Бог символом которого было страусовое перо. Птичьи перья (символ)

Ну вот как можно было додуматься в Древнем Египте до того, что чтобы сделать именно страуса символом справедливости. Что это в нем такого похожего на справедливость?
Именно у страуса, одного из всех пернатых Египта, стержень делит перо на равные половинки. У других пернатых иначе: опахало справа и слева от стержня пера неодинаковой ширины. Символично, что тут скажешь. В Египте руководствовались законами вселенской Гармонии. Именно поэтому эти законы отображались в образе крылатой богини Маат и ее символа - страусиного пера. В Древнем Египте богиня Маат была воплощением истины и справедливости, благоразумия, порядка, единства и согласия. Законы богини Маат для древних египтян были смыслом существования, а их применение в жизни - святой обязанностью. Страусиное перо являлось символом египетской богини Маат и ее иероглифа. Являясь богиней закона, правды, истины и мирового порядка, она была женской копей Тота. Была связана с культом Ра и носила имена «дочь Ра» или «глаз Ра».
Маат или страусиное перо (перо Маат) играла огромную роль в загробном суде Осириса. Помните, я уже писала про это? На одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат или перо Маат. Если сердце перевешивало перо, то умерший считался грешным, и его сердце пожиралось демоном Аммит. Если же сердце было легче пера, то это означало, что человек был безгрешен и мог присоединиться к Осирису в светлом мире (по нашему - Рай).

Богиня Маат является, пожалуй, самой чтимой среди пантеона богов в Древнем Египте. Ее влияние охватывало каждого члена общества: от фараона до самых низов.

Значение имени

Маат - богиня правды и порядка. Часто ее называют богиней правосудия. Дословно ее имя означает «тот, кто является истинным». Древние египтяне считали, что каждый человек должен жить с именем Маат изо дня в день. Таким образом, подразумевалось, что он должен совершать поступки по совести и быть честным.

Удивительный факт, что этим же словом - "маат" - древние египтяне называли основание трона фараонов и богов. В буквальном смысле понималось, что справедливость и порядок являются основой любой власти, как земной, так и божественной.

Происхождение богини

Считается, что Маат является дочерью самого Ра - бога солнца, создателя всего на земле. Она также считается женой Тота - бога мудрости и знаний. Египтяне вполне благоразумно верили, что порядок и мудрость идут рука об руку, поэтому брак бога Тота и богини Маат более чем закономерен и логичен.

В древних текстах ее также называют «Глаз Ра». Возможно, потому, что бог Ра всегда должен следить за справедливостью и надлежащим исполнением законов в стране, воплощением которых являлась богиня Маат.

Образ богини

Археологи обнаружили самые разнообразные изображения богини Маат. Чаще всего ее рисуют в виде женщины со страусовым пером в волосах. Она была одета в белое или красное платье, а ее кожа имела желтый оттенок. Женщина, как правило, сидела на земле на коленях, держа в руках анкх - крест жизни.

Иногда ее изображали просто одним пером или локтем, который обозначал меру в Древнем Египте. В таком обозначение Маат представляли мерой каждого человека - то есть, его совестью.

Также найдены изображения богини Маат с крыльями или восседающей на плоском холме, одна из сторон которого была скошена. Редко, но все же есть рисунки, на которых богиня с весами в руках.

Одно из самых известных изображений богини Маат находится в гробнице фараона Рамзеса XI. Там сам он в царской одежде совершает поклон богине, которая изображена гораздо больше фигуры фараона. Исследователи считают, что таким образом передавалось величие богини, которая некоторым образом принимала фараона под свое крыло, давала ему свою защиту и поддержку.

Археологи находят те или иные символы Маат с самых давних времен Древнего Царства, когда культ преклонения перед ней начал активно распространяться по всей территории страны.

Роль Маат до сотворения мира

Древние египтяне придавали огромное значение богине Маат. Они ее отождествляли не только с правосудием, но и порядком во всем мире. Они считали, что Маат - богиня правды, она является отображением всего мироустройства вокруг них - смене времен года, движения звезд в небе и так далее. Она являла собой основу их мировоззрения и представлений об окружающем их мире. Поэтому пренебрегать ее значением они не имели никакого права.

Принципы Маат

Будучи богиней истины и правосудия, естественно, Маат имела свой свод правил, обязательных к исполнению. Каждый египтянин знал его и чтил, так как последствия могли быть трагическими как в жизни земной, так и загробной.

В целом эти 42 принципа Маат можно легко назвать кратким содержанием современного уголовного кодекса любой светской страны. И являются даже расширенным вариантом смертных грехов у православных. Хотя древнеегипетская цивилизация существовала задолго до зарождения христианства как религии.

Итак, в основном богиня истины Маат предостерегает от убийств, грабежей, обмана и чревоугодия. При этом она обращает особое внимание на психологический фактор: не обижать и не сердиться без причины, не причинять боль близким резкими словами, не быть высокомерным и не пытаться заставить других плакать.

Священной обязанностью каждого египтянина являлось неукоснительно следовать этим правилам. Это касалось как простых египтян, рабочих, так и верховной знати, жрецов и фараонов.

Маат - женщина или бог

Богиня Маат являет собой персонифицированное изображение абстрактного понятия правды, истины, порядка и справедливости. Тем не менее древние египтяне верили, что Маат очень долгое время жила среди обычных людей, как и многие другие боги. Но грехи и преступления людей заставили ее покинуть земной мир и присоединиться к сонму великих богов.

Как выглядит богиня Маат? Она в основном изображалась женщиной, одетой в длинное платье. Несмотря на то что ее часто рисовали с крыльями, голова и тело всегда оставались человеческими.

Она была неким мостом между мирами богов и людей. Она определяла весь земной порядок: движение планет и отношения людей между собой, правосудие и справедливость.

Богиня Маат в Древнем Египте

Маат известная еще со времен Древнего Царства, то есть от 2700 года до нашей эры. К сожалению, специалистам не удалось установить изначальное место зарождения этого культа, так как он получил довольно быстрое распространение по практически всей территории Древнего Египта.

При этом у египтян не было отдельного праздника, посвященного богине Маат. Но ее великое значение во время загробного суда говорит о том, что это не было знаком пренебрежения. Возможно, наоборот, - каждый день египтянин должен был жить в соответствии со своей совестью, то есть «с Маат в сердце». Таким образом, он постоянно думал и мыслил о богине, о порядке, о справедливости, и о чести.

Египетская богиня Маат (фото ее, конечно же, нет, только рисунки) на стенах храмов и гробниц изображалась не так уж часто. Но все же она была олицетворением весьма абстрактных понятий: «истина», «справедливость», «порядок». При этом все египтяне верили, что они живут благодаря ей, с ее непосредственной помощью и при ее участии.

Жрецы Маат

Великий визир носил также титул жреца Маат, так как являлся одновременно и верховным судьей. А по мнению древних египтян, вершить правосудие без участия богини Маат было просто невозможно. В качестве знака своего особого статуса жрец Маат носил на груди образ богини, отлитый из чистого золота.

Поэтому когда говорят о жрецах Маат, подразумеваются не исполнители религиозных обрядов и священнослужители, а те, кто помогают вершить закон и восстанавливать справедливость в стране.

Роль в загробной жизни

Огромное значение придавалось роли богини Маат во время перехода души человека из земной жизни в загробную. Считалось, что именно она играла основную роль во время загробного суда. Бог Анубис с головой шакала держал в руках чашу весов. На одной стороне лежало сердце недавно умершего человека. А на другую чашу богиня справедливости Маат клала свое страусовое перо. В случае если сердце человека оказывалось легче его, тогда его душа считалась чистой и могла проследовать в рай. Для «легкого» сердца необходимо было всю жизнь прожить, следуя принципам и заветам этой строгой, но справедливой богини.

Если же человек прожил бесчестную и греховную жизнь, то его сердце перевешивало перо богини, и душа съедалась страшным богом Амту в виде туловища льва с головой крокодила. Этот исход был окончательным для души - она не имела более возможности переродиться и попытаться исправить свои предыдущие ошибки земной жизни.

Поэтому древние египтяне очень страшились идти против принципов Маат - ведь от этого зависела дальнейшая загробная жизнь. Если человек прожил честную и безгрешную жизнь, то ему нечего бояться этого суда - он идет на него с легким сердцем. Достаточно легким, чтобы оказаться легче пера Маат.

Значение Маат для египетских фараонов

Фараоны Древнего Египта как никто уважали и ценили богиню Маат. Они управляли государством в соответствии с ее принципами, согласно ее законам и предписаниям. Египетская богиня Маат помогала им в поддержании порядка в стране. И они же должны были просить ее о благосклонности. Ведь если в стране начинались различные неурядицы и смута, то простые египтяне искренне верили, что богиня отвернулась от их фараонов. А значит, грядут хаос и разруха. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, жрецы усиленно молились и проводили многочисленные ритуалы в ее честь. Ведь иначе страна будет обречена. А вместе с ней и народ. А с возвращением милости от богини Маат, в государстве вновь воцарятся справедливость и должный порядок.

Фараоны особенно чтили богиню Маат, так как именно она отвечала за политическую стабильность в государстве, за его процветание и устойчивость. Она дает фараону свод законов, по которым он обязан управлять государством, а его подданные должны свято чтить и следовать им. Иначе в эти земли придет хаос и разрушит все на своем пути, сметет власть фараона, уничтожит всю страну и ее жителей.

Роль богини для простых египтян

Можно с уверенностью сказать, что Маат - богиня Египта, которая была одной из самых почитаемых. Выше ее по распространенности был, возможно, только сам бог Ра - создатель всего мира и, по легенде, ее отец.

Изначально исследователей религиозных культов в Египте сбивало с толку практически полное отсутствие собственных храмов в честь богини. Однако ее изображения встречаются практически во всех святых строениях в честь других богов. Таким образом египтяне показывали, что без нее невозможно прожить.

А для простых египтян это еще была и определенная связующая между людьми из разных слоев. Как слуге необходимо было чтить и слушаться своего господина, так и господину следовало заботиться о своих слугах и защищать их. Именно верность принципам богини Маат позволяла людям из низших слоев мириться со своим зачастую незавидным положением в обществе. Богиня Маат позволяла различным слоям общества жить в равновесии друг с другом.

Храм Хатхор-Маат

Несмотря на то что заветами богини Маат пропитана буквально вся жизнь древних египтян, только один храм носит непосредственно ее имя. Хотя, так или иначе, ее изображения присутствуют практически во всех религиозных и значимых сооружениях Египта, обнаруженных археологами и историками.

Этот храм находится в городе Сет-Маат. Его название переводится как "Долина Истины". В современной жизни этот город переименован в Дейр эль-Мадинэ - монастырский город. Он играл большую роль в жизни Древнего Египта - это видно из названия. Фараон лично управлял им, а средства на его содержание выделялись из государственной казны.

Совсем рядом находятся: Долина царей, Долина цариц, Долина знати. Сложно предположить, что такое соседство случайно. Храм находится в самом центре старого города.

Согласно данным археологов и историков, вокруг храма жили мастера самой высокой квалификации в стране: скульпторы, художники, резчики, архитекторы. Возможно, в этом величественном строении они проходили обряды, разрешающие им работать в священных местах, сооружать гробницы для фараонов, строить и украшать религиозные сооружения.

О высоком значении этого города говорит наличие хорошо вооруженной охраны для его защиты от внешних врагов. Даже существовали отдельные воинские части, которые днем и ночью несли службу у городских стен.

Этот город, который сложился вокруг храма Маат, можно назвать своеобразным мастеровым университетом, в котором самые искусные мастера передавали своим ученикам секреты искусства.

Символы Маат

Как следует из изображений богини, главным ее символом является страусовое перо. Оно же служит мерилом греховности сердец умерших египтян во время загробного суда. Но у богини нет священных животных. Только одно насекомое символизирует ее - пчела. И плод ее трудов - воск. Богиня всегда изображалась в желтых оттенках. Возможно, таким образом подчеркивалось ее происхождение - дочери бога солнца Ра.

Сергей Иванов


Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет — чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона — Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука — это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога — Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.

Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6-7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:

«...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат — воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш — атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат — порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона — жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона — золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями — бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона — анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой — длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум — бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета — широкий пояс — состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне — центральном элементе украшения — расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон — возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.

Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16-17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным — заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.

«...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

Страусиное перо символизирует истину и справедливость (поскольку его перья в точности одинаковы). На египетских изображениях суда над мертвыми ими украшены головы божеств - "Властителей правды". Эмблема Маат, богини истины, справедливости и закона, Аменти - богини запада и мертвых, и Шу - символа воздуха и пространства. В семитской мифологии страус является демоном и может символизировать дракона. В зороастризме это божественная птица бури. Яйцо страуса, подвешиваемое в храмах, коптских церквях, мечетях, иногда над могилами, символизирует творение, жизнь, воскресение, бдительность. У догонов в Африке страус символизирует одновременно свет и воду, причем с водой ассоциируются его неровная походка и бестолковые движения.
единственная птица, которой в обычном словоупотреблении приходится подтверждать свою птичью природу ("птица страус") хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Неясность в его определении существовала и в Греции, где он изначально носил название, близкое к "воробей", но с, приставкой "мегас" (большой), а позднее появилась новая именная форма "букетверблюд", в чем решающую роль сыграли размеры бегающей птицы, форма ее ног и "парнокопытность". Птица известна в Средиземноморье с 5 в. до н.э. и встречалась тогда еще в Северной Африке, что подтверждается доисторическими и раннеисторическими наскальными рисунками. Аристотель приписал ему смешанную природу птицы и млекопитающего. Перо как символ египетской богини Маат было, очевидно, пером страуса. Раннехристианский текст "Физиологус" (2 в.) восхваляет "прекрасные, пестрые, сверкающие" перья и полагает, что страус "пролетает низко над землей... Все, что он находит, служит ему пищей. Также ходит он к кузнецам, пожирает раскаленное железо и тотчас, пропустив через кишку, возвращает назад, столь же раскаленным, как прежде. Но это железо благодаря пищеварению становится легче и звенит, как я это видел на Хиосе собственными глазами. Он кладет яйца и высиживает их не так, как обычно, а садится низко напротив и смотрит на них острыми глазами: они становятся теплыми, и тепло его глаз позволяет вылупиться птенцам... Отсюда яйца его могут служить для нас в церкви примером: если мы сообща встанем там с молитвой, то должны глаза свои направить к Богу, чтобы он отпустил наши грехи". Другое представление, согласно которому страусовые яйца высиживаются под воздействием солнечного тепла, служит символом появления Иисуса на свет без помощи родителей (зоологически, естественно, ложное) и девственного материнства Марии, а иногда и символом воскресения Иисуса из гроба. Басня о том, что страус в критических ситуациях прячет голову в песок и полагает, что становится невидимым (страусиная политика), вместо того чтобы убежать, сделала страуса символом "синагоги" (слепоты) и вялости (см. Фазан). Неспособность к полету бегающей птицы сделала его в средневековых книгах о животных ("Бестиариях"), как и лебедя, символом лицемерия и ханжества. Хотя он часто расправляет свои крылья для того, чтобы лететь, но не может оторваться от земли, "подобно лицемерам, которые хотя и придают себе видимость святости, но в своих поступках никогда не святы... Так лицемер, из-за тяжелого веса своего земного богатства и забот, не в состоянии устремиться в небесную высь" (Унтеркирхер) в противоположность соколам и цаплям, которые телом легки и не привязаны к земле. В геральдике страус тоже играет роль. Так, исходя из легенды о его способности переваривать железо, он помещен в гербе города Леобен (Штирия), где развита металлургия. С., изображенный в виде орла. "Бестиарий", 12 в. Библиотека Арсенала. Париж Страус как пожиратель железных подков. И. Босхиус, 1702 г. Мои крылья нс приносят мне пользы. (См. рис.8 в табл.9.) Хоть у меня есть крылья, я не летаю. символчто лучше не иметь талантов, нежели держать их под спудом. "Иметь и не пользоваться этим "Есть не наша слава, но позор. "Страус, украшенный множеством прекрасных перьев, из-за своей громоздкой туши не может подняться в воздух. Он использует свои крылья лишь для помощи в беге. Страус, дующий на насиженные яйца. //В добродетели он не сходен с другими. Ситуация, изображеиная на рисунке, в природе не встречается, но правдоподобие заключается в том, что страус, будучи убогим и безмозглым созданием, хоронит свои яйца в песке и заботу о них предоставляет доброму солнечному теплу. Такая нерадивость показывает недостаток любви к своему потомству и вызывает отвращение к страусиному характеру во всех странах, где он обитает, что делает его символом беспечного и небрежного родителя. "Дщерь народа моего стала жестокой, подобно страусам в пустыне." (Плач, IV, 3.) "Он оставляет яйца свои на земле, и на песке согревает их, и забывает, что нога может раздавить их, и полевой зверь может растоптать их. Он жесток к детям своим, как будто они не его." (Иов, ХХХIХ, 14.) Два страусиных пера, близко расположенных друг к другу. //У нас есть все, чтобы объединиться. символ означает, что равенство в 1"1ле и возрасте, а также сходство моральных установок формируют 1^амые верные узы как в любви, так и в дружбе Поговорка. Подобное притягивается подобным. Страус, поедающий железо. //Это тяжсло переварить, но однако он его переваривает. символ того, что не существует непреодолимых трудностей, с которыми было бы невозможно справиться искренними стараниями и неутомимым прилежанием. (См. рис.7 в табл.18) Страус, глотающий подкову Добродетель преодолевает любые трудности. Распространенное мнение о том, что страус может переваривать железо, привело к возникновению аллегории силы и добродетели, для которых, как для желудка страуса, ничто не будет столь твердым, чтобы не справиться с этим и не переварить. На самом деле, страусы заглатывают мелкие кусочки железа с той же целью, что и другие птицы - гальку. Они их заглатывавт не для питания, а чтобы размять и перетереть съеденную ранее пищу, уменьшить работу желудка и открыть их весом выход в кишечник. .
ЕГИПЕТ
Перо страуса было атрибутом Маат*, египетской богини правосудия и порядка, жены бога мудрости Тота.
Иероглиф "маат" - страусовое перо. - Прим. ред.
Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы определить тяжесть их грехов. Одинаковая длина страусовых перьев стала причиной того, что их использовали как символ справедливости. Более вероятно, что перья имели специфич еское значение потому, что они принадлежали самой крупной птице Африки.
Поверье, что страус прячет голову в песок (в современном значении - "нежелание видеть факты"), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.