Богатый новгород. Культура Руси Московской в XIV — XVI вв Парад Победы под сенью Троицы

Сегодня, 3 июня, исполнилось 490 лет со дня спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея

Образ Божией Матери Владимирской - один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России - Дома Пресвятой Богородицы.

Одно из трёх ежегодных празднеств Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели.

В это грозное время одна слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыню Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей.

У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

В день праздника, напоминающего о той победе, во всех храмах будут петь тропарь в честь Владимирской иконы, который начинается словами:

«Днесь светло красуется славнейший град Москва!».

Сколько видела эта чудотворная икона! По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода - древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В одном из замечательных памятников древнерусской литературы - «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» - узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.

В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилег отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:

«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Было это в 1159 году. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.

А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.

В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.

Икона эта видела основание нового русского государства — сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века - Тамерлана, Наполеона, Гитлера… Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить…

С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях - Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.

Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:

«/…/Кто разверз озера этих глаз!

Не святой Лука-иконописец,

Как поведал древний летописец

Не печерский темный богомаз:

В раскаленных горнах Византии,

В злые дни гонения икон

Лик Ее из огненной стихии

Был в земные краски воплощен.

Но из всех высоких откровений

Явленных искусством - он один

Уцелел в костре самосожжений

Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,

От всего, чем тот кичился век, -

Ты ушла по водам синих рек

В Киев княжеских междуусобий.

И с тех пор в часы народных бед

Образ Твой, над Русью вознесенный,

В тьме веков указывал нам след

И в темнице - выход потаенный.

Ты напутствовала пред концом

Ратников в сверканьи литургии...

Страшная история России

Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,

Степь в огне и разоренье сел -

Ты, покинув обреченный Киев,

Унесла великокняжий стол?

И ушла с Андреем в Боголюбов,

В прель и глушь Владимирских лесов,

В тесный мир сухих сосновых срубов,

Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал

Окский край мечу и разорил,

Кто в Москву ему прохода не дал

И на Русь дороги заступил?

От лесов, пустынь и побережий

Все к Тебе за Русь молиться шли:

Стража богатырских порубежий...

Цепкие сбиратели земли...

Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлевых,

Умилясь на нежный облик Твой,

Сколько глаз жестоких и суровых

Увлажнялось светлою слезой!

Простирались старцы и черницы,

Дымные сияли алтари,

Ниц лежали кроткие царицы,

Преклонялись хмурые цари...

Черной смертью и кровавой битвой

Девичья святилась пелена,

Что осьмивековою молитвой

Всей Руси в веках озарена.

И Владимирская Богоматерь

Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,

На дорогах киевским ладьям

Указуя правильный фарватер /…/»

В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) - поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика - синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.

А. И. Анисимов - автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор - в1937-м.

В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.

Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!

Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев — Владимир — Москва — Новосибирск — Москва.

По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.

В 1980 году в Москве проходили Олимпийские игры. По уставу Международного Олимпийского комитета в олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями.

В те годы в нашей стране ещё не восстанавливались запустевшие храмы и тем более не строились новые. Но, несмотря на это, 2 июля 1980 года в столице СССР была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери — Покровительницы Москвы. В этой часовне среди других икон находился один из списков святыни.

В прошлом присутствие священников на Олимпийских играх в нашей стране не афишировалось, - рассказывает протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее, который четыре раза был духовником Олимпийской сборной России. - Однако ещё в 1980 году, когда Олимпиада проходила в Москве, я, работая референтом Святейшего Патриарха Пимена, участвовал в создании часовни в Олимпийской деревне. Мы долго выбирали место, собирали для неё утварь, а в то время это было непросто. Тогда я, конечно, не мог себе представить, что буду присутствовать на четырех Олимпийских играх! Не мог представить, что Промысл Божий таким удивительным образом вновь соединит меня с миром спорта.

Однако после завершения Олимпиады в Москве, по словам отца Николая, «часовня была закрыта, так как её освящали лишь на время соревнований в одном из жилых домов Олимпийской деревни».

К сожалению, не сохранилось и фотографии этой часовни. Но кто знает -скольким спортсменам нашей Родины тогда, на Олимпиаде-80, помогла победить Владимирская икона Божией Матери!

О том, как в 1993 году произошло ещё одно чудо - Владимирская икона вывела Россию из тупика вражды, - написал (в книге «Чудеса истинные и ложные») полковник милиции, доцент, заслуженный юрист РФ, заместитель начальника Главного управления казачьих войск при Президенте РФ Сергей Донцов:

«Шел октябрь 1993 года... Ему предшествовала попытка Святейшего Патриарха Алексия примирить Верховный Совет и Кремль. В то время я, старший офицер милиции, служил в мэрии Москвы и участвовал в совещаниях, проводимых Святейшим Патриархом в Свято-Даниловом монастыре... Однажды, ближе к ночи, меня подозвали Святейший Патриарх и Лужков и сказали, что ими принято решение получить из Третьяковской галереи Владимирскую икону Божией Матери и провести в ближайшие дни сугубый молебен о мире и согласии. Мне поручили эту акцию осуществить, дав на это один день. Была одна очевидная трудность - икона находилась в музее под юридической и фактической охраной государства. Был составлен несложный и по юридическим меркам «бессильный» документ о временном изъятии иконы. Святейший Патриарх также поставил свою подпись. Это было благословение. С таким документом и восемью вооруженными милиционерами я прибыл следующим утром в Третьяковку... /.../

Мы прошли к иконе Божией Матери. Кто видел образ Владимирской воочию, тот знает, какое Она может произвести воздействие. И тут я понял, что мой план просто чепуха, никуда Она не уйдет, если Сама не захочет.

Мы пошли с заместителем директора в зал, где сидели около десяти человек. И вдруг я сказал то, чего сам придумать не мог:

- Дайте Христа ради икону помолиться. На один день. Вы же православные.

Как все переменилось! Другими стали лица, иными глаза...

- Как все было? Надеюсь, без угроз и применения силы? - спросил Лужков.

Я ответил, что все было самым чудесным образом, то есть сама Божия Матерь приняла решение».

Владимирская икона была доставлена в Богоявленский кафедральный собор, где Святейший Патриарх Алексий II возглавил многолюдный молебен. Богородица и на сей раз спасла Россию. Да, погибли сотни людей… Но реки крови не разделили наш народ, государство не распалось...

Наладилось сотрудничество Церкви с Третьяковской галереей. 15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах - домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.

Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме — месте молитвы и богослужения.

Специально для Столетия

Третий вариант Выберите правильный ответ.

1. Событие, описываемое в «Слове о полку Игоре-
ве», относится к:

а) 1097 г. в) 1174 г.

б) 1147 г. г) 1185 г.

2. Новый жанр литературы в XII в.:

а) поучения в) поэма

б) жития г) хождения

3. В произведении древнерусской литературы «Задонщина» повествуется о:

а) битве на реке Калке

б) сражении на реке Воже

в) Куликовской битве

г) набеге Тохтамьппа на Москву

4. Центральной в русской литературе XIV-XV вв. являлась тема:

а) возвышения Москвы

б) создания единого Русского государства

в) борьбы против иноземных захватчиков

г) величия великокняжеской власти

5. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:

а) создание идеального образа правителя земли Русской

б) укрепление Древнерусского государства

в) божественное происхождение самодержавной власти

г) наставления по воспитанию детей

6. Сборник занимательных и нравоучительных со­чинений по всемирной истории назывался:

а) Четьи-Минеи

б) «Апостол»

в) «Хронограф»

г) «Домострой»

7. Из названных памятников в XVI в. был постро­ен (а):

а) церковь Спаса Преображения в Новгороде

б) храм Вознесения в селе Коломенском

в) храм Покрова на Нерли

г) Дмитриевский собор во Владимире

8. Современниками были:

а) Андрей Рублев, Дмитрий Донской

б) Аристотель Фиораванти, Иван III

в) Иван Федоров, Иван Калита

г) Феофан Грек, Александр Невский

9. Установите соответствие:

1) Феофан Грек а) иконы и фрески Успенского

2) Андрей Рублев собора Московского Кремля

3) Дионисий б) роспись новгородской

церкви Спаса на Ильине улице

в) иконостас для Благовещен-­
ского собора

г) икона « Троица»

Установите соответствие.

а) «Домострой»



б) «Хождение затри моря» А. Никитина

в) «Поучение детям» Владимира Мономаха

г) «Задонщина»

1) «Старых чтите, как отца, а молодых, как брать­ев... На войну выйдя, не ленитесь, не полагай­тесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, иночью, расставив стражу со всех сторон, около ложитесь, а вставайте рано; а оружие не сни­майте с себя второпях, не оглядевшись по ленос­ти, внезапно ведь человек погибает. Лжи остере­гайтесь, и пьянства, и блуда, от них душа поги­бает и тело»

2) «Уже ведь поднялись сильные ветры с моря на устья Дона и Днепра, пригнали большие тучи на Русскую землю; из них наступают кровавые зо­ри, а в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве меж До­ном и Днепром, пасть трупу человечью на поле Куликовом, пролиться крови на речке Не­прядве»

3) «Есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, волосы в одну косу плетены. Детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жены - все черны...

В Индийской земле кони не родятся: здесь ро­дятся волы и буйволы. На них ездят и товар иног­да возят - все делают...»

4) «А пошлет Бог кому детей - сыновей и доче­рей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении... Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите
отца своего и мать свою, и слушайте их, и пови­нуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите...
Всякому человеку: богатому и бедному, большо­му и малому - всё рассчитывать и разметить,
исходя из ремесла и из доходов, а также и поимуществу...»

Вставьте вместо пропусков.

Самым распространенным видом жилища кресть­ян на северо-востоке Руси были ____________-

бревенчатые рубленые жилые дома. В доме много места занимала _________, которая обычно ставилась в правом от входа углу. Жили в тесноте по 8-10 человек. На ночь укладывались на лав­ках или на специальных деревянных настилах - ___________, которые сооружались под потол­ком возле печи.

О ком идет речь?

«...Гречин [грек], книги изограф [художник] на­рочитый и живописец изящный во иконописцех, более сорока церквей каменных расписал своею рукой - ив Константинополе, и в Кафе [Феодосии], в Великом Новгороде, и Нижнем, и на Москве три церкви им расписаны... Когда же пишет, то ногами без покоя стоит и бесе­дует с приходящими, а умом дальние мысли раз­гадывает, чувственными очами видит доброту. Если же кто сотворит с ним беседу, то не может не надивиться его разуму и притчам его».

О чем идет речь?

«Быть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию, и простран­ством, такова же прежде того не бывало в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристо­тель».

По какому принципу образован ряд?

Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари

Что является лишним в ряду?

Наиболее знаменитые храмы Владимиро-Суздальской земли:

Успенский собор, храм Покрова на Нерли, цер­ковь Спаса на Нередице, Дмитриевский собор

ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА»

Первый вариант

Выберите правильный ответ.

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

а) необходимость отпора внешним врагам

б) тесные экономические связи между славян­скими племенами

в) принятие христианства

г) Великое переселение народов

2. Холоп в Древней Руси - это:

а) крестьянин общинник, зависимый от князя

б) разорившийся общинник, пошедший в долго­вую кабалу за ссуду

г) общинник заключивший договор, согласив­шийся жить и работать у господина на определенных условиях

3. Высказывание Н.М.Карамзина: «Сей князь, на­званный Церковью Равноапостольным, заслу­живает в истории имя Великого» - посвящено
а) Святославу в) Ярославу Мудрому

б) Владимиру г) Владимиру Мономаху

4. Свод законов в Древнерусском государстве на­зывался:

а) Салическая правда в) Стоглав

б) Русская Правда г) Судебник

5. Литературный памятник XII в., в котором со­держался призыв к прекращению княжеских
усобиц:

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Домострой»

в) «Слово о погибели земли Русской»

г) «Поучение детям»

6. Ряд дат, связанный с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, - это:

а) 1237 г., 1238 г.

б) 1240 г., 1242 г.

в) 1243 г., 1252 г.

г) 1262 г., 1263 г.

7. Одним из итогов правления Ивана Калиты было:

а) превращение Московского княжества в одноиз сильнейших на Руси

б) избавление от ордынского ига

в) прекращение княжеских усобиц в Русской земле

г) образование единого Русского государства

8. Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было
завершено при:

а) Василий I

б) Иване III

в) Василии II Темном

г) Иване IV Грозном

9. Территория, на которой в середине XVI в. сохра­нялось управление Земского собора и Боярской
думы, называлась:

А) удел б) опричнина в) земщина г) посад

а) икона Донской Богоматери

б) иконная картина «Церковь воинствующая»

в) «Троица»

г) роспись стен Благовещенского собора в Москов­ском Кремле

Выберите правильные ответы.

11. Определите основные направления внешней поли­тики в середине XVI в.:

а) ликвидация опасности границам на востоке

б) установление власти московского царя над Крымским ханством

в) создание морских портов на побережье Черного моря

г) борьба за выход в Балтийское море

д) присоединение важного стратегического и тор­гового центра - Астрахани

е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юге-западе

12. Из перечисленных ниже исторических личнос­тей входили в Избранную раду:

а) митрополит Филипп г) М. Скуратов

б) А. Курбский д) А. Адашев

в) И. Шуйский е) Сильвестр

13. Из перечисленных ниже положений относятся к итогам деятельности Ивана III:

а) установление опричнины

б) свержение ордынского ига

в) присоединение к Московскому княжеству русских земель

г) проведение военной реформы

д) изменения в управлении страной

е) введение системы приказов

ж) принятие общерусского свода законов

14. Из указанных произведений посвящены борьбе русского народа с монголо-татарским игом:

а) «Моление»

б) «Сказание о Мамаевом побоище»

в) «Задонщина»

г) «Сказание о князьях владимирских»

д) «Песня о Щелкане Дудентьевиче»

е) «Житие Сергия Радонежского»

ж) «Песнь об Авдотье Рязаночке»

1) 1410 г. а) стояние на Угре

2) 1480 г. б) присоединение Астраханского ханства

3) 1549 г. в) начало опричнины Ивана Грозного

4) 1556 г. г) Грюнвальдская битва

5) 1565 г. д) первый Земский собор

16. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

1) вече а) органы центрального управления

2) поместье в Российском государстве, ведав-

3) полюдье шие определенной сферой

4) приказ государственной жизни

5) вотчина б) объезд князем и дружинной под-.

властных племен с целью сбора дани

в) земельное владение, передавае­
мое по наследству

г) народное собрание, решавшее
важнейшие вопросы жизни города

д) земельное владение, дававшееся
дворянам за службу

17. Установите правильное соответствие между произ­ведением и автором.

1) «Слово о Законе а) Даниил Заточник и Благодати» б) Нестор

2) «Поучение детям» в) Иларион

3) «Житие Бориса и Глеба» г) Владимир Мономах

4) «Моление»

18. Установите хронологическую последовательность событий:

а) правление Владимира Мономаха

б) правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

в) месть княгини Ольги древлянам

г) начало составления письменного свода зако­нов Русская Правда

д) походы князя Олега на Константинополь

19. Установите соответствие между историческими личностями и событиями:

1) князь Святослав а) московская усобица

2) Владимир I б) введение «заповедных

3) Иван Ш лет»

4) Василий II Темный в) разгром Хазарского

5) Иван IV Грозный каганата

г) «стояние на Угре»

д) крещение Руси

а) Тохтамыш г) Ахмат (Ахмед)

б) Мамай д) Батый

в) Чингисхан

Второй вариант

Выберите правильный ответ.

1. Причиной гибели князя Игоря стало:

а) желание князя восстановить свое право сбора дани у вятичей

б) поражение княжеской дружины в походе про­тив Византии

в) нарушение князем договора о сборе дани с древлян

г) отказ родимичей платить положенную дань князю

2. Н. М. Карамзин строки: «От реки Дона, проло­жив себе путь к Боспору Киммерийскому, сей
Герой мог утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна тень древнего могущества Каганов» - писал князю:

а) Олегу б) Святославу в) Владимиру г) Ярославу Мудрому

3. Итогом княжеского съезда в Любече было: -

а) установление принципа княжения, закрепляв­шее начавшееся разделение Русских земель

б) объединение всех военных сил княжеств для отпора внешним врагам

в) укрепление власти великого киевского князя

г) установление нового порядка сбора дани

4. Укажите ряд дат, связанных с походами Батыя на Русь:

а) 1212 г., 1223 г., 1227 г.

б) 1237 г., 1238 г., 1240 г.

в) 1242 г., 1245 г., 1246 г.

г) 1252 г., 1262 г., 1263 г.

5. В результате Куликовской битвы:

а) было ликвидировано ордынское иго

б) русские войска одержали победу над главными силами Орды

в) монголо-татары сожги много городов и крепостей

г) произошел распад Золотой Орды

6. Высший совет при князе (царе) - это:

а) Боярская дума в) государев двор

б) Земский собор г) Сенат

7. Начало становления крепостного права связано с:

а) Русской Правдой

б) «Правдой Ярославичей»

в) Судебником Ивана III

г) Судебником Ивана IV Грозного

8. На царство в 1547 г. венчался:

а) Василий II в) Василий III

б) Иван III г) Иван IV

9. Вершиной русского зодчества является архитек­турный памятник, построенный в середине XVI в.:

а) Успенский собор Московского Кремля

б) Грановитая палата

в) Покровский собор

г) Церковь Спаса на Нередице

10. Из названных событий относится ко времени опричнины:

а) собрание первого Земского собора

б) разгром Новгорода

в) создание стрелецкого войска

г) осада Пскова

Выберите правильные ответы.

11. Определите черты централизованного государст­ва, формирование которого проходило в XVI в.:

а) новое территориальное деление страны, не сов­падавшее с прежними независимыми уделами

б) введение единой системы мер и весов

в) наличие сословно-представительного учреждения

г) развитие помещичьего землевладения

д) установление единой монетной системы

е) создание общегосударственного свода законов

12. Из нижеперечисленных стран были противни­ками России в Ливонской войне:

а) Османская империя

б) Речь Посполитая

в) Швеция

г) Священная Римская империя

д) Англия

13. Определите реформы, осуществленные Избран­ной радой:

а) принятие закона Русская Правда

б) изменения в порядке владения землей

в) создание приказов

г) издание общерусского свода законов

д) введение общерусской монеты

е) отмена кормления и ограничения местничества

ж) создание стрелецкого войска

14. Определите, какие памятники архитектуры от­носятся к эпохе Ивана III:

а) Дмитриевский собор

Б) Грановитая палата

в) Успенский собор

г) Покровский собор

д) церковь Федора Стратилата

е) Архангельский собор

15. Установите правильное соответствие между да­тами и событиями:

1) 1223 г. а) Невская битва

2) 1147 г. б) начало походов Батыя на Русь

з) 1185 г. в) битва на реке Калке

4) 1237 г. г) первое упоминание о Москве

5) 1240 г. д) поход князя Игоря Святославича

против половцев, «Слово о полку Игореве»

16. Установите хронологическую последовательность событий:

а) взятие Тохтамышем Москвы

6) Ливонская война

в) великое владимирское княжение Александра
Невского

г) присоединение Новгорода к Московскому го­сударству

д) битва на реке Сити

17. Установите соответствие между произведением и автором:

1) «Повесть временных лет»а) Сафоний Рязанец

2) «Слово» б) Афанасий Никитин

3) «Хождение за три моря» в) Нестор

4) Задонщина» г) Даниил Заточник

18. Установите правильное соответствие между понятиями и определениями:

1) вервьа) торгово-ремесленная часть

2) кормление русского города

3) уделы б) порядок назначения на выс

4) местничество шие государственные долж-

5) посад ности в соответствии со служ-

бой предков, а не за личные заслуги

в) община земледельцев в Древ­
ней Руси

д) владение, выделявшееся пред­
ставителям княжеского рода,
которое со временем станови­
лось самостоятельным

19. Установите правильное соответствие между ис­торическими личностями и событиями:

1) Ярослав Мудрый а) сражение на реке Воже

2) Александр Невский б) подавление восстания

3) Дмитрий Донской в Твери против Чолхана

4) Иван Калита (Щелкана)

5) Иван Ш в) полный разгром

печенегов

г) установление
Юрьева дня

д) Ледовое побоище

20. Расположите исторические лица в хронологиче­ском порядке их деятельности:

а) Ермак Тимофеевич

б) Иван Калита

в) Василий II Темный

г) Сергий Радонежский

Д) Нестор


Третий вариант

Выберите правильный ответ.

1. Укажите ряд дат, связанных с походами Олега
на Константинополь:

а) 859 г., 882 г. в) 941 г., 944 г.

б) 907 г., 911 г. г) 946 г., 967 г.

2. Прочитайте отрывок и определите, из какого до­кумента он взят:

«Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выда­вать, то оставляет холопа у себя и платит ос­корбленному 12 гривен; а затем если где встре­тит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его ».

а) Правда Ярослава

б) «Повесть временных лет»

в) Судебник Ивана III

г) Судебник Ивана IV

3. Укажите исторического деятеля, о котором пи­шет историк Н. И. Костомаров:

«Князь остановился; раскинул шатер. Князь за­снул, а поутру объявил, что ему явилась во сне Божия Матерь, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить камен­ную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память того ви­дения написана была икона, изображающая Бо-жию Матерь в том виде, как явилась... Тогда на месте видения заложено было село.... Построил там богатую каменную церковь...»

а) Ярослав Мудрый

б) Владимир Мономах

в) Юрий Долгорукий

г) Андрей Боголюбский

4. Особенностью Новгородской земли являлось то, что в начале XII в. в ней:

а) сложилась боярская республика

б) формировалась наследственная монархия

в) княжеская власть была ограничена боярской знатью

г) вся власть сосредоточилась в руках верхушки купечества

5. Литературное произведение, посвященное Ку­ликовской битве:

а) «Слово о погибели земли Русской»

б) «Задонщина»

в) «Домострой»

г) «История о великом князе московском»

6. Одним из последствий ордынского владычества для Руси было:

а) усиление вечевых традиций в городах

б) изменение границ княжеств

в) усиление междоусобных войн

г) изменение характера княжеской власти

7. Какое из приведенных событий произошло раньше других:

а) стояние на реке Угре

б) московская усобица

в) первый Земский собор

г) битва при Молодях

8. Положительным результатом Ливонской вой­ны было:

а) гибель Ливонского ордена

б) сохранение за Россией крепости Нарва, Иван-города

в) приобретение Россией выхода в Балтийское море

Г) поражение Швеции

9. Прочитайте отрывок из документа и определите событие, о котором идет речь:

«...Приходил к Москве... царь Девлет-Кирей, и мая 24 день... татарове посад зажгли. И Божиим гневом, грех ради наших, Москва горела вся: го­род и в городе государев двор и все дворы, и по­сады все, и за Москвою; и людей погорело мно­гое множество, им же не бе числа; и всякое бога-тество и все добро погоре...»

а) разгром Москвы ордынцами

б) набег Тохтамыша

в) поход великого князя литовского Ольгерда

г) поход крымского хана

10. Введение Юрьева дня означало:

а) установление единого для всей страны срока пе­рехода крестьян от одного хозяина к другому

б) определение размера платы за проживание на земле хозяина

в) запрещение перехода крестьян от одного владельца к другому

г) установление определенного срока поимки беглых крестьян

Выберите правильные ответы.

11. Из перечисленных положений раскрывают сущ­ность понятия «государство»:

а) объединение родов, имеющих общее проис­хождение, обычаи, язык

б) общая религия

в) наличие единой системы управления людь­ми, проживающими на одной территории

г) регулирование взаимоотношений между людь­ми на основе единых законов

д) установление единой денежной системы

е) осуществление охраны границ

ж) регулирование взаимоотношений с другими государствами и народами

12. Определите причины падения Избранной рады:

а) отсутствия быстрых результатов реформ

б) поражение в Ливонской войне

в) установление опричнины

г) стремление Ивана Грозного к установлению неограниченной власти

д) разногласия членов Избранной рады по воп­росам внешней политики

е) недовольство боярства

ж) интриги родственников первой жены Ивана Грозного

13. Из перечисленных исторических личностей яв­лялись художниками:

а) Афанасий Никитин

б) Нестор

в) Феофан Грек

г) Петр Мстиславец

д) Андрей Рублев

е) Дионисий

ж) Марко Руффо

14. Определите, какие архитектурные памятник от­носятся к XII в.:

а) Софийский собор в Киеве

б) Успенский собор в Москве

в) Дмитриевский собор

г) храм Покрова на Нерли

д) церковь Спаса Преображения на Ильине ули­
це в Новгороде

е) Успенский собор во Владимире

ж) церковь Спаса на Нередице

15. Установите соответствие между историческими
личностями, которые были современниками:

1) Дмитрий Донской а) Марфа Борецкая

2) Иван Калита б) митрополит Макарий

3) Иван IIIв) Сергий Радонежский

4) Алексей Адашев г) Нил Сорский

д) хан Узбек

16. Установите соответствие между понятиями и их
определениями:

1) дворяне а) служилые люди, составлявшие

2) смерды постоянное войско-пехоту

3) стрельцы и вооруженные огнестрельным

4) бояре оружием

5) изгои б) люди, почему-либо покинувшие

свою общественную группу

в) наиболее знатные и богатые зем­
левладельцы на Руси, которые
несли также военную и
государственную службу

г) служилые люди при княжеском
дворе, получавшие за службу
временные земельные владения

д) крестьяне-общинники в Древней
Руси, зависимые от князя

17. Установите соответствие:

1) Судебник Ивана III 2) Судебник Ивана IV

а) ограничил права наместников

б) установил единообразие судопроизводства на всей территории Русского государства

в) увеличивал размер пожилого в Юрьев день

г) вводил единый для всей страны переход крестьян от одного хозяина к другому

д) наделял Боярскую думу правом высшего за­конодательного органа при царе

18. Установите соответствие между приведенными
отрывками из летописи и событиями:

1) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами...»

«И согласились на это греки, и начали просить мира, чтобы не воевал в Греческой земле. И по­обещали греческие цари уплачивать дань. И давали друг другу присягу, сами целовали крест, а... с мужами его водили к клятве по закону русскому. И клялись те оружием своим и Перуном, богом своим и Белесом, богом ско­та, и утвердили мир»

3) «Уж некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но л я жим костьми, ибо мертвые сра­ма не имут»

4) «... И поставил церковь во имя святого Васи­лия на холме, где стоял идол Перун и другие
и где тзерпли им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и опре­делять в них попов и приводить людей на кре­щение»

5) «Зачем губим Русскую землю, сами между со­бой страивая распри? А половцы землю нашу
несут розно и рады, что между нами идут вой­ны. Да отныне объединимся единым сердцем
и будем блюсти Русскую землю, к пусть каж­дый владеет отчиной своей...»

а) Любечский съезд князей

б) походы князя Святослава

в) поход князя Олега на Константинополь

г) призвание варягов

д) крещение Руси

20. Расположите в хронологической последователь­ности исторические личности в порядке их де­ятельности:

а) Всеволод Большое Гнездо

6) Святополк Окаянный

в) Юрий Долгорукий

г) Владимир Мономах

д) Андрей Боголюбский

Ключи

I. Русь Древняя

Первый вариант

1- а; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - г; 6 - б, г, д, ж, », к; 7 - а, б, в, д; 8 - 1 - г,

2 - д, 3 - е, 4 - а, 5 - б, 6 - в;

9 - Ладожскому озеру; Балтийское; Черное; Византия;

10 - сельскохозяйственные орудия труда восточных славян.

Второй вариант

1 - б; 2 - в; 3 - б; 4 - б; 5 - б; 6 - в, д, е; 7 - а, в, г, д;

8 - 1 - в, 2 - г, 3 - а, 4 - Д, 5 - е, в - б;

9 - жившие в полях, жившие в лесах; 10 - занятие промыслами.

Третий вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - в; 5 - в; 6 - а, б, в; 7 - 1 - в, 2 - д, 3 - г, ж; 4 - б;

5 - а; 8 - язычниками; волхвами, русалок, водяной, леший;

9 - Скандинав­ские народы; 10 - Дир.

Первый вариант

1 - г; 2 - б; 3 - г; 4 - г; 5 - б; 6 - а; 7 - в;

8 - б; 9 - б; 10 - а; 11 - б, г, е, ж, з; 12 - а, б, в, д; 13 - 1 - в, 2 - а, 3 - г,

4 - б, 5 - е, 6 - д; 14 - 1 - б, 2- г, 3 - в, 4 - а; 15 - г, б, а, в;

16 - Олег, Ладоге, Новгород; 17 - о князе Игоре; 18 - о крещении Ру­си.

19 - зависимое население в Древней Руси;

20 -решал земельные проблемы.

Второй вариант

1 - в; 2 - а; 3 - в; 4 - г; 5 - г; 6 - б; 7 - в; 8 - б; 9 - в; 10 - в;

11 - а, в, г, ж, к; 12 - а, в, г, ж; 13-1 - е, 2 - г, 3 - а, 4 - д, 5 - б, 6 - в;

14 - 1 - б, 2- в, 3 - г, 4 - а; 15 - в, д, г, а;

16 - IX, Новгороде, Киеве;

17 - о князе Игоре; 18 - о мести княгини древлянам; 19 - походы на Византию; 20 - явля­лось высшей судебной инстанцией.

Третий вариант

1 - а; 2 - в; 3 - в; 4 - а; 5 - б; 6 - г; 7 - а; 8 - г; 9 - в; 10 - б;

11 - б, в, д, ж; 12 - 1 - б, г, ж, 2 - а, в, д; 13 - е, в, д, б, г, а;

14 - волжских булгар, Хазарский каганат, Тмутараканское княжство;

15 - о Ярославе Мудром; 16 - о походе князя Святослава на Византию;

17 - прозвища Владимира I; 18 - со­вершил два успешных похода на Византию; 19 - а - г; 20 - б - г.


Первый вариант

1 - в; 2 - в; 3 -б; 4 - г; 5 - в; 6 - в; 7 - а, в,г, е, ж, з, к;

8 - 1 - г, 2 - ж, 3 - д, 4 - а, 5 - б,6 - в; 9 - б, г, е;

10 - «Повесть временных лет», Не­стор;

11 - хоромы, терем, гридница; 12 - а -герои русских былин;

б - защитные средства русского во­ина;

13 - отвечал за выполнение разного рода повин­ностей.

Второй вариант

1 - в; 2 - в; 3 - г; 4 - б; 5 - г; 6 - а; 7 - а, б,д, ж, и;

8 - 1 - д, 2 - г, 3 - ж, 4 - б, 5 - а, 6 - в;
9 - б, г, е;

10 - Иларион, «Слово о Законе и Благодати»;

11 - слободами; полуземлянках; лучинами;
12 - а - жанры устного народного творчества, б -архитектурные памятники в Киеве в Древнерусском государстве;

13 - огромные окна с витражами.

II. Политическая раздробленность Руси

Первый вариант

1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - в; 5 - в; 6 - г; 7 - а; 8 - г; 9 - б; 10 - а; 11 - а, в, е, ж, з, и; 12 - б, г, д; 13 - 1 - б, в, г, ж, з, 2 - а, д, е; 14 - о Юрии Долгору­ком;

15 - о заговоре бояр и гибели Андрея Боголюбского; 16 - б, г, в, а;

17 - князья Северо-Восточной Руси;

18 - упадок торгового пути из «варяг в греки».

Второй вариант

1 - а; 2 - б; 3 - б; 4 - в; 5 - б; 6 - в; 7 - а; 8 - а; 9 - б; 10 - б;

11 - б, д, е, и; 12 - а, г, е; 13 - 1 - а, в, д, е, з, 2 - б, г, ж;

14 - о Владимире Монома­хе; 15 - о Любечском съезде;

16 - г, в, б, а;

17 - крупнейшие города Северо-Восточной Руси (Ростово-Суздальской земли);

18 - князь.

Третий вариант

1 - в; 2 - а; 3 - а; 4 - г; 5 - а; 6 - в; 7 - в; 8 - б; 9 - в; 10 - б; 11 - б, в, е;

12 - б, а, г, в; 13 -1 - в, д, 2 - а, г, ж, 3 - б;

14 - о Всеволоде Боль­шое Гнездо; 15 - о Великом Новгороде;

16 - права новгородского вече; 17 - передавать по наследству киевский престол;

Первый вариант

1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а; 6 - в; 7 - а; 8 - г; 9 - б; 10 - б; 11 - б, г, д, и, к;

12 - б, д, е, ж; 13 -1 - г, 2 - а, 3 - б, 4 - в; 14 - д, в, б, а, г;

15 - города, оказавшие монголо-татарам наиболее сильное сопротивление;

16 - польского королевства; 17 - обАлександре Невском;

18 - о пире монголо-татар пос­ле поражения русских князей на реке Калке.

Второй вариант

1 - в; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - в; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - в; 10 - б;

11 - б, в, д, е, ж, з, и; 12 - б, г, е, ж; 13 - 1 - б, 2 - г, 3 - а, 4 - в; 14 - г, б, а, в, д;

15 - о Чингисхане; 16 - о Невской битве;

17 - земли, ко­торые вошли в состав Золотой Орды;

18 - наличие у Новгорода союзника в лице Великого княжества Литовского.

Третий вариант

1 - а; 2 - б; 3 - б; 4 - б; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - а; 9 - б; 10 - г; 11 - в, г, е;

12 - б - г; 13 - б - г; 14 - 1 - в, 2 - а, 3 - г, 4 - б; 15 - в, д, б, г, а;

16 - о взятии ханом Батыем города Козельска; 17 - герои Невской битвы;

18 - обязательное стро­ительство дорог и крепостей на территории Орды.

III. Русь Московская

Первый вариант

1 - б; 2 - б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6" - б; 7 - а; 8 - в; 9 - б; 10 - б;

11 - б, в, г, ж, з, и, к; 12 - а, г, е, ж; 13 - в, д, б, г, а;

14 - Троице-Сергиев, Сергея Родонежского, Дон; 15 - о Иване Калите;

16 - о на­падении хана Тохтамыша на Москву;

17 - самые сильные княжества в XIII-XVI вв., которые имено­вались великими;

18 - смена династии московских князей.

Второй вариант

1 - а; 2 - б; 3 - в; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б; 11 - б, в, д, е, ж, и;

15 - о Дмитрии Донском; 16 - о восстании против ордынцев в Твери;

17 - отдельные ханства, которые выделились из состава Зо­лотой Орды;

18 - Тверское княжество подчинилось Московскому.

Третий вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - а; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - б; 10 - б; 11 - б, д, е;

12 - в, а, д, б, г; 13 - Калита; Калита; кошель; 14 - о Сергии Радо­нежском;

15 - Куликовская битва; 16 - центры со­бирания русских земель;

17 - князь Дмитрий, твер­ской князь Михаил;

Первый вариант

1 - а; 2 - а; 3 - б; 4 - г; 5 - а; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - в; 10 - г; 11 - а, б, д, е, ж, к; 12 - б, г, д, е; 13 - д, г, б, в, а; 14 - двуглавого орла; «государь всея Руси»;

15 - 1 - в, 2 - д, 3 - б, 4 - а, 5 - г;

16 - о ликвидации вольности Новгородской республи­ки, символа вольности - вечевого колокола;

17 - сим­волы верховного правления

18 - присоединение Твери.

Второй вариант

1 - в; 2 - а; 3 - г; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - в; 11 - б, в, г, з, к;

12 - в, г, е; 13 - 1 - г, 2 - в, 3 - д, 4 - а, 5 - б; 14 - г, б, в, д, а;

15 - Угре, Ахмат; 16 - взятие Твери;

17 - террито­риальные единицы, на которые было разделено Мос­ковское государство; 18 - Смоленская земля.

Третий вариант

1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - в; 5 - в; 6 - а; 7 - г; 8 - г; 9 - г; 10 - в; 11 - б, в, д, е;

12 - 1 - в, 2 - г,3 - а, 4 - д, 5 - б; 13 - д, б, г, в, а;

14 - самодерж­цем, скипетром, державой; 15 - присоединение Нов­города к Москве;

16 - мероприятия Ивана III по лик­видации вольности Новгородской республики;

17 - Иван III, Казимир IV; 18 - б - г.

Первый вариант

1 - а; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - г; 6 - а; 7 - в; 8 - а; 9 - в; 10 - г;

11 - а, б, г, д, е, и, к; 12 - в, д, е, ж;

13 - 1 - в, 2 - ж,д, 3 - а, 4 - е, 5 - б, 6 - г; 14 - в, е, ж, г, а, б, д;

15 - опричник, голову собаки, метлу;

16 - о боярском правлении в период, когда Иван IV был маленьким ребенком;

17 - о походе Ер­мака в Сибирь; 18 - члены Избранной рады;

19 - Смоленск.

Второй вариант

1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - б; 5 - в; 6 - г; 7 - в; 8 - в; 9 - г; 10 - а;

11 - а, б, г, д, к; 12 - б, г, е, ж;

13 - 1 - б, 2 - в, 3 - а, 4 - е, 5 - ж, 6 - г; 7 - д;

14 - в, е, б, ж, г, д, а;

15 - Ливонская война, Прибалтике, Балтийское море;

16 - о митрополите Филиппе; 17 - о взятии Казани войском Ивана IV;

18 -противники Московского государства в Ливонской войне;

19 - принимать законы.

Третий вариант

1 - а; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - в; 6 - б; 7 - г; 8 - б; 9 - б; 10 - а;

11 - в, д, е, ж; 12 - 1 - е, 2 - г, 3 - д, 4 - а, 5 - б, 6 - ж, 7 - в;

13 - г, в, б, ж, д, а,е;

14 - кормлений, губных старост, земскими ста­ростами;

15 - осада Баторием Пскова; 16 - указ о введении заповедных лет;

17 - мероприятия военной реформы; 18 - отмена кормления;


Первый вариант

1 - а; 2 - б; 3 - г; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - а, д, е, з, к;

10 - 1 - д, 2 - г, 3 - а, 4 -б, в;

11-летописей, воинских повестей, хождения;
12 - об Иване Федорове; 13 - о соборе Василия Блаженного;

14 - каменные храмы, построенные в Моск­ве при Иване Калите;

15 - «Слово о погибели земли Русской».

Второй вариант

1 - б; 2 - б; 3 - в; 4 - а; 5 - а; 6 - в; 7 - г; 8 - в; 9 - а, в, г, е, з, и, к;

10 - 1 - в. г, 2 - д, 3 - а, 4 - б;

11 - книгопечатания; Иван Федоров; «Апостол»;

12 - Афанасий Никитин; 13 - об иконе А. Рублева «Троица»;

14 - административные здания; 15 - ко­локольня Ивана Великого.

Третий вариант

1 - г; 2 - а; 3 - в; 4 - в; 5 - б; 6 - б; 7 - б; 8 - б; 9 - 1 - б, в, 2 - г, 3 - а;

10 - 1 - в; 2 - г; 3 - б; 4 - а;

11 - избы; печь; полатях;

12 - о Феофане Гре­ке;

13 - об Успенском соборе;

14 - итальянские ар­хитекторы, работавшие в конце XV в.;

15 - церковь Спаса на Нередице.

Итоговые задания

Первый вариант

1 - а; 2 - в; 3 - б; 4 - б; 5 - а; 6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - в; 10 - в;

11 - а, г, д; 12 -б, д, е; 13 - б, в, д, ж; 14 - б, в, д, ж;

15 - 1 - г, 2 - а, 3 - д, 4 - б, 5 - в;

16 - 1 - г, 2 - д, 3 - б, 4 - а, 5 - в;

17 - 1 - в, - г, 3 - б, 4 - а;

18 - д, в, г, а, б; 19 - 1 - в, 2 - д, - г, 4 - а, 5 - б; 20 - в, д, б, а, г.

Второй вариант

1 - в; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - б; 6 - а; 7 - в; 8 - г; 9 - в; 10 - б;

11 - б, д, е; 12 - б, в, е; 13 - в, г, е, ж; 14 - б, в, е, ж;

15 - 1 - в, 2 - г, 3 - д, 4 - б, 5 - а;

16 -д, в, а, г, б; 17 - 1 - в, 2 - г, 3 - б, 4 - а;

18 - 1 - в, 2 - г, 3 - д, 4 - б, 5 -а;

19 - 1 - в, 2 - д, 3 - а, 4 - б, 5 - г;

20 - г, б, а, д, в.

Третий вариант

1 - б; 2 - а; 3 - г; 4 - а; 5 - б; 6 - г; 7 - б; 8 - а; 9 - г; 10 - а;

11 - в, г, е, ж; 12 - а, г, д, ж; 13 - в, д, е; 14 - в, г, е, ж;

15 - 1 - в, 2 - д, 3 - а, г,- б;

16 - 1 - г, 2 - д, 3 - а, 4 - в, 5 - б; 17 -1 - б, г, 2 - а, в, д;

18 - 1 - г, 2 - в, 3 - б, 4 - д,5- а;

19 - д, в, е, а, б, г;

20 - б, г, в, д, а.


У Андрея, как видно, созрел тогда план не только удалиться в суздальскую землю, но утвердить в ней средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси. Летопись говорит, что с ним в соумышлении были его свойственники бояре Кучковы. Мы думаем, что у него было тогда много сторонников как и в суздальской земле, так и в киевской. Первое оказывается из того, что в ростовско-суздальской земле любили его и скоро потом выказали эту любовь тем, что посадили князем по избранию; о втором свидетельствуют признаки значительного переселения жителей из киевской земли в суздальскую; но Андрею, действовавшему в этом случае против отцовской воли, нужно было освятить свои поступки в глазах народа каким-нибудь правом. До сих пор в сознании русских для князей существовало два права - происхождения и избрания, но оба эти права перепутались и разрушились, особенно в южной Руси. Князья, мимо всякого старейшинства по рождению, добивались княжеских столов, а избрание перестало быть единодушным выбором всей земли и зависело от военной толпы - от дружин, так что, в сущности, удерживалось еще только одно право - право быть князьями на Руси лицам из Рюрикова дома; но какому князю где княжить, - для того уже не существовало никакого другого права, кроме силы и удачи. Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии.

Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять ее явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю. Путешествие этой иконы в суздальскую землю сопровождалось чудесами: на пути своем она творила исцеления. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени втайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места. Князь остановился; раскинули шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь с хартиею в руке, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память такого видения написана была икона, изображавшая Божию Матерь в том виде, как она явилась Андрею с хартией в руке. Тогда на месте видения заложено было село, называемое Боголюбовым. Андрей состроил там богатую каменную церковь; ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, столпы и двери блистали позолотою. Там поставил он временно икону Св. Марии; в окладе, для нее сделанном Андреем, было пятнадцать фунтов золота, много жемчуга, драгоценных камней и серебра.

Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского.

Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом 1 из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.

С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.

Надобно было создаться новому праву. Андрей нашел его; это право было высшее непосредственное благословение религии.Была в Вышгороде в женском монастыре икона Св. Богородицы, привезенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, показывая как будто вид, что желает уйти в другое место. Взять ее явно было невозможно, потому что жители не позволили бы этого. Андрей задумал похитить ее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой земле святыню, уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диякона Нестора, Андрей ночью унес чудотворную икону из монастыря и вместе с княгинею и соумышленниками тотчас после того убежал в суздальскую землю. Путешествие этой иконы в суздальскую землю сопровождалось чудесами: на пути своем она творила исцеления. Уже в голове Андрея была мысль поднять город Владимир выше старейших городов Суздаля и Ростова, но он хранил эту мысль до поры до времени втайне, а потому проехал Владимир с иконою мимо и не оставил ее там, где, по его плану, ей впоследствии быть надлежало. Но не хотел Андрей везти ее ни в Суздаль, ни в Ростов, потому что, по его расчету, этим городам не следовало давать первенства. За десять верст от Владимира по пути в Суздаль произошло чудо: кони под иконою вдруг стали; запрягают других посильнее, и те не могут сдвинуть воза с места. Князь остановился; раскинули шатер. Князь заснул, а поутру объявил, что ему являлась во сне Божия Матерь с хартиею в руке, приказала не везти ее икону в Ростов, а поставить во Владимире; на том же месте, где произошло видение, соорудить каменную церковь во имя Рождества Богородицы и основать при ней монастырь. В память такого видения написана была икона, изображавшая Божию Матерь в том виде, как она явилась Андрею с хартией в руке. Тогда на месте видения заложено было село, называемое Боголюбовым. Андрей состроил там богатую каменную церковь; ее утварь и иконы украшены были драгоценными камнями и финифтью, столпы и двери блистали позолотою. Там поставил он временно икону Св. Марии; в окладе, для нее сделанном Андреем, было пятнадцать фунтов золота, много жемчуга, драгоценных камней и серебра.Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского.Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом По одним известиям, был один купол, по другим - пять; вероятнее первое, потому что в те времена обыкновенно строились церкви с одним верхом.

Из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской.С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.Построение богатых церквей указывает столько же на благосостояние края, сколько и на политический такт Андрея. Всякая новая церковь была важным событием, возбуждавшим внимание народа и уважение к ее построителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей умел приобресть любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. В приемах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве, со слезами умиления на глазах, с громкими воздыханиями. Хотя его княжеские тиуны и даже покровительствуемые им духовные позволяли себе грабительства и бесчинства, но Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалы своему христианскому милосердию. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молился перед образами.В то время к числу благочестивых подвигов князя, составлявших его славу, относились и войны его с неверными. По соседству с волостью Андрея, на Волге, было царство Болгарское. Болгары, народ финского, или, вероятнее, смешанного племени, еще в десятом веке приняли магометанство. Они давно уже жили не в ладах с русскими, делали набеги на русские области, и русские князья не раз ходили биться против них: такие битвы считались богоугодным делом. Андрей два раза воевал с этим народом и первый раз отправился с войском против него в 1164 году. Он взял с собою Св. икону Богородицы, привезенную из Вышгорода; духовенство шло пешее и несло ее под знаменами. Сам князь и все войско перед походом причащались Св. Тайн. Поход кончился удачно; князь болгарский бежал; русские взяли город Ибрагимов (в наших летописях Бряхимов). Князь Андрей и духовные приписывали эту победу чудотворному действию иконы Богородицы; событие это поставлено было в ряду многочисленных чудес, истекавших от этой иконы, и в память его было установлено празднество с водосвящением, совершаемое до сих пор 1 августа. Патриарх цареградский, по желанию Андрея, утвердил этот праздник тем охотнее, что русское торжество совпало с торжеством греческого императора Мануила, одержавшего победу над Сарацинами, которую приписывали действию Животворящего Креста и хоругви с изображением Христа Спасителя.Но не так благосклонно отнесся к желаниям Андрея патриарх Лука Хризоверх, когда Андрей обратился к нему с просьбою посвятить в митрополиты во Владимир своего любимца Феодора. Этим нововведением Андрей хотел решительно возвысить Владимир, зависевший от ростовской епархии; тогда Владимир не только стал бы выше Ростова и Суздаля, а получил бы еще первенствующее духовное значение в ряду русских городов иных земель. Но патриархи, следуя давнему обычаю восточной церкви, не легко и не сразу соглашались на всякие изменения в порядке церковного управления. И на этот раз не согласился патриарх на такую важную перемену, тем более что ростовский епископ Нестор был еще в живых и, преследуемый не любившим его Андреем, бежал тогда в Цареград. Через несколько лет, однако, 1168 года, любимец Андрея Феодор, съездив в Цареград, выхлопотал себе посвящение если не в сан митрополита, то в сан епископа Ростовского. По желанию Андрея, он хотя числился ростовским, но должен был жить во Владимире, так как на это патриарх дал дозволение. Таким образом, его любимый Владимир, если не мог в духовном управлении получить того первенства в Руси, которое принадлежало Киеву, по крайней мере, делался выше Ростова, как местопребывание епископа. Любимец Андрея Феодор до того возгордился, что подобно своему князю, ни во что ставившему Киев, не хотел знать киевского митрополита: не поехал к нему за благословением и считал для себя достаточным поставление в епископы от патриарха. Так как это было нарушение давнего порядка на Руси, то владимирское духовенство не хотело ему повиноваться: народ волновался. Феодор затворил церкви и запретил богослужение. Если веригь летописям, то Феодор по этому поводу, принуждая повиноваться своей верховной власти, позволял себе ужасные варварства: мучил непокорных игуменов, монахов, священников и простых людей, рвал им бороды, рубил головы, выжигал глаза, резал языки, отбирая имения у своих жертв. Хотя летописец и говорит, что он поступал таким образом, не слушая Андрея, посылавшего его ставиться в Киев, но трудно допустить, чтобы все это могло происходить под властью такого властолюбивого князя против его воли. Если подобные варварства не плод преувеличения, то они могли совершаться только с ведома Андрея, или, по крайней мере, Андрей смотрел сквозь пальцы на проделки своего любимца и пожертвовал им только тогда, когда увидел, что народное волнение возрастает и может иметь опасные последствия. Как бы то ни было, Андрей, наконец, отправил Феодора к киевскому митрополиту, который приказал отрубить злодею правую руку, отрезать язык и выколоть глаза. Это - по византийскому обычаю.Андрею не удалось возвысить свой Владимир в церковном отношении на степень митрополии. Тем не менее Андрей в этом отношении наметил заранее то, что совершилось впоследствии, при его преемниках.Андрей был посажен на княжение всею землею, в ущерб правам меньших братьев, которые должны были княжить там по распоряжению родителя. Решительный в своих действиях, Андрей предупредил всякие со стороны их попытки к междоусобиям, разом выгнал своих братьев Мстислава, Василька, восьмилетнего Всеволода (1162) и удалил от себя двух племянников Ростиславичей. Братья вместе со своею матерью, греческою царевною, отправились в Грецию, где греческий император Мануил принял их дружелюбно. Это изгнание не только не было событием, противным земле, но даже в летописях оно приписывается как бы земской воле. Андрей выгонял также и бояр, которых не считал себе достаточно преданными. Такие меры сосредоточивали в его руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею и через то самое давали этой земле значение самой сильнейшей земли между русскими землями, тем более что, будучи избавлена от междоусобий, она была в то время спокойна от всякого внешнего вторжения. Но с другой стороны, эти же меры увеличивали число врагов Андрея, готовых, при случае, погубить его всеми возможными средствами.Забравши в свои руки власть в ростовско-суздальской земле, Андрей ловко пользовался всеми обстоятельствами, чтобы показывать свое первенство во всей Руси; вмешиваясь в междоусобия, происходившие в других русских землях, он хотел разрешать их по своему произволу. Главною и постоянною целью его деятельности было унизить значение Киева, лишить древнего старейшинства над русскими городами, перенеся это старейшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород. Он добивался того, чтобы, по своему желанию, отдавать эти два важнейших города с их землями в княжение тем из князей, которых он захочет посадить и которые, в благодарность за то, будут признавать его старейшинство.
14