Православные жизненные истории. Короткие рассказы из церковной жизни

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

М ного чудес произошло в первые века христианства! Также и во времена таких великих святых, какими были прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, прав. Иоанн Кронштадтский, блж. Матрона Московская — чудеса обильно источались по их молитвам ко всем приходящим людям!

И этот чудесный источник Небесной помощи не иссяк и в наше время! 21-й век знаменит не только многочисленными чудесами, истекающими от блаженной Матронушки, но и славен чудодейственной помощью великих святителей — Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца!

Посетительница нашего сайта — Валерия, прислала чудесные истории, где поделилась помощью святителя Николая Чудовторца и заступлением святой блаженной Матронушки, которые мы ниже и прилагаем для вдохновляющего прочтения:

«З дравствуйте, милые жители сайта! Хочу рассказать несколько чудесных историй о помощи Матронушки и Николы Чудотворца.

Я с детства очень верю в Бога и всегда на него уповаю, но в церковь практически не ходила (хотя мой двоюродный брат – батюшка). Но вот в какой-то определенный момент меня стало тянуть в храм магнитом, я просто приходила туда бродила от иконе к иконе, разглядывала их, мысленно разговаривала с каждым святым, ставила свечки, делала заказные за здравие и упокой. И когда выходила, такое на душе было умиротворение и спокойствие! И вот именно тогда в полной мере я оценила силу Веры и Молитвы.

Как раз примерно в это время мой маленький бизнес развалился, пришлось закрыть свой офис и я стала искать новую работу и 40 дней читать акафист Святителю Николаю Чудотворцу. Дочитала акафист, прошел еще месяц, а достойное место для работы так и не появлялось, но при этом на душе мне было спокойно и я была точно уверена, что работа мечты в скором времени меня найдет, никакого уныния не было. Я посещала массу собеседований, но бОльшая часть компаний были просто однодневками, куда устраиваться не хотелось.

И вот как-то стою я дома перед иконой Николая Угодника и говорю с улыбкой: “Батюшка Николай, ну что же ты, я тебе акафист прочитала и прошу о помощи каждый день, а ты меня не замечаешь?”. Сказала это, захожу на сайт с объявлениями и первое что вижу – подходящая вакансия, только зарплата маловата! Но все равно решила съездить на собеседование. Приезжаю, и понимаю, что прямо рядом с этим заданием храм, куда я заходила иногда ставить свечки и помолиться, в том числе о поиске работы! И само здание работы я тоже замечала, как-то проходила мимо, подумала “Какое красивое и необычное!” и даже сфотографировала его! Собеседование я успешно прошла, на следующий день меня пригасили на стажировку. А после нее меня официально устроили и до сих пор я работаю в этом месте, только через 8месяцев работы меня с менеджера повысили до исполнительного директора, чего я вообще не ожидала и зарплата увеличилась в два раза! А еще из коллектива с моим приходом уволились все нечистоплотные, нечестные и скользкие люди, которые до этого здесь несколько лет работали. Я верю, что именно Батюшка Николай меня оберегает и помогает мне на службе. Очень его люблю и очень ему благодарна за всё!

Теперь про Матронушку.

В нашем городе есть храм с частичкой мощей Матроны. Как-то мы гуляли с подругами,проходили мимо этого храма и решили зайти. Одна из подруг уже около года не могла забеременеть, хотя очень этого хотела и начала уже отчаиваться. Мы зашли, подруга сразу подошла к Матронушке, поговорила с ней, приложилась к иконе. А меньше чем через две недели они зачали ребеночка! Сейчас ему уже два месяца отроду, чудесный, здоровый малыш 🙂

Сейчас и я читаю акафист Матронушке со своей самой сокровенной просьбой. Передала 17 января записочку к ее мощам.

И буквально два дня назад я попросила ее помочь мне. На работе я не могла выдать з/п ни персоналу, ни себе, т.к не хватало денег, в январе заказов всегда мало. Я очень переживала, потому что понимаю, что у всех семьи и все нуждаются в деньгах. И попросила Матронушку отправлять к нам побольше заказчиков, чтобы я смогла своевременно рассчитать людей. Настал день выдачи зарплаты, денег особо не прибавилось, я побеседовала с коллективом, объяснила ситуацию, что свои кровно заработанные мы будем получать частями, все отнеслись с пониманием. Проходит день, мне звонят от генерального директора и говорят – “он просил Вам передать деньги, чтобы всем зарплату выдали, месяц тяжелый, он хочет помочь”! Если сказать, что я была в шоке, это значит ничего не сказать!!! Генеральный у нас человек суровый, зарплату сократить может запросто, уволить кого-нибудь тоже. А чтобы абсолютно бескорыстно выделить средства – это нонсенс! Я уверена, что именно Матронушка помогла нам в такой житейской ситуации.

И верю, что мою самую заветную мечту она тоже исполнит – помолится обо мне Господу нашему!

Верьте, молитесь, просите, делайте добрые дела, благодарите Господа, Богородицу и всех святых за то, что имеете и всё обязательно будет хорошо!»

Чудесная помощь свыше может снизойти на любого из нас — без исключения! Нужно только искренне положиться на помощь Божие и предстательство святых Его угодников, и следовать мудрым советам Валерии: верить, молиться, делать добрые дела, и благодарить Господа за то, что мы уже имеем.

– Плата за электроэнергию опять «подскочила». Уже недели три нет горячей воды. Батареи же во всех комнатах года четыре едва теплые.
– Уважаемый, это все понятно, но объясни мне, будь любезен, в чем тут твоя вина?
– Стоп, а я и не говорю, что я в чем-то виноват!
– Тогда с какой стати ты, драгоценный, ко мне пожаловал? Я имею дело только с теми людьми, которые не отрицают своей вины. Ведь я не управдом советских времен, я – протоирей.

Вы когда-нибудь сталкивались с таинством, именуемым исповедью? Упомянутое выше – реальная история, которую рассказал мне православный батюшка. Этот полноватый мужчина, каждый сантиметр сутаны коего прямо-таки излучает благодушие, служит делу Божьему в моей родной Днепровской области.

Могу вас уверить, я не стал бы писать то, что вы сейчас читаете – нет. Виной тому – невольный курьез. Недоразумения на исповеди таковыми и являются потому, что они никогда не повторяются.

Случаи же, когда в храм наведываются, словно в Страсбургский суд, превратились в некую закономерность и напоминают не хохму, а основательное социологическое исследование.

Что такое исповедь?

Это – каторжный труд. Один из признанных деятелей этого поприща как-то сказал: «Смотря на себя в зеркало, я вижу перед собой девочку, которую Чехов описал в своем рассказе «Спать хочется!» Я год за годом, десятилетие за десятилетием пытаюсь убаюкать непослушного и капризного малыша, который, ворочаясь на постели, все равно не засыпает. И он не уснет никогда. Ты в этом уверен, но все равно поешь ему колыбельную».

– Послушай батюшка, наша деревня лишилась последней школы, по мне, так это – большой грех!
– Безусловно, однако этот грех не на тебе, а на государстве.
– А знаешь еще что. С января этого года взяли, и урезали субсидию. А детский терапевт, сволочь такая, перевелся в райцентр, теперь внучку вожу за восемьдесят километров. Электрички из-за «долбанных» корейских составов простаивают – добираться приходится на стареньком «Икарусе», а это – часов десять дороги. К тому же дрова подорожали.
– Что ж, мне очень жаль, но в своих-то грехах будем каяться, или нет?

Довольно продолжительное время я наблюдаю за Украиной, и, чем дальше, тем прихотливее выглядят линии человеческих претензий. Мне еще в какой-то мере повезло застать время, когда человек мог напрямую связаться с местной администрацией и надеяться если не на быстрое разрешение своих сложностей, то, как минимум, на сочувствие.

Хотите – верьте, хотите – нет, но даже власть имущие областных центров не прятались за турникетами и службой безопасности – кому надо – заходи, рыдай, жалуйся, угрожай. Естественно, к самому главному секретарша преградит путь грудью четвертого размера, но его можно было выловить хотя бы в коридоре.

Тебя что-то тревожит?

Замечательно, пиши официальное заявление, получай ответное, не менее официальное, уведомление. Не по душе ответ – да ради Бога, существует куча способов «накропать» официальное послание. Куда угодно – в обладминистрацию, в Киев, в Верховную Раду, в администрацию господина Порошенко, в «родную» прокуратуру, в прокуратуру области, в Генпрокуратуру.

Официозом не довольствуется только Господь, Ему достаточно искренней просьбы. Пиши, куда угодно, результат всегда один и тот же: твое обращение «спустят» в местную администрацию с обязательным указанием во все разобраться. Но отныне даже в каком-нибудь ПГТ Дорофеевка при входе – «дежурка», словно в районном отделе полиции, а также набивший оскомину турникет.

И глава не появляется даже на крылечке: для него приготовлен «черный» ход, переулок и собственное авто с пузатым водителем.

К слову, о Дорофеевке. Однажды туда пожаловал чиновник следственного комитета Владимир Зубков и подопечные ему следователи. Распахнулись двери приемной. Вы бы видели людей, пришедших туда со своими жалобами. Перед «дежуркой» и турникетом собралась целая толпа.

Я стал невольным свидетелем того, что они говорили, и мне стало жаль не столько так называемых ходоков, сколько зубковских «следаков». Знаете, почему? Местных, то есть «дорофеевских», там было человек пять-десять.

Зато в эту глубинку съехалось человек пятьсот с Украины Западной, Восточной и Центральной. Был даже какой-то «упакованный» дядя из пригорода Киева, приехавший на «козырном» BMW. Кто-то недосчитался пенсии, у кого-то «оттяпали» кровный бизнес, кого-то ни за что посадили.

Эти люди собрались здесь по одной причине – там, откуда они приехали, не осталось никаких ресурсов, и даже в заваленный бумагами Киев веры нет. Здесь же – нормальные и живые ребята из следственного комитета. А вдруг возьмут, и выручат? Пусть даже у них ничего не выйдет, но в их глазах хоть можно увидеть что-то от людей.

Короче, молодым следователям досталась роль священнослужителей, вынужденных нести грехи родного государства. Вытирая со лба капельки пота, они стоически выслушивали посетителей, даже откровенно помешанных, предлагали им оставить все необходимые бумаги, и говорили нечто вроде молитвенного напутствия: «Не переживайте так, мы непременно со всем разберемся».

Само собой, большая часть этих дел «благополучно» возвратилась туда, откуда она «стартовала», то есть местные органы власти «имели счастье» ограничиться очередной отпиской. Скажите, а вы бы как поступили на месте этих следователей? Ощутили бы себя правозащитниками?

Уничтожение надежд

Я уже лет двадцать наблюдаю за этой церемонией уничтожения надежд. И этот ритуал мне довелось видеть настолько часто, что все происходящее напоминает банальный сюжет, когда электрик насилует домохозяйку.

Такие «электрики» через какое-то время появляются и в Украине, и имя им – ратующие за права человека, областные представители президента, – все эти люди в костюмах за две тысячи долларов организуют приемы для простых людей.

И этих простых смертных насилуют мужчины и женщины, приходящие со своими бедами и проблемами, а парни и девушки, которых Бог поставил работать следователями, пытаются хоть что-то изменить, но безрезультатно, и они становятся одними из тех, кто в очередной раз не оправдал надежд населения.

Теперь же «электриками» выступают священнослужители. Только сегодня они получают свое назначение не с Небес, а с самых низов. К ним приходят грузчики, охранники, менеджеры и весь их внешний вид говорит: «Кто, если не ты?»

Однако Бог – не обладминистрация. Наши жалобы и молитвы Он спускает ниже поместных белых домов – туда, где живет действующая власть, то есть нам с вами. «А как насчет своих грехов, будем каяться, или еще подождем?» Я уверен, что с этого-то и начинается подача горячей воды, нормальный терапевт в местной поликлинике и по-настоящему железная дорога для электричек.

Благослови вас Бог!

2016, . Все права защищены.

Игумен монастыря Дохиар геронда Григорий (Зумис) давно известен и за пределами Святой Горы. Истинно жаждущие услышать мудрые слова старца едут со всех континентов, чтобы присутствовать на беседах с Герондой, где, внимательно вслушиваясь в беглую речь переводчика, слушают рассказы о монашеских подвигах, о страдающих, угнетённых и заблудившихся в страстях.
Внимаю читателей предлагается несколько фрагментов из книги Геронды «Люди Церкви, которых я знал». Идея этого сочинения выросла как раз из таких регулярных бесед. Это назидательные истории о подвиге любви, самопожертвовании, скромности и, что самое главное, стремлении жить по-евангельски. Геронда с большой теплотой описывает своих героев - мирян и монахов-аскетов, которые и подают нам драгоценные примеры истинно христианской жизни.

Довольство малым

Апостол Павел пишет о довольстве малым просто и лаконично: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8). И Господь говорит нам о безумии того, кто задумал разрушить свои старые житницы, чтобы строить большие, так как поля его принесли богатый урожай. Довольство малым - характерная черта монашеской жизни от её начала и до сего дня. Надеюсь, что две следующих афонских истории порадуют читателя тем, что это духовное делание не совсем ещё исчезло у монахов.

Старик-пустынник, держа в руках стеклянный сосуд для масла с отломанным носиком, пришёл в каливу монаха одного из скитов.

Авва, дай мне немного масла для овощей. Прошёл месяц с тех пор, как оно закончилось, а зелень без масла стала беспокоить мой желудок.

Пустынник дрожал от холода. Дырявая одежда не могла защитить его иссохшее тело от сильного ветра, который так часто дует в зимние месяцы. Скитский монах только что получил на почте шерстяной свитер. Он вынес его пустыннику.

Вот, возьми: он новый, вязанный из овечьей шерсти. Надень-ка его, а то замёрзнешь.

Тот надел его, взял бутылку с маслом и ушёл довольный. Но вот, через несколько минут он возвращается, держа в руке свитер.

Авва, мне он не понадобится. Отдай его лучше кому-нибудь, кому он нужнее.

Около двадцати дней спустя старец-пустынник перешёл в место вечного покоя, где ему действительно уже не нужны свитера.

Один швейцарец, путешествуя по Афону, оказался у каливы, которая немногим отличалась от «бычьей каливы» (так на Святой Горе называют хлев для быков). Он тихонько постучал в дверь, и слабый голос изнутри пригласил его зайти. Войдя, он увидел старца, сидевшего на деревянной кровати и перебиравшего чётки. Гость окинул взглядом нищую обстановку каливы и, наконец, стал рассматривать старца, одетого в одежду из грубой шерсти. Плохое знание языка помешало поговорить с ним, но и без слов было ясно, что старец жил в нищете и презрении от людей. Он не играл с божественными вещами, чтобы показаться кому-то важным, и потому оставался никому не известным. Гость достал из кошелька пятьдесят долларов, чтобы дать их старцу.

Нет, я не возьму. Не так давно один человек дал мне двадцать долларов, их мне хватит надолго.

Пришла зима, и иностранец вспомнил каливу пустынника. По почте он отправил ему сто долларов на дрова и еду. Старец, получив их, тотчас отправил обратно, так как кто-то ему уже прислал денег. Иностранец снова их выслал, чтобы он раздал их нищей братии. Старец вновь вернул их с просьбой: «Вот сам их и раздай. Будет нехорошо, если я за твой счёт буду казаться милостивым».

Летом швейцарец принял православие и крестился, научившись у старца тому, что «блаженнее давать, нежели принимать» и «не бери без нужды ни обола».

Этот рассказ подобен прозрачной воде в горном источнике, один вид и журчание которой освежают человека.

Люди, научившие меня святой жизни

С детских лет я слышал слова преподобного Иоанна Лествичника: «Монашество есть постоянное понуждение себя». И моя покойная бабушка Захаро часто повторяла мне поговорку: «Рабочий день начинается с ночи». Ты допустишь ошибку, если отложишь сегодняшнюю работу на завтра.

Я начал удивляться добродетели самопонуждения и полюбил её прежде, чем узнал на деле. И до сих пор я желаю её стяжать как подходящую моему характеру как ничто другое.

Как-то я спросил у старца Амфилохия:

Чем монах отличается от мирянина?

На это он мне ответил:

Монах отличается постоянным понуждением себя.

После этого он целый вечер рассказывал мне о монахах, подвизавшихся в самопонуждении.

Взгляд

С ностальгией я вспоминаю одну возвышенность, которая получила название Матья после того, как один проходивший через неё человек остановился и сказал: «Отсюда одним взглядом можно окинуть весь мир!».

Мне также часто приходит на память великий художник и реставратор Антоний Глинос, который, увидев в Синайском монастыре написанную воском икону Христа, долго дивился мастерству иконописца, а потом, посмотрев Ему в глаза, в изумлении воскликнул: «В этом взгляде можно прочесть всё!».

Всё больше я убеждаюсь в истинности утверждения, что глаза говорят и выражают мысли даже тогда, когда уста закрыты и голос не слышен. Одним лишь взглядом можно высказать другому человеку и мысли, и то, что вертится на языке, и даже то, что лежит глубоко в сердце. Одна смиренная исповедь подтвердит правдивость моих слов.

Ожидая в больнице «Благовещение» своей очереди на процедуру, один дедушка рассказал мне о незабываемом взгляде своего брата. На маленьком острове Сикинос жила супружеская пара. Из-за нищеты их дочь вынуждена была выйти замуж за троглодита. Он жил один в пещерах острова, присматривая за небольшим стадом коз и овец. Дома его видели редко. Каждый раз он приходил таким уставшим, что, увидев его, дети прятались. Мать напрасно говорила им: «Детки, не бойтесь, это ваш папа». Третьи роды были неудачными, и мать с ребёнком скончались. Двое старших мальчиков остались сиротами. На острове у одной бездетной супружеской пары англичан был свой дом. Дети ходили туда, чтобы получить немного еды. Как-то раз англичане сказали старшему мальчику, который казался им более смышлёным: «Мы возьмём тебя к себе, но только ты должен будешь прогнать из дома своего брата».

Я схватил его за руку, вытащил наружу, спустил с лестницы и захлопнул за ним дверь. Когда я отпустил его руку (это был самый страшный момент в моей жизни), он поднял на меня свои глаза, посмотрел в мои и как бы сказал этим: «На кого ты меня оставляешь?». Но я тогда ожесточил своё сердце и думал лишь о собственной выгоде. С тех пор я всегда вижу перед собой этот взгляд, я думаю о нём постоянно, и он не выходит из моего сердца. Всякий раз, когда мне становится весело, он, как могильная плита, придавливает мою радость.

Как сложилась судьба твоего брата?

Мне об этом трудно говорить. Даже тот домик, который оставался у нас от матери, у нас забрал наш дядя, а мой брат до сих пор живёт в пещере без света и воды. Лишь большие черви составляют ему компанию во время сна и трапезы.

Что ты, дедушка, разве сейчас есть ещё люди, которые живут в пещерах? Разве никто не может приютить его у себя?

Сейчас, батюшка, я привёз его в Афины и вожу по врачам, чтобы хоть немного угасить память о том страдальческом взгляде, но всё равно не нахожу покоя. Его взгляд постоянно жжёт моё сердце. Послушай, батюшка, всегда смотри человеку в глаза, чтобы всё увидеть и понять. Если он печален, то сними с него его скорбь, а если весел, то укрой его, чтобы ему не потерять своей радости.

…и ещё один взгляд

В годы, когда в Албании, на этой территории древнего Иллирика, стало распространяться безбожие, то её хитрый правитель не захотел, чтобы это выглядело как его собственная инициатива. Он организовал так называемое Движение, чтобы всем казалось, будто безбожие идёт от народа, а не от власти. После того как он опьянил народ вином отречения от Бога, тот по своей слепоте сам начал уничтожать все напоминания о вере.

В одном селе, как рассказывал мне житель Северного Эпира Василий, школа находилась рядом с церковью. Учителем в ней был грек.

«Он целыми днями учил нас, что насколько лучше было бы, если бы у нас не было ни религии, ни Христа, ни Церкви. Он говорил, что церковные запреты превращают нашу жизнь в пытку. Его слова были настолько убедительны, что в один день мы все вломились в церковь, начали снимать иконы и бросать их в грузовик, как ненужный хлам. Нам так хорошо промыли мозги, что мы не понимали того, что делали. Я сам снял икону Христа с епископского трона и швырнул её в государственный грузовик. Всё происходило так быстро, как будто Сам Бог покидал нашу страну. В тот момент, когда я протянул свои руки, чтобы снять икону, мои глаза встретились с глазами Христа. Я почувствовал укор в Его взгляде, как будто Он говорил мне: «Что Я тебе сделал, что ты прогоняешь Меня?». Но я подумал: «Хочешь, не хочешь, но Ты уйдёшь из моей жизни. Государство приказало, чтобы в Албании исчезла даже память о Тебе». Прошли годы, у меня появилась семья. Когда у нас родилась дочка Евангелия, то, едва посмотрев ей в глаза, я сказал: «Этот взгляд мне знаком. Где я его видел? Где встречал? Не помню». Позже, когда обнаружилась, что Евангелия от природы увечная, я отвёз её к одной бабке, которая лечила травами. И когда она сказала мне: «Это гнев Божий, она неизлечима», - то я вспомнил взгляд Христа на иконе в моей сельской церкви и с тех пор не нахожу себе покоя. Мне стыдно встречаться глазами с укоряющим взглядом моей дочки, я чувствую, что она как бы говорит мне: «Ты, папа, один раз съел кислый виноград, а оскомина у меня на зубах осталась навсегда».

Вот какие полезные находки попадаются порой духовнику на исповеди.

На весах пустыня и мир. Чья чаша перевесит

В Афинах жила супружеская пара: Фиппас и Йота. Они ели и пили со стола современного мира, всегда смотрели на этот стол и никогда не поднимали глаз к высоте небес. Они следовали девизу: «Если ты наслаждаешься земными благами, то этого довольно». Они считали, что мысли о будущей вечной жизни - утешение лишь для тех, кто лишён удовольствий в этом мире. Они подобны хлебу, который долгими зимними ночами снится голодному, закутавшемуся в грубое шерстяное одеяло: холод заставляет его мечтать о том, в чём он терпит нужду.

Счастье супругов стало ещё полнее с рождением прелестной девочки, и они решили дать ей всё.

Острова Эгейского моря предлагаются богатым грекам как исключительное место для отдыха в летние месяцы. Для современного равнодушного человека на любом из этих островков существуют только пляжи и центры развлечений. Дороги в церковь он не замечает, колокольный звон перед утреней и вечерней для него помеха, священник в чёрной засаленной рясе - пятно на туристическом имидже острова; лучше бы вовсе не было этого средневекового страшилища.

Лето - время не только туризма, но и жатвы. Жнец собирает в житницу пшеницу с горных склонов и радуется плодам своих трудов. Но мы не должны забывать, что есть и другой жнец, невидимый и неожиданный. Он вторгается со своим серпом в нашу жизнь и пожинает не только пожилых, но и молодых. Этот серп оборвал жизнь и единственной дочери наших героев, причём при таких странных обстоятельствах, что даже многие годы спустя случившееся продолжало их тревожить. Между супругами стали обычными пререкания и поиски виноватого; они стали суеверными и начали постепенно отдаляться друг от друга. Они попробовали было приблизиться к Церкви, но их попытки воцерковиться были какими-то неправильными. В конце концов, у жены появилось отвращение к мужу. Она опять захотела иметь ребёнка, но только не от него. Она подала на развод и выгнала его, отправив жить к его старой матери. Впрочем, оставшись одна, она всё-таки продолжала пользоваться материальной поддержкой брошенного мужа. Один игумен просил её не толкать своего доброго супруга к третьему браку (у Фиппаса это был второй брак), потому что древние говорили: «Первый брак - радость, второй - снисхождение, а третий - горе».

Но она, привыкшая к исполнению всех своих желаний, осталась непреклонной. Духовник попытался найти хоть какой-нибудь выход и посоветовал ей:

Не думай только о себе, подумай также о муже. Будьте одной семьёй, хотя бы и условно.

Не выйдет. Я сошлась с одним человеком, между прочим, набожным, который мне понравился. Теперь я от него беременна.

Ты выйдешь за него?

Нет. Я хотела ребёнка - я его получила, а супружеской жизни с меня хватит.

Когда об этом услышал Фиппас, то не рассердился: он продолжал её любить, и его забота о ней не уменьшилась, хоть она и сбилась с пути.

Мне жалко её, отче. Я должен ей помогать, ведь ей не на что жить.

Прошло пять месяцев с тех пор, как женщина призналась в своей беззаконной беременности духовнику, с которым с тех пор больше не общалась. Наконец, она попросила его помолиться. Тот отказался: «Молитва предполагает послушание».

Тогда она воспользовалась посредничеством своего брошенного мужа, но огорчённый игумен отказался и на этот раз.

Наконец, в один вечер молчание было нарушено. Убитый горем супруг объявил духовнику о том, что их брак расторгнут судом, но его печалит не столько это, сколько состояние его бывшей жены: её положили в больницу, и опасность угрожает не только её жизни, но и жизни ещё не родившегося ребёнка. Он плакал от горя и боялся за жизнь матери и ребёнка, а ведь он был ему чужим. Он совсем не чувствовал себя оскорблённым: честь и мужское достоинство были забыты перед угрозой смерти. Он плакал и просил об усиленной молитве, но старец его как будто не слышал: в это время он судил самого себя, взвешивал и нашёл никчёмным. Перевесила чаша весов, на которой был разведённый муж. И старец, державший до сих пор эти весы, бросил их на землю, пристыжённый и посрамлённый. Уста пустыни едва не произнесли: «Она получила по заслугам. Это хороший пример праведного суда Божия», - но их заградили рыдания и слёзы мира незлобия и духовного превосходства. Здесь будет уместно вспомнить сестру Евгению, которая говорила: «Братья, давайте сначала приобретём добродетели мирян, а потом уже займёмся стяжанием монашеских добродетелей».

К неделе о блудном сыне мы публикуем жизненные истории о современных «блудных сыновьях», рассказанные священниками.

Возвращение без лишений

Протоиерей Георгий Болгарский, настоятель церкви в честь святителя Николая (Мытищи, пос. Дружба)

Знаю я одного молодого человека, он получил хорошее образование, выучил языки. Он – любимый и уважаемый сын, для которого родители делали все, что могли и все, что считали возможным. Он даже одно время ходил в храм, помогал там.

Но, как нередко бывает, жизнь без трудностей кажется человеку пресной, неинтересной, он начинает искать «сложности», приключения. Так произошло и с нашим героем.

Однако он успевал и хорошо работать, купил себе квартиру. И – удалился от родителей не только в физическом смысле. Родителей он считал своим долгом постоянно поправлять, учить и не соглашаться с ними в основных вопросах, ссорился с ними.

Но внутренне, душевно он чувствовал беспокойство. Душа человеческая так устроена, что ей хорошо, когда человек находится в духовном равновесии. А духовное равновесие – результат больших трудов и скорбей.

Наш герой – почти вычеркнул из своей жизни Бога, стал считать, что он сам способен строить ее так, как ему хочется. Эта самоуверенность, слава Богу, не привела ни к какой трагедии. В один момент этот человек вдруг осознал, что внутренне он полностью опустошен.

Родители относились к ситуации с большим терпением, все это время только молились за сына, и вот в нем постепенно начинает теплиться какой-то огонек истины, он начинает приходить к родителям, налаживать с ними отношения, искать поддержки. Следующим шагом стало движение к Богу.

В этой истории нет, никакой трагедии, нет лишений. Но она как раз нам и говорит, что их можно избежать, стоит вовремя одуматься и начаться движение в обратную сторону, начать возвращаться.

Успеть вернуться

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа

Мы познакомились ещё при коммунизме. Муж и жена – образованные, состоявшиеся советские люди, он – член партии, начальник заводского цеха, она – тоже с высшим образованием, специалист высокого уровня, работала с детьми. Оба очень энергичные и прямые. Когда обратились в Православие, он вышел из КПСС и стал простым кузнецом. Горячие неофиты, детей воспитывали решительно и бескомпромиссно. Старший, назовём его Даниилом, был общим любимцем бабушек в храме: всегда с молитвенничком, подпевал хору, часто исповедовался-причащался.

Первый гром перед грозой грянул, когда Даня в пятнадцать лет вдруг объявил папе и маме, что вступил в комсомол. Это уже были годы, когда в комсомол можно было не вступать без страха «оказаться за бортом корабля жизни». Поступок Дани был не шкурным, а сознательным, хотя объяснить его родителям он не смог.

А в восемнадцать лет «любимец прихожанок» так же вдруг решительно заявил родителям, что искать Бога будет сам и «уж, конечно, не в Церкви». Удар отцу и матери был нанесён смертельный, но они выжили, не отчаялись, молились.

Поиски Бога привели Даниила в Америку, там он принял иудаизм, отдохнул от навязанного мамой и папой христианства, а через несколько лет… покаялся и возвратился в Православную Церковь, но сам. Счастливые родители вновь обняли опять единоверного – но теперь искренне – сына. Воссоединение семьи произошло в Париже.

А вот другая история. Когда я служил в Хабаровске, близко знал одну пожилую прихожанку Ольгу, недавно, но горячо обратившуюся к Богу. Муж у неё (в детстве, понятно, крещёный) был ужасный богохульник, матершинник и пьяница. Ольга от этого, естественно, страдала, нередко изливала мне свою скорбь.

Наконец этот мужчина тяжело заболел и стал стремительно приближаться к кончине. Ольга забеспокоилась, как бы он не умер без покаяния, и всё уговаривала меня причастить мужа насильно, поскольку он был уже в беспомощном состоянии. Я, конечно, отказывался и говорил ей, что, если он сам изъявит желание, то я сразу же приду его причастить и соборовать.

И вот верная супруга дождалась этого момента – муж захотел покаяться. Я пришёл. Он уже не мог говорить, но был в сознании, исповедально кивал на все мои вопросы. Я принял его исповедь, соборовал и причастил. Потом мы с Ольгой пошли пить чай на кухню. И пока мы пили чай, возвратившийся к Отцу Небесному «блудный сын» завершил свой земной путь.

Это две судьбы «младших сыновей». А «старшего сына» я всегда нахожу в себе самом, когда осуждаю ближних.

Прочитав истории из жизни от наших подписчиков, вы поймете – нередко путь к Господу бывает долгим и сложным, наполненным лишениями. Причиной этого является человеческая гордыня, мысли о том, что каждый может управлять своей жизнью сам, а не доверять ее Господу. Однако бывает и так, что человек приходит к вере легко, не успев нажить себе проблем.

История Андрея

Так случилось с молодым человеком по имени Андрей (имя изменено). Он рос в православной семье, был крещен и с детства почитал Бога. Каждое воскресенье он со своей семьей ходил в храм и даже пел в церковном хоре. Родители не могли нарадоваться на своего сына, однако со временем, в том возрасте, когда все подростки начинают бунтовать, Андрей стал отдаляться и от земных родителей, и от небесного Отца. Он все реже ходил в храм, постоянно находя отговорки, а когда ему исполнилось двадцать, он заявил, что православие было ему навязано в детстве без права выбора, и теперь, когда он подрос, он желает сделать этот выбор сам.

Мать и отец молодого человека были шокированы, однако сына по-прежнему любили, и не переставали за него молиться. Андрей же закончил университет и уехал работать за границу. За несколько лет он успел перепробовать несколько разных религий, и вот однажды он пригласил родителей навестить его в Канаде, где работал. При встрече Андрей попросил у них прощения и рассказал, что в итоге он вернулся в православие, на сей раз, как и хотел, сделав этот выбор самостоятельно.

История Сергея

Конечно, не все истории в жизни заканчиваются так хорошо. Бывает, что люди возвращаются к Богу, лишь оказавшись на смертном одре. Так случилось с супругом Анны Сергеем (имена изменены). В детстве он был крещен, но никогда особо не веровал в Господа и не жил, как должно жить православному христианину. Анна уговорила его на венчание, но в остальном он не посещал храм даже на праздники.

И вот семью настигло горе. Сергей заболел, и, не смотря на все усилия врачей, здоровье его стремительно ухудшалось, пока не стало понятно, что жить ему осталось недолго. Все это время Анна то просила супруга позволения привести к нему священника, то умоляла батюшку прийти и причастить Сергея без его согласия, что, разумеется, совершенно недопустимо. Она горячо молилась, и вот ее молитвы были услышаны.

Уже с трудом способный говорить Сергей попросил жену привести священника. Под конец исповеди он уже не говорил, а лишь кивал в ответ на слова батюшки, и все же таинства исповеди и причастия были совершены. Когда священник вышел сообщить об этом Анне, Сергей тихо и мирно отдал Богу душу.

Отношения с близкими и семейные ценности

Иногда, чтобы привести человека к вере, Господь посылает ему другого человека. Так случилось с Мариной и Николаем (имена изменены). Они познакомились случайно, во время отпуска, и продолжили общение, выяснив, что живут в одном городе. Николай на тот момент только-только пришел к вере и начал познавать Господа и Его таинства. Марина же была атеисткой и вела образ жизни, далекий от христианского. Она любила ночные клубы и дискотеки, яркий макияж и вызывающую одежду. Однако это не помешало ей с Николаем по-настоящему сильно полюбить друг друга.

Они встречались какое-то время, а потом Николай сказал, что хоть и любит Марину, будущего с ней он не видит, потому что сам он православный и хочет связать свою жизнь с православной девушкой. Сначала было много обид и слез, но потом Марина все же согласилась пойти с Николаем в храм. После литургии парень познакомил ее со своим духовным наставником. Они долго разговаривали, и все услышанное так впечатлило Марину, что она начала менять свою жизнь. Она приняла крещение, стала скромнее одеваться, постепенно отказалась от макияжа, перестала ходить на ночные тусовки… Ее друзья и подруги не понимали, что с ней произошло, говорили, что с Николаем она стала скучной.

Не понимали Марину и родители. Дело доходило до ссор, ее называли сумасшедшей и сектанткой. Такие искушения нередко подсовывает Сатана только начинающим вставать на путь истинный людям, желая вернуть их в жизнь во грехе. Марина принимала все со смирением, и вскоре у нее появились новые друзья из церковного прихода, а родители, видя, что их дочь счастлива, смирились и приняли ее путь. Николай и Марина поженились и обвенчались и сейчас ждут своего первенца, которого, конечно же, будут растить по православным традициям и с малых лет прививать ему любовь к Богу.

Религиозный фанатизм и христианская гордыня

Гордыня и тщеславие – это грехи, которым подвержены не только неверующие, но и истинные христиане. Забывая учение Христа, некоторые православные – как простые люди, так и священники – начинают думать, что их вера делает их особенными. Это выражается в том, что они по-христиански добры только к другим православным, всех остальных людей они считают «вторым сортом». Это в корне неверное поведение, которое вредит не только самим этим людям, но и их неправославному окружению. Видя таких верующих, люди могут начать относиться к православию негативно, что делает их вероятный приход к вере совсем уже невозможным. Истинный православный должен находить радость в помощи неверующим, как самаритянин из притчи Христа. Ведь помогая им, общаясь с ними, у православного есть шанс со временем обратить их в истинную веру.

Не лучше гордыни является и излишний, радикальный фанатизм. Доходя до такого состояния, православные не понимают, что становятся ничем не лучше мусульманских боевиков, которые во имя веры совершают взрывы, поджоги и убийства. Христианство учит любви ко всем, особенно к заблудшим. Сам Иисус общался и делил трапезу с грешниками и мытарями, вместо того, чтобы осуждать их и подвергать гонениям. «Врач нужен не здоровым, а больным», – сказано в Евангелие. Также там написано «не судите, да не судимы будете». Именно этими принципами должно руководствоваться истинному христианину.

Самовоспитание и смысл жизни

Многие новообращенные православные сталкиваются с осуждением от своих старших братьев и сестер в вере, связанным с тем, что они, по мнению этих старших, как-то не так выполняют правила и наставления, например, не соблюдают пост. О недопустимости осуждения уже было сказано выше, а сейчас мы попробуем разобраться, действительно ли что-то делается не так.

Снова стоит напомнить о том, что приход к вере у всех происходит по-разному. Кто-то воспитывался в православной семье с малых лет, а кто-то обратился сам после многих лет жизни без Бога. Вспомним также, что такое пост. Многие, в том числе и среди православных, считают, что пост – это время, когда нельзя есть мясо и ряд других продуктов, однако это в корне неверно. Пост – это отказ от удовольствий, обет, который христианин добровольно принимает на определенное время. Через пост люди бросают вызов своим страстям и превозмогают многочисленные искушения, насылаемые на них Сатаной. Поэтому для каждого человека этот обет будет разным. Живущие в православии многие годы и давно победившие свои многочисленные страсти люди могут на время поста отказаться от мяса. Но для тех, кто только пришел к Богу, не меньшим, а то и большим подвигом станет, например, отказ от посещения вечеринок и посиделок с друзьями.