Часы пасхи утренние молитвы. Толковый православный молитвослов

1) От Недели Фоминой до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (см. также в п. 5).

2) На всено́щном бдении «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется, по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…» и после «Благословение Господне на вас…», перед началом шестопсалмия (ср.: п. 5).

3) На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, поется тропарь «Христос воскресе из мертвых…» (единожды): он входит в последнюю стихиру, являясь ее заключением.

4) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) поется после «Благословено Царство…».

  • Примечание. Обычно в начале всенощного бдения и Литургии священнослужители поют тропарь 2 раза полностью, а в 3-й раз – кончая словами: «…смертию смерть поправ», а певцы заканчивают: «И сущим во гробе́х живот даровав». В некоторых храмах тропарь «Христос воскресе…» (единожды) поют священнослужители, а затем (по единожды) повторяют его оба хора. Перед шестопсалмием обычно «Христос воскресе…» все три раза поет хор.

5) «Христос воскресе из мертвых…» (трижды) читается в начале часов, вечерни, повечерия, полунощницы и утрени: на 3-м, 9-м часах, повечерии и полунощнице – вместо «Царю Небесный…», а на 1-м, 6-м часах и вечерне (если непосредственно перед ее началом прочитан 9-й час), по традиции, вместо «Прииди́те, поклони́мся…».

6) На Литургии «Христос воскресе из мертвых…» поется (единожды) вместо «Ви́дехом Свет Истинный…». Входное: «Прииди́те, поклони́мся… воскресый из мертвых…».

7) В конце Литургии, по возгласе: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе», певцы поют: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). На всех прочих службах после возгласа: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе» окончание по обычаю. Отпуст на всех службах начинается словами: «Воскресый из мертвых…».

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: «Христос воскресе!», как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), «И нам дарова живот вечный, покланя́емся Его тридневному Воскресению» (единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает.

9) Тропарь «Христос воскресе из мертвых…» поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб.

10) «Царю Небесный…» не читается и не поется до дня Святой Троицы.

11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы (кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а совершаются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди (помещены в приложении Триоди).

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды.

13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряны́не и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания).

14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается.

15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи.

16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…».

17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».

18) Причастен Пасхи «Тело Христово приими́те…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются.

В последовании понедельника 2-й седмицы начало утрени показано такое: «Слава Святей, и Единосущней…», «Христос воскресе…» (трижды). И «а́бие» (тотчас) по «Христос воскресе…» – «Слава в вышних Богу» и обычное шестопсалмие. При этом замечено, что такое начало утрени должно быть «даже до Вознесения».
См.: Валентин, иером. Дополнения и поправки к книге протоиерея “Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви”. 2-е изд., доп. М., 1909. С. 19.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 694.
См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 676. Существует мнение, что «Христос воскресе…» в начале 1-го часа читается только в том случае, если на утрене был отпуст; после вседневной утрени 1-й час, согласно данной точке зрения, как присоединяемая служба, начинается сразу с «Приидите, поклонимся…» (см.: Михаил, иером. Литургика: Курс лекций. М., 2001. С. 196).

О молитвенном правиле в дни празднования Святой Пасхи


Во все дни Пасхальной седмицы - первой недели после праздника Воскресения Христова - вместо вечерних и утренних молитв поются или читаются . Они помещены в большинстве молитвословов.

Готовящиеся к Причастию вместо покаянного канона ко Господу Иисусу Христу, канонов ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю должны прочитать , а также Последование ко Святому Причащению.

Все молитвословия (в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении) предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи : “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав ”. Псалмы и молитвы с Трисвятого (“Святый Боже…”) по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

Со второй седмицы по Пасхе вновь начинается чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающему каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности .

До праздника Вознесения Господня , накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу (“Царю Небесный …”) трижды читается тропарь Пасхи (“Христос воскресе из мертвых…”).

Так же от понедельника Первой седмицы по Пасхе до Вознесения: вместо молитвы «Достойно есть» , читается:

«Ангел вопияше Благодатней : Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

От Вознесения же до дня Святой Троицы молитвословия начинаются с Трисвятого (“Святый Боже…”) - молитва Святому Духу (“Царю Небесный…”) не читается и не поется до праздника Святой Троицы. До дня Святой Троицы отменяются и земные поклоны.

19 апреля 2020 года отмечается Пасха – главный праздник православного календаря, олицетворяющий спасение души и обновление. Молитвы, которые читают в эти дни в храмах, в том числе пасхальная молитва «Христос воскресе из мертвых», обладают особой энергетикой.

Считается, что в эти дни высшие силы особенно благоволят к верующим. Молитвы на Пасху помогают привлечь удачу, оградить близких людей от несчастий, излечиться от недугов, успешно начать новое дело и даже улучшить материальное положение.

В течение всей Светой (Пасхальной) седмицы в православных храмах вместо традиционных утренних и вечерних молитв читаются Пасхальные часы (Молитвословия Часов пасхальных, исполненные радости и благодарения Христу). Перед всеми молитвами, в том числе благодарственными по причащении, троекратно читают тропарь Пасхи.

Молитва на Пасху «Христос воскресе из мертвых»

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)

Молитва «Христос воскресе из мертвых», как и другие пасхальные молитвы, имеет глубокий смысл. Воскреснув, Иисус показал людям, что душа вечна и не умирает даже тогда, когда физическое тело постигает конец. Благодаря Христу верующие осознают, что в конце концов воскреснут из мертвых и обретут прекрасную и светлую вечную жизнь.

В эти дни в храмах также читается пасхальный канон Иоанна Дамаскина, – он заменяет каноны Покаянный, Богородице и ангелу-хранителю. При этом не исполняются псалмы и молитвы с Трисвятого («Святый Боже..») по «Отче наш» с тропарями после него. Пасхальные молитвы Часы Пасхи поются вместо Повечерия и Полуночницы.

Кроме молитвы «Христос воскресе из мертвых», на Пасху традиционно читается или поется следующая молитва, которая исполняется в конце акафиста Пасхи.

«О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь».

Во время Пасхи верующие просят у высших сил здоровья и благополучия для себя и своих близких. Пасхальные молитвы читают не только в церкви, повторяя их слова вслух или про себя за священником, но и дома перед православными иконами – в полном уединении, обратив свои мысли и слова Богу. На Пасху вы можете прочесть Часы Пасхи, «Христос воскресе из мертвых» и другие, которые приведены в большинстве молитвословов.

Молитву об исцелении от трех смертей читают стоя на коленях, когда в церкви звонят колокола.

«Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Ныне и вечно, и бесконечно. Аминь. При царе Мануиле Комнине, при лавре его золотой, служил Господу Богу Лука Христоверг святой. Накануне Пасхи святой, в лавре золотой, Одигитрия, Матерь Божия, явилась двум слепцам. Привела она их во Влахернский храм. Ангелы, херувимы, серафимы запели, слепые перед матушкой Одигитрией прозрели. Сию молитву святые рутцы писали. Все сорок святых ее благословляли. Воистину! Сам Господь сказал: «Кто эту молитву прежде Пасхи прочтет, тот при помощи ее от трех смертей уйдет». Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Также читают пасхальную молитву, которая оберегает верующих от бед и несчастий:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мать Мария Христа носила, родила, крестила, кормила, поила, молитвам учила, спасала, оберегала. А потом у креста рыдала, слезы лила, причитала, вместе со своим милым сыном страдала. Иисус Христос в воскресенье воскрес, отныне слава Его от земли до небес. Ныне он сам нас, своих рабов, опекает, милостиво наши молитвы принимает. Господи, услышь меня, спаси меня, защити меня от всяких бед отныне и навеки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Также можно прочесть заговор на здоровье, который поможет забыть о недугах и восстановить силы вам и вашим близким:

«В царствии небесном есть родник чудесный. Кто до воды дотронется, кто водой умоется, с того недуги смоются. Той воды я набрала, рабу Божьему (имя) отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

При этом нательный крестик человека, который нуждается в исцелении, опускают в освященную в церкви воду. Затем крестик надевают на заболевшего человека. Нужно трижды помазать святой водой лоб больного, затем обрызгивать его тело 3 раза в день в течение 7 дней – и он выздоровеет.

Чтобы в семье воцарились мир и лад, нужно на третий день после Пасхи 12 раз прочесть следующую пасхальную молитву:

«Господи, помоги, Господи, благослови светлой Пасхой,
Чистыми днями, радостными слезами.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Иоанн Поститель, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель,
Иоанн многострадальный, Иоанн безглавый,
Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Георгий Победоносец,
Николай Чудотворец, Варвара Великомученица,
Вера, Надежда, Любовь и мать их София,
Молитесь об общем пути рабов Божьих (имена враждующих).
Уймите их злобу, укротите их гнев, утолите их ярость.
Ратью своей святой,
Силой неспобедимой, неукротимой ведите их к согласию.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

2019-07-03

Через сорок дней после Пасхи отмечается двунадесятый православный праздник – Вознесение Господне. Верующие вспоминают о том, что после Своего воскресения Иисус в течение сорока дней являлся ученикам. Он наставлял их проповедовать Его учение всем народам, а после этого вознесся на небо.

О порядке проведения церковных служб в период от Воскресения Христова до Вознесения говорится в Триоди – церковной книге трехпесенных канонов. Обряды храмовой службы наполняются в это время новым содержанием; вместо мольбы о прощении грехов звучат слова о торжестве Спасителя над смертью…

Многие православные верующие интересуются, какие молитвы нужно читать от Пасхи до Вознесения в 2020 году. В эти 40 дней, в 2020 году – 19 апреля по 28 мая –молитвослов предусматривает следующие правила.

В Светлую седмицу – первую неделю после Пасхи – до утра субботы читаются пасхальные Часы. Это многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, которая включает тропарь и кондак (краткие песнопения, в которых раскрывается сущность праздника).

Какие молитвы читать после Пасхи до Вознесения утром и вечером?

Пасхальные Часы заменяют в это время собой Первый час, Третий час, Шестый час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, утренние и вечерние молитвы.

Часы Святой Пасхи
Начинаются пасхальные Часы с призыва священника прославить Бога: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает: «Аминь», и следует пение тропаря Пасхи трижды.

Тропарь
«Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в». (Трижды)
«Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши». (трижды)

Ипакои
«Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий».

Кондак
«Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй». (40 раз)
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в». (трижды)
«Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь».

Как читать утренние и вечерние молитвы от Пасхи до Вознесения?

Все молитвы, в том числе благодарственные по причащении, нужно предварять, троекратно читая тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Псалмы и молитвы, начиная с Трисвятого («Святый Боже…») по «Отче наш…», а также тропари после него в это время не читаются.

Какие молитвы читать от Пасхи до Вознесения в 2020 году? Начиная с понедельника первой седмицы по Пасхе до Вознесения Господня вместо молитвы Святому Духу («Царю Небесный…») нужно трижды читать тропарь Пасхи («Христос воскресе из мертвых…»).

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
А затем, от Вознесения до Троицы, молитвословия начинаются с Трисвятого («Святый Боже…»).

По окончании всех молитв вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…».

Верующие, которые готовятся к причастию от Пасхи до Вознесения, вместо покаянного канона ко Господу Иисусу Христу и канона ко Пресвятой Богородице должны читать канон Пасхи и Последование ко Святому Причащению.

До праздника Вознесения обычные молитвы перед вкушением пищи и после этого заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно. После еды вместо «Благодарим Тя» читается кондак «Ангел вопияше».

Продолжим наш рассказ о молитвах от Пасхи до Вознесения. Со второй седмицы после праздника Воскресения Христова верующие снова читают обычные утренние и вечерние молитвы.

Они возвращаются к соблюдению утреннего молитвенного правила, включающего три текста: трижды читают «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», один раз – Символ веры.

Вечернее правило от Пасхи до Вознесения включает обращение ко Пресвятому Духу, в то время как «Царю Небесный» заменяется на тропарь «Христос воскресе».

Когда после Пасхи начинают читать «Царю небесный»?

Молитву Святому Духу («Царю Небесный…») не читают и не поют до праздника Троицы. Согласно Евангелию, Святой Дух сошел на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова – на Троицу. До этого времени, согласно церковному уставу, также не следует класть земные поклоны – ни во время службы в церкви, ни во время молитвы дома.

На Вознесение Господне читаются следующие молитвы:

Тропарь Вознесению Господню, глас 4
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».
Перевод:
«Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира».

Кондак, глас 6
«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Перевод:
«Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Далее, с Вознесения до Троицы, все молитвословия начинаются с Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Эту молитву всегда произносят трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.

Надеемся, что наша статья поможет вам должным образом соблюдать все правила от Светлого праздника Пасхи до Вознесения Господня, и вы проведете эти дни так, как следует православным христианам.


Святая Пасха Христова является величайшим праздником в жизни любого христианина. Не удивительно, что она, на какое-то время, меняет и весь наш жизненный уклад. В частности, домашние молитвы Светлой Седмицы отличаются от привычных. Меняется чин подготовки мирянина ко Причастию. С вечера первой субботы по Пасхе и до самого праздника Троицы некоторые привычные элементы утренних и вечерних молитв также меняются.

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются . Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице


Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”.

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник


От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник.