Воздвижение креста господня - история и традиции праздника. Воздвижение креста господня Что за праздник воздвижение креста господнего

В пятницу, 27 сентября , верующие отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - один из 12 главных после Пасхи праздников православной церкви. В народной традиции этот день связан с окончанием уборки урожая, подготовкой к зиме и осенним равноденствием. Подробности - в материал Федерального агентства новостей .

История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - один из немногих церковных праздников, получивший начало одновременно с событием, в честь которого он установлен.

Дело в том, что после распятия, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа крест, ставший орудием его казни, был утерян. В IV веке византийский император Константин , бывший ревностным христианином, решил во что бы то ни стало найти этот крест, и отправил на поиски в Иерусалим свою мать - царицу Елену .

По преданию, после длительных расспросов и тщательных поисков Елена нашла возле Голгофы три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Также при раскопках были обнаружены четыре гвоздя, которыми, как полагали те, кто их нашел, Иисус был прибит к кресту, и дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной по приказу Понтия Пилата .

Вопрос, какой из трех найденных крестов является тем, на котором погиб Спаситель, отпал сам собой, потому что настоящий крест оказался целительным и животворящим - после приложения к нему исцелилась тяжелобольная женщина и ожил покойник, которого в этот момент несли мимо.

В честь обретения святого креста император Константин распорядился установить знаменитый храм Воскресения Христова, в котором размещается и Голгофа, и гроб Господень. Величественный храм строился около десяти лет. Царица Елена не дождалась его освящения, она умерла в 327 году, а храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, а на следующий день 14 (27) сентября был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

Воздвиженье у славян

В народном календаре славян в этот день отмечается Воздвиженье - третья и последняя встреча осени, конец сбора урожая и начало подготовки к зиме. С этого дня начиналась заготовка капусты, поэтому в некоторых регионах праздник называли Капустником.

Считалось, что в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста разыгрывается битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой, но все плохое отступает перед божьим крестом. Поэтому в деревнях крестьяне защищали свои дома, хозяйство и домашний скот связанными крест-накрест ветками ивы или рябины. Также кресты рисовали и выжигали на дверях и воротах, чтобы уберечься от бед.

Народные поверья и приметы

Согласно народным приметам, Воздвиженье - последний день бабьего лета, после него тепла не будет. Последние птицы в этот день улетают на зимовку в теплые края, а медведи в своих берлогах впадают в спячку.

Верили, что, если увидеть в этот день последнюю стаю птиц, улетающих на юг, и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Чего нельзя делать в Воздвиженье

В народе старались не ходить в лес на Воздвиженье, потому что верили, что в этот день «змеи и гады уходят в землю», а кто пойдет в лес в это время, тот пропадет. По этой же причине в этот день держали запертыми двери - чтобы «гады» в дом не заползли.

Считалось, что ничего нового и важного на Воздвиженье не надо совершать, потому что все пойдет прахом.

27 сентября (по новому стилю) Православная Церковь торжествует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот двунадесятый (один из двенадцати великих) Господский (посвященный Господу Спасителю) праздник.

Однако, события, приведшие к его появлению, произошли несколькими веками позже Крестной Жертвы Христа. Животворящий Крест Нет нужды объяснять, насколько важным, исполненным святого смысла становится для каждого христианина крест - отображение Креста Господня, на котором Бог расстался с жизнью в страшных мучениях, дабы встретиться со смертью и победить ее.

Нательный крест, крестное знамение, кресты на куполах храмов и внутри церквей… Если мы будем знать только о Кресте, помнить о смерти Господа, ради нашего спасения - это уже станет прочным основанием, на котором будет возводиться здание веры.

Иисус Христос, пройдя земной путь, оставил людям множество святынь. Но Крест, на котором Он пострадал - величайшая. «Кресте Христов – прекрасная похвала христиан, честная проповедь апостолов, царский венец мучеников, драгоценное украшение пророков, блистательнейшее озарение всего мира!

Кресте Христов… защити тех, кои прославляют тебя пламенным сердцем. Сохрани тех, кои с верою приемлют и лобызают тебя. Управи рабов твоих в мире и твердой вере. Сподоби всех достигнуть радостного и светлого дня воскресения, охраняя нас во Христе Иисусе, Господе нашем» из творения «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» преподобного Феодора Студита Особым богослужебным событием праздника Воздвижения становится поклонение Кресту. Оно совершается во время Всенощного бдения в канун торжества (то есть, 26 сентября - почему богослужебный день начинается вечером предыдущих суток читайте в этой статье). Священник выносит Крест, осеняя Им стороны света (восток, запад, юг, север и вновь - восток). Затем верующие прикладываются к святыне.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня- песнопения Праздника(видео)

В это время поется тропарь:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.

Собственно, это действие - поднятие Креста - и называется воздви́жением. Святыня воздвигается над миром, над склонившимися людьми. Это имеет, в первую очередь, духовное значение - Крест главенствует, является ориентиром для спасения, распространяет благодать. Вместе с тем, его воздвигают и для того, чтобы все собравшиеся видели святыню, что напоминает нам о событиях, происходивших 18 столетий назад…

История праздника

В начале VI века император Константин Великий сам еще не был христианином. Но вполне лояльно относился к христианам, тем более, что во Христа веровала и его мать - Елена. Это он в 313 году издал Миланский эдикт, придавший христианству статус законной религии, которую можно исповедовать открыто и свободно. В это время он сражался с владыкой римской части империи - Ликинием (или Лицинием). Перед решающим сражением Константин удостоился видения Креста и слышал слова:

«Сим победиши!» - Император повелел украсить изображением креста доспехи воинов, знамена, перед его войском несли большой драгоценный крест. Так, одержав победу в 324 году, Константин подчинил себе всю территорию империи.

Вскоре было решено, что мать Константина отправится в Иерусалим, чтобы разыскать подлинный Крест Господень. И в 326 году императрица прибыла во святую землю. Есть несколько сюжетов, повествующих о ее поисках святыни. Все они сводятся к тому, что на месте Голгофы находилось языческое капище (храм Венеры), под которым обнаружилась пещера, забитая разным сором. Капище разрушили, а в пещере нашли три больших деревянных креста, гвозди и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (именно такое надписание мы видим теперь на изображениях креста в Православных церквях).

Оставалось определить, какой крест является орудием казни Спасителя. При большом стечении народа к каждому из крестов подносили болящего - прикоснувшись к святыне, страждущий получил исцеление (есть, также, предание, что в это время мимо проходила погребальная процессия и умерший, которого поднесли к Кресту, ожил). Получив явное свидетельство чрезвычайной благодати, исходившей от одного из найденных крестов, Иерусалимский епископ Макарий воздвиг (поставил вертикально) святыню перед народом. Люди пали ниц с возгласом «Господи, помилуй!».

На месте обретения Креста Господня начали строительство храма Воскресения Христова. С датой его освящения (14 сентября по старому стилю и 27 сентября - по новому) связан и день празднования Воздвижения. Но мы вспоминаем не только обретение святыни в 326 году. Три столетия спустя, в 614 году персы захватили Иерусалим и увезли Крест Господень вместе с Патриархом Захарией. Пленника и Честное Древо возвратил в Иерусалим император Ираклий (по разным данным это произошло от 624 до 631 гг). Сегодня Животворящий Крест разделен на частицы, хранящиеся в разных уголках мира.

Император Константин Великий прославлен не только дарованием свободы и прав христианам, не только инициативой к обретению Честных Древ, но и организацией Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году. Сам он принял святое Крещение лишь в конце жизни. Православная Церковь почитает Константина, вместе с его матерью, как святых и равноапостольных.

С ПРАЗДНИКОМ ВАС,ДОРОГИЕ МОИ!!!

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа.

В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство - один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых.

C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629).

неизвестен , Public Domain

Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

История праздника

Обретение Креста

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314-333).

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста.

Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест ).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди.

Василий Кондратьевич Сазонов (1789–1870) , Public Domain

Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609-633).

Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610-641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень.

С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария.

У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

неизвестен , Public Domain

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество ».

Богослужение

Православная церковь

Накануне (то есть 13 сентября) вечером совершается . По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. На малой вечерне совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладётся на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).


неизвестен , Public Domain

Затем совершается троекратное пение тропаря « , и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» , во время которого трижды совершаются земные поклоны. Затем поются особые стихиры, во время которых священник совершает помазание елеем, а затем сугубая , обычное окончание и первый час.

На литургии вместо Трисвятого поётся «Кресту́ Твоему́ поклоня́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим» (без земных поклонов).

По традиции в этот день принято надевать облачения фиолетового цвета.

Крест лежит на аналое до 21 сентября - дня отдания Воздвижения. На отдание в конце литургии после заамвонной молитвы при пении тропаря и кондака Кресту Крест уносится священником в через .

Тропарь, кондак и задостойник на Воздвижение Креста Господня
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 1 (Ἦχος α") Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι κατὰ βαρβάρων δωρούμενος καὶ τὸ σὸν φυλάττων διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα. Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́ и благослови́ достоя́ние Твое́, побе́ды правосла́вным христи́анам на сопроти́вныя да́руя, и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
Кондак праздника, глас 4 (Ἦχος δ") Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι, Χριστὲ ὁ Θεός. Εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον. Вознесы́йся на Крест во́лею, тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Боже, возвесели́ нас си́лою Твое́ю, побе́ды дая́ нам на сопоста́ты, посо́бие иму́щим Твое oру́жие ми́ра, непобеди́мую побе́ду. Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Задостойник праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Μυστικῶς εἶ Θεοτόκε Παράδεισος, ἀγεωργήτως βλαστήσασα Χριστόν, ὑφ᾿ οὗ τὸ τοῦ Σταυροῦ, ζωηφόρον ἐν γῇ, πεφυτούργηται δένδρον· δι᾿ οὗ νῦν ὑψουμένου, προσκυνοῦντες αὐτὸν σὲ μεγαλύνομεν. Та́ин еси́, Богоро́дице, рай, невозде́ланно возрасти́вший Христа́, И́мже кре́стное живоно́сное на земли́ насади́ся Дре́во. Тем, ны́не возноси́му, покланя́ющеся Ему́, Тя велича́ем. Ты, Богородица, – таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.

Фотогалерея



Название

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня

греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ

досл. Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста

в русском просторечии: Здвиженье

Празднование

Празднуется Православной церковью 14 сентября по юлианскому или же 27 сентября по григорианскому календарю.

Некоторые особенности богослужения

Первоначально этот праздник установлен Церковью в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание - о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

Совершается бденная служба праздника.

Стихиры на стиховне - праздника, Слава и ныне – стихира праздника.

По Ныне отпущаеши и трижды поется тропарь праздника.

На утрене

На Бог Господь поется тропарь праздника (дважды), Слава и ныне - тот же тропарь

По полиелее, который по традиции совершается в алтаре, поется величание праздника: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Степенна - 1 антифон 4 гласа От юности моея.

Прокимен праздника.

По Евангелии - Воскресение Христово видевше единожды.

По 50 псалме поется стихира праздника. Помазание святым елеем совершается после выноса Креста.

Каноны: праздника.

Поется катавасия праздника Крест начертав.

После 8-й песни Честнейшую не поем, а поем припев и ирмос 9-й песни. Припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. Ирмос 9-й песни: Таин еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися Древо. Тем (поэтому) ныне (Кресту) возносиму, поклоняющеся ему, Тя величаем.

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона, а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение.

На хвалитех стихиры праздника, Слава и ныне - праздника.

После великого славословия - вынос Креста и поклонение ему.

В соборных и, с благословения епархиального архиерея, приходских храмах совершается чин воздвижения Креста

На Литургии

Поются антифоны праздника (антифон 1, антифон 2).

Входный стих: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть.

Сразу после входного стиха – тропарь праздника и кондак.

Вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...»

Прокимен, глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие.

Вместо Достойно поется задостойник праздника – припев: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень и ирмос 9-й песни канона: «Таин еси, Богородице, рай...» (до отдания).

Причастен праздника: Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

В день праздника Воздвижения установлен пост, подобный обычному посту в среду и пятницу (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти.

В попразднство

На Литургии после входа поется: Приидите, поклонимся с окончанием: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа.

Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (21 сентября/4 октября) после отпуста Литургии священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле.

Православный мир 27 сентября отмечает особенный праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Праздник приурочен к обретению судьбоносного креста, на котором был распят Божий сын – Иисус Христос.

О смысле и традициях священного праздника читайте в справке .

Воздвижение – начало

Обретение Креста связывают с именами императрицы Елены и епископа Иерусалима Макария. Во время их жития велись раскопки, благодаря которым были найдены три креста. Крест сына Божьего распознали тогда, когда с его помощью произошло чудо исцеления смертельно больной женщины. Еще одна легенда гласит, что крест воскресил покойного человека.

Императрица Елена – основательница 80 храмов, свидетельствующих о жизни Спасителя среди простых смертных: местах его рождения, погребения и мольбы его святой матери.

Благодаря Елене в Константинополе появилась частица Животворящего Креста. После ее появления сын правительницы Константин велел возвести величественный храм в честь Воскресения Христа. Храм возводили в течение долгих лет, и императрица Елена так и не дождалась его освящения.

В 614 году произошли не менее значимые события: царь Персии решил отвоевать Иерусалимскую землю. А достигнув своей цели, он разграбил город и увез с собой Животворящее Древо. Священный крест стал "пленником" на 14 долгих лет, после чего его вернул император Ираклий.

Предание гласит, что Крест был обретен в канун другого священного праздника – Пасхи, отчего праздник Возвращения Креста отмечался после Христова Воскресения. После этого праздник перенесли на 14 сентября (27 сентября) и нарекли празднованием Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В наше время часть святыни хранится в греческом храме в Иерусалиме, а дата празднования остается неподвижной и отмечается в один и тот же день.

Что можно делать в священный праздник?

В этот день стоит посетить храмы, где проходят Всенощные бдения, завершающиеся литургией и демонстрацией Креста. Верующие не пропускают службу и молятся за спасение семьи и каются в своих грехах.

После службы все собираются за большим обеденным столом и обедают капустными пирогами.

В былые времена люди очищали свои дома при помощи святой воды. Каждый верил, что в это время вода может отогнать негативную энергию, злых духов и исцелить больных.

Также в этот день было принято загадывать самые сокровенные желания и искренне верить в их исполнение. Желание загадывали, глядя на стаю перелетных птиц.

В этот день разрешено выполнять работу по дому, стирать и готовить. Но не стоит злоупотреблять этим дозволением, выполняйте работу по необходимости.

Чего не стоит делать в священный праздник?

В этот день позабудьте о выяснениях отношений – ссорах, брани и ругани. Сдерживайте все негативные порывы и эмоции.

Предпочтите спокойный отдых шумным посиделкам и развлекательным мероприятиям. Посадку растений, шитье и рукоделие отложите на другой день.

Лесные прогулки также нежелательны в праздничный день. Не стоит тревожить и зверей, в это время они активно готовятся к зимней спячке.

Праздник считается не самым подходящим моментом для начала нового проекта – он может завершиться провалом.