Словарь терминов по философии
Абсолют (от лат. absolutus безусловный, неограниченный) в философии и религии безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких либо условий (Бог, абсолютная личность).
Абстракция (от лат. abstractio отвлечение) форма познания, основана на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечений от частных свойств и связей.
Агностицизм (от греч. agnostos недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
Акселерация (от лат. acceleration ускорение) ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению предшествующими поколениями.
Аксиология (от греч. axia ценность и logos учение) философское учение о ценностях, теория ценностей.
Альтруизм (от лат. alter -другой) бескорыстная забота о благе других людей, противоположность эгоизма.
Анализ (от греч. analysis разложение)
1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы..
2) научное исследование вообще.
Аналогия (от греч. analogia соответствие) сходство между предметами, явлениями и т.д. Аналогия индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам.
Анархия (от греч. anarchia безвластие) безвластие, безначалие, беспорядок, стихийность, неорганизованность.
Анимизм (от лат. anima душа) у примитивных народов вера в одушевлённость всей природы, в то, что у людей, животных, растений, предметов есть душа.
Античность (от лат. anti q us древний) относящейся к истории, к культуре древних греков, римлян.
Антропогенез (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) становление человека как вида в процессе эволюционного развития.
Антропология (от греч. anthropos человек и логос слово, учение) наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.
Антропоморфизм (от греч. anthropos человек и morphe форма) уподобление человеку, наделение человеческими признаками чего-либо, кого-либо. Антропоморфный человекоподобный.
Антропосоциогенез (от греч. anthropos человек, лат. societas - общество и genesis происхождение) процесс одновременного, взаимообусловленного становления человека и общества.
Антропоцентризм (от греч. anthropos человек и латинского centrum центр) - 1) Воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной. 2) Человек в центре внимания общества, высшая ценность.
Апологеты (от греч. apologia защита) защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.
Апостериори (от лат. a posteriori - из последующего) происходящее из опыта. Априори (от лат . a priori из предшествующего) - 1) Знание, предшествующее опыту, независимое от него, внеопытное знание.
2)Судить, знать заранее, наперед.
Аскетизм (от греч. asketes упражняющийся, подвижник) принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.
Ассимиляция (от лат. assimilatio подобный) слияние одного народа с другим, с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.
Атараксия (от греч. ataraxia -невозмутимость) состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Атеизм (от греч. atheos безбожный) отрицание Бога, неверие в Бога.
Биоцентризм (от греч. bios -жизнь и лат. centrum -центр) - сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство жизни на Земле.
Волюнтаризм (от лат. voluntas воля) - 1) направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия. 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих её лиц.
Воля - духовный акт, способность выбирать, иногда даже наперекор своим интересам.
Всеединство единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.
Гедонизм (от греч. h edone удовольствие) направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.
Гелиоцентризм (от греч. helios Солнце и лат. centrum центр) Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.
Географический детерминизм (от лат. determinare -определять, обуславливать) учение о том, что развитие общества обусловлено географическими факторами (климат, почвы, ландшафт и.т.д.)
Геополитика (от греч. ge Земля и politike государственные или общественные дела) концепция, согласно которой политика государства (особенно внешняя), предопределяется географическими факторами (климат, почвы, природные ресурсы, положение страны и т.д.)
Геоцентризм (от греч. ge Земля и лат. centrum центр) мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.
Герменевтика (от греч. hermeneutikos разъясняющий, истолковывающий) искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Гилозоизм (от греч. hile материя и zoe жизнь) философское учение о всеобщей одушевлённости материи.
Глобализация приобретение процессами и явлениями общепланетарного, всемирного характера.
Глобальные проблемы (от лат. globus -шар) - проблемы, охватывающие весь земной шар и требующие совместных усилий всех стран для их решения.
Гносеология (от греч. gnosis знание, познание) это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гносеологический относящийся к процессу познания.
Гностицизм (от греч. gnosis знание, познание) философский взгляд, допускающий возможность познания мира и достижения истины.
Гуманизм (от лат. humanus человечный)
1) отношение к человеку как высшей ценности.
2) человечность в отношении к людям.
Дарвинизм учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животных и растений путем естественного отбора, теория эволюции природы, основанной на естественном отборе.
Двойственная истина термин, обозначающий учение о разделении философских и богословных истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот.
Деизм (от лат. deus - бог) - философское воззрение, согласно которому
Бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
Демографический «взрыв» - резкое ускорение темпов роста населения в мире.
Деспотия (от греч. despoteia -неограниченная власть) форма неограниченной самодержавной власти, характеризующаяся полным бесправием подданных.
Детерминизм (от лат. determinare -определять, обуславливать) философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
Диалектика (от греч. dialektike искусство вести беседу) философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.
Догма (то же, что и догмат) положение, принимаемое за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.
Догмат (от греч. dogma мнение) положение церковного вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критики.
Догматизм схематически окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий, места и времени.
Доиндустриальное общество еще называют традиционным, где определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами.
Доминирующая культура разновидность культуры содержит своего рода культурные универсалии данного общества, т.е. ценности и нормы большинства людей .
Дуализм (от греч. dualis двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.
Духовная культура - знания, идеи, языки, искусство, обряды, обычаи, традиции, социальные нормы и ценности и т.д.
Европоцентризм осознание и признание европейских ценностей как главенствующих.
Зооморфизм (от греч. zoon -животное и morphe -форма) представление богов в образе животных.
Идеализм (от греч. idea идея) направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно.
Императив (от лат. imperativus -повелительный) в этике Канта непреклонное, безусловное нравственное требование. Гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив общеобязательное правило для всех людей во всех случаях.
Индивид - 1.единичный представитель человеческого рода, родовая
биологическая характеристика человека.
2.обозначение единичного в отличии от совокупности, массы.
Индустриальное общество это общество, где определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.
Интеллект (от лат. intellectum - ум, познание, рассудок) разум, способность мыслить, рационально познавать.
Интуитивизм (от лат. intuitio пристально смотреть) течение в философии, которое видит единственно достоверное средство познания в интуиции (чутье, проницательности), а не в интеллекте.
Иррационализм (от лат. irrationalis неразумное) учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.
Карма (от санскрит. karma - деяние) - закон воздаяния, общая сумма совершенных поступков и их последствий для последующего существования.
Конфессия (от лат. confessio) вероисповедание.
Концепция (от лат. conceptio понимание, система) замысел, точка зрения, трактовка чего либо.
Контркультура (от лат. contra - против + культура) культурные ценности социальных групп, противостоящие доминирующей культуре, отвергающие общепризнанные нормы и ценности (террористы, уголовники, рэкетиры и.т.д.) Конформизм (от лат. conformis -подобный) некритическое следование образцу, мнению, отсутствие собственной позиции, беспринципное соглашательство. Космизм - направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого. Космология (от греч. Kosmos Вселенная и logos учение) учение о Вселенной как единое целом.
Космоцентризм (от греч. kosmos -Вселенная + centrum -центр) философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
Креационизм (от лат. creatio создание, творение) религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.
Критерий (от лат. criterion средство для суждений) признак на основе которого производится оценка, классификация чего либо; мерило оценки.
Либерализм (от лат. liberalis -свободный) идеология, провозглашающая гражданские, политические, экономические свободы, свободу личности как базовые ценности общества.
Личность - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений.
2. динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
Макрокосмос (Большой мир) Вселенная, мир в целом.
Марксизм научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и политических взглядов.
Массовая культура (поп-культура) - предельно общедоступна, но большей частью сконцентрирована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удовлетворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутностъ и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.
Материализм (от лат. materialis вещественный) направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное вторичным, свойством материи.
Материальная культура это производственные здания и сооружения, машины и оборудование, жилые дома и предметы быта, телевизоры и компьютеры, театры и концертные залы, книги, библиотеки, кинофильмы, картины, скульптуры и т.д.
Медитация (от лат. meditation от mediator размышляю, обдумываю) умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.
Метафизика философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах
бытия.
Микрокосмос (от греч. малый мир) иначе человек и Вселенная, учение о параллелизме, человек, как подобие Вселенной (Макрокосмоса).
Мировоззрение - система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мифология (от греч. mythos -предание, сказание) совокупность мифов.
Монады (от греч. monados -единица, неделимое) - неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания (Лейбниц).
Монизм (от греч. monos - один) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Монотеизм (от греч. monos один и theos бог) единобожие; религия, признающего единого Бога.
Народная культура творится народом, поэтому имена авторов народного творчества, фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказки, песни, танцы, частушки и т. д.
Натурфилософия (от лат. natura природа) философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемое в её целостности.
Неотомизм (от греч. neos новый + томизм) философская школа в католицизме, современный этап развития томизма философия Формы Аквинского. Нигилизм (от лат. nihil ничто) отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры.
Нирвана (с санскрита nirvana -угасание) в буддизме состояние отсутствия желаний, отрешенности, достигаемое при жизни благодаря отказу от земных стремлений.
Ноосфера (от греч. no o s - разум и sphaira сфера) сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.
Объективный
1. непредвзятый, беспристрастный;
2. то, что принадлежит объекту.
Объект (от лат. objectum предмет) 1. предмет, явление, на которое направлена какая либо деятельность; 2. философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его деятельности.
Онтология (от греч. ontos сущее и logos учение, слово) учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Ортодоксальный (от греч. ortodoxos -правоверный) неуклонно, последовательно придерживающийся какого либо учения, мировоззрения.
Пантеизм (от греч. pan всё и theos Бог) учение о том, что всё есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.
Патристика (от греч. pater отец) традиционно одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
Пессимизм (от лат. pessimus наихудший) мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.
Пифагореизм (от имени Пифагора) философское учение, согласно которому принципы математики числа одновременно являются и принципами мира, а количественные отношения являются сутью вещей.
Политеизм (от греч. poli много и theos Бог) многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.
Плюрализм (от лат. pluralis множественный) философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знаний.
Позитивизм направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.
Прагматизм (от греч. pragma дело, действие) следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.
Провиденциализм (от лат. providentia провидение) истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога.
Развитие - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.
Рационализм (от лат. rationalis разумный) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Релятивизм (от лат. relativus -относительный) признание относительности, условности, субъективности познания, этических норм, правил и.т.д.
Ренессанс (от французского renaissance возрождение) эпоха Возрождения общественно политическое, философское и культурное движение в Италии и других странах Западной Европы, которое характеризуется пробуждением интереса к человеку.
Самоидентификация (от лат. identificare отождествлять) отождествление человеком самого себя, осознание себя как личности.
Сансара чувственный мир. В индийской философии повторяющийся цикл перевоплощений, страданий.
Секуляризация (от лат. saecularis мирской, светский) освобождение от церковного влияния, изъятие чеголибо из церковного ведения (например: секуляризация образования).
Сенсуализм (от лат. sensus чувство, ощущение) теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.
Синергетика (от греч. synergetikos - совместный, согласованно действующий) научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются благодаря интенсивному обмену веществ и энергий с окружающей средой.
Синтез (от греч. synthesis соединение) соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.
Скептицизм (от греч. skeptikos исследующий) философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления.
Славянофилы представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19 века, стремившиеся обосновать необходимость особого пути развития России.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Софизм (от греч. sophisma уловка, ухищрение) ложное по существу умозаключение, основанное на преднамеренном нарушении правил логики, видимость доказательства. Софист (от греч. sophists - мастер, художник) 1. платный учитель философии, красноречия, мудрец; 2. древнегреческий философ, принадлежащий к школе софистов; 3. человек, пользующийся софистикой.
Стоицизм (от греч. stoa портик в Афинах, где учил Зенон) направление в философии, последователи которого считали, что задача мудреца освободиться от страстей и влечений, и жить, повинуясь разуму; стойкость и мужество в жизненных испытаниях.
Схоластика 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.
Социальная философия это раздел философии, определённым образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.
Социогенез (от лат. societas - общество и genesis происхождение) процесс зарождения и развития общества.
Сциентизм (от лат. scientia наука) абсолютизация роли науки в культуре, в идейной жизни общества. Его сторонники считают науку главным фактором прогресса и решения социальных проблем.
Субъективный (от лат. subjectivus -добавляемый) то, что свойственно субъекту, пристрастный, предвзятый.
Танатология (от греч. thanatos -смерть + логия) учение о смерти. Охватывает психологические, этические, философские, религиозные аспекты смерти. Теология (от греч. - theos Бог и logos учение) Богословие, учение о Боге.
Теоцентризм (от греч. theos Бог и латинского centrum центр) центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.
Толерантность (от лат. tolerantia терпение) - терпимость к иному мнению, привычками, поведению, взглядам, снисходительность к кому либо или чему либо.
Томизм (от лат. T h omas Фома) направление в схоластической философии и теологии католицизма, порождённое влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла.
Тоталитарный (от лат. totalis -полный, целый) способ управления, политический режим, основанный на полном, всеобъемлющем контроле власти над всеми сферами жизни общества с помощью репрессий, когда ликвидируются права и свободы людей.
Тотемизм вера многих примитивных народов, и прежде всего американских индейцев, в то, что они происходят от какого либо животного, растения, звезды и т.д. Тотемом называется сама вещь, почитаемая как могущественный покровитель племени, его символ.
Теизм (от греч. theos -бог) религиозно философское учение, понимающее бога как абсолютную личность, свободно творящую мир, определяющую
все в мире. Утилитаризм (от лат. - utilitas польза, выгода) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой либо цели. Фанатизм (от лат. fanaticus исступлённый) страстная преданность чему либо. Фатализм (от лат. fatumрок, судьба) представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в неизбежное божественное предопределение.
Феноменология (от греч. phainomena -явление + логия) направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.
Фетиш (от французского fetiche амулет, волшебство) предмет слепого поклонения, идол, талисман.
Фрейдизм общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Фрейдизм название теории и метода психоанализа.
Футурология (от лат. futurum будущее) учение о будущем Земли и человека, о перспективах социальных процессов.
Шариат (от арабского saria -надлежащий путь) свод мусульманских правовых и теологических норм основанных на Коране, мусульманское право.
Эвдемонизм (от греч. eudemonia блаженство) направление в этике, рассматривающее счастье как мотив и цель всех стремлений.
Эволюция (от лат. evolution развёртывание) медленное, постепенное, естественное изменение в природе и обществе.
Эвристика (от греч. heurisko открываю, отыскиваю) искусство изобретения; руководство к тому, как находить новое, в том числе путём наводящих вопросов, учение о творческом мышлении.
Эвтаназия (от греч. eu хорошо и thanatos смерть) намеренное умерщвление с целью избавления от страданий.
Эгоизм (от лат. ego -я) себялюбие, поведение, определяемое только мыслью о собственной пользе.
Экзистенциализм (от лат. exsistentia -существование) направление западной философии XX века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и.т.д.
Эклектика (от греч. eklektikos -выбирающий) механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и.т.д. Экстраполяция (от лат. extra -сверх и polire -отделывать) распространение выводов, полученных из наблюдений над одной частью явления, на другую часть (или целое). Элитарная культура - это высокое искусство и серьезная литература, которые создаются выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей.
Эллинистический (от греч. hellen -грек) относящийся к периоду между 4 веком до н.э. и 5 веком н.э. В широком смысле греческий.
Эмпирический (от греч. emperia опыт) основанный на опыте. Эпикуреизм учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто, не задумываясь, отдаёт предпочтение материальным радостям жизни.
Эпистемология (от греч. episteme знание и logos учение) теория познания, учение о знании как таковом, его строение, структура, функционирование и развитие. Эстетика (от лат. aisthetikos чувственный, чувствующий) раздел философии, изучающий представление о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, область художественной деятельности.
Этика (от греч. ethos обычай, нрав) учение о морали.
Этнос (от греч. ethnos племя, народ) устойчивая социальная группировка (племя, народность, нация или их объединение).
Этноцентризм (этно + центр) склонность человека оценивать мир сквозь призму ценностей своей этнической группы.
Философские термины .
Аберрация - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.
Абсолют - (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея, божество).
Абсолютный дух - в философской системе Гегеля - заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.
Абстрактное - в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.
Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.
Амбивалентность -двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.
Антагонизм - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.
Антиномия - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).
Антропология (философская) - учение о человеке, его сущности и природе.
Антропософы - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.
Апокатастас - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.
Апофагпичвский - относящийся к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.
Апперцепция - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.
Априорный - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение
Архетип - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.
Аскетизм - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п.
Атеизм - исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
Аутентичный - подлинный, исходящий из первоисточника.
Бессмертие - существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков.
Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.
Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним добра.
Богоискательство - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.)
Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности.
Вера - принятие чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.
Верификация - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.
Вещь в себе - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе («в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.
Власть - в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.
Воля - стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт, «... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем экгивнее, чем больше они освободились от материи.»
Герменевтика - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
Героизм, героическое - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, общественным идеалам.
Гносеология - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Гностицизм - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
Государство - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.
Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;
мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.
Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Движение - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.
Дедукция - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.
Деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
Дефиниция - определение.
Деятельность - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с ошужающим миром.
Диалектика - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных изменений в качественные.
Диалог - (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами; философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации.
Дивергентный - расходящийся в разные стороны.
Добро - основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.
Долг - это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.
Дуализм - (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р. Декарт.
Дух - свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин мироздания.
Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза). Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля Душа - актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало.
Евразийство - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.
Жизнь - одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание переживания человека; жизненная судьба вообще.
Западничество - В России в середине 19 в.: общественное течение, представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин, Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев, Б.Н.Чичерин
3ло - противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.
Знак - материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.
Идеал - (греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.
Идеализм --- направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а природу, бытие, материю - вторичными.
Идентификация - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании личности.
Идеология - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей, взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.
Имманентный - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство.
Индивид - (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем.
Индивидуализм - тип мировоззрения, сутью которого является, в конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному строю, а обществу вообще, миру в целом.
Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка, потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.
Интеллигибельный - философский термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и недоступный чувственному познанию.
Интенция - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
Интерпретация - (interpretation, от лат. inlerpretatio - посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и т.д.).
Императив (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив - безусловный принцип поведения.
Истина - соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
Категорический императив - центральное понятие этики И. Канта, безусловное общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответтвии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.
Конфликт - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов, взглядов или мнений.
Космизм - совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.
Культура - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.
Либерализм - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов, А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной регламентации.
Либидо - преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления, желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики. Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.
Логика - (от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений. Основателем логики считается Аристотель.
Максима - (лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в констатирующей или наставительной форме.
Материализм - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что мир - по природе своей материален, материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания; материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично, производно;
мир и его закономерности вполне познаваемы.
Материя - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория, диалектического материализма.
Мессианизм - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен явиться с неба для установления «царства божия»).
Метафизический - относящийся к метафизике, надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом, трансцендентный; по Канту, рассмотрение метафизично, если оно «содержит то, что изображает понятие, данное априори».
Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В (философии Метод - способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология - (от метод и...логия) - учение о структуре, (логической организации, методах и средствах деятельности; Meтодология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принцилов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
Мистицизм - пристрастие к мистическому, склонность к неопределенному. неточному мышлению, в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.
Мифология (от греч. mylhologia от греч. mytnos - предание + logos- учение) изображение природы, всего мира как населенных живыми существами с их магической, чудесной и фантастической практикой.Форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Монада - (от греч. топаз - род. п. топ ados - единица, единое), понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия: число в пифагореизме; единое в неоплатонизме; единое начало бытия в пантеизме Дж. Бруно; психически активная субстанция в монадологии Г.В. Лейбница, воспринимающая и отражающая др. монаду и весь мир.
Мораль - (от лат. moralis - нравственный) совокупность ограничений и претензий людей в системе соц. взаимодействия, взаимных свобод и обязательств, эквивалентов в процессах соц. обмена, принимаемых и выполняемых людьми добровольно, без законодательного принуждения; одна из основных форм общественкого сознания, достижение гуманистической культуры человека.
Народничество - идеология и движение разночинной интеплигенции, отражало антифеодальные интересы крестьянства, выступало одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.
Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация бъективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Натурфилософия - (от лат. natura - природа) - фил. природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее последовательности. Возникла в Древней Греции в досократовский период (милетская школа) и явилась по существу первой ист. формой фил.
Неофит - новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения.
Нигилизм - позиция абсолютного отрицания. Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины. По Ницше - это явление, связанное с переоценкой высших ценнстей.
Ничто - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражавшее в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний. процессов в определенном нечто, или абсолютный.
Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития.
Норма - предписание, образец поведения или действия, заключения о чем-либо или мера оценки.
Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просве-дению и науке, мракобесие.
Общественный договор - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.
Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.
Объект - (от лат. objectum - предмет) - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве Объекта может выступать и сам субъект.
Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Отчуждени е - процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную сипу, господствующую над ним и враждебную ему.
Парадигма - (от грен, paradeigma - пример - образец) - (исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение (определенного исторического периода в научном сообществе, система основных науч. достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период. Смена парадигм представляет собой научную революцию.
Парадокс - (от греч. paradoxes - неожиданный - странный) - неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. В логике - противоречие, полу-(ченное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.
Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Отцы церкви пытались согласовать Священное писание и языческие тексты античных философов.
Плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «Плюрализм» введен X, Вольфом (1712).
Пограничные ситуации - ситуации, в которых человеческая экзистенция познает себя как нечто безусловное. Пограничные (ситуации наряду с удивлением и сомнением являются источником философии. Мы реагируем на пограничные ситуации маскировкой или отчаянием, сопровождающимися восстановлением нашего самобытия (самосознания).
Познание - процесс получения и обновления знаний, деятельности людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире.
Постмодернизм - явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления.
Право - система общеобязательных социальных норм, а также отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им; включает также права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус личности.
Прагматизм - (от греч. pragma - род. п. pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекы знания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач.
Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Просвещение - политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодального и утверждения буржуазного строя.
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж»
Анархизм – общественно – политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о вариациях физического строения человека.
Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей, противоположность ЭГОИЗМА.
Аскетизм – принцип ограничения или подавления чувственных желаний, крайнее воздержание от жизненных благ.
Антропогенез – становление человека как вида в процессе эволюционного развития.
Анализ – 1) мысленное или реальное расчленение объекта на элементы; 2) научное исследование вообще.
Антропоцентризм – 1) воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной; 2) человек в центре внимания общества, высшая ценность.
Аксиология – философское учение о ценностях, теория ценностей.
Апейрон – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное, не имеющее границ, у Платона синоним материи.
Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии
Апологеты – защитники принципов христианства, раннехристианские писатели и философы.
Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины.
Волюнтаризм – 1)направление в философии, объявляющее волю высшим принципом бытия; 2) политика, не считающаяся с реальными условиями и возможностями, определяемая субъективной волей осуществляющих ее лиц.
Всеединство – единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.
Гносеология – это теория познания, изучает формы познания, цели, методы, ответственность людей. Гнеосеологический – относящийся к процессу познания.
Герменевтика – искусство, традиция и способы толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Гедонизм – направление в этике рассматривающее чувственное наслаждение, удовольствие как цель жизни и доказательство нравственности.
Гуманизм – 1) отношение к человеку как высшей ценности; 2) человечность в отношении к людям.
Геоцентризм – мировоззрение, согласно которому Земля находится в центре мира.
Гелиоцентризм – Коперниковская картина мира, согласно которой Солнце находится в центре Вселенной.
Генезис – происхождение, возникновение чего – либо.
Диалектика – философское учение о внутреннем противоречии всего существующего и метод познания мира в единстве и постоянном изменении.
Догматизм – схематически – окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий, места, и времени
Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправия двух начал: духа и матери.
Дедукция – понятие, обозначающее процесс логического вывода, перехода от общего к частному.
Евгеника – наука, ставящая целью создания репродуктивных технологий с заранее запланированными человеческими характеристиками: гений, атлеты, полководцы, аналитики ит.д.
Западничество – общественное течение в русском обществе 30-50-х гг.ХIX в., представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям, признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический путь развития приемлемым для России.
Идеализм – направление в философии, утверждающее, что дух, сознание, мышление, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно.
Индукция – логическое умозаключение от единичных данных к общему выводу. Противоположна дедукции.
Иррационализм – учение, исходящее из того, что познание мира недоступно рассудку. Источниками познания иррационализм считает инстинкт, интуицию, чувство, любовь и так далее.
Креационизм – религиозное учение о сотворении Богом мира из ничего. Характерно для иудаизма, христианства, ислама.
Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.
Киники – представители др. греческой философской школы, последователи Антисфена.
Коммунизм – 1) общественный идеал, впитавший в себя гуманистические начала человеческой цивилизации, извлеченные стремления людей к всеобщему благополучию, полному соц. равенству, свободному всестороннему развитию; 2) концепции, учения, политические движения, разделяющие и обосновывающие этот идеал, выступающие за реализацию его на практике.
Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающую природу и человека как единое целое, учение о космическом единстве всего живого.
Метафизика – философское учение о недоступных опыту, сверхчувственных принципах бытия.
Мировоззрение – система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Материализм – направление в философии, которое считает первичными материю, природу, бытие, физическое, объективное, а дух, сознание, мышление, психическое, субъективное – вторичным, свойством материи.
Монотеизм – единобожие; религия, признающего единого Бога.
Монада – неделимые духовные первичные элементы, составляющие основу мироздания.
Материя – единая субстанция, лежащая в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им.
Неотомизм – философская школа в католицизме, современный этап развития томизма – философия Фомы Аквинского.
Номинализм – философское учение, отрицающее онтологическое знание общих понятий.
Ноосфера – сфера разума, область планеты, обхваченная разумной деятельностью человека.
Онтология – учение о бытии вообще, бытии как таковом, независимо от частных видов, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Политеизм – многобожие; религия, основанная на вере во многих богов.
Патристика – традиционно – одна из богословных дисциплин, имеющая своим предметом изучение творение святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения.
Пантеизм – учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу.
Пессимизм – мироощущение, настроение безысходности, неверия в будущее.
Психоанализ – метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные псих. процессы и мотивации.
Прагматизм – следование узкопрактическим интересам, соображениям пользы, выгоды.
Позитивизм – направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки, и отрицающие философию как особую отрасль знаний.
Постмодернизм – эпоха социального противостояния идей и идеалов, разрушения барьеров между элитарной и массовой культурой, фрагментарности образов, смешения жанров, поиск индивидуальности через разрыв с единством, отказ от классических авторитетов в культуре.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Социология – наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социальная философия – это раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных прогрессов.
Софисты – древнегреческие платные преподаватели красноречия.
Стоики – представители философского учения. По их мнению, главная задача философии – в этике; знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии
Скептики – представитель философского направления, выдвигающего сомнение в возможностях мышления, в надежности истины
Схоластика – 1) средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных политических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви; 2) знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом.
Сенсуализм – теория, выводящая все познания из чувственных восприятий.
Синтез – соединение различных элементов в единое целое (систему), сведение отдельных данных в единое целое.
Субстанция – реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему – то относительно устойчивому, самостоятельно существующему.
Социогенез – процесс зарождения и развития общества.
Социализм – государственный и общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства и при котором осуществляется принцип: от каждого по его способностям, каждому по эго труду.
Славянофильство – одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х г.г. 19в. с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского.
Соборность – понятие русской религиозной философии, означающего в философском смысле единство чувственно – эмоционального и рационального, нравственно – эстетического и религиозного отношения к жизни.
Теоцентризм – центральное положение Бога. В соответствии с этим взглядом источником всякого блага, истины и красоты является Бог.
Теология – учение о Боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и дейчтвии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Томизм – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Ф. Аквинского. Для томизма характерно соединение строго ортодоксальной позиции в религии с подчеркнутым к правам рассудка, здравого смысла.
Трансцендентный реализм – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта. Это не ктолько предмет человеческого знания, сколько Веры.
Теодицея – обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею «благого» божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия.
Трансцендентальность – философский термин, характеризующий то, что принципиально не доступно опытному познанию или не основано на опыте.
Тоталитаризм – общественно – политический строй, основанный на авторитарном вмешательстве властных структур во все сферы жизни общества и отдельного человека. Этот строй характеризуют ликвидация демократических свобод, однопартийная система, репрессии в отношении инакомыслящих.
Универсалии – общие понятия.
Утилитаризм – принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности для человека, для достижения какой – либо цели.
Футурология – учение о будущем Земли и человек, о перспективах социальных процессов.
Философия – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Фашизм – форма открытой диктатуры с опорой на расизм и шовинизм, направленная на искоренение демократии, на установление режима жестокой реакции и на подготовку агрессивных войн.
Феноменология – направление в философии исследующее смыслы, значения, сущности, наука о сознании созерцающем сущности.
Эволюционизм – учение о развитии живой природы, разработанное Дарвином. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор.
Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Эклектика – механическое соединение разнородных, часто противоположных методов, взглядов, теорий, принципов и т.д.
Этика – учение о морали.
Эстетика – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, наука о прекрасном.
Эпикуреизм – 1) материалистическое учение др.греческого философа Эпикура, считавшего удовлетворение жизненных потребностей основой счастья человека; 2) мировоззрение, возникшее на почве этого учения и видящее смысл жизни в удовольствиях, в достижении личного блага.
Элеаты – философская школа в Древней Греции. Центральная категория их учения – бытие.
Эксперимент – исследование каких – либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования.
Эмпиризм – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, сто содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Экзистенциализм – направление западной философии ХХ века, постигающее существование человека через иррационалистические методы: внерассудочные, чувственные и т.д.
Абстракция - (от лат. abstractio - отвлечение) процесс мыслимого выделения одних и отвлечения от других свойств и связей предмета. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства и отношения; обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты.
Агностицизм - (от греч. agnostos - недоступный познанию) учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них.
Аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой
Анализ – способ мысленного или реального расчленения объекта познания на части с целью выявления его структурных элементов и отношения между ними.
Антология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего.
Антропология - философское учение о человеке в многомерных его ипостасях
Антропология – система представлений о природе, обществе, мышлении.
Атомизм – учение о дискретном строении материи.
Бессознательное – совокупность психологических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бытие – 1) обозначает весь мир(материалистическая философия). Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как о существующем до материи и независимо от нее.
2) существование чего-либо вообще. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.
Взаимодействие – всеобщая форма связей тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.
Возможность – модальность – характеристика положения дел в качестве логически необходимого, логически случайного и возможного.
Восприятие – это целостный образ предмета; комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем; мера изменчивости, небытия.
Гипотеза – 1) обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления;
2) процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве/опровержении.
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его познания, отношения знания к реальности.
Движение – способ существования материи, её всеобщий атрибут, это всякое взаимодействие материальных объектов.
Дедукция – метод рационального сознания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений.
Действительность – объективная реальность вообще во всей её конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений, то, что реально существует и развивается, что содержит свою сущность.
Детерминизм – представление, в соответствии с которым для всякого явления существуют причины, при наличии которых это явление с необходимостью имеет место.
Досократики - философы VI-V вв. до н. э., а также их преемники в IV в. до н. э., не затронутые влиянием сократической традиции.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального.
Единичное – качество определённого предмета, его индивидуальность, своеобразие.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений в природе и обществе, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Идеализм – это общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, духовное первично, основоположно, а материя, физическое вторично, производно.
Индукция – умозаключение, в котором посылки лишь подтверждают заключение.
Интеллект – способность мышления, рационального познания, «ум»; в схоластике – высшая познавательная способность.
Иррационализм – философское течение, где основное внимание уделяется чувствам, эмоциям, внутреннему миру человека.
Логика – формальная наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой отрасли знаний.
Материализм – решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия и рассматривает духовное сознание, мышление как свойство материи (в противоположность идеализму).
Материя – 1) объективная реальность, отражаемая человеком в его чувствах и мыслях; форма объективного бытия.
Метафизика – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия (метафизика H философия H онтология).
Метод – способ построения и обоснования системы философского знания.
Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нём человека, а также жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания, ценностные ориентации.
Мироощущение – целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций.
Миропонимание – высшая ступень мировоззренческого становления человека, развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире, своем месте в нем.
Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Натурфилософия – умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.
Наука – процесс построения систематизированного образа части реальности, ориентированный на выявление её общих свойств.
Номинализм – философское учение, отрицающее онтологическое значение.
Объект – 1) самостоятельный центр бытийной активности (в онтологии);
2) то, на что направлена активность субъекта (в гносеологии).
Объективная реальность – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования
Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Отрицание – категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта или условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве.
Ощущение – субъективный образ объективной действительности.
Патристика – совокупность теологических, философских, политико-социальных доктрин христианских мыслителей VIII в.в.
Позитивизм – направление западной философии, объявляющее единственным источником знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования (основоположник – О. Понт).
Позитивизм – философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание есть совокупный результат специальных наук.
Покой – результат или способ движения.
Праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека
Практика – целеполагающая деятельность людей, освоение и преобразование действительности.
Представление – чувственное отражение объекта, позволяет воспроизвести предмет мысленно при его отсутствии.
Пространство – форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, взаимодействие элементов.
Пространство и время – всеобщие формы бытия материи.
Противоположность – одна из сторон диалектического противоречия, которая представляет и
исключает другую противоположность; крайняя степень неодинаковости в чём-то сходном; наличие внутреннего единства противоположных сторон.
Противоречие – утверждение об одновременной истинности и ложности какого-либо высказывания.
Развитие – существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени.
Различие – несходство, несовпадение, неодинаковость в предметах или явлениях.
Рационализм – (от лат. – «разум») это учение, согласно которому все наши знания выводятся из разума (основатель - Рене Декарт).
Реальность – бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с другими формами бытия.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности и как субъекта практической и познавательной деятельности.
Синтез – понятие, противоположное анализу, характеризующее способ соединения различных элементов в целое.
Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.
Скачок – коренной перелом в развитии предмета или явления в результате качественных изменений.
Смысл – это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов; конкретизация значений предмета.
Стихийный материализм – несознаваемое, неоформленное, философски бессознательное убеждение в объективной реальности внешнего мира.
Сознание – субъективное отражение объективной реальности, высший уровень духовной активности человека как социального существа.
Софизм – логически неправильное рассуждение, выдаваемое за правильное.
Социальная философия – раздел, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Субъект – 1) логический термин, относящийся к структуре суждения и обозначающий то, о чём идёт речь, что составляет предмет высказывания;
2) истинно сущее, субстанция вещи;
3) источник предметно-практической и познавательной активности, направленной на объект.
Суждение – мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.
Существование – всё многообразие изменчивости вещей, их связей и взаимодействий.
Сущность – смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе.
Сущность и явление – диалектические взаимосвязанные характеристики предмета.
Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся подчинением теологии.
Сцентеизм – течение философии, которое абсолютизирует роль науки в системе культуры и жизни общества.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности.
Теория – сложная и наиболее развитая форма организации научного знания, представляющая целостную и логически согласованную систему, дающую всеобъемлющее представление о существенных свойствах определённого явления или области действительности.
Трансцендентальный - термин, обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного мира
Универсалии – общие понятия.
Философия – это форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.
Эзотерические тексты – тайные, скрытые тексты, предназначенные только для посвященных, связанные с религиозными обрядами, мистическими учениями и магическими формулами.
Экзистенционализм – философское направление, выдвигающее на передний план вопрос о смысле жизни уникальной человеческой личности, о её индивидуальном способе бытия.
Экзистенциальные факторы - факторы человеческого существования.
Элемент – член ряда, часть целого.
Эмпиризм – направление в философии, противостоящее рационализму и наиболее последовательно представленное в теории познания (главный элемент познания – человеческие чувства).
Эстетика – это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сфера эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.
ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и, прежде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.
ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состояний.
ДЕИЗМ - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Слово “ДИАЛЕКТИКА” впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей, перенесённая впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.
ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.
ИДЕАЛИЗМ - 1. Метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, “мировая душа”, “мировой разум ”, являющаяся первоначалом всего. 2. Общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.
ИНДИВИД - 1. Единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика человека. 2. Обозначение единичного в отличие от совокупности, массы.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существования.
ЛИЧНОСТЬ - 1. Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2. Динамическая и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - 1. То, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин “МЕТАФИЗИКА” нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2. Метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3. Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.
МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1. Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом. 2. Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1. Целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности.
ОБЪЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно, верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.
ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ , в отличие от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в деле толкования священного писания, отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.
РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную направленность.
РАЦИОНАЛИЗМ - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности.
СЕНСУАЛИЗМ - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.
СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.
СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно само порождающее и само развивающееся начало.
СУБСТРАТ - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.
СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.
ФИЛОСОФИЯ (от греч.phileo - люблю и sophia - мудрость)