Напутственное слово паломникам. Советы паломникам Обращение к архиепископу, митрополиту, Патриарху

В 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II в Иоанновский женский монастырь, что находится в самом центре Москвы, недалеко от Кремля, была прислана женщина, принявшая монашеский постриг с именем Досифеи. Это была Августа Тараканова, дочь императрицы Елизаветы Петровны.

Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746 ¬ 1810)

Долгие годы монахиня Досифея находилась в затворе, ее могли увидеть только игумения, духовник и келейница. Жила затворница в одноэтажном каменном корпусе, примыкавшем к восточной ограде монастыря. Коридор и старая крытая лестница от ее келий вели в надвратный храм, где иногда совершались богослужения, на которых присутствовала только она одна.

Все время своей затворнической жизни монахиня Досифея посвящала молитве, чтению духовных книг и рукоделию.

Во время царствования императора Александра I режим ее содержания стал менее строгим, и верующие смогли увидеть те изобильные духовные плоды, которые она стяжала в годы полного затвора. Слава о ее духовной опытности быстро разнеслась по первопрестольной, старица пользовалась большим почитанием богомольного люда. Многие верующие стали приходить к окнам ее кельи, прося ее наставлений и молитв. Некоторых же она допускала в свою келью.

Прп. Моисей Оптинский

Как-то в ее келью вошли двое молодых людей. Это были братья Путиловы - Тимофей и Иона, ставшие впоследствии настоятелями двух великих обителей: Тимофей, в монашестве Моисей, - Оптиной Пустыни и Иона, в монашестве Исаия, - настоятелем Саровской пустыни. В то время братья жили в Москве и служили у купца Карпышева. Все свое свободное время они употребляли на богомолье и чтение книг. Почувствовав в своем сердце тягу к иноческой жизни, они спросили на то совета у мудрой старицы. Она посоветовала им обращаться к наместнику Новоспасского монастыря иеромонаху Александру (Подгорченкову) и иеромонаху Филарету (Пуляшкину), которые находились в духовном общении с преп. Паисием (Величковским).

По совету богомудрых наставников, братья утвердились в своем намерении посвятить свою жизнь служению Богу, и 13 мая 1805 года прибыли в Саровскую пустынь. Тимофей писал монахине Досифее: «Я и брат мой находимся здесь живы и в расположении к жизни иноческой не уклонны, и радуемся, что благодать Божия привела нас в сие жилище».

Игумен Исаия (Путилов) настоятель Саровской пустыни

«В послушании о Христе почтеннейшему Тимофею и братии мир и Божие благословение.

Приятное письмо ваше <…> имела удовольствие получить и, читав оное, не могла не вспомнить слов, что всуе путь, аще не благословит Бог. Вы, направя стопы ваши на путь мирен к необуреваемому пристанищу, благополучно достигли, настигше на пути старца, хотя безмолвна, но внутрь сердца снабденна и Богом благословенна, коего древний посох указывал вам путь к вечно тихому пристанищу в Саровском Иерусалиме. Сие напутствие Божие весьма сходно с принятым вами намерением. И должно заметить, что на путь правый указует идущим не скитающийся в мирской прелести, ищущий спокойствия телесного, переход из града в другой, но напутствуемый чрез Христа старец, хотя в раздранном рубище и хладный телом, но теплый верою и, безмолвствуя языком в мире, отверст устами в обители внутренней, затворивший уста, как бы дверь хижины теплой от охлаждения и дабы не вшел тать похитить сокровище, еже даде ему Господь. Сего старца, напутствующего вас, увидя из письма, не могла я не чувствовать истинной веры, что севший с вами, сей провожающий на служение Богу, - избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаенного сердца в неистлении молчаливого духа и слова его внутрь; дабы доказать верующим, что избравших лучший конец жития и преходящих путь остатки жизни в вере и неленостном послушании для достижения спасения будет благословлять Сам Отец Небесный, яко напутствующий вас старец, от коего все мимоидущие смиренно просят Божия благословения, яко слабые суть в мире, во брани плоти и крови и в духе злобы.

<…> Видев же вас, не сетующих и без уныния, благодарящих Господа нашего, прошу вас смиренно писать мне впредь при случаях о продолжении жития вашего. Я же при молитве как духовно, так и телесно здрава. И прошу читать письмо вместе, дабы цепь дружества вашего была тверже. Впрочем, желая вам душевного и телесного здравия и Божия благословения, имею честь быть, грешная монахиня Досифея».


Раки с мощами прпп. Моисея и Антония (братьев Путиловых) Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни

Духовная связь со старицей сохранилась у братьев Путиловых до самой ее кончины, последовавшей в 1810 году. Всю жизнь они с благодарностью вспоминали ее наставления и считали, что по ее благословению и молитвам вступили на путь иноческой жизни.

В марте 1859 года, незадолго до своей кончины, преп. Моисей вспоминал: «…жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно-мудрая старица блаженной памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания…»

Стихира преподобному Моисею за праздничным вечерним богослужением

Настоятельница обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в архангельском селе Суре - на родине Всероссийского пастыря - о «духовном туризме» и о том, как настроить себя на паломничество и как прожить путь к святыням, чтобы это принесло наибольшую духовную пользу.

«Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)», - вспомнились слова из «Евгения Онегина», в этом случае довольно язвительные, когда в храме было объявлено об очередной поездке к святым местам в этом году, третьем, отмеченном экономическим кризисом. Израиль уже был, Кипр тоже, святыням Бари также успела поклониться на удивление сплоченная и немногочисленная группа православных путешественников, имеющих какое-то отношение к приходу. Кажется, «спонсорское», как стало принято называть этот род деятельности в некоторых епархиях. Рассказы участников группы о своих путешествиях были скупы и касались по большей части описания уровня сервиса в гостиницах, ассортимента миланских бутиков, то есть ни интереса, ни почтения к такому паломническому подвигу не вызывали…

В Суре нет пятизвездочных отелей, нет аквапарков и супермаркетов. Нет даже горных курортов. Нечем похвастаться, не «привлечь среднестатистического туриста». Тем не менее люди сюда едут. По признанию и опыту многих - «за теплом и добротой, с которыми к тебе относятся здесь». «Не чувствуешь себя чужаком, понимаешь? Ты здесь свой, тут о тебе молятся не “по запискам”, а по велению сердца. Один раз побудешь здесь, помолишься по-настоящему - и потихоньку начнешь понимать, что такое христианская любовь. Я говорю коряво… но вот ко мне, простому электрику, который приехал сюда вроде бы по делам, в монастыре относятся так, что я, похоже, начал понимать, в Кого они верят. И этот Кто-то, похоже, очень меня любит, да и нас всех», - говорил мне пожилой мужик, командированный в Суру из Карпогор, когда мы с ним растапливали печь в монастырском домике для паломников в морозный вечер.

Печь мы растопили, но чай пить пошли в трапезную обители: уж там-то он настоящий, с травами, не пакетики какие-нибудь. Еще и варенье предлагают - как, спрашивается, отказаться? Матушка Митрофания вгляделась в нас и пригласила сесть поближе: «Похоже, вы о чем-то хотите спросить. Как раз есть немного времени - давайте побеседуем!» Конечно, я хочу спросить!

- Матушка, есть паломничество, а есть «духовный туризм». Последнее явление как вы опишете?

Духовный туризм - это явление, которое, на мой взгляд, имеет место как в среде людей, еще не пришедших к вере, так и в среде тех, которые уже воцерковлены и живут церковной жизнью. Выражается он, похоже, в том, что люди - воцерковленные или нет - посещают святые места под действием рекламы, предлагаемой туристическими агентствами, из интереса, где-то даже из любопытства.

- А это представляет собой какую-то проблему, трудность?

Скорее еще одну возможность для проповеди Христа.

- Вот как? Но, согласитесь, миряне - воцерковленные или нет - все-таки нарушают привычный спокойный строй монастырской жизни.

Чтобы посещение монастырей такими группами было без лишних искушений и неприятных ситуаций, нужно, чтобы и гости обители, и обитель были готовы к встрече друг с другом. Чтобы посетители не нарушали течение монастырской жизни, должен быть выделен человек или несколько людей, скорее всего даже из среды мирских людей, прихожан монастыря, которые бы рассказали гостям о святом месте.

Дело в том, что обители, которым Господь Своей милостью вверил дар и послушание быть хранительницами святыни, не имеют духовного права закрывать двери храма для посещения его людьми. Конечно, принимать человека, не ведущего духовную жизнь и далекого от нее, всегда непросто. Порой и хочешь ему что-то рассказать, но как будто уста сомкнуты и слова не произнести. Но мы не знаем путей Господних, не знаем, для чего человек попал в эту поездку, и может, Господь Сам скажет ему гораздо больше, и скажет то, что развернет его жизнь на 180 градусов.

Большая задача по подготовке туристов к посещению монастыря лежит на человеке, который сопровождает группу. Быть руководителем группы - очень ответственная задача. В его власти настроить людей на нужный лад уже во время дороги. Донести до них, что называется, «правила поведения».

Постарайтесь в паломничестве забыть себя! Отправляйтесь в паломничество не чтобы получить, а чтобы отдать

- Хорошо, предположим, правила поведения донесены и восприняты. Что это даст?

Когда обе стороны подготовлены, остальное остается предать только в руки Божии и действию благодати. Только благодать способна преобразить человека. И даже сделать из туриста, торопливого и рассеянного, паломника, мирного и глубокого.

Боюсь, среди людей, называющих себя паломниками, многовато «духовных туристов», для которых понятие «духовность» не вмещает понятие «христианская».

Духовный туризм в среде верующих христиан - это недуг, который требует внимательности от «зараженного» им, чтобы осознать его и пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

- И что это за вещи, на ваш взгляд?

Зачастую верующие начинают «охотиться» за духовными впечатлениями и пускаются в путешествия от монастыря к монастырю. Таким людям стоит понять, что Господь всегда рядом с нами и слышит нас везде. Что главная святыня дана нам во святом Причастии. И причаститься Господу Иисусу Христу мы можем за Литургией в своем городе в том храме, прихожанами которого мы являемся, и для этого не нужно далеко ехать. Все ответы, решение всех вопросов - здесь.

- Что вы пожелаете людям, готовящимся к паломничеству?

Я лучше попрошу: если ваша душа чувствует острую потребность вырваться из круга повседневности и совершить паломничество, то наши пожелания потенциальным паломникам таковы: постараться в паломнической поездке забыть себя. Забыть себя и тот вопрос, который подвиг тебя на поездку, - нужно отдать себя Богу, хотя бы на это время. Жить теми ситуациями, которые тебе открываются в этой поездке, и отдавать себя им. Заболел ли кто-то из твоей группы - послужи этому человеку и не угнетай себя мыслью, что, сидя с ним, ты не посетишь часовню твоего любимого святого. Попросили тебя помочь в монастыре - потрудись и не думай, что пропустишь вечернюю исповедь, а утром не будет времени в полном объеме изложить священнику свою проблему. Господь ведает твои нужды. Доверься Богу!

Надо сказать, что высший пилотаж - ехать в паломническую поездку не чтобы получить, а чтобы отдать. Тогда Небо пошлет тебе «мешок благодати», как сказала одна из наших паломниц. Выражение бесхитростное, но, по-моему, точное. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34).

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам...

На фотографии Ярослава Харкевич польские православные паломники поднимаются по лестнице к храму. На вершине Секирной горы. Соловки-2005.

Слово в дорогу на Соловки...

Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Автор не известен . Слово напутствия. )

Тот... ходит или странствует по святым местам благоразумно, с мудростию, кто находит в этих местах средства или побуждение... устроять душу свою и жизнь свою для будущего века... Как часто эти... бесконечные суеты мирские опутывают людей сетьми своими до последней крайности! К стыду людей, должно сказать, что подчас они забывают Самого Бога, виновника жизни и всякого блага, вовсе не радят о своей душе... о суде и будущем воздаянии и живут как бессловесные, неразумные, немудрые...

Благоразумно, мудро поступают те, кои [еще в пути]... вдали от мятежа человеческого - наедине только с собою, - усердно беседуют со своею совестию, - беседуют о жизни, во грехах проведенной, о Боге - Судие и Мздовоздаятеле... Мудро поступают эти странники, когда, достигнув святых мест, ознаменованных особенным присутствием благодати Божией или прославленных подвигами жизни и чудотворениями святых мужей, дорожат здесь каждою минутою, каждым обрядом и священнодействием Церкви, чтобы употребить их во благо своей души, привлечь на себя благодать, даруемую свыше. Благо вам... если, исполняя здесь свои обеты, прославляя или благодаря Господа за Его милости к вам временные, молясь о своих родных и близких - живых и умерших, вы умеете изливать притом душу свою пред лицем Господа Всеведущего, умеете высказать пред Ним все горе томящейся души вашей... Эти внутренние тяжкие стенания сердца, происходящие от живого сознания "множества содеянных" вами "лютых", не отвергнутся здесь милосердым Господом...

Если молитвы эти произносятся не устами только, но и сердцем, если языком вашим движет внутреннее благоговение, живое сердечное сокрушение о грехах в надежде на милосердие Божие, то они проникают небеса, долетают до престола Господа Саваофа и преклоняют Его милосердие к вам... Благо нам, если в таком полном сознании своей виновности и безответности пред Богом мы поспешим скорее в судилище покаяния... исповедуя со всею искренностию и подробностию все свои согрешения; если даем при этом твердый и решительный обет... отселе переменить себя совершенно, начать жизнь богоугодную, чистую, святую вместо прежней - греховной, богопротивной, нечистой; и благо нам, если по благоговейно-трепетном приступлении к чаше Господней мы уже вступим на это новое поприще святой деятельности христианской. Если и вы так уже поступили, братие и сестры, то... труд хождения вашего не напрасен... Вы возвратитесь отселе с залогом жизни новой, жизни для Бога, для вечности, для Царствия Небесного.

Очевидно теперь и то, кто из странников "ходит якоже немудрый". Это тот, кто странствует, не имея в виду содействовать спасению души своей, без мысли о Боге, о грехах своих... тот, кто странствует из пустого любопытства, для развлечения, от скуки, по охоте к праздности, по привычке к жизни на чужой счет и по другим недостойным причинам. О да помилует Господь благодатию Своею и этих странников... и да наставит их ими же весть судьбами на путь истины и спасения.

К вам же, странники богоугодные... обращаемся еще со словом предостережения. Как вам поступать далее, чтобы сохранилась крепость и возрастала начатая вами здесь новая жизнь?.. Садовник огораживает свое деревцо молодое, а иногда и прикрывает, дабы неблагоприятные действия внешних стихий не повредили его... Вы положили твердое намерение не грешить... Оградите же это намерение... измените ваши прежние обычаи... обуздайте владевшие вами страсти, дайте новый строй вашей жизни... бегите от всего, что возбуждало в вас греховные желания, - от соблазнительных предметов, лиц и вещей... иначе росток новой, духовной жизни заглохнет в вас, как растение под вредным влиянием жара, холода или росы злокачественной. Садовник, огородив свое молодое растение, поливает его, питает... Питайте и вы новый росток жизни вашей чтением и слушанием слова Божия и писаний отеческих... искреннею беседою с единомысленными вам, опытными в жизни духовной людьми... частым... хождением в церковь Божию на Божественные службы, питайте молитвою усердною и дома, в молитвенном уголке вашем. Питайте деланием добра при всяком случае ближним вашим, питайте всеми подвигами терпения, самоотвержения, любви. О, тогда ваша жизнь духовная будет как древо, насажденное при исходищах вод... В противном случае она заглохнет и замрет вовсе, как древо - на сухой и песчаной земле... Рассеянность, пристрастие и многозаботливость - три злейших врага души нашей, скоро повергающие ее в самозабвение, нерадение, беспечность. В недоумениях обращайтесь к духовным отцам своим - "вопросите старцы - и рекут вам". Паче же обращайтесь с теплою молитвою к главному Вертоградарю и Питателю нашего духовнаго сада - Господу нашему Иисусу Христу и предайте Ему души свои всецело. Молитесь и предайтесь также Пречистой Его Матери, Заступнице христиан, и святому ангелу-хранителю и всем святым. Они вас не оставят: они знают, как и каким путем вести нас к совершенству в христианской жизни, и если пойдем за ними, то они же введут нас и в вечное Царство Божие. Аминь. (Автор не известен . Слово напутствия. Духовная беседа. 1865. № 19. С. 513-519. Цит. Соловецкий календарь. 1999. )

Проблемы Соловецких паломников

"Возникающие недопонимания между представителями Церкви и государства на Соловках, на мой взгляд, объясняются тем, что сегодня государство поощряет главным образом организацию туризма. При этом развитие паломнического сектора не включено в федеральную программу. Получается, что на государственном уровне нет координации развития туризма и паломничества. Подобная ситуация уже привела к привнесению на острова духа, чуждого самобытности монастырской жизни и памяти пострадавших в ГУЛАГе. Кроме того, программы, нацеленные на развитие туризма , ведут к созданию индустрии "эстетических развлечений". Ориентация туризма на богатых людей уже сегодня приводит к поднятию цен на транспортные услуги и проживание. Это создает дополнительные препятствия для малоимущих граждан России, которые желают совершать паломничество и ознакомительные поездки к общенациональной святыне". (. Из Обращения к министру культуры РФ М.К.Швыдкому)

Тем, кто едет на Соловки
Туризм Паломничество Транспорт на Соловки Как добираться? Рассказы туристов
Истинным пилигримам

"Настоящий паломник вряд ли назовет себя туристом... он меньше всего интересуется многообразием окружающего мира, и путь к святым местам для него - больше явление внутренней географии, чем внешней...

"Истинные" паломнические путешествия организуются в Москве при некоторых православных церквях (как "Святая Русь" при Николе в Хамовниках) или организациях - при газете "Православная Москва", например, эти маршруты существуют уже 5 лет... Большую программу весной-летом этого года предлагает и паломническая служба "Радонеж" - около 50-ти маршрутов, начиная от четырехчасовой экскурсии "Чудотворные иконы Москвы" (40 руб.) до восьмидневного путешествия в Соловецкий монастырь - от 1.671 рубля " (Леонид Тарасов . Паломники. "Iностранец", Москва, 14.04.1999 ).

Не иссякает поток паломников в Соловецкий монастырь

Не иссякает поток паломников на Соловки. "Едут посмотреть святые для русского человека места не только обеспеченные иностранцы из Европы, Америки и Азии. Накануне праздника всех соловецких святых, отмечаемого ежегодно прихожанами 22 августа, в Кемь специальным автобусом прибыла большая группа верующих из Крыма . Проделав трехтысячный путь с юга на север, паломники из Одессы и Севастополя 18 августа благополучно высадились на именитых островах." (Александр Гапонов . Не зарастает народная тропа. "Карелия", Петрозаводск, 25.08.1999 ).

Памяти Соловецких узников

"Памяти узников ГУЛАГа посвятила свое путешествие на Соловецкий архипелаг группа питерских паломников , многие из которых когда-то сами этими узниками и были . На теплоходе "Онего" они отправились по Беломорско-Балтийскому каналу через Медвежьегорск, Сандормоху , Заонежье, Беломорск и другие города Карелии к Соловецким островам в Белом море. Акцию благословил епископ Карельский и Петрозаводский Мануил. По пути следования на двух шлюзах они водрузят поклонные кресты в память о мучениках за веру Христову и всех узниках ГУЛАГа, чьим каторжным трудом в 30-х годах строился Беломорско-Балтийский канал". (Людмила Безрукова . Дорогой мучеников. "Труд", Москва, 27.08.1999 ).

Рассказывают, что...

В старые времена, когда паломники плыли на Соловки для поклонения соловецким святыням, они останавливались в Кижах. Это было место, где отдыхали, пополняли силы и снова плыли дальше на Соловки...

В Государственном Эрмитаже есть стенд, посвященный паломническим поездкам: удивительные святыни, привезенные православными путешественниками из далеких и близких святых мест: из Палестины и с Соловков. Кстати, есть в музее и макет Соловецкого монастыря, выполненный в начале прошлого века мальчиком-обетником, трудившимся в святой обители. Монастырь, изготовленный талантливыми детскими руками, вполне узнаваем. (Архангельский епархиальный вестник. 13.04.2004)

Новые кресты на Соловках

Справки Вы можете получить в Паломнической службе Соловецкого монастыря

164070, Архангельская обл., пос. Соловецкий, Соловецкий монастырь.
Тел/Факс: +8.818.359.0298 (спросить паломническую службу)
Моб. +7.911.575.8310
[email protected]

Соловецкое подворье в г. Кемь
186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочеостровск, ул. Портовая, д. 8.
Тел: +8.814.583.5368
Возможен ночлег на подворье за пожертвование.

Путь к Богу...

Непросто рассказывать о глубоко личных, сокровенных переживаниях - даже хорошему другу, еще сложнее писать об этом на газетных страницах... Богатырев Михаил. "Соловецкий магнит" . 2010 год. Соловки.

Паломничество — это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси.

Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда — «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

Паломничество — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.
Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие:

совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва, причащение, исповедь, соборование),

вознесение молитв во святом месте;

Поклонение святому месту, храму, мощам, чудотворным иконам;

паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

Паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);
паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;
паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;
паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.
При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты.

Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».
«Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди.

Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом.

Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве.

Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество.

Это аскетика — от греческого „аскео", то есть „упражняюсь".

Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело — это молиться».

Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы.

Человек оставлял свой надежный мир — дом, семью, деревню.

Он становился «в путь шествующим» — беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы.

Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, — опасно.

В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение.

В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.
По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству.

И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель.

Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери — такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах.

Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества.

Паломничество — это труд, это факт биографии человека.

Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод.

Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам.

Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно.

к которым вы хотите совершить паломничество .

Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов.

Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди, в том числе члены православных молодежных объединений.

Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью.

Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания.

Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь.

Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма.

Порой встречаются люди совсем не церковные, движимые в большей степени любопытством.

Если человек совершает поездку только ради любопытства — это уже не паломничество.
Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание — они открывают для многих людей мир веры.

Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.
По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.
Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

Паломничество играет важную общеобразовательную роль.

Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами.

Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

Следует указать несколько важных моментов.

Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан.

Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества.

В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству.

Такая подготовка — дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров.

Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики.

В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями. Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

Если ваша цель — получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой.

При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.
Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия.

Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ.

Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон.



Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции.

Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское.

из инета

Дорогие братья и сестры!

От всего сердца делюсь с вами своим опытом паломника Cерафимо-Дивеевского монастыря.
Делаю это исключительно для того, чтобы вы не повторяли тех ошибок, которые делала я и которые бессознательно совершает большинство горожан, впервые собираясь в паломническую поездку в Дивеево.

Ошибка 1. «Поболтать в дороге - не грех»

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем шумно устраиваться и разговаривать на житейские темы с попутчиком.
Удержитесь от этого, если сможете.

Главное, что вам потребуется в пути - это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад, в противном случае вы вряд ли хорошо осознаете то, за чем, ради чего едете. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи.

1.МОЛИТЕСЬ. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы. Когда сознание стало Вам изменять и Вы почувствовали, что сильно устали, закрывайте глаза и постарайтесь уснуть. Там, в Дивееве, спать Вам придется мало, а трудиться - много, так что копите силы уже в пути.

2.ИЗБЕГАЙТЕ ДОРОЖНОЙ БОЛТОВНИ. Паломник - не турист, отсюда и разница поведения. «Милый дорожный треп» сбивает неподготовленного паломника с нужного настроя души, помните об этом весь путь. Поэтому можете молчать - молчите.

3.Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: «Зачем, собственно, я еду в Дивеево и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае в Дивееве Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Ошибка 2. «Кто такой Серафим, я узнаю завтра…»

Если Вы едете в Дивеево впервые и не успели прочитать книги о жизни и подвигах преподобного Серафима, тихонько подойдите к старшему Вашей группы с просьбой рассказать по дороге о батюшке Серафиме. Вам не откажут в просьбе.

В момент рассказа настройте сердце на позитив - жизнь Серафима Саровского столь чиста и удивительна, что Вы быстро почувствуете к нему доверие и любовь.

Постарайтесь «установить личную связь» со святым еще ДО приезда к нему в гости и тогда, скорее всего, он примет Вас с великим вниманием.

Ошибка 3. «Мясо - в сумку, сигареты - в карман…»

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой в Дивеево, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Если Вы уже набили сумку мясным, выложите все это ДО посадки в автобус, чтобы не было соблазна.

Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в Дивееве, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома. Свой сознательный отказ от вредных привычек объясните себе как «маленький подвиг во имя Преподобного Серафима» (который, к слову, тоже не курил, не ел мяса и уж, конечно, не красил губы…).

Ошибка 4. «Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику Серафима, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»».

Мысли - материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.
Источник, к которому вы приедете, излечивает даже очень сильные хвори, оттого и едут к нему со всего света. И это просто чудо, что у Вас есть возможность туда попасть!

Вот несколько полезных советов.

1. Перед купанием попросите старшую группы объяснить, как именно нужно купаться, как правильно складывать руки и что при этом говорить.

2. Договоритесь заранее с кем-нибудь, чтобы в момент выхода из воды Вам подали бы руку - часто бывает, что человек после купания выходит, не помня себя.

3. Возле святого источника есть икона Преподобного Серафима: перед купанием подойдите к ней и «пошепчитесь» с батюшкой. Попросите у него силы и решимости.

Перед спуском к воде скажите: «Господи, помоги!» (либо: «Батюшка Серафим, помоги!») и спускайтесь в воду, раскрыв сердце чуду исцеления, а не страху намочить голову.

4. Войдя по пояс в воду, не стойте в неуверенности - от этого только холоднее - соберитесь с духом и быстро окунайтесь! При первом погружении у Вас захватит дух, однако это - нормально и никто от этого не умирал. Стало быть, и Вы не умрете. Напомню, пусть Вам подаст кто-нибудь руку, когда Вы будете выходить из воды.
Через 3 минуты после купания вы почувствуете, как тело наливается жаром. И уже не холодно, а жарко и радостно.
Тщеславным людям, с высокой степенью гордыни, такое купание особенно полезно, знаю это по себе.

Ошибка 5. «Хочу все сразу»

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного Дивеевского монастыря.
Самое трудное здесь - не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик - ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов… Вот несколько добрых советов.

1. НЕ ЗАНИМАЙТЕ по три очереди сразу (одну - к мощам Серафима, другую - за свечами, третью - на обзорную экскурсию), иначе Вы снова собьете сердце с нужного настроя. Сначала купите свечи и подайте записки, а потом уже занимайте очередь к мощам. Тогда Вам не придется бегать туда - обратно, договариваясь в очереди, что «Вы здесь стояли».

2. Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге в Дивеево. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть. Если Вы будете заполнять записки у Храма, людская толкотня будет мешать Вам сосредоточиться и Вы обязательно кого-нибудь забудете помянуть.

3. Будет очень уместно, если вместе с Вашими поминальными записками Вы закажете от своего имени благодарственный молебен Преподобному Серафиму - это будет формой Вашей личной благодарности святому старцу.

4. Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда. Там, в Дивееве, преподобный Серафим незримо помогает людям сделать все, что требуется.

Ошибка 6. « О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в Дивееве они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках (в Дивееве их несколько), тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.
Я видела в Дивееве паренька, который вместо 3-х раз окунался в источниках по 10 раз подряд, и видела даму, которая целовала в Муромском храме все без разбора иконы (не заметя среди них картину Страшного Суда с нечистым в центре). Результат - паренек по дороге домой начал чихать, а облобызавшая иконы дама приехала домой очень расстроенная, узнав, что расцеловалась с лукавым духом.
Не берите количеством купленных свеч, поклонов или иконоприкладываний: подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Напоследок поделюсь с вами, братья и сестры, некоторой информацией, которая, возможно, пригодится и Вам.

О причастии и исповеди в Дивееве

Как рассказали мне московские священнослужители, причастие и исповедь в Дивееве - не обязательное (но желательное) христианское таинство.

Учитывая, что в Дивееве на выходные всегда приезжает особенно много паломников и что на службах там многолюдно, Вы не совершите греха, если исповедь и причастие перенесете в тот храм, куда обычно ходите в своем родном городе. (Либо решите просто исповедоваться в Дивееве, без причастия).
К тому же, в Дивеево давно уже имеется проблема, связанная с нехваткой священнослужителей. Поэтому в воскресные и праздничные дни 4-5 священнослужителей просто не в состоянии принять всех страждущих исповеди и причастия (замечу, что, несмотря на огромное количество народа, батюшки всегда «принимают без очереди» на исповедь монахинь местного монастыря, так что шансы попасть на исповедь и причастие в выходные дни у Вас явно невелики).

Если же Вы решительно настроились на исповедь и причастие в Дивееве (а это значит, что Вы постились, читали утром и вечером молитвы, очищали с помощью раскаянья свою душу от грехов, удерживались в последнее время от обид, осуждения и тд), будьте готовы к тому, что Вам придется стоять службу при ОЧЕНЬ большом скоплении народа, в духоте и тесноте. Часа эдак 2-3, не меньше.

Наверное, об этом стоит подумать тем, у кого есть проблемы с сердцем или ногами. В этом случае не забудьте заранее положить в карман лекарства быстрого действия.

Чтобы дать возможность исповедоваться всем паломникам и при этом не психовать по поводу времени ожидания, Вы заранее, пока стоите в очереди, мысленно продумайте все, что хотите сказать на исповеди. И, конечно, предпочтите болтовне молитву! Придя на службу, держитесь по возможности ближе к клиросу, либо правого крыла Храма - там всегда бывает на месте священник, готовый выслушать Ваше покаяние.

Если Вы не слишком опытный в деле исповеди христианин, не сердитесь за следующие советы, которые даю Вам, прежде набив немало шишек на том же самом...

Исповедник должен принести на исповедь не список грехов, а искренне покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи - еще не значит каяться в них. Поэтому не стремитесь на исповеди только перечислять грехи, постарайтесь пережить их еще раз и раскаяться в них - в этом и есть суть исповеди.

Грехи обычно вспоминают, начиная с 7-летнего возраста (опытные люди говорят, что именно их мы обычно сбрасываем со счетов, считая пустяками).

Для облегчения этой большой работы можно воспользоваться листком бумаги, на котором (хоть даже и по пути в Дивеево!) можно записать все Ваши некрасивые мысли и поступки, о которых Вы хотели бы рассказать. Не стоит писать общих фраз типа «гордыня», стоит вспомнить конкретные ситуации, в которых Вами была проявлена эта самая «гордыня». Нельзя также превращать исповедь в осуждение своих родных и близких (типа: «У меня муж - пьяница, сын - безбожник…»). Став перед духовником, Вам нужно позаботиться, чтобы исповедь была без ложного стыда и отговорок. Когда описываемый Вами грех станет Вам противен и Вы почувствуете раскаяние - цель Вашей исповеди достигнута. Можете также передать для прочтения эту бумажку священнослужителю. Но помните, что только рассказывая о грехе лично, Вы сможете через стыд подойти к раскаянью. Поэтому не стоит искать в этом случае «легких путей».

Если Вы запланировали хождение по Канавке, также получите у этого священника разрешение на приобретение четок - они помогут Вам вести счет молитвам (см.ниже «О Канавке»).

О святых мощах Преподобного Серафима

Если вы едете в Дивеево на выходные, скорее всего, к мощам Преподобного будет стоять длинная очередь. Вставайте в хвост и не бегайте по церковным лавкам.
Заняв очередь к мощам Батюшки Серафима, НЕ БОЛТАЙТЕ в очереди, а читайте лучше молитвослов, а еще лучше - Акафист Серафиму. (Акафист можно купить в любой местной лавке.)
Помните, что своими праздными разговорами Вы будете мешать молиться другим, да и сами не сможете настроиться на должный лад.

Найдите время подумать, как Вам лучше себя вести у мощей: просить ли чего, или просто благодарить (что лучше, но используется, увы, реже).

И в том, в другом случае сосредоточьте свою мысль - там, у гроба, вам будет дано не более 1 минуты!
Можете приложить к гробу Преподобного Серафима что-либо особенно для Вас дорогое: считается, что Серафим благословляет все, что Вы к нему прикладываете.

О Канавке

Говорят, что, идя по Канавке, каждый должен прочитать молитву «Богородица Дева, радуйся!» 150 раз.
Самое трудное здесь - читать молитву без спешки, вдумчиво, не торопясь попасть куда-то еще.
Перед тем, как взойти на Канавку, приобретите длинные четки (они продаются в местных лавках) - так Вам будет легче вести счет молитвам. Только прежде не забудьте получить у священнослужителя разрешение на приобретение четок!

Земля с Канавки - целебная. Поэтому будет хорошо, если и Вы прихватите горсть целебной земли домой. Сделайте все это интеллигентно: заранее запаситесь целлофановым пакетом и набирайте землю в конце Канавки, в специально отведенном для этого месте, которое Вы обязательно там увидите. Не подкапывайте Канавку в других местах, это запрещено.

О Муроме

На обратном пути Вы проедете днем через Муром - маленький русский городок с довольно занятной историей и излишне монументальным Ильей Муромцем у реки.

Вас обязательно завезут в местные храмы, о которых расскажут по дороге.
Советую Вам обратить особое внимание на мощи святых Петра и Февроньи - главных покровителей всех семей. Если у Вас есть проблемы в семье, сделайте главную ставку именно на этих святых. Их мощи покоятся в Женском Монастыре.

Не знаю, как поступите Вы, но я лично всегда отрываюсь от группы, желающей за час остановки объять необъятное, и сразу иду «в гости» к Петру и Февронье. Чтобы молитва у мощей была искренней и жаркой, чтобы успеть спокойно, без нервов, отстоять очередь, дабы подать требы (записки), чтобы иметь возможность после всего этого посидеть на лавочке и спокойно почитать Акафист этим святым, у Вас должно быть достаточно времени. Так что выбирайте сами, превращать ли остановку в Муроме в экскурсионную гонку по святым местам, или в приложение «с чувством, с толком, с расстановкой» к мощам главных покровителей всех семей.

И последнее.

Будучи в Дивееве четыре раза, я поняла простую до гениальности вещь: в один приезд ВСЕ здесь охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого я искренне желаю Вам:

Не суетиться в пути
- не осуждать ближнего
- не пускаться в праздные разговоры
-не распыляться на все и сразу
- не забывать о главной цели вашей поездки

И да поможет вам Бог исполнить то, что Вы хотите сделать в Дивееве!

С любовью к Вам, Паломница Татьяна

Текст одобрен настоятелем Храма Всех святых протоиреем Артемием Владимировым (Москва)