Валькирия легенда. Валькирия - это мифический персонаж? Кто такие валькирии, и какими были эти девы-воительницы? Валькирии в славянской мифологии

На рубеже I и II тысячелетий нашей эры вся Европа, в особенности жители ее прибрежных территорий, испытывали постоянный ужас перед кровожадными, не знающими ни жалости, ни страха викингами, известными в Западной Европе, как норманны, а в Восточной - как варяги. Ужас перед викингами объяснился их крайней жестокостью. Недаром одной из самых популярных молитв в южной Англии и северной Франции была: "Боже, спаси нас от норманнов" .
Но викинги вызывали не только ужас, но и восхищение своей вошедшей в предания храбростью и бесстрашием в бою. Именно поэтому викинги-варяги составляли элитную часть дружин русских князей времен Киевской Руси. Да и многие короли Западной Европы стремились нанять викингов, зная о их пренебрежении перед смертью в сражениях, которых в те времена было немало.
В чем же причина легендарного бесстрашия викингов?
На мой взгляд, одна из главных причин неустрашимости норманнов во время сражений заключалась в их религиозных верованиях, в основе которых лежал не страх перед Божьим наказанием, как в христианстве, а убежденность в том, что лишь доблестная смерть в бою гарантирует им счастливое посмертное существование в скандинавском мифологическом раю - ВАЛЬХАЛЛЕ - царстве верховного божества Одина. А попасть туда без помощи ВАЛЬКИРИЙ было невозможно.
Так кто же такие эти валькирии?
Ответу на этот вопрос и посвящено данное иллюстрированное эссе .


ВАЛЬКИРИЯМИ в скандинавской мифологии (VALKYRJA - с древнеисландского - "выбирающая убитых" ) называли воинственных дев, подчиненных Одину и участвующих в распределении побед и смертей в битвах.

"... девы в шлемах с просторов небесных
Мчались в кольчугах, обрызганных кровью,
Свет излучали копья валькирий."

(См.: "Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга" / Скандинавский эпос: Старшая Эдда, Младшая Эдда. Исландские саги. - М, 2009. С. 81.)

Обладающие внешностью прекрасных дев, валькирии были сродни норнам, только норны определили судьбу мира и богов, а валькирии - каждого конкретного человека, точнее, воина в битве. Образно выражаясь, "из костей и кишок" валькирии ткали будущее каждого сражения.
Вот какие слова были вложены в уста валькирий в "Саге о Ньяле" :

"Соткана ткань, большая, как туча,
Чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью.
Накрепко ткань, стальную от копий,
Кровавым утком битвы свирепой
Ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих...

Мы ткем, мы ткем стяг боевой,
Рвутся вперед смелые воины.
Конунга жизнь мы защитим, -
Нам выбирать, кто в сече погибнет."

(См.: Исландские саги. В 2 томах. - СПб., 1999.)

Заранее определив исход сражения, валькирии кружили над полем битвы в облике всадниц, скачущих на крылатых конях-облаках. Из грив коней-облаков валькирий капала на землю оплодотворяющая роса, а от их мечей и копий исходил свет. Во время самого кровавого действа валькирии витали над битвой и забирали с окровавленной земли (или палубы драккара) отважных воинов - ЭЙНХЕРИЕВ . Забирали не просто куда-то, а уносили в Вальхаллу (с древнеисландского - "чертог убитых" ).

В находящемся на небе, принадлежавшем самому Одину жилище, павшие в бою храбрые воины - эйнхерии проводят свою загробную жизнь в привычных им в жизни земной реалиях: смертельных поединках. Но наносимые им друг другу смертельные раны заживают сами собой, а отрубленные боевыми топорами и мечами конечности волшебным образом вновь отрастают.

После сражений эйнхерии пируют за столом Одина, пьют неиссякающее медовое хмельное молоко козы Хейдрун и едят никогда не кончающееся мясо вепря Сэхримнира , которое варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир . При этом съеденный храбрыми мертвецами волшебный вепрь ежедневно возрождается целым и невредимым.
Во время пиров в Вальхалле отважным погибшим воинам прислуживают валькирии. Они подносят им питье, меняют посуду и чаши.

Всего валькирий тринадцать. Это известно благодаря саге "Речи Гринмира" из "Старшей Эдды" , в которой приводится полный перечень валькирий:

"Христ и Мист пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скегуль, Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур, Гейр и Гейрёлуль,
Рангрид и Радгрид, и Регинлейя
Тоже цедят пиво эйнхериям."

(См.: "Речи Гринмира" / Скандинавский эпос... С. 42-43.)

Некоторые имена валькирий расшифровываются:

- Хильд - "битва";
- Херфьётур - "путы войска";
- Хлёкк - "шум битвы";
- Труд - "сила";
- Христ - "потрясающая";
- Мист - "туманная".
Остальные имена: Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахед (Гейрёлуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейя - точной расшифровке пока не подаются.

(См.: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. - М., 1994. Т. 1. С. 211.)

Впрочем, учитывая транскультурные параллели, скорее всего валькирии оказывали эйнхериям и другие услуги, ублажая их по ночам. По крайней мере, в поздней, романтизированной традиции.

В поздних скандинавских мифах образ валькирий романтизировался, и они превратились в нордических красавиц с ослепительно яркими голубыми глазами и длинными светлыми волосами. Как достойные пары павшим героям, одеты валькирии были соответственно: обычно в доспехи (чаще всего в облегченном варианте), в руках - мечи или копья, на голове - шлем, украшенный рогами либо птичьими крыльями.

Согласно поверьям, от блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.

Романтизация образа привела к тому, что валькирии стали более самостоятельными персонажами, способными противостоять воле Одина, влюбляться в земных героев, выходить за них замуж и рожать от них детей. Природа валькирий серьезно изменилась: они перестали быть дочерями Одина и обзавелись человеческой сущностью.

"Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю. Она дала Хельги имя и часто потом защищала его в битвах."

(См.: "Песня о Хельги сыне Хьерварда" / Скандинавский эпос... С. 88.)

Валькирия — это мифологический персонаж, представляющий интерес для современной культурологии, а также образ, который пользуется популярностью в народном творчестве. До сих пор про валькирий пишут книги, сочиняют песни, рисуют этих дев. Популярны они также в жанре фентези. Многие авторы вдохновляются данным образом для создания своих героев. Но откуда вообще появилась валькирия? Кто это? Где были найдены первые упоминания о девах-воительницах? Какое значение имела валькирия в славянской мифологии? Где ее корни? Какой архетип общественного сознания ее породил?

Кто такие валькирии

Валькирия - это загадочное существо, которое у различных народов имеет свой собственный вид и описание. Чаще всего это девушка или женщина, богиня или ее помощница, связанная со смертью и войнами. Собирательный образ валькирии — это дева-воительница, которая сопровождает павших в поле битвы воинов в мир мертвых, покровительница солдат и дружин.

В некоторых источниках валькирии изображаются девами с лебедиными крыльями на спине. В некоторых — это дева в доспехах, которая летает над полем боя на крылатом коне.

Также они считались одновременно и покровительницами воинов, иногда участвуя в битве, а иногда просто наблюдая за ее исходом.

Происхождение слова "валькирия"

Корни слова "валькирия" имеют скандинавское происхождение. Значение слова кодируется двумя словами древнеисландского языка valr «трупы убитых в битве» и kjósa «выбирать». Это отображает мифологическую роль данного существа на поле боя как проводницы убитых воинов в царство мертвых. Также в самом слове есть отсылка к месту под названием Вальгалла — дворец павших воинов в мире мертвых.

Учитывая этимологию слова, стоит понимать, что в славянскую мифологию она пришла именно от скандинавов. Однако валькирия скандинавов и валькирия славян имеют много общего.

Архетип Великой Матери и Валькирия

Любой мифологический образ по Юнгу рождается из архетипов, которые уже существуют в нашем сознании.

Корни образа Валькирии, конечно, берут начало в обычной земной женщине, которая может зародить в себе новую жизнь. Однако сознание человека разделяет образ Великой матери на две составляющие: дающая жизнь и забирающая ее. Плодородие имеет важное значение в становлении мифологического образа различных богинь.

А другая сторона образа Великой Матери как раз и трансформировалась в отдельного персонажа — Валькирию.

Например, со словом валькирия созвучно исландское сочетание Velu māte, что означает "мать мертвых". В скандинавской мифологии есть такое понятие как "отец мертвых" — Valfọðr. Логично предположить, что там, где есть отец, всегда есть мать. Из-за наступления патриархального уклада в скандинавских племенах мать мертвых не появлялась как парный элемент для Valfọðr. В балтийском варианте, наоборот, нет такого прямого термина как отец мертвых, однако есть Velu māte.

Где встречаются упоминания о валькириях

Первое упоминание в письменных источниках появилось в произведении "Старшая Эдда" — сборнике древнеисландских песен о сражениях, богах скандинавского пантеона и героях.

Также встречаются упоминания о валькириях и в древнегерманской мифологи, где они являются дочерьми Одина и помогают ему в Вальхалле. Также можно встретить образ этот в "Песни о Нибелунгах".

В менее известных источниках также встречаются упоминания о валькириях. Например, в «Прорицание вельвы», «Речи Гримнира», «Видение Гюльви».

Скандинавские мифы и валькирии

Валькирия в скандинавской мифологии — это дева-воительница, которая помогает воинам в битве. В одних источниках упоминается ее свойство влиять на исход битвы, в других, наоборот, подчеркивается их подчиненное положение по отношению к богине Фрейе и Одину и неспособность чем-то помочь воинам.

Однако они провожают павших в бою в мир мертвых. При этом валькирия описывается как красивая девушка в доспехах и шлеме на крылатом коне.

Также одной из функций этих девушек является прислуживание воинам на пиру в Вальхалле. Они подносят напитки героям, которые пали как доблестные воины.

Какая роль отведена валькириям в славянской мифологии

В славянских Ведах также есть упоминание о валькирии. Что такое валькирия в славянской мифологии — вопрос до сих пор спорный.

В Ведах упоминается она как богиня-покровительница воинов. Как и в скандинавской мифологии, богиня Валькирия сопровождает воинов, которые погибли в бою в Вол Халу, где они будут теперь жить и пировать во главе с богом Волхом — богом-войном, защитником славянских народов.

В славянской культуре она также считалась защитницей Вед, оберегая их от дурных глаз. В славянской мифологии обрела более высокий статус. В отличие от скандинавской прислужницы или дочери Одина, у славян Валькирия имела полноценный статус богини.

Она могла решать судьбу воина, который ей вверился, предопределять исход битвы. У славян богиня не была воительницей, она просто оберегала воинов от неблагоприятного исхода битвы и сопровождала их в мир иной.

При этом людей, которые умирали своей смертью или не в сражениях, забирала богиня Марена.

Место валькирий в славянских ритуалах

Валькирия считалась защитницей и утешительницей воинов, вместе с тем хранительницей Вед. Эта ее роль определяет также участие в ритуалах славян.

Валькирия изображалась в форме оберега, который был призван охранять своего владельца от злых сил. Причем использовать его могли не только воины, также оберег делали и для мужчин, и для женщин.

Считалось, что символ дает дополнительную доблесть мужчине, который его носит, а женщине дополнительный источник мудрости.

Также данный символ наносили как печать на рукописные книги. Уже после появления письменности и христианской культуры этот символ все равно иногда использовали как защиту знаний.

Именно из легенды о валькирии появился обычай у женщин отпускать косы и не стричь их ни в коем случае, если их мужчина находится в бою.

Изначально, еще во времена славянского язычества, считалось, что богиня Валькирия имеет земных помощниц, обычных дев, которым передает свою силу и магию через волосы.

Символ валькирия

Валькирия — это также еще и одно из изображений древних славян, несущих в себе эзотерическую символику. Символ этот состоит из круга, символизирующего собой дневное небесное светило, в который заключены два квадрата и четырехконечная специфической формы свастика.

Данный символ объединяет в себе четыре важных аспекта воинской славянской культуры:

  • Благородство. Считалось, что любой, кто носил этот символ - становился более благородным.
  • Мудрость. Появлялась способность мыслить и действовать разумно и ясно.
  • Справедливость. Для воина это считалось важнейшей чертой характера.
  • Честь. Способность отстоять свой народ перед врагом.

Данный символ считался защитником рода славян. Война — это всегда потери. А валькирия — это символ, который был способен сгладить негативную энергию войны, а также дарить участникам боев спокойствие, умиротворение и смирение перед исходом битвы. То самое смирение, которое заставляет действовать по чести и совести вне зависимости от предполагаемого результата войны.

Получается, что данный знак валькирии в славянской мифологии — это не только дева с крыльями. Это нечто сакральное, олицетворяющее защиту всего славянского рода. И на самом деле тот факт, что валькирия и как персонаж, и как символ весьма прочно укоренились в древнеславянской культуре, не случаен.

Валькирия — мифический персонаж, богиня в германо-скандинавской мифологии.

Валькирии всегда будоражили умы людей, причём как в древности, так и в современном мире. Девы-воительницы не раз появлялись в литературе, кинематографе и даже в компьютерных играх. О валькириях слагают стихи, песни и пишут картины. Интерес к прекрасным девам, которые являются посредниками между полем битвы и раем воинов-викингов Вальхаллой, необычайно высок. Этот интерес возрос ещё больше, когда языческие верования во многих странах мира стали возрождаться, и люди почувствовали влечение к представлениям своих предков о богах и духах.

Валькирия с древнеисландского — «выбирающая убитых». Небесные девы являются посланницами верховного бога скандинавов Одина. Он посылает прекрасных дев на землю, чтобы те забрали павших воинов и привели их в . Первое, что видел викинг после смерти — валькирий. Представляют валькирий в двух образах, которые, если разобраться, различаются не сильно, однако, скорее всего, одна версия является старше другой. По одной версии, валькирии — это прекрасные девы, которые реют над полем битвы на крылатом коне. Судя по древним сагам, с гривы коней валькирий сочится влага, иней и роса. Исследователи древних верований, которые отождествляют различные поверья и мифы с явлениями природы, связывают коней валькирий с облаками. Именно эта версия, по мнению большинства исследователей, является наиболее древней. Кони, лоси, олени являлись зачастую неотъемлемой частью индоевропейских и доиндоевропейских поверий, поэтому, скорее всего, валькирий в глубокой древности представляли именно наездницами. Во втором случае валькирии сами представляются крылатыми.

Валькирии — это не просто прекрасные девы, которые спускаются на землю и забирают павших воинов. Они и сами являются воительницами. Они всегда одеты в доспехи и вооружены щитами, копьями и мечами. Согласно германо-скандинавским поверьям, именно от блеска доспехов валькирий возникает северное сияние.

Из-за уникальности германо-скандинавских мифов, сложно связать валькирий с какими-либо из богинь или духов славян. Первое, что может прийти на ум — это русские русалки, или вилы. Согласно славянским поверьям, берегини — это летающие духи, которые помогают людям в тех или иных делах. Вполне возможно, что и в славянских поверьях берегини могли встречать души умерших после смерти, чтобы препроводить их в мир мёртвых, однако никаких сведений о роли русалок и берегинь в смертельных битвах до нас не дошло. Хотя, если рассудить здраво, берегини — это духи, оберегающие людей в любых ситуациях, в том числе и в бою. Можно также вспомнить наиболее схожих богинь смерти в славянской мифологии, о которых упоминается в «Слове о полку Игореве». Речь идёт о богинях Карне и Желе. Карна и Желя оплакивают умерших, встречают их души после смерти и помогают перебраться в иной мир. Однако и здесь не всё так просто. Согласно исследованиям историков, валькирии были не просто богинями препровождающими воинов в «рай», но и сами были девами-воительницами, активно участвовавшими в битвах, а такого в славянской мифологии мы просто не находим то ли по той причине, что для славян война не имела такого большого значения, чтобы наделять её особыми божествами, то ли потому, что сведения о них просто-напросто «канули в лету».

Согласно «Эддам» и другим сказаниям германо-скандинавской мифологии, валькирии являются дочерьми Одина. Всего их насчитывается девять или тринадцать, причём каждая из них имеет своё имя и даже более того, некоторые из воительниц имеют своё место в мифологии и даже известны своими историями, что к сожалению утратила мифология славянского язычества, и, в частности, сведения о берегинях, которых также называли «тридевять сестрениц». Больше того, имён валькирий в мифологии находят гораздо больше, чем тринадцать.

Вот 27 имён валькирий, которые были найдены в древних скандинавских источниках: Брунгильда, Гель («Зовущая»), Гейр («Копье»), Гейрахёд, Гейрскёгуль, Гёндуль, Гондукк («Волчица»), Гунн («Битва»), Мист («Туманная»), Рандгрид («Разбивающая щиты»), Регинлейв («Всадница Бури»), Рота («Сеющая смятение»), Свава, Сванхвит (лебяжье-белая), Сигрдрива, Сигрюн («Тайная победа»), Скеггльёльд, Скёгуль («Свирепствующая»), Скульд («Долг»), Труд («Сила»), Хильд («Воительница»), Хлекк («Шум боя»), Хьертримуль, Христ («Потрясающая»), Хьерфьетур («Оковы войны»), Эльрун, Эльвит (чудесная).

Таким образом, мы видим, что валькирии — это не просто группа женщин-воинов, но каждая из них имеет свою индивидуальность, характер и занимается своим делом. Также, исследуя имена валькирий, можно понять, что забирание викингов с поля боя в Вальхаллу является не единственной «работой» валькирий, а только частью их деятельности. В глубокой древности валькирии были воинствующими девами, можно сказать «музами» войны. Они участвовали в битвах, предрекали исход сражения и уже по окончании забирали павших воинов в Вальхаллу.

Что касается каждой из валькирий, то известны несколько историй о похождениях некоторых из них. Валькирия по имени Сигрдрива полюбила конунга Агнара. Перед битвой Один наказал валькирии отдать победу войску Хьяльм-Гуннара, который сражался против Агнара, но Сигрдрива не послушалась своего отца и повернула исход битвы в пользу своего возлюбленного. За это Один наградил валькирию долгим сном, а очнувшись, она стала обычной женщиной. Так богиня во имя любви к человеку, стала обычной смертной. От сна её пробудил мифологический герой Сигурд (Зигфрид), который разрубил своим мечом доспехи валькирии. Стоит отметить, что валькирию Сигрдриву, которая стала человеком, отождествляют с супругой короля Бургундии Гунтера Брюнхильдой, которая упоминается в песнях «Старшей Эдды». Вторая валькирия также полюбила обычного смертного и вопреки повелениям Одина вышла за него замуж, после чего потеряла свою божественную силу и стала простой девушкой.

Валькирии на картинах художников

Артур Рэкхем — Брунгильда

Говард Дэвид Джонсон — Валькирия Брунхильд

Клайд Колдвелл — Валькирия

Сколько бы лет ни проходило, и как бы много ни появлялось новых потрясающих легенд, миру всегда будет интересна такая необыкновенная история о тех, кто до сих пор будоражит умы многих. Сказания об очаровательных служительницах одного Бога. Но кто такие валькирии на самом деле? Прекрасные, божественные создания или все же жестокие и беспощадные темные женщины-воины? Скорее всего, точного ответа никто и никогда не узнает, но как бы там ни было, древние мифы всегда готовы рассказать нам свою призрачную правду.

Дева-воительница валькирия - кто она и какое у нее предназначение?

Как гласит история о необычайных и мужественных девушках берет свое начало в то время, когда боги вели открытую жизнь и в полной мере властвовали на Земле. Именно тогда на свет появились они - валькирии. Нарекли их так неспроста, ведь с древнескандинавского языка данное слово, соединенное из двух других, означает «выбирающая убитых», что напрямую относится к предназначению, которому посвящала свою жизнь каждая воительница валькирия. Преданная служба богу Одину - вот что было важным для них. А главной задачей, стоящей перед ними, было решение того, кто станет победителем, а кто будет проигравшим во всех происходящих в то время боях.

Способы и методы, при помощи которых храбрые девушки достигали своих целей

Изначально по легенде все воинственные девы были описаны как жестокие и кровожадные ангелы смерти, которые очень любили видеть страдание и боль умирающих солдат, но с тех времен история изменилась, и они приобрели новые, более яркие и светлые черты. Летящие по воздуху на своих скорых и могучих лошадях, они парили над головами тех, кто вел тяжелую борьбу, а когда сражение подходило к концу, воительницы подхватывали павших в этом бою героев и переносили их туда, куда велел повелитель Один.

Особое место для дальнейшего существования, после земной жизни

Мир, куда приносила убитых на своем коне валькирия, - это небесная обитель всех Асгард. Именно здесь, в старинном замке под названием Вальхалла (что переводится как «чертог убитых»), находили себе приют избранные погибшие. Ежедневно под сводами золотых потолков и светящимися мечами вместо ламп, дабы защитить божественный город от нежеланного вторжения великанов, все воины до единого занимались усовершенствованием собственных навыков и упорно тренировались от рассвета и до самого заката. А затем услаждали и насыщали свои уставшие и измотанные до предела тела на пиршествах, устраиваемых богами. И в это время прекрасные воительницы прислуживали им за столами и каждому из них преподносили вкуснейшие яства и напитки.

Валькирия - это невинно прекрасная и зачаровывающая своей яркостью дева

Хотя воительницы, как было обозначено немного ранее, поначалу представляли собой беспощадных и жестоких женщин, все же спустя определенное время в более поздних писаниях скандинавской мифологии представление о них приобрело несколько иные черты. С этих пор на вопрос о том, кто такие валькирии и каково их истинное лицо, можно было услышать о том, что эти девушки были золотоволосыми девственно-чистыми красавицами с бледной кожей.

А на полях битвы они появлялись в образе дев-лебедей или же рассекали воздух на изумительных и фантастически прекрасных лошадях-облаках, гривы которых были способными покрывать землю инеем и росой.

Поэтому, учитывая все вышеуказанное, говорить о том, что валькирия - это определенный тип безжалостной воительницы или же, напротив, только чувственной девы, невозможно. Потому как этот архетип имеет в себе множество разносторонних и фантастических черт.

Происхождение служительниц Одина и древняя литература

Как гласят легенды англосаксонского народа, некоторые из валькирий были созданы из эльфов, но все же большая часть этих дев имела благородное происхождение, и они являлись дочками князей, успевшими еще при жизни стать одними из дев-воительниц, наделенными даром превращения в грациозных лебедей.

В настоящее время мы знаем про их существование благодаря такому прекрасному образцу древней литературы, как «Старшая Эдда». Именно здесь мы узнаем многое, в том числе и про имена валькирий.

Значение имен

Ни у кого из них не было так, чтобы имя ее было дано просто для красоты, напротив, каждое из них значило нечто особенное, способное дать точную характеристику своей обладательницы. И хотя немалая часть самых так и не была переведена, но все же несколько из них стали доступны и понятны всем желающим, при помощи чего становится еще чуточку легче понять, кто такие валькирии и что они из себя представляют.

Например, Хильда означает «битва», а Хлекк имеет хотя и похожий, но все-таки несколько иной перевод - «шум битвы». Христ значит «потрясающая», а Мист - «туманная». Хервьётур - это «путы войска», Труд - «сила».

Как видно из перевода, каждое имя имеет свою мощь и характер, благодаря чему образы воительниц становятся более четкими, и еще больше начинает проясняться, что валькирия - это не просто верноподданная своего бога, но также женщина, имеющая свои индивидуальные и независимые от других черты характера и способности. И именно такие их неповторимые образы стали вдохновляющим фактором в создании известного немецкого эпоса «Песнь о Нибелунгах».

Легенда о любви

Читая данный эпос, мы узнаем о том, как, посмев нарушить приказ Одина, одна из валькирий, девушка по имени Сигрдрива, совершила настоящий подвиг во имя собственной любви. Она, рискуя всем, защитила того, кого желала всем сердцем, и вместо того, чтобы отдать победу на поле боя тому, кому велел Один, воительница наградила ею своего возлюбленного, конунга Агнара. За это в итоге поплатилась долгим и беспробудным сном, а проснувшись, стала обычной, земной женщиной.

История другой валькирии, имя которой - Брунгильда, началась с того, что она вышла замуж за смертного, и в итоге, как и Сигрдрива, потеряла свою былую силу, став простой девушкой. А вскоре ее потомки сплели свои жизни с прядущими у колодца нити - норнами.

Отвержение прежней жизни

Спустя какое-то время культ божественного Одина вырос до невероятных высот. Он стал более могущественным, чем другие, благодаря чему начал приобретать в своем образе все больше человеческих черт, а другие боги в это время становились все более демонизированными. Каждая валькирия,значение которых в этот период очень сильно снизилось, приобрела себе пару крыльев, и отныне все они стали полуженщинами-полуптицами.

Теперь воительницы уже не решали, кому жить, а кому умирать на поле сражения, данные полномочия были полностью сосредоточенны в руках Одина. Даже на торжественных пиршествах им не осталось места. Ведь если раньше было так, что валькирия - это ценнейшее украшение и главные труженицы данных праздников и вечеров, то отныне их место заняли раскрепощенные, сексуальные и очаровывающие гурии.

И так как даже в том, чтобы доставлять избранных воинов в Вальхаллу, девам было категорически отказано, им не оставалось ничего другого, кроме как обнимать и заботливо лелеять эйнхериев до того времени, пока за ними не прискачет восьминогий конь, который принадлежит Одину, и не доставит их до конечного пункта.

Вот так и закончилось их предназначение, но история о деяниях и подвигах живет и поныне. Жестокие и бесчувственные или же романтические и нежные - не важно. Главнее то, сколько всего они смогли привнести и открыть для многих из нас. Ведь даже спустя огромное количество лет интерес к ним и их жизни все еще не угас, а трепещет, как и раньше, освещая все своим ярким и величественным светом.

Валькирия «выбирающая убитых». Эти воинственные девушки, согласно скандинавской , вершили судьбы воинов на поле боя. В древнейших легендах и мифах валькирий описывали как ангелов смерти, которые рассекали небесную высь верхом на коне над сражающимися воинами. Выполняя волю Одина, верховного бога скандинавов, валькирии решали, кому достанется победа, а кто навеки сложит свой меч. Души лучших воинов они уносили в небесный под названием Вальхалла, где совершенствовались в боевом искусстве теперь уже дружинники Одина, а валькирии им прислуживали.

В поздних мифах валькирий представляют в более романтичном образе. Их изображают прекрасными золотоволосыми девами с белой кожей иногда принимающими облик великолепных лебедей. Их кони было созданы из облаков, благодаря их гривам из дождя землю покрывала роса и иней. Между тем, англо-саксонские легенды гласят, что одни валькирии произошли от эльфов, а другие были избраны богами еще при жизни из дочерей знатных князей.

Легенды о валькириях в мировом искусстве

О валькириях и многих других мифических существах людям стало известно из памятника древней литературы - «Старшей Эдды». Отсюда известны и их имена: Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд, Хлекк, Труд, Крист, Мист, Хильд и другие.

В известном примере германского эпоса «Песнь о Нибелунгах» описана история валькирии Сигрдривы, которая, ослушавшись Одина, отдала победу не тому воину. Верховный бог приказал погрузить её в глубокий сон, после чего она стала простой женщиной. Еще одна валькирия по имени Брунгильда вступила в брак с земным мужчиной и также лишилась своей силы.

Образ валькирий используется в таких произведениях, как «Валькирия» Паоло Коэльо, роман «Валькирия» Марии Семёновой, цикл «Хранитель Мечей» Ника Перумова, серия книг «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца и многих других. Немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновленный роковой сущностью валькирий, создал известную оперу «Полет Валькирий».

В кинематографе и мультипликации образ дев-воительниц интерпретирован во многих мультфильмах жанра анимэ, в сериалах «Ксена – принцесса-воин», «Зачарованные», «Зов крови», в фильме «Ангел-истребитель» и т.д. Персонаж валькирии популярен во многих компьютерных играх.