Храм на месте убиения александра 2. История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)

Собор Спаса на Крови - это одна из самых главных достопримечательностей Петербурга. Его построили при драматических обстоятельствах, а история храма стала не менее трагичной. Какие мифы и легенды связаны со знаменитым собором - узнавайте в материале портала «ЗаграNица»

Кровавая мостовая

Ни для кого не секрет, что Спас на Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III приказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте большой храм. Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Подводные кресты

По легенде, во времена революции жители города сняли со Спаса кресты и опустили их на дно канала Грибоедова. Это было сделано для того, чтобы спасти убранство храма от большевиков. Когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, отыскать кресты никак не удавалось. Случайный прохожий подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать кресты в канале. Рабочие решили последовать совету. Ко всеобщему удивлению они нашлись именно там.


Фото: shutterstock.com 3

В 1970 году началась реставрация храма Спаса на Крови и были установлены строительные леса. Но процесс надолго затянулся, поэтому жители города привыкли к виду храма, окруженного лесами. В итоге петербуржцы придумали пророчество: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса на Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

Блокадный морг и «Спас на картошке»

В военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме: где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас на Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, что подтверждало его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей: некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом на картошке». По окончании войны храму Спаса на Крови опять-таки не вернули религиозную функцию, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, который нынче известен как Михайловский.


Фото: shutterstock.com 5

Крупнейшая коллекция мозаик

Один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция работ, над которыми трудились такие знаменитые русские мастера, как Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит отметить, что мозаики - основной декор храма, даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Именно из-за такого обилия настенных узоров и затянули открытие храма на долгий период - 24 года.

Нумерология и нехристианская символика

Экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что совпадает с годом гибели Александра II. А еще одно число - 63 м - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.


Фото: shutterstock.com 7

Таинственная икона

Кроме рассказа о знаменитом призраке набережной канала Грибоедова бытует еще одна мистическая и таинственная легенда: якобы под крышей Спаса на Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы: 1917, 1941, 1953 и другие. Считается, что она обладает силой и способна предрекать поворотные даты в истории России, ведь на полотне уже сейчас можно разглядеть и другие нечеткие силуэты чисел: возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

Защищающий храм

Сразу после освящения храма Спаса на Крови стали появляться мистические легенды. Простой люд искренне верил, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор:

Спас, Спас на Крови!

Спаси нас, спаси!

От дождя, от ножа,

От волка, от дурака,

От ночной мороки,

От кривой дороги…


Фото: shutterstock.com 9

Нерушимая церковь

Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

Он заступил на российский престол в 1855 г., в период Крымской войны, которую называли предтечей и даже «репетицией» Первой мировой. Вместе с братьями он получил от уходившего из жизни отца наставление: «Служите России. Мне хотелось принять на себя все трудное, все тяжкое, оставив царство мирное, устроенное, счастливое. Провиденье судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».

Памятник Императору Александру II Освободителю работы А. Рукавишникова установлен в 2005 г.на гранитной площадке со стороны алтарной части возрожденного храма Христа Спасителя в Москве. Ведь при этом Государе храм был построен в XIX веке. На черном постаменте золотыми буквами начертана благодарная надпись: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провел военную и судебную реформы. Ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Добавим также: при Александре II получили независимость и начали суверенное существование Болгария, Румыния, Сербия.

Отметим, что не только Крымская кампания 1853—1856 гг. стала своеобразным историческим эпиграфом к событиям, воспоследовавшим через полвека, с началом войны в 1914 г., но и мученическая кончина Государя Александра II стала предтечей, страшной духовно-исторической рифмой кончины его внука Николая II Александровича, со всей Царственной семьей, трагического пресечения 300-летнего царствования Дома Романовых. Безумство антисановного террора, развернувшегося в России с середины XIX в., преступная страсть цареубийства, уже несли в себе явственные признаки бесовского помрачения, на что со всей внятностью и болью указал Ф. Достоевский романом «Бесы» (1871-1872), написанным после первых покушений на жизнь Государя и за десять лет до кошмарного последнего, удавшегося покушения, седьмого по счету...

Кстати, отмена крепостного права считалась современниками свидетельством прогрессивно-либеральных взглядов Государя, впитанных им, как считали, под влиянием его наставника с детства, поэта В. Жуковского. Между прочим, автора текста «Боже, Царя Храни!», просуществовавшего как официальный гимн Российской Империи с 1833 по 1917-й (музыка А. Львова).

И это ведь будущий воспитатель цесаревича Александра Николаевича литератор Жуковский на рождение сего наследника в Москве 17 апреля 1818 г. написал проникновенные и во многом провидческие строки («Государыне Великой княгине Александре Федоровне на рождение в. кн. Александра Николаевича. Послание»):

…Но уж Судьба свой суд об нем сказала;
Уже в ее святилище стоит
Ему испить назначенная чаша.
Что скрыто в ней, того надежда наша
Во тьме земной для нас не разрешит...
….

Пускай тебе вослед он перейдет
С душой, на все прекрасное готовой;
Наставленный: достойным счастья быть,
Великое с величием сносить,
Не трепетать, встречая рок суровый,
И быть в делах времен своих красой.
Лета пройдут, подвижник молодой,
Откинувши младенчества забавы,
Он полетит в путь опыта и славы...
Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек.
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех - свое позабывать,
Лишь в голосе Отечества свободном
С смирением дела свои читать:
Вот правила царей великих внуку.

Отношение народа к Помазаннику Божию было чрезвычайно пиететным. Трогает и удивляет нас сегодня и тот факт, что Александра II почти никогда не сопровождала охрана, за исключением нескольких офицеров, что полагалось по этикету.

Кратко вспомним факты той воистину «диаволовой охоты». Начиная с первого покушения Д. Каракозова в Летнем саду 4 апреля 1866 г. (обратим внимание на одну из версий неудачи покушения: ствол стрелявшего террориста оттолкнул оказавшийся рядом крестьянин), затем в Париже на Всемирной выставке в июне следующего года - успевшего выстрелить дважды поляка А. Березовского. 4 апреля (вот ведь день!) 1879 г. в Царя пять раз выстрелил «учитель А. Соловьев», социалист-революционер, выпускник Санкт-Петербургского университета.

Дальше в дело вступили не одиночки, а организация «народовольцев»: 18 ноября 1879 г. под Одессой А. Желябов безрезультатно соединил провода взрывного устройства, заложенного в железнодорожную насыпь, а вскоре под Москвой группа С. Перовской по ошибке взорвала не царский состав, следовавший из Ливадии, а поезд сопровождения. В тот раз Александр II, как рассказывают, произнес:

«Что они имеют против меня, эти несчастные? Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать все, что в моих силах, для блага народа!»

Но адский маховик набирал обороты. 5/18 февраля 1880 г. прогремел страшный взрыв в Зимнем дворце. Это была бомба, заложенная народовольцем С. Халтуриным, из группы той же одержимой Софьи Перовской. Никто из членов Императорской семьи не пострадал, однако было 8 убитых и десятки раненых солдат охранения дворца, служащих Финляндского полка, героев Крымской войны. Представителей того самого народа, о чьей судьбе столь нетерпимо пеклись вожди «Народной воли». Это именно Перовская, страстно вожделевшая государевой крови, махнула платком 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) близ Михайловского сада, после чего Н. Рысаков швырнул первую бомбу того дня. Государь не пострадал от взрыва, а вышел из кареты и приблизится к бомбисту, коего схватила охрана. Почти сразу И. Гриневицкий бросил Государю в ноги вторую бомбу, которая разбросала не менее двух десятков убитых и раненых, куски изорванной одежды и оружия, части человеческих тел, осколки газового фонаря. Истекая кровью, лившейся из раздробленных ног, Александр Николаевич прошептал: «Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть…».

Смертельно ранивший взрывом и себя, Гриневицкий умер в тюремном госпитале почти сразу. Перовская была арестована. Ее, наряду с Желябовым, Кибальчичем, Михайловым, Рысаковым, суд обвинил в принадлежности к тайному сообществу, имевшему целью насильственное ниспровержение государственного и общественного строя и участии в цареубийстве; вся группа была повешена на Семеновском плацу 3 апреля 1881 г. На груди у каждого была прикреплена доска с надписью «Цареубийца». Только два человека в Империи - Лев Толстой и Владимир Соловьев - просили Александра III пощадить и простить убийц отца «во имя евангельских заветов»...

Государь Александр II был погребен в Санкт-Петербурге, в Петропавловском соборе.

Это была воистину национальная трагедия. И хотя до «черного года России», 1917-го, оставалось еще три с половиной десятилетия, кровавая рука терроризма уже цепко держали наизготове орудия смерти, а в русских головах вселенским сквозняком гуляли искусительные идеи коммунизма.

Но в целом это был все еще православный народ, в скорби своей воздвигший на месте смертельного ранения Императора Александра II храм-молитву, храм-покаяние, храм-поминовение - собор Воскресения Христова, с тех самых пор и по сей день именуемый храмом Спаса-на-Крови.

Храм сооружали как памятник Царю-мученику - на средства, собранные по всей России, всем миром. Так после крушения поезда и чудесного спасения Царской семьи в год 900-летия Крещения Руси всем миром строили храм Христа Спасителя в харьковских Борках.

Храм Спаса-на-Крови возводился по указу Императора Александра III, в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного (Покрова на Рву). Разноцветные, словно игрушки или восточные тюрбаны, главки Спаса-на-Крови как будто аукаются с куполами московского собора Василия Блаженного.

Дважды проводился конкурс, но оба раза Государь проекты отклонял. В итоге архитекторами храма Спаса-на-Крови стали Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Игнатий (в миру И.В. Малышев, выпускник Академии художеств), которому после трагической смерти Императора во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма.

Собор Воскресения Христова был освящен лишь 19 (31) августа 1907 г., уже при новом Императоре. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовал Николай II и члены его семьи. И этот факт тоже можно расценивать как указующий...

Шатер храма был возведен высотой 81 м, было сделано 7 065 кв. м мозаики, по эскизам более 30-ти мастеров, таких как А. Рябушкин, В. Беляев, Н. Харламов, Н. Шаховской, А. Новоскольцев и др. Нестеров создал эскизы для Нерукотворного Спаса на западном и Воскресения на северном, Н. Кошелев - для Христа во славе на южном, Парланд - для Благословляющего Спаса на восточном фасаде, В. Васнецов - для мозаик над входами. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших в Европе.

Работы над мозаиками задержали электрификацию храма (1689-ю электролампами!) на 10 лет.

В безбожное время храм был закрыт (с 1930 г.), и в 1931 и 1938 гг. комиссией по вопросам культов принималось решение о целесообразности его разборки. К счастью, не осуществленной.

В годы блокады в соборе размещался морг, куда свозили тела погибших ленинградцев. После Великой Отечественной войны Малый оперный театр хранил в храме декорации.

Лишь с 1968 г. собор стал охраняться как памятник архитектуры, тут открылся филиал музея «Исаакиевский собор». В 1970-х начались продолжительные инженерные и общестроительные работы, подготовка к реставрации внутреннего убранства.

Известна городская легенда; говорили, что пока стоят леса на храме, будет держаться и советская власть. Примечательно, что леса были сняты в августе 1991 г.

19 августа 1997 г., ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на крови» открылся для посетителей.

Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть - эмалевое. Стены собора облицованы зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники - из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II.

Генуэзская мастерская Нови изготовила из разноцветного мрамора по рисунку Парланда невысокий иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Четыре иконы в нем написал Нестеров, местные образа - В. Васнецов.

Сегодня мы увидим в храме восстановленную сень, которую поддерживают колонны из серо-фиолетовой яшмы. Изначально она была увенчана крестом из топаза и окружена ажурной кованой решеткой, разноцветными неугасимыми лампадами. В день трагедии здесь ежегодно служили панихиду, и ежедневно - литию. Сень стояла над местом, где произошло цареубийство. Таким образом, место было включено во внутренний объем храма. И теперь сохранились фрагменты решетки набережной, плит тротуара и булыжники мостовой, на которые упал истекавший кровью император.

Сегодняшнему человеку не до конца бывает внятен смысл свершившегося здесь, на Екатерининском канале, рокового события, предвосхитившего страшную эпоху русского братоубийственного ХХ века. В начале кошмарного столетия стоят события, так сказать, настойчивого цареубийства, что иными словами можно назвать народным самоотвержением. Не самоотверженностью, а именно самоотвержением, то есть отвержением себя как православного народа.

Современный поэт (Е. Игнатова, «Спас-на-Крови», 1976) пристально подмечает символику «двойной крови» и не находит рационального объяснения трагической посмертной красоте:

Теперь скажу: тяжеловесный Спас
поставлен на крови царя и террориста -
сюжет трагический. Но отчего ребристый,
лазоревый, глазурный, в завитках,
собор сверкает весело для глаз?

О, Александр больной, о, нищий Гриневицкий!

Однако нам, сегодняшним, необходимость понимания содеянного и покаяния в цареубийствах - крайне насущна, именно в смысле продолжения русской христианской жизни. Какое время на дворе? Год 400-летия Дома Романовых.

Специально для Столетия

1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в результате двойного террористического акта погибает император Александр II. В народе его называли «Освободителем», в связи с отменой крепостного права в 1861 году и победой в Русско-турецкой войне (1877-1878). Ответственность за террористический акт взяла революционная организация «Народная воля», выступающая за проведение демократических реформ в России.

Впоследствии, подражателями «народовольцев» станут два брата — Александр Ульянов, участвующий в покушении против сына Александра II — императора Александра III («Миротворец»), и Володя Ульянов (Ленин) — главный революционер XX века, террорист, идейный вдохновитель большевиков, организатор расстрела внука Александра II — императора Николая II и всей царской семьи…

Но вернемся к Александру II и его гибели. Императору предсказывали, что именно восьмое покушение на его жизнь станет роковым. До этого на жизнь царя покушались уже шесть раз. Он смог пережить седьмое, но восьмое стало фатальным. Покушение было совершено на набережной Екатерининского канала (ныне «канал Грибоедова»). Теракт произошел, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Террористов было двое. Об этом событии коротко и очень интересно рассказывает петербуржец Алексей Пашков — популярный гид-экскурсовод:

Почему «храм Спас на крови» так называется…

Итак, «Спас на крови» — уникальный памятник архитектуры 19 в. Возведен на том самом месте, где был смертельно ранен император Александр II. Официальное название храма — «Храм Воскресения Христова», но в народе прочно закрепилось именно «Спас на крови».

Происхождение названия храма лишено таинственности и загадочности. Все очень просто: значение слова Спас - самый распространенный эпитет, присваиваемый Иисусу Христу (Спас итель). А на крови, потому что храм был воздвигнут на том самом месте, где была пролита кровь императора.

Примечательно, что сегодня в западной части храма, прямо под колокольней с большим золотым куполом, можно увидеть сохраненную часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика.

Сегодня «Храм Спаса на крови» — единственный в мире православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 кв.м. Внешние стены и все внутреннее убранство храма покрыто мозаичным ковром из икон и орнаментов.
Источник фото: skyscrapercity.com

Несокрушимый храм

Судьба храма была непростой. Петербуржцы и экскурсоводы при упоминании храма обожают употреблять слово «заговоренный» или несокрушимый, и этому есть свое объяснение.

Сразу после революции, как и все православные храмы, а также объекты символизирующие царскую эпоху правления, его предполагалось взорвать или разрушить. Но по непонятным причинам он был всего лишь разграблен — серебро и эмалевые росписи были украдены, а большая часть мозаики пострадала от рук вандалов.

В ноябре 1931 года. комиссией по вопросам культов было принято решение разобрать храм по частям, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности», однако это решение по необъяснимым причинам было отложено, вплоть до 1938 года, когда этот вопрос был снова поднят этой же комиссией. Решение было принято — взрыв храма было запланировано на лето 1941 года. В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В блокаду в храме разместился морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Но снаряды и бомбы чудесным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговорённым. Позднее храм стали использовать как овощехранилище, а ещё позже - как склад театральных декораций. В те времена была уничтожена большая часть интерьера.

Следующая попытка советских властей избавиться от храма была предпринята в 1956 году. Причина — он мешает строительству новой магистрали. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход. Но и это попытка не увенчалась успехом, очевидно уникальный памятник архитектуры отстояли историки и архитекторы.

В 60-х годах, в главном куполе храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм. Попала, но не взорвалась. Авиабомба весом в полтонны как бы лежала на руках Спасителя, прямо в евангельском тексте «мир вам».

В 1970 году советскую власть удалось окончательно разубедить раз и навсегда сносить один из самых исторически важных и культурно значимых объектов Санкт-Петербурга. В 1971 году храм был передан на баланс музея «Исаакиевский собор». В это же время началась реставрация храма, растянувшаяся на десятилетия. Горожане и туристы привыкли к виду храма, окружённого лесами.

В 1986 году была очень популярна песня Александра Розенбаума «Налетела грусть», воспевающая Питер. В ней упоминается также и храм Спас на Крови, и желание скорее увидеть его обновлённым: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови».

В середине 80-х пошли разговоры о пророчестве: якобы советская власть продлится до тех пор, пока остаются леса вокруг Спаса-на-Крови. Сняли их как раз накануне путча в августе 1991 года.

Храм, построенный в память о гибели Александра II считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Но не все знают, что он хранит множество мистических загадок и тайн: о том, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где находится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранились под водой.


Храм Спаса на Крови в Петербурге является одной из красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.
Храм был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события.
1 марта царь Александр II направлялся на Марсово поле, где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Главное место храма – неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала.
В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки.

Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым.
Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими».

Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) Александр III выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики.
На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство.
Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился Екатерининский канал (в 1923 году переименован в канал Грибоедова), а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году.
Серый гранит использовали для облицовки цоколя, стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Стены храма, купола, башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича.

Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно. По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.
Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг.
По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.
После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником.
В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исакиевского собора».
В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.
В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

А теперь семь тайн и легенд Храма Спаса на крови.

1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм.
Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Нерушимая церковь
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку.
Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм.
Попала, но не взорвалась.
Пятисот килограммовая бомба лежала на руках Спасителя.

фото мои + использованы материалы из открытых источников

Навстречу 300-летию Санкт-Петербурга

ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА
(«СПАС НА КРОВИ»)

Никто не умирает не в свой срок…
Сенека
…До времени занявший трон
В стране таинственной медведя-
Отца, скорбя, хоронит он,
И, хороня, отмщеньем бредит.
Со знаком смерти на лице
Правитель тризну правит ныне.
Но он горюет об отце,
А должен горевать о сыне.
Мишель Нострадамус. «Центурии» («Столетия»)

Предзнаменование

«Скорее… во дворец… там умереть»,- прошептал, находясь еще в сознании, смертельно раненный и истекающий кровью император Александр II.
Неужели действительно эту трагедию, случившуюся 1 марта 1881 года, предвидел и описал так, как приведено в эпиграфе, великий французский врач, астролог и пророк XVI века Мишель Нострадамус (1503-1566)?
Около тысячи своих туманных и загадочных пророчеств он изложил зашифрованными четверостишиями-катренами в «Центуриях» («Столетиях», «Веках»).
Как можно истолковать это пророчество? Страна медведя- Россия? Тризна- похороны Александра II (1818-1881) его сыном Александром III (1845-1894), которому, умирая, он передал свой трон? Старший сын Александра III- будущий император Николай II (1868-1918). Неужели предсказана и его гибель в 1918 году в Екатеринбурге, где император был зверски расстрелян вместе со своей семьей?
Итак, 1 марта 1881 года… Воскресенье… Санкт-Петербург… Набережная Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова)… Каждый занят своим делом и не знает, что произойдет в его жизни через час, два… Пересечение намеченных императором Александром II и народовольцами дел породило эту трагедию- свершилось покушение.
Позже для увековечивания памяти об Александре II на месте трагедии возведут храм Воскресения Христова, прозванный Спасом на крови,- подлинное чудо света. Но не будем забегать вперед.

«Освободитель»

Александра II официально называли «Освободителем». Освободителем от чего?
Имеется в виду «освобождение» крестьян от крепостной зависимости по крепостной реформе 1861 года. Но действительно ли это было освобождение?
Крепостные получили не свободу, а право выкупать собственную землю и за выкупленную землю выплачивать разорительные налоги. Это была его самая известная «реформа». Тяжелое ему досталось наследство. Даже отец его- Николай I- сказал сыну: «Оставлю тебе много трудов и забот». И действительно забот хватало: Крымская война (1853-1856), усмирение Польского восстания (1863-1864), усмирение Кавказа (1864), присоединение к Российской империи Казахстана (1865), большей части Средней Азии (1865-1881) и Дальнего Востока, освобождение Болгарии от турок… Были и такие дела, как продажа американцам Аляски (1867)…
Консерватор по политическим воззрениям, он вынужден был проводить ряд буржуазных реформ (земскую, судебную, городскую, военную и другие), чтобы как-то сдерживать нараставшее в стране общественное возбуждение и революционный натиск. Его реакционный курс уже после подавления Польского восстания вызвал ответную реакцию- первое покушение на его жизнь. В последующие годы ужесточение репрессий против революционеров привело к серии покушений: 1 марта 1881 года- это последнее из цепочки покушений… Вот их краткая хронология.

«Живая» мишень

Последние пятнадцать лет своей жизни Александр II был живой мишенью для террористов. Страстный охотник, мог ли он предположить, что сам окажется в роли загнанного охотниками зверя?

4 апреля 1866 года в него стрелял по собственной инициативе народник Дмитрий Каракозов (1840-1866), когда Александр II выходил из ворот Летнего сада после прогулки. Императора спас крестьянин, оттолкнувший террориста и не давший ему прицелиться при стрельбе. Каракозова по приговору суда повесили. Этот выстрел привел к массовым арестам, преследованию демократической печати, отходу от политических реформ.

25 мая 1867 года Александр II в Париже возвращался в открытой коляске вместе с французским императором Наполеоном III с парада в Булонском лесу. Прозвучало два выстрела. Никто в коляске не пострадал. Стрелял поляк Антон Березовский, мстивший за недавнее усмирение Польского восстания. Пистолет разорвался в руках стрелявшего.

2 апреля 1879 года Александр II возвращался с прогулки в Зимний дворец. Шедший навстречу молодой человек, поравнявшись с императором, остановился, отдал честь и… пять раз выстрелил из револьвера. Император не пострадал, хотя шинель была прострелена в нескольких местах. Террористом оказался народник Александр Соловьев. Императора спасло неумение террориста в стрельбе и примененный Александром II маневр: он побежал зигзагами, как учили на военных маневрах.

А следующие покушения проводились террористами «Народной воли» с ужасающей методичностью и напористостью. Чем это объясняется? Народовольцы считали, что если уничтожить императора, а с ним десяток-другой высших правительственных чиновников, то помещики и буржуазия растеряются, лишившись государственной опоры. И тут-то на сцену истории выйдут члены «Народной воли». Они, опираясь на своих единомышленников в разных слоях общества, свергнут самодержавие. Народовольцы стремились выполнить свое собственное решение, принятое 18 июня 1879 года. В этот день Исполнительный комитет «Народной воли» во главе с Андреем Желябовым вынес Александру II смертный приговор. Народовольцы предприняли восемь покушений. Часть из них не удалась. Последнее, восьмое, 1 марта 1881 года- удалось. А до этого…

19 ноября 1879 года. Террористы взорвали железнодорожное полотно на третьей версте Московско-Курской железной дороги. Здесь проходил императорский поезд. Но в поезде была лишь сопровождавшая монарха свита. Никто не пострадал, хотя восемь вагонов сошли с рельсов и перевернулся багажный вагон.

5 февраля 1880 года. В Зимнем дворце взорвано четыре пуда динамита, заложенного в помещениях под императорской столовой. Такое количество взрывчатки пронес Степан Халтурин, устроившийся под чужим именем по заданию «Народной воли» работать здесь плотником. Император и гости не пострадали, так как опоздали к обеду. Но погибли 11 и были ранены 56 солдат, охранявших дворец. И вот, наконец, наступило-

По воскресеньям (1 марта было воскресенье) император в карете с конвоем из шести всадников ездил на традиционный смотр гвардии в Михайловском манеже. Маршрут его из Зимнего дворца пролегал по Невскому проспекту и Малой Садовой улице. Из манежа он возвращался в Зимний дворец мимо Михайловского театра. Однако 1 марта под влиянием слухов об опасности этого пути царь изменил маршрут. Он поехал по набережной Екатерининского канала. Выехал он из Зимнего дворца около 13 часов. В 13.45 закончил смотр частей гвардии и затем заехал в Михайловский дворец. Пробыл здесь около получаса и велел возвращаться в Зимний дворец тем же маршрутом.
14 часов 20 минут… Карета свернула на набережную Екатерининского канала. При повороте на набережную кучер придержал лошадей… проехал по ней около трехсот шагов… И в это время под лошадей был брошен разрывной снаряд… Человек, бросивший снаряд, побежал по направлению к Невскому проспекту…
Вот эта историческая точка пересечения событий…
А что в этот день делали террористы «Народной воли»? Координировать действия террористов поручили Софье Перовской. Накануне покушения она тщательно проанализировала результаты постоянного наблюдения за передвижением императора. Выводы записывала. Террористы знали до деталей воскресный маршрут Александра. Перовская вычислила самое удобное для покушения место. Исходя из этого, она и расставила четырех метальщиков бомб (Михайлова, Гриневицкого, Емельянова и Рысакова). Но маршрут, как вы знаете, оказался иным… Перовская тут же отреагировала. Пока император проводил смотр, она успела собрать «метальщиков» в одной из кондитерских на Невском проспекте. По ее указанию они заняли новые позиции. А сама она, расположившись на противоположной стороне канала, приготовилась давать сигналы к действиям.

14 часов 20 минут…

Из-за поворота на набережную канала выезжает императорская карета. Все произошло стремительно…Конвойные не успели что-либо предпринять. Террорист Рысаков бросил бомбу под карету, когда она поравнялась с ним. Прозвучал взрыв, подобный залпу орудий. Ранены несколько человек, разрушена задняя стенка кареты. Император и на этот раз оказался невредим. Террорист побежал в сторону Невского проспекта. Его задержали. Он назвался сначала мещанином Глазовым, затем Рысаковым. Император приказал остановить лошадей. Затем вышел из кареты. Направился к задержанному. Затем обратно к месту взрыва, к раненым. Подъехал другой экипаж, взамен пострадавшего. Александр сделал несколько шагов к экипажу, поравнявшись с человеком, стоявшим у ограды набережной. В этот момент тот бросил стеклянный шар с нитроглицерином себе и императору под ноги. Рассеявшийся дым открыл страшную картину. Окровавленный и тяжело дышавший Александр II, без шинели и фуражки, полусидел, прислонившись спиной к решетке канала. Ноги его были раздроблены, по ним ручьем струилась кровь…
Смертельно был ранен и сам террорист Игнатий Гриневицкий.
Двадцать человек погибли, многие получили серьезные ранения.
Через час Александр II, привезенный во дворец, скончался в окружении своей семьи.
Надежды народовольцев на то, что убийство даст толчок к началу революции, не оправдались. 3 апреля 1881 года в Санкт-Петербурге на Семеновском плацу казнены по приговору суда пять цареубийц: Желябов, Перовская, Кибальчич, Рысаков, Михайлов.

Памятник императору

Вечером в день покушения на месте трагедии установили деревянный забор, поставили часового. На следующий день, 2 марта, на чрезвычайном заседании городская Дума просила Александра III разрешить городскому общественному управлению возвести на средства города часовню или памятник… Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь, а не часовню». Однако временно решили поставить часовню. Уже в апреле часовня была возведена (по проекту архитектора Бенуа). Ежедневно в ней служили панихиду в память Александра II. Часовня простояла до весны 1883 года.

Проекты собора

27 апреля 1881 года комиссия городской Думы опубликовала условия конкурса на создание церкви. Проекты экспонировались в Москве на Первой Всероссийской промышленной выставке, затем их показали в Санкт-Петербурге городской Думе. В Гатчине их осмотрел Александр III. Ни один из проектов он не одобрил. Он пожелал, чтобы храм был в стиле русских церквей XVI-XVII веков. И «чтобы будущий храм напоминал душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа».
Это пожелание императора стало обязательным для участников второго тура конкурса. В марте 1882 года комиссии по сооружению храма был представлен 31 проект. Большинство проектов было выполнено в академическом русско-византийском стиле, в духе пятиглавых храмов. Прототипом для них служили храмы Соборной площади Московского Кремля. Другие- подобно схемам собора Святой Софии в Константинополе. Были и храмы в стиле барокко.
И на этот раз Александр III отклонил все проекты. Вот его резолюция: «… все проекты, хотя и очень хорошо составлены, но желательно, чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII века, образцы коего встречаются например в Ярославле, и что самое место, где Александр был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела».
Во всех представленных проектах варьировались мотивы в основном московского и ярославского посадского зодчества.

Проект Парланда

Неожиданностью для всех участников конкурса была победа проекта с двойным авторством- архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842-1919) и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге, архимандрита Игнатия (в миру И.В. Малышев). В этой пустыни Парланд ранее построил по своему проекту церковь Воскресения Христова. Во время строительства он познакомился с архимандритом монастыря…
Проект представлял сложное по архитектуре и назначению сооружение. Кроме церкви, предусматривалось построить колокольню, галерею для шествий, мемориальную зону и музей. Основой собора служил пятиглавый храм. С запада к нему примыкала колокольня. Она находилась над местом гибели Александра II. Александр III одобрил этот проект 29 июля 1883 года при условии, что он будет доработан. Окончательно проект был утвержден лишь 1 мая 1887 года. Здание предполагалось возводить по одну сторону канала.
Парланд писал: «Высочайше утвержденный в Гатчине 1 мая 1887 года проект для храма Воскресения… мною составлен по указанию Его Величества в стиле времен московских царей XVII века. Выдающимися образцами этой эпохи являются церковь Василия Блаженного в Москве, целая группа храмов в Ярославле, в Ростове…»
Парланд в определенной мере создавал собирательный образ русского храма. Он не просто повторил образцы XVII века, а, переосмыслив, органично соединил традиционные формы архитектурного декора с новыми конструктивными основами всей композиции. Это яркий пример гармонии традиций и новаторства.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года, а само строительство велось 24 года. Завершено строительство освящением храма 19 августа 1907 года.
Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное здание вытянуто по оси «запад-восток». Новшество в практике строительства того времени и первый опыт в строительстве Петербурга заключается в том, что Парланд отказался от обычной в Петербурге забивки свай под фундамент, заменив бетонным основанием. Строительные материалы поставляли русские и зарубежные фирмы. В храме использовалось воздушное отопление, в подвале было установлено два паровых котла и восемь калориферов. К открытию храм был полностью электрифицирован. Площадь перед храмом была оформлена газонами и цветниками. Храм- один из немногих сохранившихся мемориальных художественно-исторических памятников России конца XIX- начала XX веков. Это едва ли не единственный сохранившийся памятник Александру II.
Храм не являлся приходским, в нем проводились отдельные службы, посвященные памяти Александра II. Обращает на себя внимание мозаика «Распятие Христа» на западном фасаде здания. Именно она явилась местом поклонения верующих, проведения церковных служб. С этой целью перед храмом был сооружен мост через канал, который является как бы продолжением площади. На фасаде также имеются двадцать гранитных досок. На них золотыми буквами начертаны «деяния Александра II».

Внутреннее убранство

Заглянем в храм. Поражает его богатейшее внутреннее убранство. Обширнейшее собрание русской мозаики того времени, богатейшая коллекция самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов. Мозаичное покрытие в храме занимает практически семь тысяч квадратных метров. Был объявлен конкурс, в результате основная часть мозаичного покрытия была выполнена мозаичным отделением Академии художеств. Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Это В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, Н.А. Кошелев и другие.
Время губительно действовало на мозаику и камень. До революции посещение храма было ограничено, после 1917 года доступ в храм получили все желающие. В 20-е годы храм стал кафедральным. В 1930 году специальным постановлением ВЦИК его, как действующую церковь, закрыли. Перед войной храм решили снести, как сносили многие церковные сооружения. К счастью, до этого «руки не дошли». После войны в нем находился склад декораций Малого оперного театра.
В настоящее время завершена реставрация этого памятника архитектуры. Это очень трудоемкая работа: во-первых, надо было заниматься защитой здания от проникновения в него воды, так как нарушилась система гидроизоляции. Во-вторых, мозаика была повреждена, утрачены некоторые детали оформления.
Но основные трудности были преодолены, и теперь вновь можно любоваться этим уникальнейшим произведением русской архитектуры конца XIX- начала XX веков!
«Спас на крови», ставший филиалом Музея-памятника «Исаакиевский собор», ежедневно принимает своих гостей.
Юрий Жданов 2001 г.

Рассказ Юрия Жданова «Храм Спаса-на- Крови» опубликован:
Юрий Жданов. Храм Воскресения Христова («Спас на крови»). Газета «Радость» № 5, 2001. Стр. 10- 13

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)