Церковные праздники в мае. Календарь церковных и православных праздников в мае

Май 2016 года будет богат на церковные (православные) праздники. Пожалуй, это второй после января месяц, которого с таким нетерпением ждут взрослые и дети. Ведь главное событие в мае 2016 г. – наступление светлой Христовой Пасхи, а значит и завершение . Именно 1 мая – в первый день последнего весеннего месяца наступит этот чудесный и долгожданный праздник.

Церковные православные праздники в мае 2016 года

Со 2 по 8 мая по церковному календарю следует Светлая Пасхальная неделя, иначе называющаяся сплошной седмицей . Необходимо отметить, что в течение этой недели не совершаются обряды бракосочетания.

8 мая (воскресенье) – день памяти апостола и евангелиста Марка. Иначе его называли Иоанн-Марк в знак его связи с Римом. Символом этого дня становится крылатый лев. Всю свою жизнь апостол Марк посвятил служению христианству, умер же он от рук язычников.

22 мая — весь православный мир будет отмечать праздник летнего Николая (Никола Вещний). В этот день состоялось перенесение мощей святого Николая Чудотворца. В этот день следует молиться великому святому с просьбами уберечь урожай, скот и хозяйство от невзгод. Этот день – один из самых весёлых праздников весенне-летнего цикла (см. ).

Все остальные церковные праздники, которые будут отмечаться в этом месяце, Вы сможете найти в календаре православных праздников и постов, который выполнен в виде таблицы.

Календарь православных праздников и постов на май 2016

Православные посты в мае 2016 года

Помимо праздников, в мае ожидаются также однодневные церковные посты в среду и пятницу. Они бывают не только в мае, а длятся еженедельно в течение всего года. Пост по средам соблюдается из-за предательства Иудой Спасителя, а пятничный пост – в честь смертельных мук на кресте, которые пришлось испытать Иисусу Христу. В эти дни следует воздерживаться от пищи из мяса и молока. Однако всем, кто занят тяжёлым физическим трудом, разрешается послаблять пост, чтобы после трудового дня оставались силы на покаяние и молитвы. Так же православные посты разрешается соблюдать не так строго больным людям и детям.

Подытоживая итоги мая 2016 года, можно сказать, что однодневных церковных постов в нём будет несколько (11, 13, 18, 20, 25 и 27 мая). Многодневных же постов — не будет.

Также смотрите: , выбираем имя ребенку по святцам.

Нет богослужения более светлого и радостного, чем Православная Пасха. Говорят, что Пасхальная ночь - самая безмолвная и тихая ночь в году. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко Гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице». Затем, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», - ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви.
В этот же день– память мч. Иоанна Нового

2 МАЯ - Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой Седмицы. Торжественное празднование Пасхи продолжается всю седмицу (неделю), она называется пасхальной или светлой.
В этот же день - память блж. Матроны Московской

3 МАЯ - Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией матери.
В этот день также вспоминают перешедшего в Православие Ахмеда . По происхождению турок-мусульманин, он жил в Стамбуле, занимал значительный государственный пост и к моменту обращения был в летах уже весьма зрелых. У него была русская наложница рабыня. Видимо, отличавшийся веротерпимостью, Ахмед разрешал ей свободно посещать христианскую церковь. Со временем Ахмед заметил особые благодатные изменения в ней, происходившие каждый раз, как она приходила с богослужения. Заинтересованный этим, он изъявил священнику желание присутствовать на литургии во время службы патриарха, и получил такую возможность. Как знатному гостю ему приготовили особое место. И вот, во время литургии этот мусульманский чиновник вдруг увидел, что от трикирия и пальцев патриарха, благословлявшего народ, изошли лучи и перешли на головы всех христиан, и лишь его собственная глава осталась обделенной. Изумившись такому чуду, Ахмед изъявил желание немедленно креститься, что и было тайно совершено над ним, вероятно, самим патриархом. Имя "Ахмед" при крещении было заменено христианским именем.
Некоторое время будущий мученик остается тайным христианином. Тайных христиан как среди мусульманских сановников (в том числе даже мулл), так и среди простого населения было очень много. На протяжении многих лет они приходили в "мечеть Аль-Суфия" и тайно ежедневно творили христианские молитвословия. Тайные христиане существуют в странах мусульманского мира и сейчас. Также, как существуют и христиане явные, в том числе и обращенцы, подчас годами несущие подвиг исповедничества.
Итак, какое-то время св. Ахмед остается тайным христианином. Так продолжалось до тех пор, пока однажды на одном собрании вельможи не стали спорить, что превыше всего. Когда же очередь дошла до Ахмеда, и спросили его мнения, он неожиданно для всех громко объявил: «Превыше всего вера христианская». И исповедовал себя христианином. Св. Ахмед пошел до конца и принял мученическую кончину 3 мая 1682 г

6 МАЯ - Пятница Светлой седмицы . Чествование иконы Божией Матери «Живоносный Источник» . Икона была написана в память открытия императором Львом в 450 г. близ Константинополя чудотворного водного источника, подававшего исцеления страждущим. В этот день в храмах совершаются водосвятные молебны, крестные ходы на водные источники: Церковь прославляет Богородицу как нашу Заступницу и Ходатаицу, Чьим предстательством совершаются в мире многие дивные благодатные чудеса.
Память св. вмч. Георгия Победоносца , покровителя воинства и г. Москвы. Доблестный военачальник выдержал жесточайшие пытки от гонителя христиан императора Диоклетиана, своим мужеством приведя к вере в числе многих других св. мч. царицу Александру – супругу своего мучителя. Вмч. Георгию Победоносцу молятся защитники Отечества, христолюбивые воины.

7 МАЯ - Суббота Светлой седмицы . Раздача Артоса . Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя на всю Светлую седмицу. По окончании Литургий с ним торжественно совершаются крестные ходы вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии (при целовании креста) раздается народу.
Частицы освященного хлеба, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!
Память мч. Саввы Стратилата. .

8 МАЯ Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы . 2-я неделя по Пасхе носит название Антипасхи, как окончание торжества Светлой седмицы и означающее «вместо Пасхи», иначе ее называют обновлением Пасхи. В этот день воспоминается явление Христа ученикам, среди которых был и ап. Фома, не хотевший верить воскресению Господа, пока сам не увидит Воскресшего. Давши уверение Фоме осязанием Своих ран, Господь изрек: «Блаженны не видевшие и веровавшие».
В этот же день - память св. апостола и евангелиста Марка , называемый также Иоанном-Марком, апостол от 70-ти, племянник ап. Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. В ночь, когда Господа Иисуса Христа вели на суд к первосвященнику, Иоанн-Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от пытавшихся схватить его воинов. Св. Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Когда вместе с ап. Петром Марк был в Риме, христиане просили его написать для них все, что он слышал о Христе от Петра. Так появилось Евангелие от Марка. Этот апостол традиционно изображается со Львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди св. Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыне.

9 МАЯ - День Победы . В храмах после Литургии совершается благодарственный молебен и лития за усопших воинов.
Память сщмч. Василия, епископа Амасийского и свт. Стефана, епископа Великопермского .

10 МАЯ - РАДОНИЦА. Поминовение усопших . Радоницей называют пасхальное поминовение усопших, совершаемое во вторник второй седмицы по Пасхе. Церковь призывает нас, следуя примеру Господа, возвестить радость Светлого Христова Воскресения всем от века усопшим. Именнон на Радоницу совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Сегодня же - память апостола и священномученика Симеона, сродника Господня. Св. Симеон был сын Клеопы, младшего брата св. Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он уверовал в Христа и стал одним из Его учеников, обличал идолослужение. В 63 году после смерти св. ап. Иакова, первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали св. Симеона. Столетнего старца Симеона распяли язычники на кресте.

12 МАЯ - Память девяти святых мучеников Кизических . Св. христиане-мученики были родом из разных мест. Все они, по ведению Божию, оказались в городе Кизик, расположенном на берегу Дарданельского пролива. Христианство в этом городе распространилось еще во времена ап.Павла, но гонения язычников привело к тому, что многие из верующих убежали из города. Девять христиан, объединенные любовью к Господу, открыто исповедовали Христа. За такое дерзновение их схватили и привели к правителю города. В течение нескольких дней их пытали, а потом усекли мечом. Это произошло в конце III века. В 324 г., при императоре Константине Великом, нетленные тела мучеников извлекли из земли и положили в построенный в их честь храме.

13 МАЯ - Память св. апостола Иакова (Заведеева). Он был одним из 12 апостолов, братом Иоанна Богослова, одним из самых приближенных учеников Иисуса Христа и явился свидетелем величайших чудес Спасителя во время Его земной жизни. Св. апостол после вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа проповедовал Евангелие в Иудее и принял мученическую кончину в Иерусалиме. Он был обезглавлен в 44 году. Перед смертью он молился Господу о прощении своих мучителей и наставлении неразумных на путь истины.
Церковь чтит сегодня память святителя Игнатия Брянчанинова , епископа Кавказского и Черноморского (1867). В 1827 г. он был послушником в Александро-Свирском монастыре в Олонецкой губ. Святитель мог видеть состояние души других людей. Он изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к потребностям и духовным нуждам людей современного мира.

14 МАЯ - Память преп. Пафнутия Боровского (1478). Был игуменом Боровского монастыря. Преподобный помогал бедным, больным, неимущим людям, был при жизни великим чудотворцем и прозорливцем.
Сегодня же – праздник иконы Божией Матери «Нечаянная радость», очень почитаемой на Руси. Во многих храмах возле этой иконы совершались исцеления болящих.

15 МАЯ Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц . В этот воскресный день Церковь вспоминает святых жен-мироносиц – преданных учениц Господа при Его жизни, которые первыми приняли весть о Светлом Христовом Воскресении: Марию Магдалину, Сусанну и иных. Поэтому Неделю жен-мироносиц также именуют православным женским днем.
Вместе со святыми женами-мироносицами в этот день мы вспоминаем праведных Иосифа и Никодима , послуживших при погребении Христа, а впоследствии – проповедовавших в своем отечестве о Воскресшем Господе, претерпев много гонений от иудеев.
В этот же день - Перенесение мощей блгвв. князей Российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1072 и 1115). Первые русские святые. Божеское побеждает человеческое. Об этом говорит нам житие святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба: редчайший в житии святых случай, когда живописуется не мужественное веселие идущих на смерть за Христа, но слабость, борение и слезы. Тем очевиднее, что не своею, но Христовою силой торжествуют, в конце концов, святые.

16 МАЯ - Преп. Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074), устроившего в 1064 году жизнь первой на Руси общежительной обители по строгому уставу св. Феодора Студита: бесконечное смирение, неустанный труд, ничего в собственности. Киево-Печерская лавра стала славой святой Руси. Святого Феодосия очень любил князь Изьяслав и часто приглашал его в свой дворец для духовных бесед. Многие бояре были его духовными детьми. Сочетая твердость с кротостью, св. Феодосий не боялся обличать их пороки и преступления.
Также в этот день чествуется икона Божией Матери Успения Киево-Печерской – одной из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Пресвятая Богородица вручила ее 4 византийским зодчим, которые в 1073 г. принесли икону преп. Антонию и Феодосию Печерским. Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. Богородица благословила русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709).
Сегодня же – празднование иконы Божией Матери Свенской . Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-печерских, князь послал в монастырь милостыню с прошением привезти икону в Брянск. Одну из ночей сопровождавшие икону священники должны были провести на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли помолиться в лодку к иконе, но ее там не обнаружили, а с удивлением увидели ее на горе против реки стоящую на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил к этому месту, где горячо молился о прозрении и дал обет построить на этом святом месте храм и монастырь. В ту же минуту он увидел перед собой тропинку и велел установить тут крест. Перед иконой был отслужен молебен. Князь сдержал свое слово. На этом месте вскоре был сооружен храм в честь Успения Божией Матери. Чудотворную икону он велел обложить золотом и серебром. И тогда же в память явления Свенской иконы 16 мая (3 мая по ст. ст.) был установлен праздник. Уже во времена царствования Иоанна Грозного, по его велению, старый оклад был заменен на новый, для которого он пожертвовал золото, жемчуга и драгоценные камни.
В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители его города совершили крестный ход с чудотворным образом почитаемой Свенской иконы Божией Матери. В благодарность за избавление Брянска от погибели, в 1815 г. жители устроили на икону Заступницы золотую ризу с венцами.
Икона эта святая была написана прп. Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев. На иконе перед золотым троном, на котором величественно восседает Пресвятая Дева с благословляющим Младенцем, предстоят два святых мужа, основатели Киево-Печерской Лавры – прп. Аантоний (слева) и прп. Феодосий (справа).

18 МАЯ - праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» . Эта икона прославилась чудотворением в 1878 г. Тульский крестьянин Стефан был одержим недугом пьянства; однажды во сне ему явился старец и повелел для получения исцеления идти в Серпуховский монастырь к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Стефан отправился в обитель, где после долгих поисков такая икона была найдена. После совершения молебна перед этим образом Стефан вернулся домой совершенно здоровым и свободным от недуга.
Вскоре весть о чудотворном образе распространилась по всей России, и многие стали возносить к этой иконе молитвы о своих родных и близких, одержимых страстью винопития . Эта традиция сохраняется и поныне.

19 МАЯ - в этот деньЦерковь совершает память ветхозаветного праведника Иова Многострадального, и в этот же день в 1868 г. родился святой страстотерпец император Николай II, канонизированный Русской Православной Церковью. Он остро чувствовал, что жизнь его сходна с мученическим путем Иова. Поистине вещим было его знание своей участи. "У меня более чем предчувствие, - говорил он, - что я обречен на страшные испытания и что я не буду вознагражден за них на этом свете ".
Государь Николай II и его семья были носителями идеалов Святой Руси, идеалов Православия. В отличие от многих людей той эпохи - христиан лишь по имени - они принимали Православие всерьез. Они были Божиими избранниками, а потому людьми не от мира сего (Ин. XV, 19); в тогдашнем высшем обществе они были чужими. Истинные христиане, в мире они были гонимы; скорбный их путь был увенчан мученичеством. Ныне в сонме других русских угодников они предстоят Христу в молитве за Россию.
В этот день чествуется также память св. мученика Вáрвара, воина. Сведений об этом святом столь мало, что неизвестно даже его настоящее имя. Родился он в конце VIII в., а жил в первой половине IX-го. Был мусульманином. Чудом избежав смерти во время войны, он остался один на вражеской территории и занялся разбоем. Перемещаясь с места на место, он грабил и убивал одиноких путников-христиан, терроризируя всю округу. Однажды Варвар зашел в храм, намереваясь убить священника. Шла литургия. Служил священник именем Иоанн. Варвар ждал окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. Но происходит чудо, на мгновенье он видит Ангелов, во всем блеске их величия сослужащих иерею Божию, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе разбойник упал на колени, и, дождавшись окончания богослужения, принес покаяние и просил сподобить его таинства Крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу. Став христианином, святой уединяется в горах, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося в высокой траве святого, застрелили его из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину, прощая своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку.

21 МАЯ - Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова , занимающего особо место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Служение Любви – весь жизненный путь апостола, которого называют апостолом Любви. В этот день ежегодно место его погребение покрывается тончайшим розовым прахом, который собирают верующие, как помощь от различных болезней. В Петрозаводске в центре города на улице Крупской (за Дворцом Творчества школьников) возведена деревянная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова.
Сегодня же память Арсения Великого. Святой был приведен к монашеской жизни чудными судьбами Божьими. Он был наставником Аркадия и Гонория, сыновей Феодосия Великого, императора Византийского. По положению мира принадлежал к сенаторам и пользовался особым почетом между придворными. Живя при дворе, Арсений, сияя по наружности роскошью, проводил жительство подвижника, постоянно помышляя о монашеской жизни.
Однажды он счел нужным наказать Аркадия за провинность. Обозлившись, юноша решил убить своего учителя. Умысел его стал известен Арсению. Он стал молится Богу: «Господи! Научи меня, как мне спастись? И был к нему глас? «Арсений! Бегай от человеков и спасешься». Ночью он снял с себя одежду царедворца, облекся в рубище нищего и ушел из дворца, сел на корабль, отправлявшийся из Константинополя в Александрию. Он отправился в пустыню, где тысячи монахов проводили самое возвышенное жительство.
Когда Арсений, прибыв в скит, объяснил о своем намерении принять монашество, его отвели к старцу Иоанну Колову. Старец подверг его испытанию. Когда они сели за трапезу, чтобы вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога пред Его Ангелами. Старец взял сухарь и бросил его Арсению. Тот объяснил поступок старца так: Старец, подобный Ангелу Божию, познал, что я подобен псу, даже хуже пса, и потому подал мне хлеб так. Как подают собаке: съем же я хлеб так, как едят его псы. Он встал на руки и на ноги, взял хлеб устами, отнес в угол и там съел. Старец, увидев такое его смирение, сказал: «Из него будет искусный инок».
Арсений достиг особенного духовного преуспеяния и сопричислился к многочисленному лику святых подвижников, и стал известен как Арсений Великий. В великих подвигах провел он 55 лет и упокоился в 95 лет. Прп. Арсений Великий учил: «Много раз раскаивался я в своих словах, а в молчании – никогда».

22 МАЯ - Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Сегодня Церковь вспоминает чудесное исцеление Господом Иисусом Христом человека, 38 лет страдавшего тяжкой болезнью. Это исцеление произошло у Овчьей купели (купальни) за стеной Иерусалимского храма. В исцелении расслабленного Церковь видит образ обновления жизни всего человечества через Воскресение Христово. Церковь призывает верующих обращаться ко Господу за исцелением не только телесных болезней, но и души, расслабленной грехами.
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). В народе празднование памяти свт. Николая называется «майским Николой» Почти тысячу лет назад мощи святого были перенесены в итальянский город Бари в южной части страны. Тогда же была сооружена крипта, в которой они благоговейно почивали.
В 1911 г. протоиереем Иоанном Восторговым, будущим новомучеником, была совершена закладка русского православного храма. Вдохновителем и первым жертвователем был Царь-мученик Николай II, председательницей Строительного комитета - преподобномученица Великая княгиня Елисавета, а первым правящим архиереем -митрополит Вениамин Петроградский, также причисленный к лику святых священномученников. Больше 60 лет при храме прожила монахиня Николая, которая еще до строительства храма получила благословение Оптинских старцев жить в Бари. Церковь свт. Николая в Бари - это единственная Православная Церковь в этих краях, поэтому значение ее для Православия неоценимо. Множество паломников из России, начиная с 90-х годов, имеют возможность посетить храм и помолиться у мощей великого Чудотворца.

  • У мощей свт. Николая

    23 МАЯ - апостола Симона Зилота . Апостол Симон происходил из Каны Галилейской и был сыном св. Иосифа Обручника, братом Господа по плоти и одним из 12 апостолов. Именно на его брачном пире Господь совершил Свое первое чудо – претворение воды в вино; пораженный этим, Симон уверовал в Иисуса Христа как Истинного Бога и, оставив все, последовал за Ним.

    24 МАЯ - Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325).
    Память равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

    25 МАЯ - Преполовение Пятидесятницы . В храмах после литургии совершается освящение воды.
    Память сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца.

    26 МАЯ - прославляются св. Георгий Исповедник , который вместе с женой Ириной был сослан в заточение за иконопочитание, и мученик Александр - 17-летнего воина замучил император Максимиан, когда юный христианин отверг его уговоры присоединиться к язычникам-идолопоклонникам.

    28 МАЯ - память благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского (1591) . Сын Иоанна Грозного, он восьми лет от роду был зарезан ножом в Угличе Ярославской губернии. Молва приписала это убийство сторонникам Бориса Годунова, ставшего впоследствии царем. Со смертью царевича угас род московских государей – потомков Рюрика. Св. мощи Димитрия перенесены в Москву в 1606 г. и почивают в Архангельском соборе Кремля.

    29 МАЯ - неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. В сегодняшнем Евангелии во время Божественной литургии читаются слова Господа об источнике, текущем в жизнь вечную, о тех, кто принимает Слово Христа. Это дает возможность осознать, что вера не только собственное приобретение или плод собственной работы, но и всегда дар Божий. Быть верующим – значит быть поклонником Божиим, то есть уметь и хотеть Богу поклоняться.
    Сегодня же - память прп. Феодора Освященного . В 14 лет святой оставил родительский дом и поселился в одном из египетских монастырей. Услышав о подвигах прп. Пахомия Великого, он отправился к нему. Прп. Пахомий оставил его в своей обители и поручил вести духовные беседы по Священному Писанию с братией обители. Вскоре прп. Пахомий благословил прп. Феодора быть настоятелем Тевинисского монастыря, а сам удалился в более уединенный монастырь. После кончины св. Пахомия Великого прп. Феодор стал во главе всех Фиваидских обителей.

    30 МАЯ - память св. Стефана , патриарха Константинопольского и прп. Евфросинии , в миру Евдокии, великой княгини Московской (1407). День памяти св. праведного Ионы Одесского. Когда южане приезжали к о. Иоанну Кронштадтскому, он говорил: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть свой свой Иоанн Кронштадтский – о. Иона». Между ними, этими двумя светильниками, были взаимные любовь и почитание. Протоиерей Иона явил в своей жизни много различных образов святости. Он был обличителем раскола и ереси, прекрасным проповедником, ревностным миссионером и питателем бедных, аскетом и добрым пастырем.

    31 МАЯ - день ангела у Александры, Клавдии, Фаины, Юлии, Петра, Христины, Андрея и Павла в память мучеников III-IV веков.

  • По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
    Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

    Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

    Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

    Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

    Православный календарь на 2016 год:

    Непереходящие праздники:

    07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
    14.01 - Обрезание Господне (великий)
    19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
    15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
    07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
    21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
    22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
    07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
    12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
    19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
    28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
    11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
    21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
    27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
    09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
    14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
    04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
    19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

    Дни особого поминовения усопших

    05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
    26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
    02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
    09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
    10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
    09.05 - Поминовение усопших воинов
    18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
    05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

    О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

    ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

    В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

    По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

    О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

    По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

    В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

    В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

    О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

    Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

    Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

    Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

    Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

    Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

    Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
    1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
    2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
    3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
    4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
    5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

    Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
    1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
    2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
    3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

    МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

    1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
    Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
    Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
    В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
    Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
    Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

    2. Петров или Апостольский пост.
    Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
    В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

    3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
    Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
    Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

    4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
    Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

    Предлагаем для Вас церковный календарь православных праздников в мае 2016 года, точная и правильная дата (число) всех религиозных праздников. Какие церковные праздники отмечаются в мае, когда будет Православная Пасха, точная дата праздника, когда будет Родительский день поминовения усопших Радоница.

    1 мая
    Пасха. Пасха - великий светлый христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа. «Праздников праздник и Торжество торжеств», - так называют его православные. Пасха считается важнейшим событием церковного года.Празднику Пасхи предшествует Великий пост, который начнется 14 марта и будет длится 40 дней, до самого Воскресения Христова. В праздник Пасхи принято освящать и угощать друг друга куличами и, окрашенными в красный цвет, яйцами, которые символизируют кровь Христа.
    Максимовской иконы Божией Матери

    2 мая
    День памяти Святой блаженной старицы Матроны Московской
    День памяти Преподобного Иоанна Ветхопещерника в церковном календаре
    2-9 мая - Светлая Седмица — неделя, следующая за Пасхой. Светлому воскресенью предшествует Великий пост, после которого и наступает Светлая неделя. Она продолжается семь дней, начиная от Пасхи и заканчивая Фоминой неделей. В это время уже отменены посты в пятницу и среду. А вечерние и утренние молитвы заменяет пение Пасхальных часов. На протяжении всех семи дней принято вседневно звонить в колокола, обычно совершаются праздничные крестные походы. Все дни недели называются светлыми, предполагается проведения богослужений по пасхальному чину.

    6 мая
    Иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.
    День памяти Великомученика Георгия Победоносца

    8 мая
    Неделя 2-я по Пасхе, Антипасхи или ап.Фомы.
    День памяти Апостола и евангелиста Марка церковные праздники

    9 мая
    День памяти Святителя Стефана, еп. Великопермского
    Поминовение усопших воинов

    10 мая
    Радоница, Родительский день Чтобы понять, какого числа родительский день, нужно знать дату Пасхи. Усопших поминают на 9-ый день после нее. Второе обозначение родительского дня - Радоница. Название образовано от Радуницы. Так кликали одного из языческих Богов. Он хранил души ушедших в иной мир. Дабы обеспечить предкам покой, славяне умоляли духа жертвенными дарами. Радуницу преобразовали в Радоницу, чтобы в имени праздника читались слова «род» и «радость». Кстати, исторически русичи кликали родными не только кровных родственников, а вообще всех предков. Поэтому, традициям не противоречит поднести пасхальные дары и к могилам незнакомых людей.
    День памяти Апостола и Священномученика Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня

    11 мая

    День памяти Святителя Кирилла, епископа Туровского

    12 мая
    День памяти Преподобного Мемнона чудотворца. Преподобный Мемнон Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами достигал он победы духа над плотью. Став игуменом одного из египетских монастырей, мудро и осторожно руководил братией. Помогая им молитвой и советом преподобный не прекращал своих подвигов и в борьбе с искушениями. Непрестанной молитвой и трудом он получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.

    14 мая
    Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"— почитаемая чудотворной в Русской православной церкви икона Богородицы. Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 год). История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.

    Святителя Афанасия Великого, архиеп. Александрийского
    Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба по церковному календарю
    Путивльской иконы Божией Матери

    17 мая
    Старорусской иконы Божией Матери. Старорусская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. У верующих икона почитается чудотворной, празднования её совершаются 4 (17) мая — день принесения копии иконы в Старую Руссу. Самая большая выносная икона в мире (278 см высота, 202 см ширина).

    18 мая
    Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша"

    19 мая

    День памяти Праведного Иова Многострадального - день памяти двух святых: праведного Иова и царя-страстотерпца Николая II, рождённого в этот день. Судьбы святых во многом перекликаются. Многострадальный Иов, смиренно претерпев самые тяжелые испытания, был вознагражден благословением Божиим. Царственный мученик Николай II с семьёй также был обречен на страшные испытания, но на земле не получил награды, приняв мученическую кончину с надеждой на Жизнь вечную.

    20 мая
    Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме
    Жировичской иконы Божией Матери православный праздник

    21 мая
    Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви.

    Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

    24 мая
    Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители словенские». Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах — сначала Кирилл, а потом Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке (вероятно потому, что Мефодий имел более высокий сан, нежели его младший брат).

    28 мая
    День памяти Преподобного Пахомия Великого. Основатель монашеского общежительства - преподобный Пахомий Великий - родился в 3-ем веке в Фиваиде, что в Верхнем Египте. Пахомий принял крещение и уединился в египетской пустыне, где стал вести суровую подвижническую жизнь. Услышав однажды голос, приказывавший ему построить обитель, преподобный учредил в пустыне монастырь. Вскоре в образе схимника ему явился Ангел Божий и вручил устав монашеской жизни. Пахомий поучал монахов своей обители возлагать надежду только на помощь и милость Божью.

    Перенесение мощей Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца, православные праздники
    Преподобного Феодора Освященного

    30 мая
    День памяти Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской церковные праздники

    31 мая
    День памяти святых отцов семи Вселенских Соборов. Семь Вселенских Соборов - это становление Церкви, её догматов, определение основ христианского вероучения. Поэтому очень важно, что в самых сокровенных, догматических, законодательных вопросах Церковь никогда не брала в высшие авторитеты мнение одного человека. Было определено, и по сей день так и остаётся, что авторитетом в Церкви считается соборный разум Церкви.