«Патриарх Тихон стоит в ряду величайших вселенских святых.

19 января 1918 г. патриарх Московский и всея России Тихон опубликовал самый, пожалуй, известный документ, подписанный его именем. Настоящее название документа простое и пафосом не отягощённое: «Послание святейшего патриарха от 19 января». Тем не менее, он больше известен либо как «Проклятие коммунистам и их сочувствующим», либо как «Анафема Советской власти».

Кое-какие резоны для такой подмены понятий есть. Послание действительно пламенное, местами чрезвычайно резкое, а некоторые фрагменты и впрямь содержат те самые термины — «анафема» и «проклятие». Чаще прочих цитируют вот этот фрагмент:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это дело поистине сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной.

Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви Православной.

Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение».

Спору нет — слова страшные, грозные. Но их конкретный адресат в этом документе ни разу не назван по имени. Грубо говоря, послание патриарха действительно можно назвать анафемой. Вот только провозглашается она неким абстрактным «плохишам», которые творят «кровавые расправы».

Большевики в попутчиках

Очень соблазнительно увидеть в них именно большевиков. Можно даже сказать и больше — скорее всего, так оно и есть. Однако признание этого факта не отменяет одну любопытную деталь. Святейший патриарх, издав этот документ, попадал в уязвимое с точки зрения закона и совести положение. Дело в том, что ещё несколько месяцев назад Церковь и большевики были, конечно, не союзниками, но уж попутчиками — точно. Во всяком случае, церковные иерархи сумели извлечь из революционной ситуации 1917 г. и её развития едва ли не больше, чем Ленин и компания.

Дело в том, что после Февральской Революции стала реальностью давняя мечта Церкви — созыв Поместного Собора. Причём в послании Святейшего правительствующего Синода РПЦ совершенно спокойно и даже радостно объявлялось: «Происшедший у нас государственный переворот, в корне изменивший нашу общественную и государственную жизнь, обеспечил Церкви возможность и право свободного устроения. Заветная мечта русских православных людей теперь стала осуществимой, и созыв Поместного Собора в возможно ближайшее время сделался настоятельно необходимым».

Важнейшим делом этого Собора было решение вопроса о восстановлении патриаршества в России. Его обсуждение началось сразу же — в середине августа 1917 г. Шло оно хоть и бурно, но без каких-либо реальных результатов. До тех самых пор, пока не стало известно, что совершился «второй переворот» — Октябрьская революция.

И тогда Собор перешёл в форсированный режим. Быстро, можно сказать скоропостижно, всего лишь через три дня после того, как Ленин 25 октября издал свой «Декрет о мире», Собор прерывает все прения и принимает срочное решение о восстановлении патриаршества. Выборы главы РПЦ тоже проходят резко и ускоренно — из политической неопределённости необходимо было выжать всё возможное и тут же обратить себе на пользу. 5 ноября 1917 г., после того, как тайное голосование было завершено, состоялась жеребьёвка. Жребий указал на Тихона. На кандидата, который набрал голосов меньше, чем другие лидеры голосования.

Древние клятвы

Первое, что он сделал — вознёс молитву согласно протоколу, утверждённому Поместным Собором. В ней были слова: «Еще молимся о властех наших». Поскольку у власти тогда уже 10 дней находились большевики, получается неловкость. Выходит, что по факту Тихону принадлежит приоритет в богослужебном поминании Советской власти.

Имел ли он право возглашать ей анафему? Формально — да, имел. Как вполне законно, пусть и поспешно, избранный патриарх. Но если судить по совести, то снова получается некрасивая история.

Давным-давно, в 1613 году, когда на русский престол взошёл Михаил Фёдорович , первый царь из династии Романовых , была принесена Соборная клятва. «Вся Русская Земля» клялась новой династии в верности. Отныне и во веки веков. В частности, там присутствовала одна оговорка: «Если кто не захочет послушать сего Соборного Уложения и пойдёт против него, то таковой, будь он священник, воинского чину, или из простых, да будет извержен и от Церкви Божьей, и от Святых Тайн Христовых отлучён, месть да воспримет, и не будет на нём благословения отныне и до века. Да будет сие твёрдо и неразрушимо, и не изменится ни единая черта от сказанного здесь».

Эта клятва частично была нарушена Февральской Революцией. Николай II , последний представитель династии Романовых, был свержен. Через полгода её растоптали окончательно — Керенский провозгласил Россию республикой, отсекая тем самым от престола всех наследников Николая II.

Все эти действия поддерживала и благословляла Церковь. В том числе и Василий Беллавин , который давно уже носил монашеское имя Тихон, прекрасно разбирался в церковной и светской истории, отлично помнил как Соборную Клятву, так и то, чем грозит её нарушение. С этим знанием он вступил на патриарший престол.

Византийский католический патриархат (УПГКЦ - Украинская правоверная греко-католическая церковь ) в распространенном накануне документе утверждает, что от предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Кирилла "отошла Божия благодать", и таким образом, "он сам на себя стянул" проклятие. Эта жестокая кара настигла главу РПЦ за то, что он принял участие в очередном съезде мировых и традиционных религий, прошедшем недавно в столице Казахстана Астане, где за одним столом собрались православные, католики, мусульмане, буддисты, индуисты. А это, по мнению представителей УПГКЦ, означает, что он признал, будто язычники, которые почитают демонов, идут тем же самым путем спасения, что и христиане — то есть стал еретиком.

"Византийский католический патриархат обнародует перед всеми христианами, прежде всего перед верующими Русской православной церкви, что через жест апостасии в Астане 30.05.2012 г. Патриарх Кирилл сам на себя стянул Божию анафему - проклятие согласно Гал. 1,8-9 (послание апостола Павла галатам. - Прим. ред. ). Поэтому от него отошла Божия благодать и свой пост он занимает уже незаконно. Верующие должны отделиться от него, как от предателя Христа и Его Мистического Тела — Церкви.

Византийский католический патриархат перед этой анафемой его трижды публично предостерегал.

Жестом в Астане экс-патриарх Кирилл выразил ересь, что язычники, которые почитают демонов, есть на той самой дороге спасения, как и христиане, которые признают Христову искупительную смерть на кресте за наши грехи. Это ересь максима, а кроме того, большой соблазн не только для православных верующих России, но и для всех Православных церквей и всех христиан.

Византийский католический патриархат, который обнародует анафему, в современном христианском мире является духовным и нравственным авторитетом. Он был установлен 5 апреля 2011г. Синодом семи епископов УП ГКЦ (монахами, а вместе с тем, докторами теологии).

Беатификация Папы-апостата 01.05.2011 г. (Иоанна Павла II . - Прим. ред. ) была жестом довершения публичной апостасии Бенедикта XVI . Византийский католический патриархат того же дня обнародовал Божью анафему на Папу и всех епископов и священников, которые имеют единство с ним и с духом Ассизи - духом антихриста. Того же дня Патриархат отделился от апостатической структуры Католической церкви. За год апостатический Ватикан провозгласил недействительную экскоммуникацию на епископов Византийского католического патриархата. Этим довершился двусторонний разрыв отношений между отпавшим Ватиканом и Византийским католическим патриархатом. Патриарх и епископы имеют апостольское учение и правоверную традицию, а также апостольскую преемственность. Они в полноте представляют Божий авторитет, апостольскую и пророческую власть в Церкви. К ним относится: ... мы искренне, мы от Бога говорим, пред Богом, во Христе (2 Кор.2, 17). Мы - пастыри, а не наемники (ср. Иоан.10 ,11-16).

В Астане Патриарх Кирилл говорил двусмысленные фразы о духовном вакууме, терроризме, фанатизме, о человеческих правах, о международном диалоге с сильными и влиятельными религиями мира и т.д. Он совершил жест предательства Христа и традиции Православной церкви, тем, что принял участие в синкретической встречи и даже стал членом т. н. Совета религиозных лидеров. Таким образом, теперь православные епископы, священники и верующие вынуждены изменить мышление и принять антихристовский гремий (общество), членом которого стал экс-патриарх Кирилл. Согласно с новой программой уже нельзя защищать учение апостолов и святых отцов, потому что это, якобы, было религиозным фанатизмом. Из-за жеста своего главы Православная церковь потеряла смысл существования, ибо уже не проповедует, что спасение получаем только через веру в Иисуса Христа. Патриарх Кирилл официально присоединил Православную церковь к антихристовскому движению Нью Эйдж. На каждого православного верующего, который с этого дня будет творить с ним единство, также падает Божье проклятие. Каждый, кто останется на этом пути апостасии, будет навеки осужден!"

Документ 31 мая 2012 года подписали Патриарх Византийского католического патриархата Илья и епископы- секретари Мефодий и Тимофей.

Копии направлены епископам и монахам Русской православной церкви, православным епископам Украины, Беларуси, Молдовы, Греции, Болгарии, Румынии, Сербии, Грузии, Казахстана, Президенту России В.В. Путину, депутатам Государственной Думы РФ и СМИ.

Украинская правоверная греко-католическая церковь официально незарегистрированное объединение верующих, которые в 2003 - 2008 годах отделились от Украинской греко-католической церкви . Во главе УПГКЦ стоят бывшие иеромонахи василианского (базилианского) ордена Илья (Антонин Догнал, гражданин Чехии), Мефодий (Ричард Шпиржик, гражданин Чехии), Маркиян (Василий Гитюк, гражданин Украины) и священник Самуил (Роберт Обергаусер, гражданин Чехии), заявившие о своем рукоположении во епископов. К руководству УПГКЦ также принадлежат иеромонахи Кирилл (Иржи Шпиржик, гражданин Чехии), Роман (Василий Шелепко, гражданин Украины), Тимофей Сойка и Василий Колоди. Руководство УПГКЦ критикует Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ), а УГКЦ, в свою очередь, не признаёт каноничность возведения в сан епископов УПГКЦ и исключило их из ордена василиан.

История возникновения УПГКЦ, по версии Свободной энциклопедии , такова. В течение 1990- 2000 годов в Чехии оказалось около 200 тысяч трудовых мигрантов с Украины, среди которых было много грекокатоликов. Руководство Рутенской (Русинской) грекокатолической церкви почувствовало угрозу утраты собственной идентичности. Новоприбывшие верующие организовали собственный украинский церковный комитет, требовавший введения украинского языка в богослужение. На стороне украинского комитета выступили монахи Чешской делегатуры монашеского ордена василиан (базилиан), которые в 2003 году возглавили протесты против назначения экзархом Рутенской греко-католической церкви в Чехии словака прорусинской ориентации Ладислава Гучки, назначенного Ватиканом. Они попробовали зарегистрировать общество УГКЦ, но сделали это без согласия церковной власти. Церковные власти решили выслать руководство Чешской делегатуры василиян на Украину, а одного члена в Англию. 13 июня 2004 года Генеральная капитула (коллегия руководящих лиц ордена василиан) решила ликвидировать Чешскую делегатуру (чего добивался епископ Ладислав Гучка) и отстранить из ордена 21 монаха. Монахи находились в это время в Подгорецком Свято-Благовещенском монастыре (Львовская область) и продолжали критиковать руководство УГКЦ. Тогдашний предстоятель УГКЦ архиепископ Любомир Гузар обратился к губернатору Львовской области с просьбой запретить нахождение и въезд на территорию Украины этим монахам как иностранным гражданам. 3 марта 2008 года Илья (Антонин Догнал), Мефодий (Ричард Шпиржик), Маркиян (Василий Гитюк), Самуил (Роберт Обергаусер) опубликовали заявление, о том, что они были тайно возведены в сан на епископов (однако имя епископа, который их рукоположил, не было названо). 23 марта 2008 года Любомир Гузар объявил, что синод УГКЦ никогда не предлагал кандидатуры в качестве епископов, и сами монахи не получали благословения Папы Римского. В начале мая 2009 года Апостольская сигнатура (верховный трибунал Католической церкви) подтвердил исключение из ордена василиан пяти бывших иеромонахов.

С начала 2004 года "подгорецкие монахи" организовали "молитвенные группы", участниками их "духовных реколлекций" стали свыше двадцати тысяч верующих. В западноукраинских церковных и светских СМИ появилось много публикаций об исцелениях и обращении в веру. В августе 2008 года Стрыйская епархия УГКЦ обвиняла "подгорецких монахов" в попытке захвата церкви в селе Стрые. Представители УГКЦ публично обвиняли "подгорецких монахов" в привлечении в свои ряды священников подкупом (симонией), а также в том, что они являются наследниками по крови и духу воевавшего против католицизма Яна Гуса.

К августу 2009 года УПГКЦ насчитывала уже 9 епископов, несколько монастырей и около десяти общин на Западной Украине. Однако Государственный комитет по делам национальностей и религий отказал в регистрации УПГКЦ, в ответ на что последователи УПГКЦ объявили бессрочную молитвенную демонстрацию перед зданием Львовской областной госадминистрации с тредованием регистрации их церкви и прекращения религиозных гонений.

7 апреля 2011 года руководство УПГКЦ провозгласило создание так называемого "Византийского католического патриархата" и избрание Ильи Догнала патриархом. 1 мая 2011 года Ильей Догналом от имени Патриархата была провозглашена анафема на Папу Бенедикта XVI, обвиненного им в апостасии. Таким образом, по мнению данной группы, наступило состояние Sede Vacante (вакансии Святого Престола), то есть группа перешла на позиции седевакантизма. Анафеме был также подвергнут Патриарх Иерусалимский Феофил ІІІ за то, что своим "жестом в Киеве 25-26.04.2012 он духовно открыл Восточную церковь ересям синкретизма и проклятию за принятие духа Ассизи - духа антихриста.

30 марта 2012 года ватиканская Конгрегация вероучения выпустила официальное заявление о каноническом статусе так называемых "подгорецких грекокатолических епископов" на Украине: священников Ильи Догнала, Маркиана Гитюка, Мефодия Шпиржика и Роберта Оберхаузера. В заявлении говорится, что данные священники отлучаются от Католической Церкви.

Между тем в документе УПГКЦ об основании Византийского патриархата говорится следующее:

"Год назад Синод УПГКЦ учредил Византийчский католический патриархат в благодати Пресвятой Троицы и под Покровом Пресвятой Богородицы рассмотрел критическую ситуацию в Католической Церкви, то есть: нарушение спасительной веры в Католической церкви и принятие ею нового учения и иного духа, который противоречит основным истинам Евангелии и Апостольской Традиции.

5.4. 2011г. Синод принял решение установить Византийский католический патриархат. Его цель - объединить всех верующих, которые хотят сохранить сокровище католической веры неоскверненным, независимо от национальности или принадлежности к какой-либо Католической церкви или традиции".

Уже 2 марта 1917г. члены Синода предали Помазанника Божьего и признали необходимым сотрудничество с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви»; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло. Возмездие Божие настигло быстро их...

С декабря 1917 г. большевики умножили захваты церковных зданий, храмов, монастырей, в январе 1918 г. конфисковали синодальную типографию, 13 января вынесли такое же постановление о конфискации Александро-Невской лавры.

19 января отряд красногвардейцев совершил нападение на лавру, при этом престарелый протоиерей Петр Скипетров, призвавший красноармейцев не осквернять святыни, был убит, а митрополит Петроградский Вениамин и наместник епископ Прокопий были арестованы.

В ответ на это в тот же день 19 января 1918 г. Патриарх Тихон выпускает свое знаменитое Послание с анафемой большевицкой власти и призывом к народному сопротивлению усиливающимся нападениям большевиков на храмы и убийствам духовенства:

«Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной.

Властию, данною Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какие-либо общения...

Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет всюду только самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святой церковью Православной. Где же предел этим издевательствам над церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою...

А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее"».

Послание Патриарха Тихона было одобрено Поместным Собором на первом же заседании второй сессии Собора, открывшейся на следующий день 20 января 1918 г. Заседание было посвящено выработке мер противоборства действиям властей и защиты Церкви. Известие о патриаршей анафеме врагов Церкви и государства было разослано верующим через посланников Собора. Они зачитывали его в храмах, призывали к сплочению ради защиты Церкви.

Ответом большевиков на анафему стал принятый на следующий день декрет Совнаркома об "отделении Церкви от государства": точнее – Церковь была лишена прав юридического лица и всего имущества, созданного за предыдущее тысячелетие нашими предками. Была открыта "законная" дорога жидовскому холокосту над Русским православным народом.

Вот каков был результат предательства Помазанника Божьего церковным священноначалием РПЦ в 1917 году!

Духовное состояние России тогда выявилось в поведении высших архиереев Русской Православной Церкви. Они не осудили Февральской революции, не выступили в защиту Царя, не поддержали его духовно, а лишь подчинились Временному правительству, несмотря на призывы товарища обер-прокурора Н.Д. Жевахова и телеграммы некоторых отделений Союза русского народа к Синоду поддержать монархию.

Уже 2 марта члены Синода «признали необходимым немедленно войти в сношение с Исполнительным комитетом Государственной Думы», то есть с самозванным новым правительством. Многие архиереи даже «выражали искреннюю радость по поводу наступления новой эры в жизни Православной Церкви »; 4 марта из зала заседаний было вынесено царское кресло, которое являлось «символом порабощения Церкви государством» .

За редкими исключениями, архиереи удивительно поспешно определением от 7 марта вычеркнули имя Помазанника Божия из богослужебных книг и предписали вместо него поминать «благоверное Временное правительство», то есть никем не избранных для этой должности масонов-заговорщиков, которые в тот же день решили арестовать Царскую семью. Верховные архипастыри не вспомнили даже о клятвопреступлении , де-факто освободив армию и народ от присяги законному Царю, которую каждый служивший гражданин Империи приносил на Евангелии.

7 марта всем епархиям был разослан текст присяги новой власти со словами: «В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь»; принятие присяги производилось с участием духовенства. И, наконец, в знаменитом Обращении СвятейшегоСинода от 9 марта говорилось:

«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни... доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства...» .

Тем самым Синод, вместо призыва к соблюдению Основных законов и присяги Помазаннику Божию, совершил церковное оправдание революции ради земных благ «истинной свободы, счастья и славы». Синод мог хотя бы подчеркнуть временный и условный характер нового правительства, но архиереи еще до решения будущего Учредительного собрания (которое должно было решить вопрос о форме правления) сочли монархию безвозвратно упраздненною «волей Божией» и «общим разумом»; послание подписали все члены Синода, даже митрополиты Киевский Владимiр и Московский Макарий, имевшие репутацию монархистов-черносотенцев.

Такой призыв от имени Церкви парализовал сопротивление монархических организаций и православного церковного народа по всей стране. Лишь в немногих приходах продолжала звучать молитва о Государе и из немногих городов в Синод поступили запросы о присяге и призывы к сопротивлению революции. Бόльшая часть духовенства растерянно отмолчалась, а многие епархиальные собрания (во Владивостоке, Томске, Омске, Харькове, Туле) также приветствовали «новый строй». 12 июля Синод обратился с соответствующим посланием к гражданам России, «сбросившей с себя сковывавшие ее политические цепи»...

Неважно, сделали это архиереи под давлением масонской власти или из чувства своей "порабощенности" светской властью в соперничестве с нею. В любом случае это стало возможно из-за того, что даже возглавление Русской Церкви поддалось общему апостасийному процессу и утратило понимание удерживающей сути православной монархии. В этом и была главная причина революции: сначала она произошла в головах ведущего слоя. И это было главной причиной внутренней слабости России перед натиском ее врагов...

Собор отцов Поместном о собора 1917-18 года
Икона написана в Храме Воскресения Христова в Кадашах

В текущем 2018 году, среди многих, чрезвычайно важных событий столетней давности, мы вспоминаем знаменитую анафему, провозглашенную святым Патриархом Тихоном на Поместном соборе Русской Церкви в январе 1918 года против гонителей Церкви. Анафема эта никогда не забывалась в церковной среде, но в страшные советские времена рассуждать о ней, как о событии, было невозможно. За прошедшие 30 лет появилась большая церковно-историческая литература о Церкви советского периода, где немало упоминаний об анафеме и ее значении.

100-летний юбилей заставляет нас вновь вернуться к этой теме.

Скажем сразу, что Послание об анафеме является одним из важнейших результатов деятельности собора.

По Промыслу Божию, созыв Собора и его деятельность полностью совпали с самыми роковыми событиями русской и мировой истории. И это свыше предопределенное «совпадение» имело важнейшие последствия.

После захвата власти большевиками в октябре 1917 года, обострение отношений новой власти с Церковью нарастало с каждым днем. Неслыханный террор почти мгновенно охватил всю гигантскую страну. К середине января 1918 года бесовское торжество ненависти ко всему православно-русскому стала остро ощущаться не только на соборе, но и повсюду, куда дотягивалась «железная рука пролетариата»…

Происходящие кровавые события вынудили собор поднять свой голос для того, чтобы дать истинную оценку неслыханным потрясениям, в которые были ввергнуты Церковь и вся Россия. Ровно через два месяца после восстановления Патриаршества (в ноябре) обстоятельства вынудили Патриарха ознаменовать обновление деятельности Русской Церкви небывало грозным обращением поистине всемирного значения.

На Крестопоклонной неделе Великого Поста, 19 января 1918 года святой Патриарх Тихон опубликовал Послание, в котором анафематствовал пришедшую к власти в России группу лиц. С формальной стороны, это действие Патриарха Тихона имело под собой церковно-юридическую основу, поскольку в 1869 г. добавили анафему тем, кто дерзает на бунт и измену против православных царей.

Возможность издания такого документа обсуждалась на предварительных совещаниях. Это прямо указывается в деяниях собора. Послание об анафеме не было только лишь собственной инициативой одного Патриарха Тихона. Более того, первоначально предполагалось, что над этим документом будет работать группа участников собора, но потом Патриарх решил взять все составление послания на себя лично. Нет сомнения, что он прекрасно отдавал себе отчет в том, какие последствия вызовет этот документ и хотел оградить от преследований других лиц.

Чтобы определить значение Послания, мы должны посмотреть, как оно было воспринято современниками - прежде всего участниками собора. Послание было впервые оглашено 20 января, на следующий день после его составления, на соборе, в присутствии более ста членов собора и включено в его 66-е деяние. Прежде оглашения Послания, Патриарх в кратком слове обратил внимание всех присутствовавших на враждебную к Церкви позицию действующего правительства: оно, говорит патриарх, «обратило неблагосклонное внимание на Церковь Божию, оно выпустило ряд декретов, которые начинают приводиться в исполнение и нарушают основные положения нашей Церкви». Иначе говоря, лично Патриарх Тихон прямо связывает Послание с политикой нового правительства. Патриарх предлагает обсудить эту ситуацию и соборно выработать позицию Церкви: «как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять». Послание направлено конкретно против декретов и других мероприятий большевиков. Указав все это, Патриарх покинул соборную палату. Сразу после его ухода послание было оглашено архиепископом Тамбовским Кириллом (будущим священномучеником) в присутствии только членов собора. Серьезность положения не допускало присутствия посторонних лиц. Таким образом, основой предложенного Патриархом обсуждения возникших отношений Церкви и государства, явилось его Послание, ставшее, благодаря этому, неотъемлемой частью соборной деятельности. Как и было сказано Патриархом: «Наступающая сессия собора… кроме текущих задач имеет и специальную задачу: обсуждение того, как отнестись к текущим событиям, касающимся Церкви Божией».

Поэтому кратко остановимся на обзоре текста Послания. Оно может быть представлено, как ряд развернутых положений, которые участники совещания должны обсудить и высказаться.

Послание начинается с широко известных, часто цитируемых слов: «Тяжелое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле, гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово». Значение этой фразы в том, что она является возвещением всему православному народу от имени Главы Церкви о впервые начавшемся на Руси преследовании веры. Сразу определяется цель гонителей: «погубить дело Христово». Те, кто этим занимается, есть, по смыслу, слуги антихриста. Гонение далее вполне точно называется «жесточайшим», хотя все только еще начиналось. В Послании указывается, что гонение воздвигли «явные и тайные враги Церкви». Кто были явные враги, понятно из публичных слов Патриарха о действиях правительства, приведенных выше, но упомянуты еще и тайные враги. Кто они - не раскрывается, но почему-то Патриарх решил указать, что таковые существуют… Патриарх указывает, в чем уже выразилось это гонение и обращается к гонителям с необходимым, по завету Апостола, «грозным словом обличения и прещения». Их он грозно именует «извергами рода человеческого». Они - «безбожные властелины тьмы века сего». Это - самые крайние выражения, какие можно употребить в церковном документе, причем речь идет именно о действующей власти. То, что творят эти изверги, дела которых только-только начинались - не просто жестокое дело, но «дело сатанинское». Здесь все сказано в самом прямом и бескомпромиссном смысле: они - прямые слуги сатаны. Они наказываются, говорит Патриарх, огнем геенским в вечной жизни, а также,- указывает он,- они подлежат «страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной». Слова эти - не риторика, поскольку они являются частью официального документа, предложенного собору и затем собором одобренного. Это продуманные, точные и окончательные определения. Авторитетом духовного Главы православного народа России проклятие уже произнесено, и притом «страшное», от имени будущих поколений. Таким образом, Патриарх Тихон своим Посланием обращается и к потомству с несомненной уверенностью, что оно присоединится к объявленным им прещениям. Он предупреждает потомков, что с этими гонителями не может состояться никакого примирения, поскольку они не будут каяться.

В период гонений, который оказался более длительным, чем, очевидно, ожидали современники, какие-либо свободные высказывания в пределах исторической России были невозможны. Однако Патриарх Тихон в нем обязал потомков занять определенную позицию по отношению к этим разрушительным силам.

Анафематствование соединено с запрещением приступать к Тайнам Христовым, на что также указано в послании, то есть относится только к лицам христианского происхождения, поскольку лишенные благодати крещения без того подпадают проклятию по своим кровавым делам. Определение новых «властелинов тьмы», как слуг сатаны, также по сути есть проклятие.

Слово «анафема» означает отнятие благодати, что по смыслу и есть проклятие. В данном случае указано на свидетельство о наказании в вечной жизни, но проклятие как таковое, в этом и заключается, в соответствии со словами Христа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25,41). Оно упомянуто, хотя предоставлено в более прямом смысле лишь потомкам, как грядущее подтверждение вечности этого крайнего отлучения. Но об отлучении будет вновь сказано несколько позднее, в Послании о голодающих и об изъятии церковных ценностей в 1922 г.

Здесь в анафематствовании, очевидно, имеются в виду не только властелины, но и многочисленные погромщики русского происхождения, которые анархически по всей стране уже захватывали и грабили Церковь, и вообще все, но не только они.

«Безбожные властелины тьмы века сего», согласно Послания, есть вполне конкретные носители реальной на тот момент власти, которую они захватили. Слово «властелины» подразумевает прямо власть тех, кто издавал антицерковные и в целом антинародные декреты, на что указал патриарх во вступительном слове. В Послании прямо указано: «Власть, обещавшая водворить на Руси право и правду, обеспечить свободу и порядок, проявляет самое разнузданное своеволие и сплошное насилие над всеми и, в частности, над святою Церковью Православной». Это - власть, воцарившаяся в России с октября 1917 года. Она состояла в тот момент из лиц разных национальностей, не все принадлежали к православной Церкви по происхождению, однако, тем не менее в основном это были крещеные люди и потому они попадали в целом под анафему. В списке лиц, вошедших в состав первого советского правительства - так называемого Совета народных комиссаров, в основном, числятся лица русского происхождения, и почти все они принадлежат к партии большевиков, отчасти левых эсеров. Другая, влиятельнейшая группа лиц - еврейского происхождения, в новых властных структурах были также грузины, армяне, латыши и прочие; но среди них было много лиц, крещеных в детстве. Общая ситуация гонения на Церковь целенаправленно развивалась именно партией большевиков.

Таким образом, послание объявляет всем о наступившем периоде гонений, обличает советскую власть в многочисленных преступлениях, предупреждает ее носителей о вечных муках, анафематствует и предупреждает о грядущем проклятии от потомков, отлучает от святого причастия и церковного общения лиц крещеных, призывает православный народ и иерархию к защите святынь.

Сразу за оглашением Послания последовало его обсуждение участниками совещания. Это обсуждение - интереснейший материал, свидетельствующий о восприятии современниками происходившего. На заседании выступило восемь человек с достаточно пространными речами, в основном, серьезного аналитического характера. Все выступавшие безусловно поддержали Послание. Обсуждение продолжалось и на последующих заседаниях. Было высказано немало мыслей в обоснование и развитие положений Послания.

Так, по словам протоиерея И.В. Цветкова, «самое сильное место в послании Патриарха - анафематствование врагов родины и Церкви и запрещение входить с ними в общение… но все-таки оно требует объяснений… я высказался бы, что анафематствованию подлежат власти, ныне существующие…» (п.44). Проф. И.М. Громогласов (будущий священномученик) говорил о необходимости соборной поддержки деяния Патриарха. Епископ Селенгинский Ефрем (священномученик) среди прочего, указал на вину духовенства, он также прямо указал на «букет большевизма», «против которого в существе и направлено послание Святейшего патриарха». (п.52). С этим очевидным фактом никто не спорил.

В результате обсуждения Собор принял свое постановление, одобряющее Послание Патриарха. Это постановление или, по тексту, Определение, было составлено специально созданной при Соборном Совете комиссией. На заседании 22 января текст Определения был доложен Собору протоиереем А.П.Рождественским и принят по предложению председательствующего митрополита Арсения Новгородского. Оно было незамедлительно опубликовано 7(20) февраля 1918 г. в «Церковных ведомостях» №5, на с.24: и, таким образом, сразу стало всеобщим достоянием. Это документ, озаглавленный: «Постановление Священного Собора от 22 января 1918 г.». Текст опубликован был и в деяниях собора (деяние 67, пункт 35-37).

Также Послание было разослано по приходам и зачитывалось священниками. Оно вызвало много откликов, некоторые из них были включены в соборные деяния.

Как мною уже было отмечено, Собор именует Послание Патриарха «духовным мечом» «против тех, кто совершает непрерывные надругательства над святынями веры и совести народной». Необходимо отметить и следующую фразу Определения: «Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедывать веру Христову против ее хулителей». Итак, собор полностью принимает послание - в полнейшем единении с Патриархом - то есть в части анафематствования, обличения, грозных предупреждений и остального. Свою выраженную здесь готовность на исповедание веры участники Собора реально подтвердили: почти все из них были позднее замучены и ныне причислены к Лику святых.

Это важно, потому что признание Поместным Собором анафемы Патриарха означает, что анафему, наложенную на «безбожных властелинов тьмы века сего» - партию большевиков, их последователей и им подобных, отменить никто не может. Она наложена навеки и ей подлежат все последователи, преемники большевистской идеологии, а также все гонители, грабители и погромщики Церкви, даже без всякой идеологии, как церковные воры. «Церковная татьба» всегда считалась одним из тяжелейших грехов, и виновный всегда подвергался церковному отлучению, но никогда этот грех не достигал такого всеобщего масштаба.

Многие члены собора считали, что этих документов недостаточно. И они были правы, поскольку агрессия нарастала. Уже 25 января собор принял новое Постановление в ответ на советский декрет об отделении Церкви от государства, Этот ответ в деянии Собора назван «историческим». Документ составлен в духе патриаршего Послания об аафематствовании «властелинов тьмы», являясь его реальным продолжением. Постановление анализирует декрет, вскрывает его антирелигиозный смысл, именует его «сатанинским». Собор заявляет, что декрет «имеет вид закона, но на самом деле представляет собой… злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против нее гонения». Констатируя это, собор напоминает, что «Бог поругаем не бывает», призывает православный народ к сплочению и выражает уверенность в том, что «совершится праведный суд Божий над дерзновенными хулителями и гонителями Церкви» (деяние 69, пп.21-23).

В следующем документе - Постановлении собора по поводу декрета «о свободе совести» - собор выступает в том же духе и прямо напоминает о Послании Патриарха от 19 января, где он призывает народ к подвигу. При этом собор предполагает продолжение гонений и указывает, что если не будет народного сопротивления, «то ведь Русь святая православная обратилась бы в землю антихристову, в пустыню духовную…». Последующая история полностью подтвердила правоту этих документов, а большинство участников собора стали мучениками за веру. Упоминание «земли антихристовой» также представляет немалый интерес. Собор, во-первых, в принципе допускает такую вероятность в будущем; во-вторых, он, со всей очевидностью разумеет под нею территорию глобального, всестороннего гонения на христианство; и в-третьих, Собор призывает народ не допустить на Руси господства антихриста. Собор, конечно же, не собирался утверждать, что пришел антихрист в прямом смысле. Но вся деятельность «властелинов тьмы» вполне согласовывается с православным учением об антихристе: у него будут свои «предтечи», к которым сбор и относит большевиков. Действительно, новые властелины уже мечтали о всемирной власти: уже готовились революции в других странах, проектировалась «всемирная (!) республика советов» и т.д. Но для этого зверь еще не обладал достаточной силой…

Такими образом, Послание Патриарха Тихона об анафематствовании явилось важнейшим первичным документом, определившим дух и характер необходимой в сложившихся условиях цепочки соборных выступлений против сил, впервые в истории развязавших беспощадную антицерковную войну подобного масштаба. Это Послание является центральным в группе документов, в которых последовательно и всесторонне анализируются антихристианские действия новой власти, дают ей вполне точную и окончательную оценку. Именно в этих документах собор выполнил одно из своих главных предназначений: предупредить русский народ и все человечество о небывалой доселе угрозе прямой антихристовой власти, о наступившей новой эре так же небывалого противостояния Церкви и сил зла. Послание об анафеме и примыкающие к нему документы исполнены пророческого гнева и пафоса, и в этом их значение.

В 1923 году Патриарх Тихон заявил, что «отныне он не враг советской власти». Конечно, он как и вся Церковь не были врагами какой-либо власти, лишь сама земная власть может быть врагом Церкви.

Завещанное потомству от Патриарха Тихона и Собора 1917-1918 гг проклятие врагов Церкви получило, действительно, свое реальное воплощение в новой анафеме, провозглашенной Собором зарубежной Церкви в 1970 году. В этом определении персонально назван Владимир Ленин, а также прочие гонители. Новым также является указание на убийство Помазанника Божия - Государя Николая 2-го.

Приводим выписку из текста:

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей

Русская Зарубежная Церковь, выражая заветные чаяния своих архипастырей, клира и паствы, с особенной материнской заботой всегда призывает всех соединиться в молитве о спасении нашего страждущего народа от насажденного Лениным кровавого ига безбожного коммунизма, вследствие чего Архиерейский Синод определяет:

1. В Воскресение 16/29 марта 1970 года, в Крестопоклонную неделю, после Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей надлежит отслужить молебное пение с предварительным оглашением Послания Святейшего Патриарха Тихона 1918 г. об отлучении большевиков и с соответствующей проповедью - О спасении державы Российской и умиротворении страстей людских (Последование это прилагается на отдельных листах).

2. После отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви, которые были анафематствованы еще Святейшим Патриархом Всероссийским Тихоном в 1918 году, по следующей форме:

Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовы Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руки на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязающим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема.

Хор поет трижды: анафема.

Русская Церковь Московского Патриархата никак не выступала по поводу этого анафематствования, находясь тогда в плену безбожной власти. Но обе части Церкви воссоединились в 2008 году, взаимно признав законность

всей церковной деятельности обеих сторон.