Масоны их цели. Задача и цели масонства

Орден Вольных Каменщиков (масонов, франкмасонов, от французского Franc-Maçon – вольный каменщик) – это традиционный универсальный посвятительный Орден на основе Братства.

Это союз людей свободных и добрых нравов, всех рас, всех национальностей и всех вероисповеданий. Он объединяет тех, для кого сохранение и развитие духовных ценностей человечества является задачей первостепенной важности.

«Масонство» традиционно определяется как «нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами». Но это, одновременно, и школа Нравственности, и Этический Кодекс, и метод Познания. Это подлинно «Королевское искусство» .

Цель Ордена Вольных Каменщиков, т.е. основная духовная задача, которую ставят перед собой и решают Братья, формулируется как «самосовершенствование и просвещение человеков для их улучшения».

Для этого Вольные Каменщики усердно работают в Ложах, духовно совершенствуя себя, подавая примеры нравственности, содействуя просвещению, и проводя широкую благотворительную деятельность.

Личное духовное самосовершенствование каждого и братское единение – стержневые идеи масонства. Это путь к единой вселенской Морали, построенной на идее Добра . К человеческим отношениям, основанным на принципах братства, любви, сотрудничества и согласия. К единой высшей Мудрости , приводящей все разрозненные явления мира к высшей Гармонии .

Долг духовного самосовершенствования повелевает Вольному Каменщику и в личной жизни и в окружающем его мире быть мудрым, добродетельным и справедливым. Он невольно становится достойным и притягательным примером для подражания.

Масонство основано на чувстве единства Жизни и Высшего Нравственного Закона. Правила: «Поступай с другими так, как хотел бы, что бы поступали с тобой» и «Не делай другому того, что не хотел бы, что бы делали тебе» – закон для Вольного Каменщика. Братья должны неукоснительно следовать ему и в Ложе, и в мире профанов.

Вольные Каменщики признают себя Братьями и должны оказывать друг другу помощь и поддержку, даже в случае опасности для своей жизни. Они также обязаны оказывать помощь любому человеку, подвергающемуся опасности.

В неустанных поисках Истины и Высшей Справедливости Вольные Каменщики не признают никаких препятствий и ограничений.

Они абсолютно привержены к уважению личности и свободы другого человека, признают за каждым право на собственное мнение и его свободное изложение.

Они всегда стремятся примирить противоположности и объединить людей на основе всеобщей нравственности и уважения личности каждого.

Они считают работу своим долгом и правом.

Вольные Каменщики обязаны уважать законы и законную власть страны, в которой они живут и свободно собираются. Это просвещенные и дисциплинированные граждане, во всем остальном руководствующиеся императивами своей совести.

Практикуя «Королевское искусство», они уважают традиционные правила, нравы и обычаи Ордена.

Вольные Каменщики узнают друг друга по словам, знакам илёгким прикосновениям, с помощью которых они традиционно общаются в Ложе во время посвятительных церемоний.

Эти слова, знаки и лёгкие прикосновения, также как обряды и символы, составляют предмет нерушимой тайны и не могут сообщаться никому, кто не обладает соответствующим статусом, чтобы их знать.

Каждый Вольный Каменщик волен раскрывать или не раскрывать свой статус, но он не может раскрывать статус Брата.

Вольные Каменщики объединяются между собой, чтобы образовать – согласно масонской традиции – автономные коллективы, именуемые Ложами.

Любая Ложа управляется согласно решениям, принимаемым большинством Мастеров Вольных Каменщиков, надлежаще облаченных, но не может отойти от общих принципов масонства и от законов Послушания, к которому она принадлежит.

Ложи группируются в Великие Ложи – независимые национальные структуры, хранительницы традиции, осуществляющие исключительную и безраздельную юрисдикцию в рамках «символического масонства», т.е. над тремя символическими градусами: Ученик, Подмастерье и Мастер.

Великие Ложи управляются согласно традиции, «Древним обязательствам», а также собственным Конституциям и Законам.

Они уважают суверенность и независимость других масонских структур и избегают любого вмешательства в их внутренние дела.

Они поддерживают между собой необходимые отношения для сплочения универсального Ордена.

Они, по своему усмотрению, заключают между собой договоры и братские союзы, но не признают никакой вышестоящей национальной или международной масонской власти.

Они самостоятельно регулируют свои законодательство и управление, правосудие и внутреннюю дисциплину.

Так, через уважение личности каждого масонского национального образования, автономии каждой Ложи и индивидуальной свободы каждого Брата, сохраняется универсальность Ордена Вольных Каменщиков, дабы между всеми масонами царили Любовь, Гармония и Согласие .

Основопологающие принципы масонства в исторической литературе были сформулированы следующим образом:

  1. У масонов есть опознавательные знаки и слова.
  2. Символическое масонство делится на три градуса.
  3. Легенда о Хираме в третьем градусе.
  4. Братством управляет Великий Мастер, избирающийся из состава братьев.
  5. Великий Мастер обладает правом председательствовать на любом собрании Братства, где бы и когда бы оно ни проходило.
  6. Великий Мастер обладает властью даровать право открытия Ложи и проведения в ней работ.
  7. Великий Мастер обладает правом давать разрешение на посвящение какого-либо брата в какой-либо градус без соблюдения обусловленных традицией сроков.
  8. Великий Мастер обладает правом проводить посвящение в Братство без соблюдения обычной процедуры.
  9. Масоны должны собираться в Ложах.
  10. Когда братья собираются в Ложе, ими должны руководить Досточтимый Мастер и два Смотрителя.
  11. Во время собрания любой Ложи она должна соответствующим образом охраняться.
  12. Каждый масон имеет право на представительство в любых общих собраниях Братства, а также соответствующим образом инструктировать своих представителей.
  13. Каждый масон имеет право апеллировать по поводу решения своих братьев к Великой Ложе или Всеобщей Ассамблее.
  14. Каждый масон имеет право посещать и присутствовать на собраниях любой регулярной Ложи.
  15. Ни один посетитель, не известный присутствующим братьям или кому-то одному из них, не имеет права входа в Ложу, пока не пройдет опрос или экзамен в соответствии с древними традициями.
  16. Никакая Ложа не имеет права вмешиваться во внутренние дела другой Ложи или же присваивать градусы братьям-членам других Лож.
  17. Каждый масон обязан повиноваться масонскому законодательству своей юрисдикции (по месту жительства) вне зависимости от того, состоит он в какой-либо Ложе или нет.
  18. Кандидаты на посвящение в Братство должны отвечать определенным требованиям.
  19. Вера в существование Бога, называемого «Великий Архитектор (Строитель) Вселенной».
  20. Вера в Возрождение к Грядущей Жизни.
  21. Книга Священного Закона является неизменной, незаменимой и неотъемлемой частью убранства любой Ложи.
  22. Признается равенство масонов.
  23. Соблюдается тайна организации.
  24. Основание спекулятивной (умозрительной) науки на оперативных (действенных) началах.
  25. Символическое использование и объяснение терминов данного ремесла ради обучения религиозным и нравственным принципам.

Здесь можно

Именно данной теме, братья, я хотел бы посвятить сегодняшнее свое выступление перед вами. Некоторые братья, принимающие близко к сердцу интересы масонского Братства, посчитали возможным и необходимым, чтобы кто-то высказался на сей счет, дабы устранить успевшее сложиться в обществе неверное представление, укрепить единство и гармонию среди самих масонов и убедить общество в целом в том, что его процветание и прогресс в некоторой степени зависят от процветания и прогресса масонства. Эти братья посчитали, что этим кем-то должен быть я, и несмотря на то, что лично мне не очень хочется говорить на эту тему, принятое мной торжественное обязательство Вольного Каменщика отрезает мне пути к отступлению, заставляя принести свои личные пристрастия и предрассудки в жертву велению долга. Не нуждается в отдельных доказательствах положение, что в Масонском Ордене, как и в любом другом ордене, любом другом обществе – сколь мало и незначительно оно ни было бы, внутренние разногласия, борьба за обладание властью, зависть и взаимные упреки не могут не быть вредны, не могут не замедлять его рост и развитие, не отвращать от него тех, кто с надеждой постучался бы в его двери, пребывай оно в мире с самим собой; не могут не уменьшать и, в конечном счете, не уничтожать приносимую им обществу пользу. Будь это все, что я имел вам сказать, на этом пришлось бы и закончить свое выступление.

Но мы-то с вами, братья мои, не считаем, что это всё. Мы полагаем, что высшие интересы общества, в котором мы живем, и, возможно, общества в гораздо более общем и обширном значении слова, то есть интересы страны и всего человечества в целом неизмеримо страдают от того же, от чего страдает . Мы полагаем, что мир за пределами наших Храмов глубоко заинтересован в поддержании или восстановлении мира и гармонии в этих стенах; что каждый , поощряющий или по природным лености и бесстрастности допускающий в своем присутствии разногласия и ссоры в стенах, отделенных от остального мира покровом наших таинств, есть враг – враг не только Масонского Ордена, но и всего мира, его процветания и развития.
Действительно, мир в целом, государственные деятели и предприниматели, не привыкли придавать особенное значение мирным деяниям, активной деятельности и тихому, но постоянному влиянию, оказываемому на них масонством. Некоторые даже дурно думают об Ордене; для других его достойные устремления становятся поводом для насмешек и издевательств; в то время как в общем и целом общественное мнение сходится на том, что это довольно безобидное и неопасное общество, достойное всяческой похвалы за его благотворительные предприятия, за деяния братской взаимопомощи, однако в общем мало полезное для окружающего мира; мир полагает, что церемонии наши слишком уж вольны, что тайны наши пусты, а мы лишь притворяемся обладающими какими-то истинными тайнами, что наши звания и отличительные титулы смехотворны, что наши разногласия суть всего лишь детские споры о том, «кому водить» в игре в самолично присвоенные титулы и пустые чины, достойные только грустных улыбок мрачных «общественных обвинителей» и грубых насмешек злых остряков.

ВВЕДЕНИЕ

Масонство - интереснейшее явление в истории человечества, которое по- разному и прямо противоположно характеризуют и оценивают историки до настоящего времени. Данная проблема имеет важное научное значение, поскольку история масонства до сих пор составляет специальный и очень сложный предмет исследования, в силу того, что мало сохранилось достоверных источников. Для масонство характерно взаимосвязь мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод возникновению множество предположений о сущности масонство.

Цель данной работы: изучить деятельность и влияние масонства на общество в белорусских землях с конца XVIII по XX в.

Задачи, которые были поставлены во время написания данной работы, следующие:

Изучить организацию, основные цели и принципы масонства

Исследовать деятельность масонских лож на территории Белоруссии (конец XVIII-первая четверть XIX в)

Рассмотреть влияние братьев масонских лож на общество в белорусских и литовских землях в 1825-1920 гг.

Для написания данной работы были использованы следующие методы: метод классификации и систематизации, метод дедукции и индукции, аналитический метод, метод обобщения, метод научной абстракции.

Одной из отличительных особенностей масонских организаций есть то, что они никогда не выступают, открыто, никогда не опровергают, никогда не отвечают ни на похвалу, ни на нападки.

Для написания курсовой работы была использована книга Шведа В.В. "Между Польшей и Россией: общественно-политическая жизнь на землях Белоруссии(1772 - 1863.)" в которой в развёрнутой форме излагается основная сущность и принципы деятельности масонских организаций на территории Белоруссии.

Ряд сведений для выполнения данной работы нами были взяты из "Энцыклапеды ігісторыі Беларусі " в которой отражена история деятельности масонских лож в Беларуси. .

Нами была использованы работа “Путеводитель по тайнам масонства“ С.П. Карпачева . Наиболее обстоятельно в этом исследование даны организация массонства и его сущность. В монографии “Очерки с истории движения свободных каменщиков в Белоруссии“ С. М. Рыбчонка, также использованном для подготовки курсовой работы, анализирует масонство на белорусские землях (конец XVIII-первая четверть XIX в).

Были задействованы нами так же и электронные ресурсы: Беларуская Вікіпедыя / Масонства и Виртуальный сервер Дмитрия Галковского ,где перечислены белоруские деятели масонских лож.

МАСОНСТВО: ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Орден франк-масонов, в наши дни известный во всех странах европейской культуры, ведет родословную от очень скромного по происхождению Лондонского клуба начала XVIII века.

До последней четверти прошлого века термин «франкмасон» противополагали обыкновенно краткому термину «масон», как обозначающий не каменщиков-рабочих (или оперативных масонов, как говорили в Англии), а каменщиков-мыслителей (спекулятивных масонов), по имени только связавших себя с соответствующим ремесленным цехом. В частности в них видели то «рыцарей Храма», скрывавшихся под маской франкмасонов после разгрома их ордена Филиппом Красивым, то группу ученых и философов, вступивших в масонский цех, чтобы скрыть от враждебно настроенного к ним правительства свои гуманитарно-филантропические цели.

Предками современных франкмасонов, носившими это же имя, были несомненно, настоящие каменщики, и добавление к названию их ремесла слова «свободный» (free, frank) имело первоначально профессионально-ремесленное, а не социальное значение. Слово freemason встречается в английских документах начиная с последней четверти XVI века, по наиболее вероятной гипотезе, выдвинутой в 1887 году одним английским архитектором.

Это были известные в Англии в эпоху готического стиля sculptoreslapidumliberorum (первое упоминание - в документе начала XIII века) - «каменотесы свободных камней». «Свободными камнями (Freestones) в отличие от обыкновенных (roughstones) назывались в Англии более мягкие каменные породы, вроде мрамора и известняка, употреблявшиеся для более тонкой, барельефной работы. Путем сокращения длинного термина и произошло, по этой гипотезе, английское слово freemason.

В эпоху готического стиля франкмасонами называлась, во всяком случае, более искусная категория квалифицированных, как сказали бы теперь, строительных рабочих. Позднее, с упадком готического стиля, различие двух категорий каменщиков утратило практическое значение, вследствие чего исчезло представление и о точном смысле обоих терминов: уже в XIV веке цехи каменщиков называются безразлично то просто масонскими, то франкмасонскими.

На сегодняшний день существует множество толкований, что представляет собой масонство. Литература о масонстве предлагает разнообразные определения, сводимые в несколько групп:

* Первую из них можно условно определить как этико-психологическую. Она рассматривает масонство как «состояние души», «изумительную по красоте систему нравственности, завуалированную аллегорией и иллюстрируемую символами», «духовное учение о постоянном самосовершенствовании».

* Вторая группа во главу угла ставит организационный принцип, рассматривая масонство как «религиозно-философское общество», «религиозно-нравственное движение». Очевидно, наиболее адекватно отражает состояние дела синтезирующий подход к определению рассматриваемого явления. О.Ф. Соловьев считает масонство «сплавом определенных организационных и духовных начал ».

Масонство, согласно наиболее распространенному в современной историографии определению, есть не что иное, как «религиозно-философское и политическое течение » . Конечно, масонство, прежде всего, является организацией. Нет масона вне Ордена, вне ложи. Об этих принципах свидетельствуют уставы Орденов вольных каменщиков. Так например, Конституция Великого Востока Франции определяет франкмасонство как «учреждение филантропическое, философское и прогрессивное», устав Великой Ложи Франции -- как «посвятительный Орден, основанный на принципах братства». Конституция Великой Национальной Ложи Франции определяет масонство как «свободную Ассоциацию независимых людей, ставящих своей целью воплощение на практике идеалов Мира, Любви и Братства». Орден вольных каменщиков является универсальным и традиционным посвятительным Орденом, он представляет собой Братство посвященных людей всех рас, национальностей и вероисповеданий, совместно работающих над познанием универсальных принципов бытия и для раскрытия высшего духовного начала в человеке».

В то же время специфика масонства как организации заключается в том, что доступ в нее открыт людям, обладающим определенными этико-психологическими качествами. Как показывает история, объединение лиц было самой различной ориентации: от мистиков и оккультизмов до рационалистов, от верующих до атеистов, от консерваторов до ярых прогрессистов. Тем не менее, вступающие в братства вольных каменщиков должны:

* Иметь намеренье приложить все усилия к тому, чтобы сделать хорошего человека еще лучше, дабы он следовал Божественным законам, стремился к познанию себя и мира;

* Добросовестно использовать время, деля его между почитанием Господа, работой, отдыхом и службой обществу, применяя свои умственные и физические способности наилучшим способом;

Стремясь к высочайшим моральным принципам, масоны должны обладать общественной активностью, так как масонство ставит своей целью совершенствование всего человечества. Цель эта достижима, лишь путем нравственного, физического и умственного совершенствования каждого человека. Препятствием на этом пути являются религия и национальные государства, которые должны быть уничтожены. Не маловажное место в деятельности масонов занимает критика исторических религий и церкви. При этом война с Богом, церковью и духовенством не означает еще отмену религий, веры вообще, а наоборот, масоны создают новую религию - религию гуманитаризма, где место Бога занимает человечество, а старую религию они заменяют новой - морального солидаризма. Существует еще не маловажная задача масонства (наряду с борьбой с религией, религиозной моралью, церковью и духовенством) - это уничтожение национальной государственности.

Масонства видит, и стремиться к конечному идеалу, а именно создать сверх государство. Основными признаками в нем будут являться свобода, равенство, братство и богом которого является человечество (мораль которого не религиозна и в котором разум человеческий будет мерой всех вещей). Осуществление всех этих идей моделируется в рамках масонских лож и в многочисленных обрядах и сложных символах.

Таким образом, можно сказать, что масонство - это и есть философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования:

* масоны принимают в Братство людей любой этнической группы на Земле.

* масоны утверждают, что все люди равноправны. Ценность человека измеряется его достоинствами, а не его происхождением, вероисповеданием, социальным статусом или состоянием.

* масоны уважают веру и идеалы других людей и пытаются быть одинаково добрыми и понимающими по отношению ко всем людям.

* неустанно стремятся к Истине и верят, что ничто не может быть оправданием Лжи.

* относятся к каждому открыто и без предубеждений.

Проявляя милосердие масоны:

* понимают под ним искреннее желание блага всем людям.

* направляют его не только по отношению к масонам и членам их семей, а к каждому человеку и всему обществу.

* направляют на благотворительность столько, сколько позволяет их состояние, и работают безвозмездно для братства.

Наряду с основными этическими принципами выделяют и основные принципы Ордена: Каждый франкмасон подтверждает свою веру в Бога и в бессмертие Души. Франкмасоны твердо верят в свободу вероисповедания. Они верует в то, что как именно он поклоняется Богу, - это его дело, и только его, а как поклоняются Богу другие франкмасоны, - это их дело, и только их. Франкмасонство не предлагает какого-то пути к Спасению. Каждому масону следует искать его там, где он поклоняется Богу, что Братством только поощряется и всячески одобряется.

Поскольку религия и политика так часто вызывают раздоры между людьми, эти вопросы запрещены к обсуждению в масонской ложе. Франкмасонство ищет возможности свести всех людей всех вероисповеданий вместе в Братстве, основанном на взаимном уважении, чтобы совместно трудиться на благо нуждающихся. Если религия масона требует от него жизни, наполненной заботой и помощью людям, менее удачливым в этой жизни, франкмасонство предложит ему разнообразные способы претворения в жизнь его сострадательной страсти. В этом вопросе масонство стремится стать идеальным соратником любой нравственной религии. Франкмасон никогда не должен ставить свои обязанности по отношению к масонству выше своих обязанностей по отношению к своей семье, к Богу и к своей стране.

Миссия, Цели и Ценности Вольных Каменщиков - стать достойными гражданами, соблюдая высочайшие моральные принципы, важнейшими из которых являются равенство, милосердие и честность.

Прямыми предшественниками масонов являлись средневековые каменщики, строители соборов в Западной Европе, от которых и произошло само название братства - "франкмасоны" или "вольные каменщики". Расцвет готической архитектуры высоко поднял авторитет строителей, особенно мастеров и архитекторов. В то время даже бога иногда изображали как Архитектора, прикладывающего к Земле циркуль строителя.

Именно в это время получила особое звучание легенда о Хираме - строителе храма библейского царя Соломона, которая легла в основу таинств масонства нового и новейшего времени вместе с обрядами средневековых строительных лож. В тексте Библии дважды упоминается о Хираме, руководителе строительных работ у царя Соломона. Хирам разделил своих подчиненных (в зависимости от профессиональных качеств и усердия) на три разряда, поставив мастеров над подмастерьями. Каждый разряд получил свой пароль, опознавательные знаки и ритуалы. Однажды подмастерья решили выведать пароль мастеров. Они подстерегли Хирама, когда он вошел в Храм, и закрыли три выхода. Под угрозой смерти подмастерья потребовали от своего наставника назвать им заветное слово, но тот предпочел умереть, но не выдать тайны. Труп Хирама подмастерья зарыли на холме. Через семь дней Соломон, встревоженный исчезновением своего зодчего, приказал девяти мастерам отыскать его. После тяжелых поисков захоронение Хирама, над которым сиял свет, было найдено. Отметив это место веткой акации (она стала одним из символов масонства), мастера вернулись во дворец и сообщили Соломону о горестной находке. Тот велел принести тело Хирама в Храм. Но труп истлел. Восклицание мастера, первым обнаружившего это, - "Труп истлел!" и стало тем паролем, который передавался в масонских ложах от мастера к мастеру. В другом отрывке Библии, где речь идет о Хираме, он называется "сыном вдовы". Отсюда его последователи, каковыми считали себя масоны, тоже стали называться "сыновьями вдовы".

Согласно, этой легенды производятся обряды посвящения в масонских организациях, например: в степень Ученика и Мастера.

Вступление в масонское братство осуществляется по рекомендации уважаемых его членов, после прохождения новичком испытательного срока, который завершался многочасовым пребыванием в кабинете размышлений. Если братья признавали новичка достойным приступить к Духовной Работе, его принимали в ложу в качестве ученика, а иногда сразу в подмастерья.

Ритуал посвящения был достаточно сложным и соблюдался в мельчайших деталях, которые в различных ложах могли различаться. Однако основные элементы ритуала были весьма устойчивыми в течении столетий. Новичку обнажали до колена левую ногу и правое плечо, что символизировало полную открытость перед будущей жизнью и собратьями, завязывали глаза и кружным путем по переходам и лестницам проводили в помещение ложи. При этом он мог подвергаться легким ударам, испытанию огнем, прикосновению шпаг - так испытывали его стойкость и мужество.

В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал "мертвец" - либо один из братьев игравший роль мертвеца либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти - череп, гроб с костями и другие - играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, "нестрашного" ужаса, неизменно притягивающего человека.

Посвящение в степень Мастера: в храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами - символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб Мастера и ветвь акации. Все готово к посвящению Подмастерья в степень Мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень Мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас.

Брат - наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, "погруженный в глубокую медитацию", скитается Подмастерье. Он взыскует Света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени Мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнанны. Подмастерья должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного Мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, так и сейчас - Подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело Мастера, теперь пуст и готов принять Мастера. Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он Хирам. Все братья принимают участие в "пробуждении" мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя Смотрителями, "поднимает" Хирама, накладывая "руку на руку, ступню на ступню, колено к колену, грудь к груди".

Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом Мастере, который приносит присягу. Другие Мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный Мастер возносит хвалы Великому Архитектору Вселенной за то, что "Мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде". Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы "отпраздновать возвращение света и истины". В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.

Описание обряда того времени дает возможность почувствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих, творческих, с богатой фантазией и умом.

Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал Храм, который является символом великой Работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану Великого Архитектора Вселенной Храм есть и символ Мирового порядка. А Мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой Работой над собой должен воздвигнуть Духовный Храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией Храма и модель вселенной, новичок под руководством Мастера начинает Работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека. Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его - тоже есть "Храм Господень".

"Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение - это отражение. Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев" - такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом .

Организационная структура масонства в период расцвета, хорошо показана, на литвинском примере которое выглядит следующим образом (Приложение 1). Согласно приложению 1 Литвинския ложи подчинялись Великому Восходу Польскому, в состав которого входили капитулярные ложи, а так же провинциальная литвинская ложа. Причем последней ложе подчинялись пять символичных лож.

Организационная структура масонского ордена предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе, которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена, которую масоны всегда берегли за тремя замками и за тремя ключами. В сущности, говоря, символика и обрядность - это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим.

Основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное - только последующая надстройка над ними, возведение в них - сопровождались пышными и торжественными обрядами.

Сами масонские степени (ложи) делятся на:

* символические (ученик, подмастерье, мастер),

* средние или капитулярные,

* и высшие или философские.

Так с капитулярных степеней наиболее важная 18-я, розенкрейцерская (Приложение 2). Из философских - степень «кадош», святой - 30-я. Три последних степени считаются административными?; им и принадлежит реальная власть в ордене. Три первых степени составляют так называемое «голубое» (синее) масонство. Степени с 4-й по 18-ю образуют «красное» масонство. «Черное» или философское масонство составляют степени с 19-й по 29-ю. Наконец, так называемые административные степени (30-я - 33-я) образуют так называемое «белое» масонство. В степени с 4-й по 18-ю масоны возводятся капитулом, в степень с 19-й по 30-ю - ареопагом. Ритуальные ученые советы по возведению в степень с 31-й по 33-ю называются соответственно верховный суд, верховная консистория и верховный совет .

Основной ячейкой масонского братства является ложа. Масонская ложа - это целый мир, символическое изображение которого в виде прямоугольника соответствует обозначению вселенной у Птолемея. В то же время это и помещение, в котором собираются братья для своих работ.

Во главе ложи стоит управляющий, или мастер стула (венерабль, председатель).

Остальные должности следующие: 1-й и 2-й надзиратели, секретарь (хранитель печати), ритор, обрядоначальник, казначей, привратник и прочие. Глава целого союза лож называется великим мастером. При наличии многих лож они объединяются в великую ложу, которая, в свою очередь, выделяет для управления ими более узкий по составу Капитул или Директорию. Само устройство великих лож может быть либо иерархическим (шотландское масонство), либо представительным, выборным (масонство иоанновское).

Основная работа каждой степени заключалась в подготовке и принятия брата в свою степень. Символом ученика являлся грубый природный камень, а главное занятие - обработка самого себя, в соответствии своих способностях и сил. Обчесанный кубичный камень являлся символом подмастера.

Каждый год 1 марта (первый день масонского года) происходили выборы администраторов ложи. Избирались они на один год: мастер кафедры, его наместник, хранитель печати, ритор, казначей, судья и елмузник (собиратель милостыни) и т.д. Наместник в основном помогал мастеру, а когда мастера не было, и управлял делами ложи. Следующая должность иерархии ложи - ритор. В его обязанности входило хорошо знать Статут, традиции и постановления ордена, чтобы их отстаивать. Он выступал по каждому делу, давал заключение согласно с правами масонов. Следующие должности - казначей и судья. Под опекой первого находился бюджет ложи и финансовые расчеты. Второй заведовал судебными делами братьев. Последняя должность - елмузник, в его компетенции находились сборы и распределение денег для помощи бедным, навещал больных братьев и на его имя подавались прошения о помощи. Существовало множество других должностей, которые заведовали своим делом обычно в соответствии светским, например, врачи следили за здоровьем братьев, юристы - судьями и риторами, музыканты - директорами или братьями гармонии, служащие канцелярий - секретари и т.д.

Открывается ложа ударом молотка почтенного мастера, побуждающего братьев «к порядку». Взявшись особым образом за руки, они образуют священную масонскую цепь, символ единения братьев всех стран. После этого надзиратель ложи направляется к алтарю и приветствует мастера. Затем он открывает Библию и возлагает на нее угольник и циркуль, символы прямизны и меры. Населенный пункт, где находится ложа, называется обычно «Восходом». «Восходом» именуется, как правило, и высшее масонское правление.

Учредительная грамота на открытие работ носит название Конституции .

Таким образом, масонство - это философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования.

С первых же дней своего существования организация масонов считалась тайной, куда непосвященные не принимались. Они установили ритуал приема в свою организацию и некоторые обряды. Большею частью это были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в Мироздании Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.

Организационная структура масонского ордена предполагает постепенное восхождение братьев к вершинам масонской иерархии по лестнице степеней, в ходе, которого они знакомятся с символикой и обрядностью ордена. В сущности, говоря, символика и обрядность - это своего рода некий мировой язык масонов, понятный только им самим. Основными, базовыми степенями масонства являются только первые три: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Все остальное - только последующая надстройка над ними, возведение в них - сопровождались пышными и торжественными обрядами.

Философия каменщиков

Большинство исторических источников, дошедших до наших дней, свидетельствует о возникновении масонского Ордена как преемника знаменитого Ордена тамплиеров, трагически разгромленного Филлипом IV Красивым в 1312 г. Рассказывают, будто часть уцелевших «нищих рыцарей» организовали новую идеологическую корпорацию под знаменем франк-масонов, что в переводе с французского означает «свободные каменщики». Но если задачей тамплиеров изначально была защита христианских паломников от нападок мусульман, то цель масонов можно охарактеризовать не как насаждение одной религии другую, а мир во всем мире, высший гуманизм через познание великой мудрости и самосовершенствование. В то же время, философия каменщиков схожа с тамплиерской. Хотя первые, по тем же историческим заметкам, и были «в услужении евреев, а исповедовали не бога христианского, а бога иудейского» - по сути, начинания обоих орденов были пронизаны светом и величием, желанием жить в мире, любви и согласии. Путь, ведущий к развитию истинной гуманности и мировой морали, свободы совести и принципа солидарности, одинаково применим для большинства религиозно-философских течений.

Так почему же свободные и почему каменщики? В средних веках тем временем процветала готика - с нее началось строительство величественных, одновременно угрюмых и стремящихся ввысь зданий. Архитекторы и строители пропагандировали идею лучшего будущего, которое ожидает все человечество, передавая свои уверенные на этот счет мысли в творчестве. Масонский Орден начался с организации его строителями, имевшими солидный стаж и посвященными в тайны строительного искусства. Позже, желающие вступить в Орден, но не обладающие никакими специальными навыками и не принадлежавшие к сословию каменщиков, стали продолжателями Божьего дела на земле, поскольку они являлись строителями истинных форм жизни. Масон высокого посвящения, доктор Папюс, в нескольких словах практически полностью раскрыл смысл раннего масонства: «Независимо от света видимого, они (братья) узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергии, — этот тайный свет, освещающий каждого человека, приходящего в этот мир, изображается в виде пятиугольной звезды» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Именно пятиугольная «пламенеющая звезда» как символ человека, излучающего из себя таинственный свет, и стала эмблемой мирового масонства.

Масонская организация, несмотря на свою прочность и количество приверженцев, почти на протяжении всего времени существования оставалась тайной, а вступить в нее могли лишь избранные. «Орден свободных каменщиков, — говорит Тира Соколовская, — есть всемирное тайное общество, поставившее своею целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи». (По определению собственных уставов масонства (§1 конституции «Великого Востока Франции», 1884 г.).

Будучи рассеяны по всему миру, франк-масоны составляли одну ложу франк-масонскую без определенной разницы между масонами разных стран, ибо идеи и цели организации едины и не могли быть разделены географически.

Из воспоминаний Соколовской: «Мечтая о всесветном братстве, они желают видеть Орден распространенным по всей земле. Ложи — это мир» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Характерно, что ложи - помещения, в которых собирались «братья-каменщики», обозначалась продолговатым прямоугольником - знаком, которым до Птолемея обозначалась Вселенная. Сами же ложи служили масонам храмами, и даже более того - они называли Ложу Соломоновым храмом, что означало в их понимании идеальный храм, ведь Соломон предназначал его не только для последователей закона Моисея, но и для людей всякого вероисповедания - всех, кто пожелал бы посетить храм для служения Богу. В Соломонов храм приходили «очистить душу», люди, почувствовавшие за собой «духовный глад», ищущие истины и света.

Отвечая на вопрос об исповедуемой религии, можно отметить, что символы и масонские ритуалы имеют еврейское происхождение. Первоначально, молоток, угольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами, каждый из которых служил напоминанием масону о его обязанности, либо символизировал какое-то положительное качество, которого необходимо достигнуть. В основном то были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели, как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя.

Намного позже, Лун Блан, описывая работу масонов во время революции 1789 г., упоминал следующее: «Повсюду над престолом, где заседал председатель каждой ложи, или мастер стула, была изображена сияющая дельта, в середине которой еврейскими буквами было написано имя Иеговы» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Исконность изначально еврейского происхождения Ордена подтверждает и антимасонский писатель А. Д. Философов. «Первое, что поражает каждого, входящего в масонскую ложу — это имя Иеговы, окруженное лучами и написанное по-еврейски над жертвенником или троном, к которому не прежде должно приблизиться, как пройдя через две ступени, означающих экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее) масонство» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Работами в Ордене вольные каменщики называли совершение различных обрядов, например, прием в Орден профанов и дальнейшее посвящение в более высокие степени, а также неустанное стремление к собственному просвещению и самосовершенствованию.

Структура Ордена

Высшее управление Ордена называлось Востоком, ибо «Восток - это край избрания», святыня и родоначальница высшей человеческой мудрости. Высшее управление, или Восток, как и в наши дни, издавал Конституцию, которая представляла собой особую учредительную грамоту. Конституция выдавалась всем Ложам, во главах которых стояли управляющие Мастера, Венерабли (он же Префекты, Настоятели, Председатели). Наместным Мастером назывался пособник (помощник, заместитель) Управляющего. Другие должностные лица в ложах - это 1-й и 2-й Надзиратели, Секретарь или Хранитель печати, Вития или Ритор, Обрядоначальник, Приготовитель, Вводитель или Брат Ужаса, Казначей или Казнохранитель, Попечитель о Бедных, Милостыне-собиратель или Стюарт и его помощники - диаконы.

Учитывая, что масонство делится на несколько степеней - ученическая, товарищеская и мастерская, - для образования ложи необходима наличность каждой степени в числе трех человек, хотя на практике их было гораздо больше. «Правильная ложа», по Конституции, должна состоять из трех мастеров и двух подмастерьев, или трех мастеров, двух подмастерьев и двух учеников - соответственно, мастер ложи (или «мастер стула»), два надзирателя, церемониймейстер, внутренний и внешний сторожа. Великий Мастер - тот, кому посчастливилось стать управляющим целым союзом лож, - именовался как гроссмейстер. Союз лож, лишенный гроссмейстера и находящийся в другой местности от Высшего орденского правления, считался провинциальным или областным союзом.

Для большего единения и порядка многие ложи, находящиеся неподалеку друг от друга, сливались в единую Великую Ложу или Высшее Управление, которые в последующем заключали друг с другом конкордаты (условия взаимоотношений или договор). Один такой конкордат был даже напечатан в 1817 г. при Александре I-м двумя великими ложами России.

Тайная стихия масонства

Создавать подобную организацию в средние века, пропагандирующую идеи внутренней свободы и веры в лучшее будущее, считалось, как минимум, опасным мероприятием. Среди самих благородных братьев распространялось такое наказание, как смертная казнь, если тайны Ордена предавались перу, кисти, резцу или другому понятному для восприятия инструменту. Все тайные знания передавались исключительно в устной речи, и то после клятвы о хранении молчания. Однако с ростом организации стало невозможным скрыть работу масонов от посторонних глаз, а современное масонство, имея поддержку известных влиятельных людей и вовсе считает себя настолько сильным, что выступает открыто и не скрывает своей работы. Справедливости ради хочется добавить, что при всей общей видимости есть разграничения между внешним и скрытым масонством, проникнуть в недра которого может не каждый смертный.

Что касается самого учения, то все степени масонства тесно связаны одна с другой свыше исходящими приказами власти, а стоящие внизу беспрекословно повинуются невидимой для них воли сверху. Ученик не знает, что делает товарищ, а товарищ не знает о целях и работе мастера. Л. де-Понсен пишет об этом так: «Ученик из высших знает только несколько товарищей и мастера своей ложи, остальные пребывают в неизвестности. Товарищ может бывать везде среди учеников, но для них он только ученик. Мастер может бывать везде среди товарищей и учеников; но бывает он инкогнито: для товарищей — он товарищ, для учеников — ученик. И такая система конспирации проведена во всех дальнейших ступенях — вот почему приказ, изданный сверху, каков бы он ни был по содержанию, автоматически выполняется внизу безответственными орудиями. Только в пределах своей ложи ученик знает несколько масонов высших посвящений своих «семь», т. е. «по классу занимаемой должности», все остальное скрыто от него густой пеленой таинственности» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

Масон посвящается в высшую степень один раз и навсегда, пожизненно. Выбирается он не демократическим голосованием, а Высшей группой - руководством, долго и тайно наблюдающим за ним с целью понять, достоин ли он такой чести. И даже здесь прежние товарищи масона не знают о «повышении» своего сослуживца, т.к. тот официально продолжает посещать ложу на старых условиях.

При приеме в масонство вновь вступающий должен иметь рекомендателей из членов ложи, а также тех, кто может за него поручиться. После этого наступала не менее сложная церемония посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где их уже ожидали специально-приглашенные каменщики. Посвящаемый ступал на начертанные на ковре знаки, не понимая еще масонского значения этих символических фигур. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело -смерти от суда братьев. Далее посвященный зачитывал клятву: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от Ордена тайны знаков, прикосновений, слов доктрины и обычаев франк-масонства и хранить о них вечное молчание. Обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».

Знаком, что посвященный принят в Орден, служил кожаный запон (фартук) и серебряная неполированная лопаточка, ибо «отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», а также пара белых мужских рукавиц как символ чистых помыслов и напутствия вести непорочную жизнь, что является единственным шансом возвести Храм Премудрости. Все ритуалы и символы имели огромное значение для масонов. Линейка и отвес символизировали равенство сословий. Угломер — символ справедливости. Циркуль служил символом общественности, а наугольник, по, другим объяснениям, означал совесть. Дикий камень - это грубая нравственность, хаос, кубический камень — нравственность «обработанная». Молоток служил для обработки дикого камня. Также молоток служил символом молчания и повиновения, веру, а также символом власти, т.к. он принадлежал Мастеру. Лопаточка — снисхождение к общечеловеческой слабости и строгости к себе. Ветвь акации — бессмертие; гроб, череп и кости — презрение к смерти и печаль об исчезновении истины. Одежды масонов изображали добродетель. Круглая шляпа символизировала в определенном смысле вольность, а обнаженный меч — карающий закон, борьбу за идею, казнь злодеев, защиту невинности. Кинжал - это также символ предпочтения смерти поражению, борьбы за жизнь и смерть. Кинжал носился на черной ленте, на которой был вышит серебром девиз: «Победи или умри!»

Сверхгосударство - конечный идеал масонства

Как бы ни были справедливы и благоразумны «братья-каменщики», па пути к утверждению масонского Эдема на земле стояли религия, нация и монархические государства, которые препятствовали соединению всех наций в единый союз. Осторожно и тактично, решительно и верно масоны на протяжении веков подготавливали средневековое общество к действиям по разрушению церкви и авторитарной власти.

Историки пишут, что «Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. В церкви святого Зебальда в Нюрнберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге, в верхней галерее, против кафедры изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу: за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волк с горящей свечей, осел стоял у престола и служил мессу. В Брандербургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В Бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. п.» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»). Вся эта едва ли не языческая символика базировалась на том, что сами масоны были людьми свободомыслящими и, соответственно, преследуемыми церковным фанатизмом, с которым и приходилось бороться все время существования Ордена.

Почти все без исключения философы двух последних столетий, среди которых Локк, Вольтер, Дидро, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением писали против христианской религии. «В течение двух веков, — пишет Нис, — во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз сами ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам, масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков» (В.Ф.Иванов «Тайны масонства»).

К вопросу уничтожения христианской религии как догмы масоны подошли стратегически - они создавали и поддерживали различные секты в самом клане врага. Под видом веротерпимости те вносили ереси и расколы в христианскую церковь. Кстати, реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения именно в масонстве. Масоны были убеждены, что борьба против церкви кончится, когда та окончательно отделится от государства, став частной и общиной организацией. Монархический образ правления, так же, как и господствовавшая церковь, в глазах масонов была неизбежным злом, а сама форма правления терпима лишь до установления более совершенного, республиканского строя. Новая же церковь должна в первую очередь работать на воспитание философское, а не преимущественно политическое. Религия, по глубокому убеждению масонов, должна проповедовать гуманность, свободу и равенство, а не слепое подчинение предрассудкам. Масоны больше не могли признавать Бога, как цель жизни; они создали идеал, которым является не Бог, а человечество.

Так, именно масоны первыми разработали всемирную концепцию демократии. Эта идея в 1789 г. нашла свое выражение в учении английского масона Локка и получила дальнейшую разработку у французских «просветителей» — идеологов революции 1789 г., которые, как известно, принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье и, наконец, Ж. Ж. Руссо на опыте утверждали демократическую концепцию и своей работой создали демократическое движение во всем мире. Характерно, что и «Декларация прав человека» была составлена масоном Томасом Джефферсоном при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году.

Уничтожая все старые устои, именно благодаря масонам идея народовластия и народоправства, а также теория разделения властей — все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету. Человечество выше отечества — вот весь сокровенный смысл масонской мудрости.

В 1884 г. «Альманах франк-масонов» рассказывает о том счастливом времени, когда «республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы».

В июне 1917 г. масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было: «Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задача которого - разрешение конфликтов между нациями. Агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство».

Идея Лиги Наций, также зародившаяся в масонских недрах, - лишь этап к достижению конечного идеала мирового масонства - создание сверхгосударства и освобождение человечества от любого морального, религиозного, политического и экономического порабощения.

Известные масоны в списке Великих Магистров и Гроссмейстеров, руководивших приоратом Сиона: Сандро Боттичелли; Леонардо да Винчи; Исаак Hьютон; Виктор Гюго; Клод Дебюсси; Жан Кокто. К масонским ложам принадлежали великие писатели Данте, Шекспир и Гете. Композиторы - Й. Гайдн, Ф. Лист, В. Моцарт, Ян Сибелиус и др. Энциклопедисты - Дидро, Даламбер, Вольтер; Симон Боливар; вождь латиноамериканской борьбы за независимость; Джузеппе Гарибальди, руководитель итальянских карбонариев; Ататюрк, основатель нынешней Турецкой Республики; Генри Форд, "автомобильный король Америки"; Уинстон Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании; Эдуард Бенеш, бывший президент Чехословакии; Франклин Д. Рузвельт, Гарри Трумен, Ричард Hиксон, Билл Клинтон - бывшие американские президенты; Аллен Даллес, основатель ЦРУ; американский астронавт Э. Олдрин и советский - А. Леонов, политические деятели - Франсуа Миттеран, Гельмут Коль и Вилли Брандт, Збигнев Бжезински, Альберт Гор, нынешний вице-президент США, Джозеф Ретингер, генеральный секретарь Бильдербергского Клуба, Дэвид Рокфеллер, руководитель Трехсторонней комиссии и многие другие.

Исследования конспирологов также показывают, что все вооруженные конфликты последних столетий от военных походов Hаполеона, и все революции, начиная с Французской, финансировались связанными с масонскими ложами банкирскими домами Рокфеллеров, Ротшильдов, Морганов, Вартбургов.

От средних веков до наших дней

Хотя официальной датой появления легального, а не тайного масонского движения принято считать начало VIII века, многие источники указывают на то, что оно было зарождено гораздо раньше. Философия, которая пропагандировалась все это время, настолько универсальна, что она не могла закончиться ничем. К началу XX века обострились противоречия между французскими и англо-американскими масонами и связано это, в первую очередь, с эволюцией масонского учения - наряду с консервативным стали появляться новые, современные формы масонства. Французские масоны в то время все силы отдавали на активную борьбу с клерикализмом и церковью, что повлекло за собой вступление в организацию социалистов, а вместе с ними появились и новые горизонты учения. К 30-м годам XX века от масонства в его чистой форме осталось крайне мало. Когда-то тайное место воспитания, нравственная масонская школа приобретала все более политический характер. Ложи стали служить местом, где встречаются, знакомятся и упрочивают связи, строят политическую карьеру. Упразднились и основные масонские ритуалы, отпали строгость и тайность, а вступление в ложу стало открытым и общедоступным мероприятием.

Пожалуй, одна лишь Германия сохранила традиции старых мастеров, неукоснительно следуя заветам гуманности и терпимости, отдавая все усилия на нравственное усовершенствование. Немецкое масонство в большей степени направлено на сглаживание любых общественных антагонизмов - расовых, классовых, сословных, экономических и др. Той же позиции развития масонства придерживались и английские ложи, осуждая практику французских и американских масонов, переведших старую идеологию в политическое русло. Впрочем, американское масонство скорее обладает религиозно-благотворительным характером, нежели политическим.

Российское же масонство всегда развивалось как часть единого целого - Всемирного Братства Вольных Каменщиков, так что и по сей день традиционно крепки и плодотворны связи российских масонов с братьями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, США. Российские масоны, будучи за рубежом, посещают собрания иностранных лож, равно как и зарубежные - во время пребывания в России, - собрания российских лож. А 24 июня 1995 г. под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была освящена Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 12 мастерских (символических лож), постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России признана регулярной, и с ней установили братские связи Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Германии, Великая Ложа Австрии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Нью-Йорка и многие другие Великие юрисдикции по всему миру.

Так, менталитеты разных стран положили-таки начало конца старому масонству в искажении истинного смысла и формы мирового идеала всех масонов. Хотя в течение всей своей истории делалось множество попыток сблизить различные масонские течения и образовать единую организацию под знаменем Ордена, этого так и не произошло.

Масонство, по-видимому, уходит своими корнями в средневековые ремесленные гильдии, когда представители каждого ремесла имели свою собственную гильдию, защищавшую интересы ее членов.

В обмен на эту покровительственную защиту ремесленник должен был подчиняться строгим правилам. Он должен был служить без оплаты учеником от двух до десяти лет (в зависимости от ремесла), жить и повиноваться мастеру, который его обучал.

С развитием экономических отношений у торговцев возникала необходимость занимать деньги для финансирования долгосрочных или краткосрочных предприятий, и он был готов платить проценты за пользование деньгами.

Церковь осуждала ростовщиков, и ростовщичество разрешалось только евреям, которым запрещалось быть членами гильдий.

Каменщики, в связи с особенностью их ремесла, были странствующими и переезжали из одного большого города в другой в поисках работы. Печати и символы их гильдии изображали инструменты их ремесла, и служили в качестве гарантии мастерства там, где незнание языка было барьером.

На этой основе: секретные символы, ограниченное членство, присяга хранить тайну, взаимопомощь, и т.д., возникло общество, члены которого не были каменщиками как таковыми.
freemasons

Королевское общество (The Royal Society) было основано либо в Оксфорде в 1645 г., как утверждается в книге М. Первера (M. Purver), либо в Лондоне в 1660 г. с намерением покровительствовать рассуждениям, а не слепому принятию аристотелевской мудрости, и среди его членов-учредителей было много выдающихся мыслителей.

Многие из принципов Общества были созвучны с основными идеями Масонства, и многие из его членов-учредителей, действительно, были масонами.

Хотя говорить, что Королевское общество было плодом масонства, или, что его члены считали его чем-нибудь иным, кроме как возможностью "сделать либеральным" научное мышление, было бы, пожалуй, слишком, это является примером того, как невинное, предположительно, проникновение может служить ногой, просунутой в дверь, которая может привести к осуществлению контроля на тем направлением, в котором пойдет это новое учение и мышление.

Доктор Вилкинс (Dr Wilkins), позже избранный главой общества, был зятем Оливера Кромвеля, женясь на его сестре, Робине, уже вдове, когда ей было 62, а он был на двадцать лет моложе. Кромвель и его дядя по материнской линии, Томас Кромвель, уже сыграли свою роль в разрушении религиозного и общественного строя. Томас в отделении английской церкви от Рима, а Оливер в том, что запустил мяч в игру по пренебрежению королевской властью.

В 1717 г. масонство - новая форма культа, резко отличающаяся от различных существующих в Европе вероучений - заявило о своем существовании, очевидно, в Лондоне, и быстро распространилось до Парижа, Флоренции, Рима, Берлина, его умышленно синкретическая обстановка (храм Соломона, знаки и символы) делала его полностью космополитическим и религиозно нейтральным. Ничто не могло лучше поймать ранний дух "Просвещения"..

Эндрю Рамсей, шотландский якобит, сосланный во Францию, который был канцлером французской великой ложи в 1730-х годах, утверждал, что первые масоны были каменщиками в странах, принимавших участие в крестовых походах, которые узнали секретные ритуалы и усвоили уникальную мудрость древнего мира.

По утверждениям немецких масонов, гроссмейстеры ордена узнали тайны и приобрели сокровище еврейских ессеев (Jewish Essenes).

Так или иначе, но "масонство" вырвалось из кокона гильдии каменщиков, и в его новом облике стало привлекательным для интеллигенции. На раннем этапе среди членов масонских лож были торговцы и финансисты, нотариусы и адвокаты, доктора, дипломаты и дворянство: люди со средствами или с прочной репутацией. К середине столетия среди членов были члены французской королевской семьи, Фридрих Великий, муж Марии Терезы, Френсис Лотарингский, и ее сын, Йозеф. Вольтер был приглашен с большой помпой в масонскую ложу в Париже, охочую до знаменитостей.

Один из интересных результатов этих внезапных "обращений"; во многих местах (австрийская империя - это один пример, Португалия - это другой) произошла еврейская эмансипация.

Масонство играло важную роль в американской революции, в особенности ложи, входившие в великую ложу Шотландии. Шотландское масонство расцвело на североамериканской почве. Масоны воевали с обеих сторон в начавшейся войне между колонистами и короной, и хотя нет никакого ясного свидетельства сговора среди масонов противоположных лагерей, тот факт, что британцы совершили несколько странных военных ошибок, возбуждает подозрения.

Неудача сэра Уильяма Хоу (William Howe) в преследовании Вашингтона после его отступления из Нью-Йорка, и преднамеренный провал в 1777 г. попытки соединения сэра Генри Клинтона (Henry Clinton) с армией Бергойнна (Burgoyne), идущей из Монреаля - два самых заметных примера.

Гроссмейстером Северной Америки был Джозеф Уоррен, и кофейня "Зеленый дракон" на Юнион стреет в Бостоне, купленная провинциальной великой ложей, как предполагают, является местом, где одно из ее отделений под названием "Сыновья свободы" замышляло Бостонское чаепитие.

Таким образом, уже тогда начиналось проникновение "скрытой руки", поскольку тайное общество - идеальное средство для осуществления секретных замыслов и контроля. Проникновение, о котором многие из его (ордена) членов не знали.

С момента принятия христианской религии в качестве официальной веры Римской империи, католическая церковь была объектом антигойской деятельности.

Причину не трудно угадать. Христос, сам еврей, осудил контроль Синедриона (Сионских мудрецов, раввинской касты).

Как только Константин объявил христианство государственной религией Римской империи, христианская церковь перестала быть верой с немногими сторонниками, а стала силой, обладающей политической властью, и, таким образом, стала преградой на пути еврейских сил к этой власти. Поэтому прилагались все усилия для того, чтобы ее разрушить.

Было много случаев проникновения в иерархию церкви. Иезуиты или орден иезуитов, основанный Игнатиусом де Лойолой как воинствующая ветвь церкви, был, без сомнения, примером этого. Секретарь Игнатиуса Поланко (Polanco) единственный человек, присутствовавший при его смерти, был еврейского происхождения. Так же, как и Лейнец (Lainez), один из его первых и самых известных новообращённых. Очень скоро молодая иезуитская организация стала притягивать евреев, поскольку она стала силой для осуществления католических реформ и пропаганды, а евреев всегда привлекают центры влияния.

Тамплиеры (Рыцари храма) стали другим объектом проникновения.

Иудаизм, основанный на вавилонском Талмуде и еврейской Кабале, стал фундаментом ритуальных церемоний 33-х степеней масонства шотландского обряда.

"Масонство основано на Иудаизме. Уберите учение иудаизма из масонского ритуала, и что останется?"

Известный раввин Исаак Вис (Isaac) Wis был категоричен в своем выводе:

"Масонство является еврейской организацией, чья история, степени, официальные назначения, пароли и толкования являются еврейскими с начала и до конца".

Уже находясь, вне сомнения, под еврейским влиянием, иудейско-масонское движение в Европе испытало взлет с приходом к власти дома Ротшильдов (Rothschild). Адам Вейсхаупт (Adam Weishaupt), который основал "Орден иллюминатов" в 1776 г., стал основателем ложи Теодор в Мюнхене, он находился в дружеских отношениях и получал финансовую поддержку от Мейера Ротшильда (Meyer Rothschild) , чей клерк Сигизмунд Гейзенхаймер (Sigmund Geisenheimer), работавший в его офисе во Франкфурте, имел широкие связи среди масонов и был членом ложи Великий Восток Франции, называемой также ложей Ле Ауроре Найссант (l"Aurore Naissante). При поддержке Даниэля Итцига (Daniel Itzig), (еврея при дворе Фридриха Вильгельма II), и торговца Исаака Хильдесхейма (Isaac Hildesheim, (который сменил свое имя на Юстус Хиллер (Justus Hiller), он основал Еврейскую ложу (Judenloge).

В 1802 г. старые, упрочившиеся еврейские семьи, включая такие как Адлер, Шпреер, Рейс, Зихель, Эллисон, Ганау (Adlers, Speyers, Reisses, Sichels, Ellisons, Hanaus) и и Голдсмит (Goldsmids) стали членами Еврейской ложи.

В 1802 г.Натан Ротшильд (Nathan Rothschild) вступил в ложу Эмуляция (Lodge of Emulation) в Англии, в то время как его брат Джеймс Ротшильд (James Rothschild) стал масоном 33 степени во Франции.

В 1816 г. Иоханн Христиан Эрманн (JohannChristian Ehrmann), бывший масон из Франкфурта, в своем памфлете "Евреи в масонстве " (Judenthum in der Maurerey) предупреждает немцев, что еврейские масоны Франкфурта хотят создать мировую республику, основанную на гуманизме.

В книге о масонах "Нравы и догма", написанной покойным Верховным Великим Магистром шотландского обряда Альбертом Пайком (Albert Pike), утверждалось:

"Масонство хранит тайны от всех, кроме знатоков и мудрецов, и использует ложные объяснения и мифические интерпретации своих символов, чтобы ввести в заблуждение."

<Приход масонов к политической власти в Израиле относится к 1948 г. Давид Бен Гурион (David Ben Gurion), первый премьер-министр Израиля, был масоном. Каждый премьер-министр был масоном высокого уровня, включая Голду Мейер (Golda Meier) , которая была членом женской организации Ко-масонов (Co-Masons).

Большинство израильских судей и религиозных деятелей являются масонами. Поддерживаемый Ротшильдом еврейский университет в Израиле установил египетский обелиск, символ Свободного масонства в своем внутреннем дворе.

Ложа Бнай Брит (Bnai B"rith) в Нью-Йорке объединена с ложами в Израиле, так же, как и Лига против диффамации евреев (ADL) и Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU), не говоря уже почти о каждом крупном инвестиционном магнате на Уолл Стрит.
Иллюминаты

В восемнадцатом веке появилось другое тайное общество иллюминаты, основанное в l776 г. Адамом Вейсгауптом в Баварии, целью которого было уничтожение существующего общественного порядка и замена его новым мировым порядком.

"...он заявлял, что целью иллюминатов является отмена собственности, социальной власти, национальности и возвращения человеческого рода к счастливому государственному состоянию, в котором оно образовало бы одну семью без искусственных потребностей и бесполезных наук, когда каждый отец является священником и судьей..." Генри Мартин, "История Франции" (Henry Martin- Histoire de France).
Бильдербергская группа

Другим примером "тайного" общества является Бильдербергская группа или Бильдербергский клуб - элита власти. В 1954 г. доктор Джозеф Ретингер, поверенный в делах коммунистической Польши, вместе с принцем Нидерландов Бернхардом, Колином Габбинсом (бывший глава британского Управления специальных операций (Special Operations Executive) и генералом Уолтером Бедель Смитом (бывший американский посол в Москве и директор ЦРУ) организовал эту группу. Ее руководящий совет состоял из Роберта Эллсворта (Robert Ellswort) ("Лазард Фререс" (Lazard Freres), Джона Лоудона (John Loudon) (Н. М. Ротшильд), Пола Нитца (Paul Nitze)("Шрёдер Банк" (Shroeder Bank), К. Л. Сулцбергера (C. L. Sulzberger) ("Нью-Йорк Таймс"), Стенсфилда Тернера (Stansfield Turner)(который позже стал директором ЦРУ), Питера Калвокоресси (Peter Calvocoressi) (Издательство "Пингвин" (Penguin Books), Эндрю Шенберга (Andrew Schoenberg), Дениэла Эллсберга (Daniel Ellsberg) и Генри Киссинджера.

Первая встреча состоялась в отеле де Бильдерберг - отсюда название группы. Лорд Ротшильд (Rothschild) и Лоуренс Рокфеллер (Laurance Rockefeller) собрали 100 мировых денежных магнатов. С того времени группа собирается ежегодно в различных концах света. Ее общепризнанная цель - мировое правительство.

Любое общество, которое осуществляет свою деятельность под покровом тайны, может считаться заговорщическим. Оно может скрываться за номинальным главой, который может знать, а может и не знать об истинных целях организации, которую он представляет, но нет сомнения, что Бильдербергская группа - это группа финансистов и промышленников под командой международного еврейства. И те неевреи, которые принадлежат к ней, являются, либо обманутыми, либо членами, которые руководствуются принципом: "если нельзя победить их, лучше присоединиться к ним".