Иконы России: Николай Чудотворец (Зарайский). Чудотворная икона николы зарайского Никола зарайский с житием

Чудотворный источник Белый Колодец - часовня и купальня на месте встречи в 1225 году удельным князем Феодором Юрьевичем (что он должен прийти на это место, ему приснилось во сне) чудотворной иконы святого Николая (Николы Зарайского) которая до 1918 года хранилась в Никольском соборе.

Это подземный источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу реки Осетр.

29 июля 1225 здесь состоялась передача удельному князю Федору Юрьевичу иконы св. Николы Чудотворца, доставленной из Корсуня священником Евстафием Корсунсковым, его женой Феодосией, их сыном Евстафием Вторым - впоследствии выдающимся книжником Древней Руси, автором «Повести о принеснии иконы Николы Заразского из Корсуня» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

На церемонии передачи иконы также присутствовали великий Рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец.

В 2002 г. усердием главы Зарайского района И. В. Владимирова возведена накладезная Никольская часовня, к святому источнику подведена дорога с твердым покрытием.

На протяжении почти восьми столетий Зарайск жил и развивался под духовным покровительством Николы «Заразского». Поклониться Чудотворной иконе и испить воды из «Белого колодца» приходили и приезжали со всей Руси и России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства, а также Великие Московские князья и цари – Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Александр II и многие другие знаменитые люди страны.

Благодатные исцеления

Как святыня почитается Зарайский Белый Колодец на протяжении веков. К нему идут и едут православные отовсюду. В давние времена над святым родником возвышалась часовня. В день принесения чудотворной иконы (11 августа) в Зарайск, а также во время народных бедствий совершались к Белому Колодцу крестные шествия.

Известно, что во время эпидемии холеры в 1830, 1848, 1871 годах, зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь служились молебны Николаю Угоднику, прося его молитв перед Престолом Божиим, об избавлении града Зарайска от напасти… И эпидемии прекращались. Даже в советские времена, когда крестные шествия были запрещены, по одиночке или небольшими группами люди продолжали приходить к святому месту, молясь о помощи и исцелении.

Происходят исцеления и в наше время. Так, в 1988 году жительница Харькова, восемнадцать лет до того болевшая раком желудка, приехала с мужем в Зарайск, прослышав о целебном источнике. Они вместе молились Николаю Чудотворцу и принимали воду из родника. Женщина исцелилась.

Почти десять лет спустя житель Зарайска рассказал протоиерею Валерию Романову случай, происшедший с его другом, приехавшим из Армении. Его друг долгое время страдал от кожного заболевания и никак не мог излечиться. В Зарайск приехал, надеясь на чудо. Приятель привел его к Колодцу и окатил целым ведром святой воды, от чего тот лишился чувств. Вызвали «скорую помощь», но медицинского вмешательства не потребовалось. Больной пришел в себя и увидел, что его кожное заболевание бесследно исчезло.

С незапамятных времен, в память принесения чудотворной иконы Святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца), установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием и совершением великой панихиды о вечном упокоении приснопамятных — священника Евстафия, достославного мученика кн.Федора, Евпраксии и младенца Иоанна. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом Святителю, а на следующий день, Божественная литургия и торжественный молебен.

В далекую старину в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и, как на Рождество, славили Свт. Николая пением особых народных стихов-славы. Вот один из таких стихов из книги протоиерея Василия Изюмского «Зарайская святыня»:

«Микола, Микола, святитель Можайский, Зарайский,

Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Миколу неверные орды.

А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны.

А ему света слава, слава — держава.

Во всю его землю, во всю поселенну,

Слава до ныне и века, аминь».

Зарайская икона

Недалеко от Москвы расположился древний российский город Зарайск. По преданию, зарайская земля вот уже девять веков хранима чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, или, как говорят в народе, Николой Зарайским. История чудотворного образа такова.

С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. На иконе изображен святой Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. Чудотворный образ многим приносил помощь и исцеления от недугов. В 1224 году пресвитеру корсунского храма греку Евстафию явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме, и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…» Пресвитер не спешил исполнять волю святителя. Трижды являлся чудотворец нерешительному священнику, и только когда за ослушание Евстафий был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, священник с семьей отправился в путь… Из-за набегов монголо-татар им пришлось передвигаться не по половецкой земле, а окружным путем, через Европу. Но и выбранный путешественниками путь был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ святителя Николая спасал путешественников от неминуемой гибели.

Приблизительно в это же время в 1223 году княжич Феодор Юрьевич, сын рязанского князя Юрия Ингваревича, получил от отца в удел Зарайское княжество. Когда происходили чудеса на корсунской земле с Евстафием, святой Николай Угодник возвестил во сне князя Феодора о прибытии своего образа в город Зарайск. Как рассказывает летопись, «явился великий чудотворец Никола благоверному князю Феодору Юрьевичу Рязанскому», и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Феодор Юрьевич, проснувшись, задумался и стал вопрошать Угодника: «О великий чудотворец Никола! Как же ты умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею»… Но тотчас же направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел, – продолжается повествование в Летописи. – И пришел в то место, о котором говорилось во сне, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял князь Феодор чудотворный образ, и принес его во область свою. И шли от чудотворного образа великие и преславные чудеса. И создан был храм на земле Зарайской во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского».

С незапамятных времен в память принесения чудотворной иконы святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца) установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом святителю, а на следующий день служатся Божественная литургия и торжественный молебен.

До революции 1917 года в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и славили свт. Николая пением особых народных стихов – «славы».

Так чудотворный образ святителя Николая пришел на землю Зарайскую. На месте сретения (встречи) иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Что такое икона? По-гречески «икона» значит «образ».По преданию, первые иконы были написаны евангелистом Лукой. И с тех самых пор о них спорят.Иконоборцы кричали: «Доскам молитесь!» Святой Епифаний Кипрский (IV век) однажды, будучи в Палестине, увидел в церкви завесу с

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Так что же такое – икона? Галина Колпакова, искусствовед. «Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века св. Иоанн Дамаскин: “Я узрел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена”. Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ИКОНА РОЖДЕСТВА Важнейшая задача иконы - показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовный смысл происходящего с человеком при его встрече с Богом. Соответственно, о многих иконографических сюжетах можно сказать, что они "искажают"

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИКОНА Нужно хорошо понимать, что икона – не предмет поклонения. Это образ Бога, Его Матери или святого, данный нам для того, чтобы мы могли сосредоточенно воззвать к ним. Еще одно свойство иконы – уже не душевное, а духовное. Икона – это дверь в иной мир, в иную

автора Гиппиус Анна

Икона – Алло! У вас Божья Матерь намоленная? – Где у вас икона с сундучком? Великомученик Пантелеимон изображается на иконах юным, каким был до своей кончины, в руках у него коробочка с лекарственными травами и ложечка («лжица» по-церковнославянски).Как и любой другой

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Чудотворная икона Подлинными чудесами сопровождалось появление на свет иконы Богоматери «Взыскание погибших», написанной по просьбе и благословению Матронушки.Началось второе десятилетие XX века, но никто еще и не догадывался, какие страшные беды уже на пороге. И только

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Русская икона В русском религиозном сознании икона занимает особое место. Конечно, это не означает, что все иконописцы обладали знанием богословия иконы в той степени, в какой оно разработано более современными русскими богословами и мыслителями. Однако можно

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Выкупленная икона Когда ни зайдешь в храм, у этой иконы всегда горят свечи…И так размещен образ, что кажется, будто пламя свечей, отражающееся в стекле киота, и рассеивает сгустившиеся на иконе сумерки, и пространство, где находится Богородица, смыкается с пространством

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Икона Все рассмотренные выше аспекты понимания религиозного изобразительного искусства византийцами фактически так или иначе фокусировались на главном сакрально–художественном феномене византийской культуры, в ней возникшем, сформировавшемся и достигшем своего

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Икона «Троица» Россия, г. Москва, Церковь Никона в Столпах, что за Третьяковской галереейЧудотворная икона Святой Живоначальной Троицы, написанная в XV веке Андреем Рублевым. Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой Лавры. Также она является одной из самых

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Икона и Крест 71. Если же вы, император, отвергаете чествование иконы, а крест считаете достойным почитания, то я, во-первых, не могу понять этого, потому что почитание той и другого неразрывно соединены вместе (ибо вместе икона и вместе крест, поскольку явление Господа

Из книги автора

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой «Зарайская», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети

Из книги автора

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус - действующий.

История

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

"услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань".

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца".

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов. Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Знаменитые церковные ценности

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:

    «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях».

    В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью

    «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом:

    "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"),

    а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями:

    EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.),

    принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Настоятели храма Даты Настоятель 1799 - 1837 Смирнов, Пётр Яковлевич - протоиерей Рязанской епархии, благочинный Зарайска и Зарайского уезда 1873 - 1878 Ремезов, Михаил Иоаннович - протоиерей Рязанской епархии конец XIX - начало XX в. Ястребов, Андрей Капитонович - протоиерей Рязанской епархии начало XX в. Смирнов, Иван Алексеевич - митрофорный протоиерей, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 1922 - 1992 Период закрытия настоящее время протоиерей Пётр Спиридонов

Чудотворный Зарайский образ Николая Чудотворца хранится в Предтеченском соборе Зарайского кремля. С этой древней иконой связана история появления города. Одиннадцатого августа по уходящей в глубину веков местной традиции совершается торжественный крестный ход, посвященный святителю Николаю. В древних летописях говорится, что икона была принесена из Крыма греческим священником Евстафием в 1225 году. В XVI веке Никола Зарайский прославился чудесами в Коломне, куда его вывезли на время, спасая от нашествия крымских татар. В XX веке святыня была отправлена в Москву для хранения в музее, но в 2013 году возвратилась на свое исконное место.

На древней зарайской иконе Николай Чудотворец изображен в полный рост, облаченный в крестчатую ризу и с лентой епископского омофора на плечах. В левой руке святитель держит Евангелие, а правая рука поднята в жесте благословения. Сверху изображены небольшие фигуры Иисуса Христа и Богородицы, держащей в руках покров. Вокруг центральной части иконы на полях помещены семнадцать миниатюр со сценами из жития святого. По этим миниатюрам можно проследить основные события жизни святого, его прижизненные и посмертные чудеса.

С левой стороны, рядом с фигурой Христа, на клейме изображен Николай, склонивший голову перед служителем с таким же белым облачением. Это сцена посвящения угодника Николая в архиепископы города Миры - центра Ликийской области в Малой Азии. Вернувшись из своего морского путешествия из Палестины, о котором напоминает миниатюра на правой стороне иконы, Николай хотел удалиться в монастырь, но в чудесном видении он услышал голос свыше: «Здесь не та нива, на которой ты вознамерился принести ожидаемый Мною плод».

Святой Николай отправился в город Миры, где в то время умер архиепископ. Священнослужители долго спорили о том, кого выбрать достойным приемником скончавшегося, но не могли прийти к единому мнению. Наконец, старейшему священнику города явился ангел, который повелел ему идти ночью к дверям церкви и наблюдать за тем, кто первый придет к утренней службе. Этот человек, по словам ангела, и должен был стать преемником скончавшегося архиепископа. Старец послушался повеления и стал дожидаться первого богомольца у входа в храм. Им оказался святой Николай, и, по единодушному согласию духовенства города, человека, «которого суд Божий поставил», посвятили в высший сан архиепископа Мирликийского.

На правом поле иконы изображен святитель Николай, плывущий на корабле. В житии святого есть несколько чудес, случившихся во время морских путешествий. Еще до своего назначения архиепископом, Николай отправился из родного города Патары в Палестину, чтобы поклониться святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа. В пути Николай почувствовал, что «диавол проник на корабль и хочет потопить его». Как только он поделился ощущением со своими спутниками, началась страшная буря. По молитве святого море успокоилось. В этом же плавании Николай воскресил упавшего с высокой мачты матроса. На обратном пути в Ликию Николай стал заложником недобросовестных корабельщиков, которые обещав доставить его в родной город, поплыли совсем в другом направлении. Тем не менее, по молитве святого Николая на корабль стал дуть сильный ветер, который вопреки желанию капитана судна, прибил его к берегам Ликии.

Под миниатюрой с кораблем изображен сербский царь-мученик Стефан Урош, который жил почти тысячу лет спустя после Николая Чудотворца. На протяжении всей своей жизни он ощущал покровительство древнего святого. По навету мачехи Стефан был ослеплен и заточен в монастырь. Ослепленному явился Николай Чудотворец, убеждая его крепиться и не унывать. Спустя несколько лет пребывания Стефана в монастыре, изгнанник удостоился второго видения Николая, после которого ему чудесным образом вернулось зрение. На миниатюре зарайской иконы, скорее всего, изображено третье по счету явление святого Николая царю Стефану, когда тот «воздремал на своей постели», а угодник велел ему приготовиться к мученической смерти.

Еще одна интересная миниатюра находится слева под изображением посвящения Николая в сан архиепископа. На ней мы видим святого, дерево с каменным колодцем и человека с топором в руке. На этом клейме можно разглядеть маленькую черную фигурку беса, выходящего из источника. В этой миниатюре объединены сразу два ранних чуда, которые совершил святитель Николай в Ликии. Первое чудо о дереве, «в котором жил бес кумира нечистого», святой совершил по просьбе жителей Плакомидского селения. Кипарисное дерево, стоявшее на пути, некогда было посвящено одному из языческих божеств, и с тех пор приносило беды всем людям и животным, которые проходили мимо. Это дерево пытались было срубить, но человек, взявший топор, упал замертво. Только по молитве Николая бес вышел из кипариса, и дерево удалось уничтожить. Похожий случай произошел в Андраоундрейском селе, где бес поселился в колодце. Одну местную женщину, пришедшую за водой, нечистый дух завлек в колодец, а временами вода в источнике становилась отравленной. И вновь по молитве Николая жителям этого села удалось избавиться от проклятия и найти новый источник воды.

В 1608 году царь Василий Шуйский подарил зарайской святыне богатую золотую ризу «с каменьями и жемчугом». К сожалению, эта риза не сохранилась. На самой ризе, как мы узнаем из старых описаний, было отчеканены изображения девяти святых, часть которых была связана с важными историческими деятелями Смутного времени. По мнению Козьмы Ивановича Аверина, написавшего «известие» о жизни зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева, святой Василий Великий был изображен на ризе «во имя» самого царя Василия Шуйского, мученик Дмитрий Солунский «во имя» зарайского воеводы и будущего героя князя Дмитрия Пожарского, Архангел Михаил в честь полководца Михаила Скопина-Шуйского, а преподобный Дмитрий Прилуцкий в честь протопопа Дмитрия Леонтьева. Последний был не только настоятелем Никольского собора местного кремля и хранителем древней иконы, но и верным сподвижником князя Пожарского при осаде поляками Зарайска. Интересно, что на пропавшей ризе был изображен убиенный царевич Дмитрий Углицкий. Прославление его в лике святых совершилось в царствование Василия Шуйского.

Икона Николы Зарайского на протяжении веков была неразрывно связана с историей города. Из летописи мы узнаем, что в 1225 году образ Николая Чудотворца принял из рук греческого священника местный князь Федор Юрьевич - сын Рязанского князя Юрия Игоревича. В 1237 году этот князь отправился в посольство к хану Батыю, стаявшего на реке Воронеж, где был убит за отказ отдать монгольскому властителю свою жену. Узнав о кончине супруга и о приближении ордынцев, жена князя Евпраксия бросилась с высокого терема с княжичем Иоанном в руках и разбилась. Могилы княжеской семьи, погибшей в годы Батыева нашествия, и сегодня можно увидеть у алтарей Иоанно-Предтеченского собора Зарайска под каменной сенью.

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).