приводит известное высказывание В. И. Ленина о движении познания «от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т.д.» .

Таким образом, с одной стороны, основные существенные признаки не являются необходимыми в точном значении этого слова, а с другой, в конечном счете они обусловлены более глубокой сущностью, которую мы еще не знаем, и в силу этого являются необходимыми.

Каков выход из этого противоречия? Следует либо признать основные существенные признаки необходимыми, либо допустить некоторый объективно существующий предел познания.

Еще одна проблема, которую обсуждает Е. К. Войшвилло, заключается в следующем: является ли сущностью совокупность признаков, или же к ней относятся законы? Он пишет: «Законы согласно известной характеристике В. И. Ленина суть связи, обусловленные той или иной сущностью... Сущность предметов того или иного класса обусловливает характерные для этих предметов свойства. Каждая такая обусловленность явлений является законом» .

Оказывается, что законы функционирования предметов не включаются в их сущность, но представляют собой связи между сущностью и существенными признаками, не входящими в сущность. Сами законы, поскольку они обусловлены сущностью, по-видимому, следует отнести к необходимым связям. Концепция Е. К. Войшвилло представляется наиболее последовательной. Однако ее изучение завершается вопросами: «Правомерно ли все признаки предметов некоторого вида, обусловленные внутренними обстоятельствами, считать существенными?»; «Являются ли основные существенные признаки необходимыми?»; «Могут ли характеризоваться в качестве существенных связи (законы) или же эти характеристики правомерно применять только к признакам?»; «Можно характеризовать законы как необходимые связи или же таковыми являются только признаки?»; «Правомерно ли говорить о сущности отдельного предмета, явления и т.д.?»; «Справедливо ли утверждение о бесконечном движении познания от сущности некоторого уровня к сущностям более глубоким?»

Объем статьи не позволяет рассмотреть другие точки зрения по обсуждаемому вопросу. Представим, по крайней мере, некоторые из них в обобщенном виде.

Под случайными понимается то, что не обусловлено сущностью, а под необходимостью то, что обусловлено ею. Возможными являются обстоятельства, отсутствие которых сущностью не обусловлено.

Методологические принципы формирования обсуждаемых (и других) категорий, как правило, не соблюдаются. Более того, при описании категорий не соблюдаются требования логики к определениям, прежде всего правила ясности и недопущения кругов в определениях. Однако во многих случаях категории поясняются на примерах, особенно из области естествознания и политики; не до конца выяснен вопрос о целесообразности использования обсуждаемых категорий вне философии. Противоречивые мнения на этот счет требуют специального обсуждения.

Указанные в названии статьи категории употребляются в философии с древнего времени. Хорошо известно учение Аристотеля о необходимости, случайности и возможности. Другим примером может служить философия Демокрита. Излагая взгляды Демокрита по исследуемой проблеме, следует ответить на вопрос, признавал ли Демокрит случайные явления. Ответ является положительным. Сошлемся на мнение В.П.Горана. Последний рассматривает свидетельство Аэция, используемое в качестве аргумента в защиту точки зрения о непризнании Демокритом случайных явлений: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Здесь «попросту» (греческое «матэн») - это «случайность». В. П. Горан не считает приведенное свидетельство достаточным основанием, для того чтобы считать, что Демокрит не признавал случайные явления, так как Аэцием это высказывание приписывается Левкиппу, а Феодоретом, тоже приводящим это высказывание, - «сторонникам Демокрита». Иначе говоря, нет уверенности, что это высказывание, безусловно, соответствует взглядам Демокрита. Решающим аргументом в пользу того, что Демокрит не признавал случайности, многие авторы считают высказывание «об идоле случая», явно принадлежащее Демокриту. Приведем его, вслед за Гораном, в переводе А. Р. Маковельского: «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим собственную нерассудительность» . В. П. Горан пишет: «Очевидно, что такое истолкование фрагмента действительно выглядит как весомый аргумент в пользу мнения, будто Демокрит считал случайность фикцией. Но дает ли для этого основание сам оригинал фрагмента, если рассматривать его не изолированно, а в контексте, причем в контексте не только приводимых Дионисием и Стобеем цитат, но и в более широком - контексте всей дошедшей до нас литературы того времени. Если присмотреться к текстам достаточно внимательно, то такого основания нет» . В фрагменте сказано, что Демокрит говорит об идоле случая, обозначая случай словом «тюхэ». Этим словом древние греки обозначали не только случайность, но и судьбу. Горан обоснованно утверждает, что этим высказыванием Демокрит критикует концепцию фатальной судьбы. Таким образом, нет оснований утверждать, что в этом или каких-либо других высказываниях, приписываемых Демокриту, отрицается случайность.

В то же время есть свидетельства о признании Демокритом возможности случайных явлений. Случайным Демокрит называл то, что вызвано внешними причинами и не присуще вещам «по природе», а необходимым - то, что вызвано внутренними причинами и присуще вещам «по природе». Хотя термин «по природе» не является достаточно ясным, можно считать, что «принадлежать по природе» - более сильная характеристика, чем «быть вызванным внутренними причинами».

На основе свидетельств древних авторов, изложенных в книге С. Я. Лурье «Тексты. Перевод. Исследования», других работ С. Я. Лурье, работ В.П. Горана, О.А.Маковельского и др. можно утверждать, что для понимания взглядов Демокрита на исследуемые категории необходимо учитывать его учение об атомах и возможных мирах. Все существующее Демокрит делит на необходимое (существующее во всех случаях) и случайное (существующее не во всех случаях), а последнее на существующее в большинстве случаев (возможное первое), существующее в меньшинстве случаев (возможное второе) и существующее в половине случаев (возможное третье). Необходимыми являются качества, обуслоаленные составом атомов, и в силу этого принадлежащие телам «по природе». Эти качества принадлежат всем телам, состоящим из одинаковых атомов, и принадлежат всегда. Качества, обусловленные способом соединения атомов, не являются принадлежащими телам «по природе», поскольку тела воздействуют друг на друга и расположение атомов в телах от этого изменяется. Эти качества являются случайными, поскольку они принадлежат не всем телам и не всегда. Ясно, почему Демокрит не выделяет следующие возможности: «принадлежащее всем предметам, но не во всех случаях», «принадлежащее не всем предметам (некоторым), но во всех случаях». Такого с точки зрения его учения об атомах быть не может.

Случай 1. Изменение популяции в результате дрейфа генов. Здесь используются следующие понятия. Случайность 1: случайными называются сочетания различных аллельных генов в половой клетке. Случайность 2: случайным образом особи выбирают себе партнеров при спаривании. Случайность 3: случайным образом могут происходить изменения генофонда в небольших изолированных популяциях (дрейф генов). Случайности 1 и 2 обобщаются в одно понятие: случайным является событие, если ни оно, ни его отсутствие не детерминировано ни внешними, ни внутренними факторами. Это случайность (1,2). Такое понятие случайности соответствует третьему понятию случайности Демокрита, случайности как равновероятности.

Случайность 3 можно описать и объяснить посредством теории случайных массовых явлений. Случайное массовое явление представляет собой множество отдельных событий. Американский ученый Д. Пойа в книге «Математика и правдоподобные рассуждения» приводит следующий пример случайного массового явления: «Дождь - массовое явление. Оно состоит из очень большого числа отдельных событий, из падения очень большого числа дождевых капель. Эти капли, хотя и очень похожие одна на другую, отличаются в различных отношениях: в размере, в месте, где они падают на землю, и т.д. В поведении дождевых капель есть нечто такое, что мы должным образом описываем словом «случайное». Чтобы ясно понять значение этого термина, представим себе такой эксперимент. Понаблюдаем первые капли на мостовой, когда начал идти дождь... Сосредоточим свое внимание на двух камнях, которые мы назовем «правым камнем» и «левым камнем». Мы наблюдаем капли, падающие на эти камни, и отмечаем порядок, в котором они ударяются. Первая капля упала на левый камень, вторая на правый, третья снова на правый, четвертая на левый и т.д. без видимой закономерности, например:

л п п л л л п л п л п п л п п

(П для правого, Л для левого). В этой последовательности дождевых капель нет никакой закономерности. Действительно, наблюдая некоторое число капель, мы не можем разумно предсказать, куда упадет следующая капля. Мы сделали выше пятнадцать записей. Глядя на них, можем ли мы предсказать, какой будет шестнадцатая запись, П или Л? Очевидно, не можем. С другой стороны, в падении дождевых капель какого-то рода закономерность существует. В самом деле, мы можем с уверенностью предсказать, что в конце дождя оба наши камня будут одинаково мокры, т.е. число капель, упавших на каждый камень, будет почти пропорционально площади его открытой горизонтальной поверхности. В том, что это гак, никто не усомнится, и метеорологи, конечно, предполагают, что это так, при конструировании своих дождемеров. Все же здесь есть что-то парадоксальное. Мы можем предвидеть, что произойдет в конечном итоге, но не можем предвидеть деталей. Дождь - типичное случайное массовое явление, непредсказуемое в некоторых деталях, предсказуемое в некоторых числовых пропорциях целого .

В логике случайные массовые явления описываются посредством обобщающей индукции через отбор случаев, исключающих случайные обобщения. Методология этой индукции включает в себя ряд принципов. Мы приведем лишь те из них, которые могут объяснить суть явления, называемого дрейфом генов.

В логике и социологии случайное массовое явление (множество всех событий, составляющих явление) называют генеральной совокупностью. В нашем случае это популяция, от которой еще не отделилась часть особей. Множество предметов, выбираемых для исследования, называется выборкой, или выборочной совокупностью. Здесь это часть особей исходной популяции, которая от нее отделилась и может развиться в новую популяцию. Принципы отбора предметов из генеральной совокупности в выборку:

1) должны выбираться предметы из всех подклассов генеральной совокупности; в данном случае для исследования следует выбрать особи из всех подклассов, отличающихся генотипами особей, образующих эти подклассы; поскольку в обсуждаемом случае отбор осуществляет природа, то для того чтобы дрейфа генов не произошло, отделившаяся часть популяции должна содержать представителей всех генотипов;

2) количество предметов, включаемых в выборку из образованных подклассов генеральной совокупности, должно быть пропорционально величинам этих подклассов; например, если по видам генотипов образованы три подкласса, в один из которых входит 1/2 всех особей, а в два другие по 1/4, то и в выборке должна быть половина особей первого генотипа, а вторая половина выборки должна содержать представителей двух других генотипов в равных количествах; если этот принцип «природой не соблюден», то может произойти дрейф генов;

3) необходимо взять оптимальное число предметов для исследования; может, к примеру, возникнуть такая ситуация: исследуем 100 предметов, при соблюдении всех других принципов получаем определенный результат, увеличиваем число исследуемых предметов до 500, результат изменяется, увеличиваем до 600, результат опять изменяется, а при дальнейших увеличениях числа исследуемых предметов изменения результата не наблюдаются.

Что же происходит в ситуации, называемой дрейфом генов? Здесь сама природа как бы «нарушает указанные принципы», по крайней мере какой-то одни из них. Речь, конечно, идет о том, что фактически происходит так, что отделяется слишком малая часть популяции или же в отделившуюся часть популяции попадают представители не всех генотипов, или же представители генотипов представлены не в той пропорции, в какой они содержатся в основной популяции. Результатом этого является нарушение условий воспроизведения генофонда. Условия нарушаются в результате внешних по отношению к исходной популяции воздействий. Таким образом, под случайностью 3 следует понимать нарушение условий воспроизведения генофонда под влиянием внешних факторов (под влиянием изменения условий существования популяции), а в обобщенном виде случайность 3 - это то, что возникает под влиянием внешнего воздействия на познаваемый объект (на особь, предмет, систему и т.д.).

Дрейф генов - случайное явление. Если указанные выше условия и принципы соблюдены, то дрейфа генов не происходит, то есть действует закон о постоянстве генофонда популяции на протяжении ряда поколений - закон Харди-Вейнберга. Заметим, что он имеет место в большой популяции, когда не происходят мутации и действует второй закон Менделя - закон независимого распределения. Говорить о соблюдении приведенных выше методологических принципов, кроме принципа, основанного на законе больших чисел, в этом случае не имеет смысла, поскольку утверждение относится не к выборке, а к самой генеральной совокупности. Закон Харди-Вейнберга действует и в случае отделения части особей от основной популяции, если соблюдаются все указанные условия и принципы. Он констатирует необходимость постоянства генофонда популяции. Как охарактеризовать это понятие необходимости? Природа этого понятия та же, что и понятия необходимости Демокрита: «происходит во всех случаях и всегда». Можно ли говорить о данном понятии необходимости как о понятии того, что обусловлено сущностью системы? Думаем, что можно. Явление - постоянство генофонда на протяжении ряда поколений. Сущность (в данном отношении) - чем это постоянство детерминировано - указанные выше условия и принципы, понимаемые, конечно, в данной ситуации как свойства системы.

Таким образом, случайность (случайность 3) - то, что обусловлено внешними условиями существования системы, необходимость (необходимость 1) - то, что обусловлено сущностью системы. Можно считать эти категории парными. Случайность как равновероятность, как недетерминированность события или его отсутствия - это случайность (1, 2) .

Случай 2. Признаки организма, необходимые или случайные для его выживания. Под организмом понимается популяция, поскольку именно она является эволюционирующей единицей. Системой, относительно которой решается вопрос о необходимости или случайности, является популяция вместе со средой обитания. Условия обитания являются сущностью системы. Необходимым для выживания организмов признаком является такой, сохранение (но не возникновение) которого детерминировано сущностью системы. Это необходимость не по происхождению (необходимость 2). Признак является невозможным не по происхождению, если системой (популяция вместе со средой обитания) детерминирована гибель организмов, обладающих данным признаком. Признак является случайным не по происхождению, если системой не детерминированы ни его сохранение, ни его утрата.

Случай 3. Мутации. Здесь употребляются следующие понятия необходимости и случайности. Необходимыми по обстоятельствам являются мутации, вызываемые искусственным путем, в результате целенаправленного воздействия на хромосомы и гены, то есть необходимостью по обстоятельствам называется явление, существование или возникновение которого детерминировано внешними обстоятельствами. Случайность по обстоятельствам - мутации происходят в результате естественных внешних причин, но не у всех особей, а у меньшинства, и обусловленность не является детерминистической. Спонтанная случайность - мутации, происходящие без видимых причин иногда и только у отдельных особей. (Заметим, что термин «спонтанные» введен биологами.)

Случай 4. Генетическая обусловленность признаков организма. При исследовании названной обусловленности признаков используются следующие понятия необходимости, случайности и возможности. Необходимостью является однозначная детерминация признака генокодом организма. Случайностью является неоднозначная обусловленность признака спецификой генетического материала. Возможными являются признаки, детерминированные неоднозначно генетическими аномалиями. Чаще всего возможности выражаются числами, большими 0 и меньшими 1.

Ответ на вопрос об использовании исследуемых категорий в биологии является положительным.

На основе изложенного можно сформулировать родовые и видовые категории необходимости, случайности и возможности.

Наиболее общее понятие необходимости. Необходимым (свойством, отношением, связью, событием и т.д.) является то, что однозначно детерминировано внутренними факторами вещи, системы и т.д. или внешними обстоятельствами их существования. Используемое здесь понятие однозначной детерминации поясняется на примерах. Так, электропроводность металлов однозначно детерминирована наличием в них свободных электронов, а некоторые заболевания неоднозначно детерминированы генными или хромосомными аномалиями, то есть при этих аномалиях в зависимости от тех или иных обстоятельств заболевание может наступить, а может и не наступить. Неоднозначная детерминированность существует объективно, что, на наш взгляд, показано не только в биологии, но и в других науках, по крайней мере в естественных. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением Ф. Энгельса о том, что неопределенность может быть только познавательной, что вытекает из следующего высказывания классика марксизма-ленинизма: «...Чем свободнее суждение человека по отношению к определенному вопросу, с тем большей необходимостью будет определяться содержание этого суждения; тогда как неуверенность, имеющая в своей основе незнание и выбирающая как бы произвольно между многими различными и противоречащими друг другу возможными решениями, тем самым доказывает свою несвободу, свою подчиненность тому предмету, который она как раз и должна была бы подчинить себе» . То есть при однозначной детерминации соответствующая причина является достаточным условием для возникновения определенного следствия. При неоднозначной детерминации (квазидетерминации) причина является достаточным условием для возникновения одного из нескольких определенных следствий, но какого именно, установить в принципе невозможно.

Синонимом слова «необходимость», употребляемого для выражения общего понятия необходимости применительно к будущим событиям, является слово «неизбежность». Понимание необходимости как неизбежности соответствует как обыденному, так и научному употреблению слова «необходимость».

Как соотносится это наиболее общее (родовое) понятие необходимости с пониманиями необходимости Демокритом, марксистскими философами и биологами?

Демокрит. Необходимым является то, что присуще вещам по природе, а значит (строго), детерминировано внутренними причинами.

Марксистские философы. Необходимым является то, что «следует из внутренней существенной связи вещей»; что обусловлено сущностью вещи; что обусловлено внутренними причинами вещи, явления. (Мы рассматриваем лишь понимания необходимости, входящие, на наш взгляд, в «рациональное зерно» марксистской философии.)

Биологи. Необходимым является признак, сохранение которого детерминировано внутренней сущностью системы (популяции, рассматриваемой вместе со средой обитания); необходимость - это то, что обусловлено сущностью системы; необходимость - это явление, существование или возникновение которого детерминировано внешними обстоятельствами; необходимостью является однозначная детерминация заболевания генокодом организма.

Все перечисленные понятия оказываются видовыми по отношению к наиболее общему понятию необходимости (родовому понятию необходимости), сформулированному выше.

От родового понятия необходимости перейдем к видовым понятиям. Выделяем следующие видовые понятия необходимости.

Классическая (сущностная) необходимость - то, что строго детерминировано сущностью вещи, системы и т.д. Примером сущности может служить генокод организма. Заметим, что известное высказывание В. И. Ленина о движении познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. является верным в ограниченной области познания. Например, по крайней мере в некоторых случаях знание генокода не требует поиска более глубокой сущности организма.

Функциональная необходимость: признак является необходимым, если условиями существования его носителя однозначно детерминировано выполнение определенных функций носителем признака. Примером может служить понятие необходимости не по происхождению, употребляемое в биологии: необходимым для выживания организмов признаком является такой, сохранение (но не возникновение) которого детерминировано внутренней сущностью системы (популяцией, рассматриваемой вместе со средой обитания).

Необходимость по обстоятельствам - явление, существование или возникновение которого однозначно детерминировано внешними обстоятельствами. Примерами такой необходимости являются мутации, вызываемые искусственным путем, то есть путем целенаправленного воздействия на хромосомы и гены. Это понятие применимо и к социальным явлениям.

Сформулируем наиболее общее (родовое) понятие случайности. Случайность - то, что не детерминировано ни внутренними факторами вещи, системы и т.д., ни внешними обстоятельствами их существования или же детерминировано, но не однозначно.

Основные видовые понятия случайности.

Классическая случайность: явление, которое неоднозначно детерминировано сущностью предмета, системы.

Функциональная случайность: признак является случайным, если условиями существования его носителя неоднозначно детерминировано или не детерминировано выполнение определенных функций носителем признака. Примером такой случайности может служить описанная случайность не по происхождению.

Случайность по обстоятельствам - явление, существование или возникновение которого неоднозначно детерминировано внешними обстоятельствами.

Возможность - то, отсутствие чего не детерминировано однозначно ни внутренними факторами, ни внешними обстоятельствами.

Исходя из такого понимания возможности все необходимое является возможным. Видами этой возможности являются возможности, характеризуемые количественно посредством теории вероятностей, то есть при принятии за меру вероятности чисел (рациональных), больших нуля и меньших единицы. Частными случаями возможностей при таком подходе являются обобщения возможностей Демокрита:

B 1 - признак присущ большинству предметов в большинстве случаев;

В 2 - признак присущ большинству предметов в меньшинстве случаев;

В 3 - признак присущ меньшинству предметов в большинстве случаев;

В 4 - признак присущ половине предметов в половине случаев;

В 5 - признак присущ меньшинству предметов в меньшинстве случаев.

Остается ответить на два вопроса.

Первый. Как соотносится описанное понимание случайности с обыденным ее пониманием как малой вероятности того, что, например, событие произойдет? В научном познании вряд ли целесообразно считать событие, вероятность осуществления которого более 1/2, не случайным. Тогда придется признать его необходимым, что неверно.

Второй. Как быть с одним из пониманий возможности (например, одна из возможностей Аристотеля), согласно которому необходимое возможным не является. Такое понимание правомерно, но это уже другая возможность. Для нее целесообразно ввести особое название, от чего в данной работе мы воздержимся.

Какова методологическая роль исследованных и других философских категорий? Как известно, методология - это прескриптивная (предписывающая) часть науки. Методологию составляют принципы, приемы, методы. Философские категории, как и понятия конкретных наук, не являются предписаниями. Почему можно говорить о методологической роли философских категорий?

Категории относятся к мировоззренческой части науки. Они служат ориентиром в познавательной и практической деятельности, обусловливают определенный взгляд на действительность. Философский взгляд на действительность способствует ее более успешному познанию. Система категорий представляет собой как бы сетку, накладывая которую на действительность, создают ориентиры для познания последней. Н. П. Французова пишет следующее о методологическом значении философских категорий: «Для теоретических обобщений особенно важны философские категории, в которых концентрируется опыт предшествующего развития человечества, его познавательной деятельности. Эти категории используются как своего рода логическая сетка, с которой ученый подходит к обобщению полученного материала, как определенная методологическая предпосылка научного исследования, которая помогает ему найти наиболее успешные пути научного познания мира» . Относя категории и другие философские средства познания к субъективным аспектам науки, Н. П. Французова далее пишет: «... Под субъективными моментами понимаются не только иллюзии, заблуждения человека в процессе познания, но и определенные логические конструкции, выступающие с необходимостью как строительные леса при создании теоретических построений, ставящих своей задачей наиболее точное отображение объективного мира и его закономерностей» .

Знание философских категорий способствует наиболее плодотворному общению представителей различных конкретных наук, а также представителей различных отраслей одной и той же науки. Система философских категорий - основа языка межнаучного и внутринаучного общения.

Что касается исследуемых категорий, то знание типов необходимости, случайности и возможности облегчает исследование конкретных явлений, поскольку настраивает на поиск определенных обусловленностей в конкретном разделе той или иной науки. В тех же случаях когда обнаруживаются явления, не подпадающие под описанные типы необходимости, случайности или возможности, задачей науки является разработка новых понятий. Затем эти новые понятия будут использованы философией для обобщения ранее созданных понятий, а затем результаты обобщений будут в свою очередь использованы конкретными науками и т.д.

Французова Н.П. Марксистско-ленинская философия - методология естественных и общественных наук. М., 1969. С.22.