«Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Садово-парковое искусство Китая

В своей основе тип индийского индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия до нашего времени. Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и иной религиозной лите-ратуре, подробно регла-ментирующей все от выбора места до ритуа-ла.

Первоначально индийс-кие храмы не были пред-назначены для большого количества верующих, возможно в числе про-чего и из-за кастовых различий, что обуслови-ло в большей степени на севере их незначитель-ный размер. Самой важ-ной частью храма, его сердцем, является гарбхагриха (garbhagr-ha), то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Обычно это квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единствен-ного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никакого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей. Над гарбхагрихой находится храмовая башня - вимана . Эта башня высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южно-индийских храмах.

Вокруг святилища обычно есть круговой обход, точнее закрытый с 3-х сторон, называе-мый прадакшинапатха (pradaksinapatha), по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама . Этот обход может быть темным и глухим либо иметь окна и даже очень большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакал е, например). Только храмы стиля Весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход, соединяющий его с залом - мукхамандапа (mukhamantapa), иногда называемый sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорций относительно самого gharbhagrha. Кроме прохода в функции мукхамандапа входит хранение предметов религиозного назначения, включая пищу, предлагаемую Богу, и прочих предметов культа.

Есть еще antarala , узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa (зал). Он выделяется в самостоятельную часть только в больших храмах, в большинстве же храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa , то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как, например, в храме Шивы в Варанаси. Собственно мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм. В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha), который находится на центральной оси храма напротив святилища. Флаг божества, которому посвящен храм, так же как и вахана (vahana), то есть ездовое животное Бога, которое находится здесь же, расположены напротив храма.

Напротив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин (Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери (Devi) - лев, вахара Дурги в храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей головой.

Балипитха (Balipitha) пьедестил для жертвенных приношений с лотосом или «следами» божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам.

В ведический период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наше время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, но оче-видно в очень древних храмах он выглядит иначе.

Храм окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городс-кой черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше. В центральной и юж-ной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена (prakara ) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня – Гопурам (Gopuram), то есть Ворота. Гопурамы - в Хампи (Карнатака). В храме Вирупакша их 2 - один напротив другого, в боковых входах ворота без башен. В храмах Виталла всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и храмах Паттадакала в Картанате, никакой ограды.

В ограде (prakara ) могут находится небольшие храма или святилища божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвяще-ны Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми , Хануману и Гаруде . В храме Дурги - Шиве, Ганеше, Subramanya.

Храмы принято строить на берегу реки, а если реки рядом нет - то на горе.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 7 10 класс Древняя Индия Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Казаретина О. В. В космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними - восемь малых двипы. Гора состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Гора Меру - священная гора в космологии индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов. В Пуранах описывается, что её высота составляет 80 000 йоджан (1 106 000 км) и что она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистские храмы были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. Дева - в индуизме: полубоги, небесные существа, ангелы или божества. Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Репрезентация - представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбалу. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. XVIII в д/фильм: Кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа http://anastgal.livejournal.com/659450.html Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Гора Кейлас Сакральный план индуистского храма. В основании плана он повторяет прямоугольную священную травяную подстилку, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы - напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. В самых разных языках совпадают понятия "женщина" и "мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического. В абрис храма вписана фигура женщины. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру - мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев. Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Колонны Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Каменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Гуси, быки, охотники. Рельеф Слоны - наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Воины и слоны. Барельеф Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Шива. Скульптура в нише Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах. Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации. Шива и небесные танцовщицы (фрагмент). Горельеф Другая скульптурная группа - любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания - в местах пересечения и стыка архитектурных конструкций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с Абсолютом, путь к духовному возвышению. Апсары- в индуистской мифологии небесные танцовщицы и куртизанки. Шива, апсары, влюбленные (фрагмент). Горельеф Все эти боги и мифические животные, любовники и аскеты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, наполненный жизнью узел. На камень наносился ярко раскрашенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без того выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении - как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ (Карниз, цоколь, фронтон) 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ (Фундамент, колонна) Декор же внутри храма с преобладанием в нем геометрических форм указывает на связь с миром божественным. Ансамбль в Кхаджурахо воплощает принцип единства Вселенной. Эту особенность так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами, Гималайскими предгорьями и южными территориями,
прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.

Так, древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиля
(Nagara) или «северный» стиль, что дословно переводится как «городской» или «город»,
дравидского или южного стиля и
(Vesara) или гибридного стиля, который отмечен в Декане помимо двух основных.

Для южного типа индуистского храма (дравида) характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара (шикара) параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.

Кроме того в периферийных областях таких как , и гималайские предгорья и долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Нагара , который развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья (названный шикхара, "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан".

План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается , что башня круглая. В более поздних событиях, в храмах типа Катармала или Байджнатха, центральная мандапа окружена несколькими маленькими храмиками, создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.

С седьмого столетия Дравида или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.

Менее очевидные различия между двумя главными типами храма включают план местности, выбор и расположение камня, из которого вырезали фигуры на внешних стенах и интерьере, диапазоне декоративных элементов.

Говоря об обширных областях Индии во власти "северного" стиля, то есть от Гималаев до Декана, должно упомянуть про региональные отличия. Например все нижеперечисленные храмы классифицировано как принадлежащие к стилю Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре (в Ориссе), состоящий только из святилища и зала, и храмы в с их захватывающими суперструктурами, и изящно вырезанный храм Солнца - Surya в Модхере тоже. С другой стороны «южный» стиль, будучи ограниченным меньшей географической областью, был более последователен в развитии и более предсказуем в архитектурных особенностях.

В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и -Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода (Hoysala) с его многочисленными святилищами и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют классифицирующие отличные региональных групп. Не маловажное значение оказывали местные типы строительных материалов. Так, мягкий мыльный , используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия, позволяет скульпторам, работающим в слоновой кости и резьбы по дереву, воспроизвести эти техники в камне и создать самый причудливый и декорированный из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые гранитные скалы, типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram) Тамил Наду не позволили провести детализированную проработку поверхностей храмов. В областях без камня, типа Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.

Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье, между северными и южными стилями - .
На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны.
В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам или Гопура (gopuram), которые открывали проход во внутренний двор. Эти гопурами стали фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым комплексом. С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был , гопурамы становятся очень многочисленными, высокими, украшенными скульптурой, и часто раскрашенными. Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде.

Строение индуистского храма

В своей основе тип индийского индуистского храма практически без изменений сохранился с 6-ого столетия нашей эры до нашего времени. Строительство храмов и на севере и на юге было подчинено канону, описанному в Самхитах, Агамах и иной религиозной литературе, подробно регламентирующей все от выбора места до ритуала.
Первоначально индийские храмы не были предназначены для большого количества верующих, возможно в числе прочего и из-за кастовых различий, что обусловило в большей степени на севере их незначительный размер.

Самой важной частью храма, его сердцем, является гарбхагриха (garbhagrha) то есть святилище, святая святых, sanctum sanctorum на латыни. Это обычно квадратное низкое помещение без дверей и окон за исключением единственного низкого и узкого входа. Изображение Божества размещено в геометрическом центре. Это абсолютно темное место, здесь нет никакого света за исключением света, который проникает через вход, и света от ламп и свечей.

Над гарбхагрихой собственно и находится храмовая башня (вимана) . Эта башня бывает весьма высока в Северных индийских храмах и ниже и шире или средней высоты в южноиндийских храмах, подробнее об этом в отдельной статье.

Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшина-патха (pradaksinapatha) , по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например). Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.

Перед святилищем находится проход в него, соединяющий его с большим залом - мукха-мандапа (mukhamantapa), иногда называемая sukanasior ardhamantapa, в зависимости от его пропорции относительно самого gharbhagrha. Кроме того функции непосредственного прохода мукхамандапа используется для хранения предметов религиозного назначения, включая пищу, подлежащую предложению Богу, и прочих предметов культа.
Есть еще antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa (зал), он выделяется в самостоятельную часто только в больших храмах, в большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa или sukanasi, которые представляют собой в небольших храмах лаз из центрального зала в святилище.

Mantapa, то есть мандапа (также названный nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для относящихся к прихожанам религиозных действий. Иногда это довольно большое помещение, включающее в себя несколько соединенных между собой залов, как например, в храме Шивы в . Собственно мандапа представляет собой здание между гарбхагрихой и входом в храм.
В свою очередь мандапа в зависимости от размера может иметь простой вход, декорированный лишь незначительными орнаментальными полосками по краям двери, или вход с крыльцом, ступенями, предвратными фигурами и скульптурными группами, горельефами и прочими элементами декора.

Перед храмом, то есть входом в него располагается флагшток (dhvajastambha) , который находится на центральной оси храма напротив святилища. Флаг зависит от Бога, которому посвящен храм, так же как и вахана (vahana), то есть ездовое Бога, которое находится здесь же, напротив храма. Напортив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму лежит Нандин (Nandi), бык. В храмах, посвященных Богине-Матери (Devi), это - лев, вахана Дурги, в храмах это Гаруда - человек с птичьей головой.

Балипитха (Balipitha) - пьедестал для жертвенных приношений с лотосом или следами божества установлен рядом с мурти (изображением) Божества. Его можно узнать в любое время по остаткам приношений - красному порошку -куркуме, желтой сандаловой пасте, рису, цветам. В период кровавые жертвы приносились гораздо чаще, чем в наше время, поэтому облик жертвенника должен был измениться, на сколько сказать не могу, но очевидно в очень древних храмах он выглядит иначе.

Храм окружен невысокой стеной или забором - по крайней мере в городской черте в Химачале, Уттаранчале, Уттар Прадеше, где я была. В центральной и южной Индии вокруг храма может быть довольно высокая стена (prakara) с одним основным и тремя вспомогательными воротами, над которыми высится храмовая башня - Гопурам(Gopuram), то есть Ворота . Гопурамы пока я видела только в Хампи (). В храме Вирупакша их было 2 один напротив другого, в боковых входах ворота были без башен. В храмах Виталла был всего 1 гопурам- центральный, никаких боковых. В прочих храмах Хампи, так же как и храмы Паттадакала в Картанате, никакой ограды.

В ограде (prakara) могут находится находятся небольших храма или святыни божеств, связанных с главным божеством храма. Например, в храме Шивы второстепенные святыни посвящены Ганеше (Ganapati), супруге Шивы Парвати (Parvati), Subramanya и Candesvara. В храме Вишну соответственно Лакшми, Хануману и Гаруде. В храме Дурги - Шиве, Ганеше, Subramanya.

Окрестности храма включают yagasala (жертвенный навес), pakasala (навеса кухни), место для утсавамурти (utsavamurti) - изображение Божества, которое несут в процессии или везут в храмовой колеснице на фестивале, саму колесницу, гараж для нее, и прочее. Вообще-то храмы принято строить на берегу , а если реки рядом нет - то на горе.

Cимволика индийского храма

Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.

Слово " devalaya", который часто используется, чтобы обозначить в храме, фактически означает "дом Бога". Это - место, где Бог останавливается на земле, чтобы благословить верующих. Это - Его дом, Его .

" Vimana" - другое слово, которое часто используется, чтобы обозначить храм вообще, и garbhagrha (святилище) в частности, имеет этимологическое значение - "хорошо-распределенная (пропорциональная) структура". Поскольку расширение этого значения произошло от глагола мерить, это обозначает Бога Создателя (как комбинация Шивы и ), того кто "отмеряет", то есть условно ограничивает здесь некими рамками свое беспредельное существование для лучшего воприятия верующими.

Изображения могут быть в трех положениях: станака (стоящий), (сидящий) и (лежащий) саяна, только изображения Вишну делают лежащем положении.
Специфический аспект божества, представленного изображениями может быть подчеркнут мудрой(положение рук и пальцев), асаной (положение ног и рук), синха (символ), васана (платье) и абхарана (украшения и орнаменты). Среди мудр и асан падмасана (поза лотоса) и иогасана (относящееся к медитации положение) являются самыми распространенными. Изображения Шивы и Шакти имеют дамару (барабан), тришула (тризубец), паса (петля), анкуша (срекало), бана (стрела), кхадга (меч) и так далее, как их . Чакра (диск), санкха (раковина), гада (булава), и падма (лотос) традиционны для изображений Вишну.

Achadidi aka Сычева Анна, использованы материалы сайтов www.sanathanadharma.com, www.templenet.com, www.hindunet.com, www.kamat.com. Не подлежит использованию на сторонних ресурсах.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 7 10 класс Древняя Индия Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Казаретина О. В. В космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними - восемь малых двипы. Гора состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Гора Меру - священная гора в космологии индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов. В Пуранах описывается, что её высота составляет 80 000 йоджан (1 106 000 км) и что она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистские храмы были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. Дева - в индуизме: полубоги, небесные существа, ангелы или божества. Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Репрезентация - представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбалу. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. XVIII в д/фильм: Кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа http://anastgal.livejournal.com/659450.html Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Гора Кейлас Сакральный план индуистского храма. В основании плана он повторяет прямоугольную священную травяную подстилку, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы - напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. В самых разных языках совпадают понятия "женщина" и "мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического. В абрис храма вписана фигура женщины. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру - мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев. Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Колонны Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Каменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Гуси, быки, охотники. Рельеф Слоны - наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Воины и слоны. Барельеф Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Шива. Скульптура в нише Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах. Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации. Шива и небесные танцовщицы (фрагмент). Горельеф Другая скульптурная группа - любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания - в местах пересечения и стыка архитектурных конструкций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с Абсолютом, путь к духовному возвышению. Апсары- в индуистской мифологии небесные танцовщицы и куртизанки. Шива, апсары, влюбленные (фрагмент). Горельеф Все эти боги и мифические животные, любовники и аскеты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, наполненный жизнью узел. На камень наносился ярко раскрашенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без того выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении - как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ (Карниз, цоколь, фронтон) 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ (Фундамент, колонна) Декор же внутри храма с преобладанием в нем геометрических форм указывает на связь с миром божественным. Ансамбль в Кхаджурахо воплощает принцип единства Вселенной. Эту особенность так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Значительные климатические, культурные, расовые и прочие различия между северными равнинами и Гималайскими предгорьями и южными территориями, прилегающими к побережью, обусловили формирование в различных частях Индии трех архитектурных стилей в храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные различия.
Так, древние тексты на архитектуре, классифицируют храмы на три стиля - стиля Нагара (Nagara) или северного стиля, что дословно переводится как "городской" или "город", дравидского или южного стиля Дравида и Весара (Vesara) или гибридного стиля, который отмечен в Декане помимо двух основных.

Для южного типа индуистского храма характерна шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко выделенными поперечными поясами, завершенная многогранным, колоколовидным перекрытием. Для северного типа культового индуистского здания стала характерна шикхара параболических очертаний с приплюснутым кольцом (амалака) наверху.
Кроме того в периферийных областях таких как Бенгалия, Керала и гималайские предгорья и долины развились региональные архитектурные стили. Но безусловно большинство храмов выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида, причем это разделение можно проследить с самых ранних, из сохранившихся на сегодняшний день, храмов.

Стиль Nagara, который развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья (названный "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан". План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня круглая. В более поздних событиях, в храмах типа Катармала или Байджнатх а, центральная мандапа окружена несколькими маленькими храмиками, создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.