Приносили ли ацтеки в жертву девушек. Кровавая жертва или воззвание к небесам? Детские жертвоприношения инков

В основе отношения ацтеков к человеческим жертвоприношениям лежат уже описанные нами мифы о мироздании. Солнце, а значит, и вся Вселенная обязана своим существованием самопожертвованию богов, да и человек появился только тогда, когда Кецалькоатль окропил своей кровью кости, собранные в стране мертвых. Устойчивость мира зависела от сотрудничества богов и людей, правильного выполнения ритуалов, а также пожертвования крови в знак признательности за сотворение мира и, уже на более практичном уровне, в качестве пищи для Солнца и прочих богов.

Этих верований придерживались как те, кто брал в плен, так и сами пленники. Между ними возникало что-то вроде мистического родства, в основе которого лежала не семейная родословная, а кровная связь, возникающая благодаря жертвоприношению.

«И тот, кто захватил в плен, не смог отведать плоти своего пленника. И сказал он: «Разве могу я есть свою собственную плоть?» Ибо когда он взял в плен, то сказал: «Вот мой возлюбленный сын». Однако он мог вкусить плоти человека, захваченного в плен другим» (информаторы Саагуна, описывая церемонии второго месяца).

С момента своего пленения у узника возникали особые отношения с пленившим его человеком. В представлении ацтеков они были одной семьей и одной плотью.

Постепенно человеческие жертвоприношения занимали все более и более важное место в религии ацтеков, но не практиковались в массовом порядке до середины XV века. После своей победы над Аскапотсалько в 1428 году Ицкоатль и его советник Тлакаэлель начали вести политику завоеваний, побуждая ацтеков представлять себя избранным народом Уицилопочтли, миссия которого заключалась в обеспечении пищей Солнца. В то же время участившиеся военные операции приносили Теночтитлану все больше и больше пленных.

В 1487 году обычай человеческих жертвоприношений уже укоренился. В этом году был возведен храм, посвященный Уицилопочтли, и, чтобы отпраздновать это событие, было умерщвлено 20 тысяч пленных. Правители Теночтитлана и Тескоко открыли кровавый счет, а затем передали оружие в руки жрецов, которые без устали трудились в течение четырех дней – до тех пор, пока не пала последняя жертва. Пленники стояли в четыре ряда, протянувшиеся на 2 мили по улицам города.

Рис. 60. Человеческое жертвоприношение (Флорентийский кодекс).


По некоторым данным, ежегодно ацтеки приносили в жертву от 10 до 50 тысяч человек, в основном это были военнопленные, но среди жертв встречались и рабы, и дети, которых покупали в случае необходимости. Каждый город или деревня проводили собственные церемонии. Во время празднеств в четырнадцатый месяц года, писал Мотолиниа, «они принесли в жертву, в зависимости от величины поселения, 20, 40 или даже 50 или 60 человек. В Мехико было умерщвлено более 100 человек». Головы жертв насаживались на стоявшие рядами деревянные решетки. Андрес де Тапиа (служивший под началом Кортеса) подсчитал количество черепов на решетках, стоявших рядом с Великим Храмом Теночтитлана: «Автор и некий Гонсало де Умбриа подсчитали количество черепов в ряду и, произведя несложные подсчеты, обнаружили, что всего там было 136 тысяч голов, не считая тех, что были сложены в башни». Башни, которые упоминает де Тапиа, были сооружены из черепов, скрепленных известковым раствором. Обычно в жертву приносились свежие сердца и человеческая кровь, которой жрецы окропляли изваяния богов. Предназначенного к жертве клали на спину на низкий каменный блок, и каждый из четырех жрецов брал его за ногу или за руку. Пятый жрец держал голову, в то время как шестой с помощью кремневого или обсидианового ножа косым ударом вскрывал грудную клетку, при этом надрез проходил через ребра и грудину. Извлеченное из груди сердце поднималось к Солнцу, затем его клали в деревянный или каменный сосуд, называемый «орлиным блюдом». Вся операция занимала несколько минут. Иногда жертва теряла сознание или ее приходилось силой тащить к алтарю, но большинство пленников шли на смерть добровольно, поддерживаемые сознанием того, что они отправятся прямиком в Рай Солнца.

Акт жертвоприношения был кульминацией в цепи церемоний, которые варьировались в зависимости от того, в честь какого бога проводились. В каждом из восемнадцати месяцев устраивались свои празднества, многие из них были длительными и сложными мероприятиями, полными символизма, который так услаждал ум ацтеков. Праздник в честь Тескатлипоки, например, выпадал на пятый месяц, но готовиться к нему начинали за год, когда жрецы выбирали безупречного молодого пленника на роль воплощения бога на земле.

Юношу обучали вести себя как знатный человек, в течение года его почитали, как повелителя и живого бога. Жрецы обучали его игре на флейте, его повсюду сопровождала свита из восьми человек. Его лицо было раскрашено черной краской, одет он был в дорогие одежды, на руках сияли золотые браслеты, а на ногах позвякивали золотые колокольчики. Он проводил время в свое удовольствие, а когда прогуливался по городу с курительной трубкой в руке, с висящими на шее гирляндами цветов, все люди воздавали ему почести.

За двадцать дней до празднества человек, изображающий бога, играл свадьбу с четырьмя юными девушками. Теперь он был одет и подстрижен как военачальник, и последние пять дней, оставшиеся до праздника, проходили в пиршествах, пении, танцах в различных частях города.

В день жертвоприношения юношу, сопровождаемого своими женами и свитой, которые пытались утешить его, в каноэ перевозили в маленький храм на берегу озера. Здесь женщины прощались с ним, и он всходил по ступеням храма, неся флейты, на которых играл в течение года. У подножия пирамиды свита покидала его, и теперь в совершенном одиночестве он медленно поднимался по лестнице, на каждой ступени разбивая по одной флейте. На вершине пирамиды его уже ждали жрецы. Когда юноша приближался к ним, они хватали его и вырывали у него сердце. Как только жертва умирала, другой пленник выбирался на роль Тескатлипоки, которую он должен был играть в течение следующего года.

Идея о человеке, изображающем бога, находила свое отражение во многих ацтекских церемониях. Праздник в восьмой месяц года проходил под покровительством Шилонен, богини молодого маиса. Ее роль играла юная рабыня, которую впоследствии обезглавливали, что символизировало сбор початков маиса. В одиннадцатый месяц женщину, представлявшую богиню спелого маиса, постигала та же участь.

Церемония в честь Бога Огня была одной из самых ужасных. Пленников связывали по рукам и ногам, лица посыпались порошком из растения семейства конопляных, действовавшим как анестетик. Каждую жертву взваливали на спину того, кто ее пленил, и воины начинали танцевать вокруг огромного костра. Затем один за другим танцоры сбрасывали своих жертв в пламя, но, прежде чем наступала смерть, жрецы вытаскивали из огня полуобожженные тела и удаляли сердца.

Не все жертвоприношения подразумевали смерть. На некоторых празднествах воплощением богов служили цветы и початки маиса или фигурки божеств, сделанные из дерева и муки из толченых семян амаранта.




Рис. 61. Каменное блюдо, которое использовалось при жертвоприношениях. Вероятно, из Теночтитлана.


Большинство церемоний включали в себя пиршества и танцы, а также кровопускания, и у людей было много возможностей выплеснуть избыточную энергию. В десятый месяц устанавливался шест высотой около 50 метров, на верхушке крепилась фигурка, слепленная из амарантовой муки. Юноши старались вскарабкаться на этот шест и достать фигурку, победителю вручалось ювелирное украшение и накидка. В другие месяцы разыгрывались шуточные битвы между воинами Орла и Ягуара, между мужчинами и женщинами, жрецами и мирянами. Некоторые из этих состязаний были лишь буффонадой и были наполнены духом карнавала, но те состязания, что проходили в рамках празднества в честь Тлалока, давали жрецам право колотить и грабить любого, кто помешает их процессиям. Во время таких праздников появлялась прекрасная возможность свести личные счеты.


Середина XVI века.
Обычай приносить жертвы богам сыграл важную роль в становлении цивилизации. Но постепенно сами обряды жертвоприношения тоже развивались и усложнялись. Своего пика они достигают, когда жертвовать богам начинают не вещи, не животных, а живых людей. Самые массовые человеческие жертвоприношения характерны для ацтеков, но практиковались они и у других народов Америки.

КАКОВА РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Для идеи жертвоприношения очень важна идея установления отношений дарения и одаривания между человеком и сверхъестественным существом. Человек, будучи самым ценным для самого человека, конечно, приобретает статус жертвы самого высокого масштаба. Интересно отметить, что для архаических людей существовали люди разных категорий, и не все люди одинаково ценны в смысле жертвоприношений. Вот, скажем, древние майя рассматривали царскую кровь как гораздо более ценную, чем кровь простого человека. Именно поэтому стремились принести в жертву знатных людей.
Здесь, безусловно, есть два аспекта. В Мезоамерике кровь – важная субстанция, которая содержит в себе силу. Можно приносить собственную кровь, знаменитые жертвенные кровопускания, которые осуществляются из гениталий, из языка – это один аспект. Другой аспект – это принесение в жертву крови врага. И как раз у ацтеков он приобрел, пожалуй, наивысший размах и связано это со складыванием имперской идеологии, которая была призвана скрепить новую зарождающуюся в первой половине 15 века ацтекскую державу.
В мифологии науа, к которым принадлежат ацтеки, присутствует идея о том, что миры существуют не вечно, а по окончании определенных циклов они разрушаются, происходят космические катастрофы, гибнут люди, гибнет земля. Боги борются с хаосом, чтобы мир не погиб до назначенного срока. И для того, чтобы они эту силу не теряли, им необходимо питаться, а питаются они человеческой кровью.
Такого рода идеи характерны для разных культур и в Старом Свете тоже. Иногда в качестве наиболее важной составляющей могут быть выбраны не кровь, а, например, кости или волосы.
Ацтеки вели войны и захватывали врагов специально для жертвоприношений?
Наиболее ценной для принесения в жертву, чтобы поддерживать богов, является кровь воинов. И это была идеология, которая оправдывала экспансию сначала в Центральной Мексике, потом за пределами, пока эта держава не захватила всю практически древнюю Мезоамерику.
В дальнейшем возникло такое очень любопытное явление, как «цветочные войны». Это войны по договоренности. Они происходили как между ацтеками и их противниками в эпоху мира, так и между союзными или вассальными городами в составе ацтекской державы. Определялось время, определялось место, воины сходились, соответственно, захватывались в этой войне пленники, которые приносились в жертву.
В действительности здесь, конечно, речь идет не только и не просто о жертвоприношении, но благодаря тому, что будущие цари и принцы участвовали в этих «цветочных войнах» , они становились настоящими людьми или настоящими мужчинами. Ацтеки считали, что если человек не прошел войну, то он не достоин звания знатного человека и, например, не может быть царем. Поэтому «цветочные войны» были очень важны для функционирования верховной власти у ацтеков.
По сообщению испанского хрониста, при освещении главного храма в столице ацтеков было принесено в жертву 80 тысяч пленников. И что они стояли несколькими колоннами, и воины, которые им отрывали головы, уставали, поскальзывались в крови. Есть очень много находок человеческих черепов. После принесения в жертву эти черепа выставлялись на обозрение - это так называемые стены из черепов.
Пожалуй, будет справедливо сказать, что и в архаических обществах Старого Света, находящихся примерно на таком же уровне развития, встречались очень масштабные жертвоприношения. Наверное, ацтеки лидеры, но не в принципиальном отношении. Жертвоприношения людей и очень масштабные были, например, в древнем Китае, в древнем Египте.

КАК ВОСПРИНИМАЛИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ САМИ ЖЕРТВЫ.
Жертвы относились к этому весьма по-разному. Но как правило, существовал особый кодекс жертвы, который говорил, что человек должен считать за честь, что он приносится в жертву врагам. Некоторые люди действительно шли добровольно, считая что смерть на алтаре почетна.
Неслучайно в ацтекском раю находились именно воины, павшие в битве и женщины, умершие при родах. В то время как воины-победители должны были попасть в ад. Смерть на алтаре тоже считалась смертью в битве, потому что иногда непосредственно перед жертвоприношением еще раз воспроизводилась схватка, его пленяли еще раз символически, потом клали на алтарь и вырывали сердце.

КАК ОБОСНОВЫВАЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Во-первых, нужно помнить о том, что культура и любое культурное явление – это нечто самовоспроизводящееся. То, что люди повторяют друг за другом, даже не отдавая себе отчет. Так повелось испокон веков считать, что людей нужно приносить в жертву. Все нормальные люди приносят жертвы, а те, кто в жертву людей не приносят, те, конечно, не люди, а дикари.
Кроме того, в ацтекской мифологии существовали многочисленные прецеденты. В одном случае, когда предыдущая эпоха была уничтожена и все люди погибли, когда возник наш мир, перед богами стояла задача о сотворении людей нового человечества, то есть нас. И тогда один из самых главных богов ацтеков -Кетцалькоатль спустился в подземный мир для того, чтобы правдой или неправдой забрать кости людей предыдущего поколения.
Владыка подземного мира не хочет отдавать ему кости, но все-таки Кетцалькоатль их добывает, несет, пытается вынести во внешний мир для того, чтобы оживить и сделать людей нового поколения. Тут выпархивает посланная владыкой мертвых перепелка, Кетцалькоатль пугается, падает, кости рассыпаются, перепелка начинает их клевать. И когда Кетцалькоатль приходит в себя, он собирает только часть этих костей.
С этой трухой он возвращается во внешний мир и кается, что он не смог выполнить порученную ему задачу. Он кается, советуется с другими богами, молится, страдает. Проливает кровь из своего полового органа, на ней замешивает из костной трухи тесто и лепит людей сегодняшнего поколения. Если бы не эта жертва Кетцалькоатля, то и людей бы не было. Значит и мы должны принести себя в жертву.
Бог подарил нам жизнь, и теперь мы обязаны ему отдаривать. Причем он не просто отдал нечто, а он принес в жертву, то есть принес в дар самого себя.
Эта идея, столь характерная для ацтекской религии, о покаянии и о даре от божества человеку, конечно, созвучна христианству. Ведь на проповедях очень часто звучит мысль, что Иисус Христос отдал за нас жизнь. Идея самоистязания, самобичевания тоже имитирует страдания Христа.
Именно христианская религия прекратила во всем мире, в том числе в Мезоамерике, человеческие жертвоприношения.
Христианство было не единственной религией, которая боролась с человеческими жертвоприношениями. Очень многие языческие религиозные системы, например, в Египте религии жертвоприношение не приветствовали. В классическом Египте, а не архаическом, никакой речи о человеческих жертвоприношениях быть не могло.
Даже в Мезоамерике у майя, судя по иероглифическим надписям, человек - это настолько могущественное существо сильное, что его не получается просто так принести в жертву, его надо принизить до состояния животного. Поэтому на изображениях и в текстах говорится, что перед тем, как принести в жертву, его лишали всех признаков человеческого статуса, то есть снимали украшения, одежду, над ним издевались и в итоге, когда он таким образом терял статус, только тогда его можно было просто убить и таким образом принести в жертву.
Для древних майя, как и для многих других, например, культур в Старом Свете идея человека настолько высока, что с человеком нельзя сделать ничего. Его нельзя убить - это просто невозможно. Но когда нужно человека убить, естественно, вначале нужно его перевести в статус нечеловеческого.

КАК ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ.
Это, конечно, связано с распространением мировых религий. В Мезоамерике христианская церковь в XVI веке в XVII веке очень жестко с этим боролась. Хотя существуют указания, что майя поначалу воспринимали Христа, его страсти как жертвоприношение, похожее на то, что было в их религиях. И то что у христиан тоже есть подобный образ было дополнительным стимулом для жертвоприношений. По церковным источникам видно, что у майя на Юкатане до XVII века практиковались человеческие жертвоприношения, и время от времени церковные власти предпринимали кампании по уничтожению языческих представлений. И уже, по-видимому, в Мексике XVII век, когда были завоеваны последние независимые майяские государства, человеческие жертвоприношения прекращаются.
В XIX веке по мере распространения европейского колониализма и,соответственно, христианской церкви эта практика исчезает.
Вполне можно сказать, что после XIX века человеческие жертвоприношения встречаются так редко, что они уже не являются составляющей частью культуры в любом случае, они уже не воспроизводятся - это что-то из ряда вон выходящее.

За сто лет до своего падения империя ацтеков пережила невероятные изменения. Сын императора, Тлакаэлель, объявил о том, что бог войны, Уицилопочтли, должен считаться наивысшим из всех богов.

С тех пор ацтеки начали поклоняться богу войны. Человеческие жертвоприношения стали широко распространённым явлением в жизни ацтекского общества. Ежегодно во славу богов они убивали сотни тысяч человек.

1. Войны устраивались только для того, чтобы получить пленных для принесения в жертву

Чтобы утолить ненасытные аппетиты богов, ацтеки все свои религиозные ритуалы сопровождали многочисленными человеческими жертвоприношениями. Как правило, в качестве жертв ацтеки использовали захваченных на войне врагов. Многие войны развязывались с одной единственной целью – повоевать и получить как можно больше пленных. Ацтекам было нужно очень много жертв.

Ацтеки достигли соглашения с соседним городом-государством Тласкала о том, что они будут воевать друг с другом только для того, чтобы получить людей для принесения в жертву богам.

Это делалось по взаимному согласию обеих сторон. Проигравшая армия не молила о пощаде, а её воины не жаловались на свою судьбу. Они понимали, что это часть сделки, и покорно шли на смерть.

2. Некоторые люди добровольно позволяли принести себя в жертву

Быть принесённым в жертву богам считалось честью. На самом деле, когда испанцы попытались освободить ацтекских заключённых, некоторые из них пришли в ярость от того, что их лишили возможности умереть достойной смертью.

Под церемониальный нож попадали не только солдаты противника. Преступники и должники также отправлялись на алтарь. Были и добровольцы, которые считали для себя честью умереть во имя своих богов. Согласно традиции, целые группы проституток охотно соглашались на принесение себя в жертву богине любви.

Во время засухи некоторые ацтеки продавали своих детей в рабство за 400 початков кукурузы. Если дети плохо работали, их могли перепродать. И если раб был продан два раза, то его приносили в жертву богам.

3. Праздник Токскатл

Когда наступал месяц Токскатл, ацтеки выбирали одного из мужчин и в течение года почитали его как бога. При выборе они ориентировались на внешность кандидата – он должен был иметь гладкую, тонкую кожу и длинные, прямые волосы.

Избранного мужчину одевали как бога Тецкатлипока. Его кожу окрашивали в чёрный цвет. На голове у него красовался венок из цветов, а на теле – нагрудник из морских ракушек и множество украшений.

Мужчине давали четырёх прекрасных жён, с которыми он мог делать всё, что хотел. Его обязанностью было ходить по городу, играя на флейте и благоухая цветами, чтобы люди могли воздавать ему честь.

По истечении двенадцати месяцев избранник восходил по ступенькам на вершину пирамиды, продолжая играть на своей флейте. Восторженная толпа наблюдала за тем, как священнослужитель помогал ему лечь на длинный каменный алтарь. Затем он вырывал из его тела сердце.

После этого ацтеки находили нового Тецкатлипока, и всё начиналось сначала.

4. Ритуал жертвоприношения

Как правило, церемонии жертвоприношения проводились на вершине большой пирамиды, на жертвенном камне. Жрец вставал над лежащей жертвой, держа в руке нож с лезвием из вулканического стекла. Затем это лезвие опускалось на грудь жертвы и вспарывало ей грудную клетку. После этого жрец выдирал из тела бьющееся сердце.

Рука с сердцем поднималась так, чтобы её могли все видеть. Затем жрец рвал орган на куски, которые выкладывал на жертвенный камень. Безжизненное тело сбрасывали вниз по ступеням пирамиды, у подножия которой его уже ждали палачи. Тело расчленяли. Череп отделяли и насаживали на копьё, а из плоти готовили блюда для знати.

5. Поедание тел

Тела жертв часто запекали с кукурузой и угощали этим блюдом священнослужителей. Иногда убитых было столько, что из них готовили угощение для всех жителей города, и каждый из присутствовавших принимал участие в акте совместного ритуального каннибализма. Кости шли на изготовление орудий труда, музыкальных инструментов и оружия.

По крайней мере, одно из церемониальных блюд существует и сегодня: это суп позоле. Во времена ацтеков его готовили из бедра пленника, принесённого в жертву, и подавали императору.

Сегодня это блюдо делают из свинины, а не человеческой плоти, однако вкус его в значительной степени остался прежним. Когда христиане вынудили ацтеков перейти на мясо свиней, те сообщили, что оно на вкус было такое же, как и человечина.

6. Торжественное открытие Великой Пирамиды

Не все жертвоприношения совершались одинаково. Были исключительные случаи, когда обряд проводился абсолютно по-другому. Иногда он отличался способом убийства, а иногда – количеством жертв.

Наиболее массовое жертвоприношение произошло во время открытия Великой пирамиды Теночтитлана. Ацтеки потратили много лет на строительство храма в своей столице, и когда в 1487 году Великая пирамида, наконец, была завершена, они устроили массовый праздник. В честь открытия своего величайшего храма ацтеки убили невероятное количество людей.

Ацтеки утверждали, что в течение четырёх дней они принесли в жертву 84000 человек. Всего во время правления ацтеков, по оценкам специалистов, за год по всей Мексике убивали в среднем около 250000 человек.

7. Праздник сдирания кожи с людей

Один из самых значительных ацтекских праздников назывался Тлакаксипехуалицтли («Праздник сдирания кожи с людей»). Это была церемония, посвящённая ацтекскому богу Ксипе Тотек, чьё имя означает «Тот, с которого содрали кожу».

За сорок дней до праздника один из мужчин удостаивался чести одеться так, как будто бы с него содрали кожу. Его тело покрывали красными перьями и украшали золотыми драгоценностями, после чего он в течение сорока дней почитался как бог. В день праздника его и восемь других исполнителей роли богов доставляли на вершину храма и убивали.

Жрецы сдирали с убитых мужчин кожу, что символизировало сбрасывание шелухи спелыми плодами. Затем её окрашивали в жёлтый цвет, чтобы она выглядела как золото. Одни «золотые шкуры» отдавали священникам, устраивавшим в них пляски, другие – молодым мужчинам, которые в течение следующих двадцати дней занимались попрошайничеством, обёрнутые в гниющую человеческую плоть.

8. Жертвоприношения в виде гладиаторских боёв

Во время Праздника сдирания кожи некоторые мужчины получали возможность защищать себя. Но чтобы выжить, они должны были победить самых великих ацтекских воинов в вооружённом бою, на что у них не было ни малейшего шанса.

Предназначенные в жертву воины вставали на каменный круг, называемый «темалакатлом». Им разрешалось обороняться деревянным оружием, которое немногим отличалось от игрушечного. Вооружённые палкой в форме меча, эти люди беспомощно наблюдали за тем, как к ним приближаются вооружённые до зубов самые лучшие ацтекские воины.

Согласно ацтекской легенде, выжить в таком неравном бою удалось лишь одному человеку – его звали Тлахуиколом. Не имея ничего, кроме деревянного меча, он в одиночку убил восемь до зубов вооружённых воинов-ацтеков. Ацтеки были в восторге от его способностей и предложили ему возглавить их армию.

Тлахуикол ответил им, что это предложение оскорбительно, поскольку его ждёт более великая судьба – быть принесённым в жертву богам.

9. Смерть близнецов

Ацтеки имели странные и во многом противоречивые представления о близнецах. В их мифах часто встречаются близнецы, которые, как правило, рассматриваются как божества и достойны поклонения. Близнецы в их легендах бывают как жестокими убийцами, так и героями, и даже создателями мира.

Но к настоящим близнецам ацтеки относились с полным презрением. У детей с физическими недостатками и близнецов был единый бог-покровитель, Шолотль, потому что ацтеки считали близнецов уродцами.

Они думали, что близнецы несут смертельную угрозу для своих родителей. Если вы позволите им жить, то это будет означать конец вашей жизни. По этой причине большинство родителей выбирали одного из близнецов и отправляли его обратно к богам.

10. Жертвоприношения детей

В центре столицы ацтеков, Теночтитлане, располагались спаренные храмы. На вершине одного из них, посвящённого богу Тлалоку, ацтеки совершали свой самый страшный и гнусный ритуал.

Тлалок был богом дождя и молний, и он требовал приносить ему в жертву детей. В конце зимнего месяца под названием Атлкахуало ацтеки приводили детей в храм Тлалока и заставляли их подниматься по лестнице. Дети не были готовы к добровольной смерти, они рыдали горькими слезами, когда поднимались наверх. Если дети плакали, ацтеки считали, что Тлалок благословит их дождём. Поэтому, если дети не плакали сами, взрослые принуждали их к этому.

После жертвоприношения тела детей помещали в яму за пределами города. Там их выкладывали в форме круга и оставляли под открытым небом, чтобы дождь, который они помогли вызвать, омочил их тела.

Виталий Коломин

вопрос:

Здравствуйте, очень часто истребление индейцев Мексики оправдывается жестокими жертвоприношениями ацтеков взятых в плен противников. Насколько справедлива данная точка зрения? Действительно ли ацтеки казнили по 20 000 человек за раз?

С уважением, Виталий Коломин

ответ от 22.03.2017 г.:

Сначала о численности жертв. Цифру в 20 000 причём не за один раз, а за год приводят популяризаторы Зенон Косидовский в книжке «Когда солнце было богом», там и глава носит подходящее название «Конец пожирателей человеческих сердец» и чех Марек, более известный как Керам в своем бестселлере «Боги, гробницы, ученые» (глава «Книга ступеней»). Естественно, что никаких ссылок на источники или хотя бы научные работы они не дают, так что мне самой интересно, откуда они взяли эти цифры. У последователей калифорнийской демографического школы середины прошлого века Кука и Бораха численность населения Центральной Мексики до прихода испанцев оценивается в 25 миллионов (?!), а ежегодное количество жертв, приносимых на всей территории Центральной Мексики (включая, например, Оахаку) в 250 000. Таким образом, на Теночтитлан с населением 300 000 человек по их же крайне сомнительным подсчетам (доиспанских переписей населения у нас нет, тем более переписей жертв) у них приходилось 15 000 человеческих жертв в год. Эти цифры могли возникнуть только у Бораха и Кука с их своеобразной методикой счета, «умножая на 5» цифры численности населения в колониальный период (см. Cook S.F. and W.Borah "Indian food production and consumption in population history (1500-1650)/ Essays on population history: Mexico and California vol.3, Los Angeles, University of California Press.1979). Между тем, даже конкистадор Берналь Диас дель Кастильо в 208-й главе своей знаменитой «Правдивой истории завоевания Новой Испании» со слов первых миссионеров францисканцев (sic!) утверждает, «что в Мехико [т.е. Теночтитлане] и некоторых озёрных поселениях [высохшего озера Тескоко] приносили в жертву более 2 500 человек». Т.е. по его утверждению, со слов третьих лиц, ацтеки (а этот термин применим только к жителям Теночтитлана и некоторых поселений на берегах озера Тескоко) приносили в год чуть более 2 500 человек (см. B. Dias del Castillo Historia verdadera de la conquista de la Nueva Espana. Barcelona: Bibliotea Sopena, 1975, c.806). Но и эта цифра, вызывает сомнения, потому что в описаниях годовых обрядов у Саагуна речь идёт либо о единичных специально выбранных жертвах, либо о нескольких мужчинах и женщинах. При этом, точная численность жителей Теночтитлана нам неизвестна.

Правда, у нас остаются страшные истории об освящении главного храма Теночтитлана, когда со слов доминиканца Диего Дурана, писавшего в 70-80-е годы XVI в., за 4 дня в жертву было принесено... 84 000… человек. Если учитывать, что жертвоприношения длились всего 4 дня и происходили в 20 культовых местах и без остановки, у нас получается, что за один час убивали 47 человек… кремневыми ножами в течение 96 часов. Для справок даже современному механизированному устройству с пилами и ножами такой темп не по силам. Боюсь, что значительную роль в численности жертв сыграла существовавшая в Мезоамерике система счета двадцатками, благодаря которой численность жертв при желании можно было сильно увеличить. Другой вопрос зачем это было нужно? Он остается открытым.

Кроме того, независимо от того приносили ацтеки или нет 20 000 жертв за один раз, для конкистадоров война против них была в любом случае «справедливой» как крестовый поход против язычников. Именно так представлял свою экспедицию сам Эрнан Кортес, поместивший крест и девиз «Сим побеждай!» на своё знамя вместе с мадонной. Напомню, что Реконкиста, т.е. войны против неверных мусульман, точно людей в жертву не приносивших, закончилась только в 1492 г., когда Колумб совершил своё первое плавание.

С уважением, Анастасия Калюта

Талах Виктор Николаевич - независимый исследователь, специалист в области культуры, языков и письменностей народов Доколумбовой Мезоамерики, переводчик с испанского и языка майя первоисточников по древнеамериканской истории.

ответ от 25.03.2017 г.:

Талантливые популяризаторы Косидовский и Керам не придумали цифру в 20 тысяч человек, ежегодно приносившихся в жертву астеками в конце XV – начале XVI вв. Её приводит ряд исследователей, в частности, Майкл Гарнер (1977), Марвин Гаррис (1986), Виктор Дэвис Хэнсон (2001). В свою очередь, и у них она не плод домыслов, а результат истолкования одного оригинального источника – отрывка мешикской рисованной исторической хроники, описывающего посвящение главного храма Теночтитлана в год 8-Тростник (1487 г.). Соответствующий фрагмент известен в двух вариантах: на стр. 39r «Кодекса Теллериано-Ременсис» и стр. 83r «Ватиканского кодекса 3738» (он же «Кодекс Риос»).

В обоих случаях под датой 8-ACATL («8-Тростник») изображена пирамида, увенчанная двойным храмом, под ней жертвенник, еще ниже – пиктографическая запись топонима TETL-NOCHTLI (Теночтитлан), т.е., «жертвоприношение у главного храма в Теночтитлане». Слева – правитель на троне под пиктограммой ATL-HUITZOTL, «Ауицотль», т.е. тогдашний астекский тлатоани Ауицотль. Вокруг жертвенника три фигуры воинов, одетых как приготовленные к жертвоприношению пленники. Возле них пиктограммы: справа вверху – TZAPOTE, «сапотек», справа внизу – CUEXTECA, «куэштек/хуастек», слева внизу – MAZATL-TECUHTLI TZIUH-COATL, «Масатекутли из Циукоака». Наконец, в правом нижнем углу цифры (они как раз различаются в двух вариантах): 8000 + 8000 +400 х 10, т.е., 20 000 («Кодекс Теллериано-Ременсис») или 8000 + 8000 +400 х 9, т.е., 19600 («Кодекс Риос»). Впрочем, отличие очевидно является результатом описки копировщика «Кодекса Риос», пропустившего одну «ёлочку», обозначающую число «400». Эту цифру как раз и принято истолковывать как число пленников, принесенных в жертву то ли на освящении Большого Теокалли, то ли в течение года 8-Тростник. Первому истолкованию противоречит написанный по-испански комментарий к изображению в «Кодексе Теллериано-Ременсис»: «1487. 8-Акатль. Год ’’Восемь Тростников’’ и 1487 согласно нашему счёту, закончили делать и совершенствовать большое Ку в Мешико. Говорят старики, что принесли в жертву в этом году четыре тысячи человек , приведённых из областей, которые были подчинены войной». Цифра в 4 тысячи убитых за четыре дня «празднества» кажется близкой к действительности, хотя следует иметь в виду, что бойня, устроенная астекскими владыками при освящении Большого Теокалли, была исключительным событием. Что касается толкования цифры 20 тысяч как годичного числа принесенных в жертву, то такое понимание не обязательно вытекает из рисунка: это может быть число не пожертвованных, а взятых в плен врагов, что не одно и то же, при том, не обязательно за год, а за ряд лет, закончившихся в 1487 г. Объективные археологические материалы свидетельствуют, кажется, в пользу умеренных масштабов человеческих жертвоприношений: цомпантли (хранилища для черепов принесенных в жертву) в Теночтитлане и Тлателолько рассчитаны на сотни, самое большее – на тысячи черепов, причем, они должны были накапливаться там за достаточно длительный период времени. С учетом этого ряд историков (таких как Кристиан Дюверже, Бернард Ортис де Монтельяно, Леонардо Лопес Лухан) считают, что за год в Теночтитлане совершалось 300 – 600 ритуальных убийств. Мексиканцы Мариа дель Кармен Ниева Лопес и Пабло Моктесума Барраган вообще отрицают практику человеческих жертвоприношений у науа, но это кажется преувеличением с другой стороны.

Оправдывает ли прекращение практики человеческих жертвоприношений Конкисту? Знаменитый мексиканский историк Фернандо де Альва Иштлильшочитль считал, что испанцы явились орудием возмездия за убийства тысяч невинных. Иосиф Бродский тоже полагал, что оправдывает, вспомните его «К Евгению»:

Нет уж, лучше сифилис, лучше жерла Единорогов Кортеса, чем эта жертва. Ежели уж суждено глазу Быть выклеванным воронам, Лучше, если убийца – убийца, А не астроном.

С другой стороны, обратимся к тому, что принято называть «сухим языком цифр». На территории, которую после установления господства Кастильской Короны стали называть Новой Испанией, к 1519 г. жили, конечно, не 25 млн. человек, как предполагали Вудроу Бора и Шербурн Кук, но не меньше 7 - 8 миллионов человек там жили. В 1595 году на той же территории осталось (включая европейских поселенцев и их потомков) 1,37 миллиона человек. Представьте, что из каждых пяти Ваших родных, знакомых, соседей, просто прохожих на улице остался только один … Нет, большинство умерших не были убиты конкистадорами, и даже не умерли от непосильного труда на плантациях и рудниках – они оказались жертвами занесенных из Европы болезней и пьянства. Может ли это быть чем-то оправдано? Об этом пусть каждый судит сам.

Калюта Анастасия Валерьевна - к.и.н, научный сотрудник высшей категории, Российский этнографический музей.

ответ от 26.03.2017 г.:

Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить нашего украинского коллегу Виктора Талаха за ценные дополнения к моему ответу на вопрос и столь живую реакцию.

Правда, с моей точки зрения "талантливость" Косидовского и Керама заключается именно в использовании непроверенных и неподтвержденных, зато сенсационных фактов в своих сочинениях для широкого круга читателей. Этот "талант" характерен для большого числа журналистов-популяризаторов научных знаний и я думаю, что от него гораздо больше вреда, чем пользы. В данном случае они даже не потрудились заглянуть в первоисточники, чтобы проверить сообщения столь своеобразно мыслящих авторов как Майкл Харнер и Марвин Харрис, создателей очень смелой теории о подоплеке человеческих жертвоприношений у ацтеков. Впрочем приоритет здесь надо отдать, все-таки, Харнеру как первому автору опубликовавшему работу об "истинной" причине человеческих жертвоприношений.

Я умышленно не упомянула о них, чтобы не отходить от чисто арифметической стороны вопроса, но теперь вижу, что без их "культурного материализма" нельзя обойтись. В 1977 году Майкл Харнер в журнале American Ethnologist vol.4, N.1, pp. 117-135 опубликовал сравнительно небольшую статью "Экономический базис для ацтекского жертвоприношения", в которой утверждал, что нехватка белковой пищи из-за отсутствия у древнего населения Мексики домашнего скота в сочетании с частыми засухами и неурожаями побудили ацтеков... к каннибализму, замаскированному под человеческие жертвоприношения. Дело в том, что часть останков жертв действительно употреблялась в пищу, как вместилище сакральной энергии. В своих утверждениях Харнер опирался на пресловутые 25 миллионов населения Центральной Мексики накануне Конкисты и 250 000 жертв в год, "подсчитанные " Куком и Борахом. Годом позже в 1978 его выводы "подтвердил" и "дополнил" для широкого круга читателей Марвин Харрис в статье с громким названием "Каннибальское королевство", вошедшей в скандально известный сборник "Каннибалы и короли" Cannibals and Kings . New York, Random House, 1978, pp. 147-166. Харрис утверждал, что Тройственный союз был уникальным в истории случаем империи каннибалов, где вечно голодающее население могло благодаря человеческим жертвоприношениям время от времени отведать мяса. Кроме того, данная ситуация стимулировала экспансионистскую политику Тройственного союза, поскольку жертвы были в основном из военнопленных, и боевой дух молодых воинов, потому что вожделенное мясо получали захвативший пленного и родственники. Отмечу, что ни Харнер, ни Харрис не были специалистами по доколумбовым цивилизациям и, как мы видим из пояснения Талаха, весьма вольно трактовали сообщения колониальных кодексов т.н. группы Уицилопочтли.

В 1990 г. Бернардо Ортис де Монтельяно, американский исследователь мексиканского происхождения, опубликовал на английском языке книгу "Ацтекская медицина, здоровье и питание", в которой на основании своих знаний флоры и фауны Центральной Мексики, а также более внимательного изучения колониальных источников и тщательных подсчетов разнес выводы Харнера и Харриса в пух и прах. Тем не менее, такова устойчивость мифа, что цифры 20 000 жертв в год и 80 000 жертв при освящении главного храма Теночтитлана перешли в работы популяризаторов вроде Косидовского, а в наш цифровой век разошлись по Интернету.

Что касается рисунка и комментария в "Кодексе Теллериано-Ременсис", то еще есть один вариант его истолкования. На освящении храма присутствовало 20 000 человек верующих, которые как это было принято, "приносили в жертву" самих себя, пуская кровь из языка, конечностей и половых органов (см. Gonzalez Torres Yolotl El sacrifcio humano entre los mexicas Mexico: FCE, INAH 1985. p.252).

Что касается этической оценки человеческих жертвоприношений, то это вообще не имеет к антропологии никакого отношения.