Три источника и три составных части марксизма. «три источника и три составных части марксизма

В.ИЛенин

ТРИИСТОЧНИКА ИТРИСОСТАВНЫХЧАСТИ МАРКСИЗМА

Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и ка­ зенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме не­ что вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в об­ ществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожи­ дать беспристрастной науки в обществе наемного рабства - такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.

Но этого мало. История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ни­ чего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой до­ роги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениаль­ ность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поста­ вила. Его учение возникло как прямое и непосредственное про­должение учения величайших представителей философии, поли­ тической экономии и социализма.
Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримири­ мое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник луч­шего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.
На этих трех источниках и вместе с тем составных частях марксизма мывкратце и остановимся.


Ι
Философия марксизма есть материализм. В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века,во Франции, гдеразыграласьрешительнаябитвапротиввсяче ского средневекового хлама, против крепостничества в учреж­дениях и в идеях, материализм оказался единственной по­ следовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги де­ мократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», по­ дорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии.

Маркс и Энгельс самым решительным образом отстаивали философский материализм и неоднократно разъясняли глубокую ошибочность всяких уклонений от этой основы. Наиболее ясно и подробно изложены их взгляды в сочинениях Энгельса: «Людвиг Фейербах» и «Опровержение Дюринга», которые - подобно «Коммунистическому Манифесту» - являются на­стольной книгой всякого сознательного рабочего.

Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений - диалектика, т.-е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человече­ ского знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Новейшие открытия естествознания - радий, элек­ троны, превращение элементов - замечательно подтвердили диалектический материализм Маркса, вопреки учениям бур­ жуазных философов с их «новыми» возвращениями к старому и гнилому идеализму.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс до­ вел его до конца, распространил его познание природы на по­знание человеческого общества . Величайшим завоеванием на­ учной "мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вы­растает капитализм.
Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т.-е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т.-е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отра­жает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Мы видим, например, как разные политические формы современ­ ных европейских государств служат укреплению господства буржуазии над пролетариатом.

Философия Маркса есть законченный философский материа­ лизм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу - в особенности.


II
Признав, что экономический строй является основой, на ко­торой возвышается политическая надстройка, Маркс всего бо лее внимания уделил изучению этого экономического строя. Главный труд Маркса - «Капитал» посвящен изучению эко­ номического строя современного, т.-е. капиталистического, об­ щества.

Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии - самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, поло­ жили начало трудовой теории стоимости . Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту тео­ рию. Он показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени, идущего на производство товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми . Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эта связь становится все теснее, неразрывно соединяя всю хо­ зяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этой связи: товаром ста­новится рабочая сила человека. Наемный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание свое и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая приба­ вочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источ­ ник богатства класса капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса.

Капитал, созданный трудом рабочего, давит рабочего, разо­ ряя мелких хозяев и создавая армию безработных. В промыш­ ленности победа крупного производства видна сразу, но и в земледелии мы видим то же явление: превосходство крупного капиталистического земледелия увеличивается, растет примене­ ние машин, крестьянское хозяйство попадает в петлю денеж­ ного капитала, падает и разоряется под гнетом отсталой техники. В земледелии - иные формы падения мелкого произ­ водства, но самое падение его есть бесспорный факт. Побивая мелкое производство, капитал ведет к увеличению производительности труда и к созданию монопольного положе­ ния союзов крупнейших капиталистов. Самое производство ста­ новится все более общественным, - сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный орга­ низм, - а продукт общего труда присваивается горстью капи­ талистов. Растет анархия производства, кризисы, бешеная погоня за рынком, необеспеченность существования для массы населения.

Увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталисти­ ческий строй создает великую мощь объединенного труда.

От первых зачатков товарного хозяйства, от простого об­ мена, Маркс проследил развитие капитализма до его высших форм, до крупного производства.

И опыт всех капиталистических стран, как старых, так и но­вых, показывает наглядно с каждым годом все - большему и большему числу рабочих правильность этого учения Маркса.

Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом.


III
Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, - сразу обнару­ жилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и про­ тест против него. Но первоначальный социализм был утопиче­ским социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантази­ровал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу , которая способна стать творцом нового общества.

Между тем бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и осо­ бенно во Франции, все нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов . Ни одна победа политической свободы над классом крепост­ ников на была завоевана без отчаянного сопротивления. Ни одна капиталистическая страна не сложилась на более или ме­ нее свободной, демократической основе, без борьбы не на жизнь, а на смерть, между разными классами капиталистиче­ ского общества. Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе .

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана вполитике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, со­ циальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улуч­ шений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствую­ щих классов. А чтобы сломатьсопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут - и по своему общественному положению должны - составить силу, способную смести старое и создать новое.

Только философский материализм Маркса указал пролета­ риату выход из духовного рабства, в котором прозябали до ныне все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма.

Во всем мире, от Америки до Японии и от Швеции до Южной Африки, множатся самостоятельные организации про­ летариата. Он просвещается и воспитывается, ведя свою клас­совую борьбу, избавляется от предрассудков буржуазного об­щества, сплачивается все теснее и учится измерять меру своих успехов, закаляет свои силы и растет неудержимо.

работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30летием со дня смерти К. Маркса. Опубликована в легальном большевистском журн. «Просвещение» (1913, № 3). Статья была предназначена для парт. активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих.

Во вступит. части работы Ленин, опровергая попытки бурж. ученых представить марксизм в виде некоей «секты», стоящей «...в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации» (ПСС, т. 23, с. 40), показывает, что учение Маркса «... возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма... Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма» (там же, с. 40, 43). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями.

1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Фейербаха. Гл. приобретение нем. классич. философии - «...диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» (там же, с. 43-44) - также было творчески усвоено и развито марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и революц. изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на обществ. сферу действительности. Открытие Марксом материалистич. основ обществ. жизни Ленин считал величайшим завоеванием науч. мысли.

2-й раздел посвящен экономич. учению Маркса. Ленин дает оценку учениям англ. бурж. экономистов А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеугольный камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой Маркс дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации.

В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиболее серьезную критику капитализма дали социалистыутописты, Ленин отмечает слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять «... сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития...», найти те силы, к-рые способны создать новое общество (там же, с. 46). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком - класс пролетариев, «...по своему общественному положению...» составляющий силу, «...способную смести старое и создать новое»(там же, с. 47).

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ МАРКСИЗМА"

работа В. И. Ленина, содержащая сжатый анализ историч. корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти Маркса. Опубл. в легальном большевистском журн. "Просвещение" (1913, No 3). Как показал опыт революции 1905, марксистское просвещение пролетариата приобретает принцип. значение в период подъема рабочего движения. Статья и была предназначена для парт. активистов, пропагандистов марксизма среди рабочих. Во вступит. части работы Ленин, опровергая попытки бурж. ученых представить марксизм в виде некоей "секты", стоящей "...в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации" (Соч., т. 19, с. 3), показывает, что учение Маркса "...возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма... Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма" (там же, с. 3–4). Нем. классич. философия, англ. политэкономия и франц. утопич. социализм и составляют три источника марксизма, к-рые Ленин рассматривает вместе с его составными частями. 1-й раздел статьи посвящен философии. Излагая основы марксистской философии, Ленин акцентирует внимание на ее материалистич. характере, отмечая, что она синтезировала лучшие достижения франц. материализма 18 в. и философии Л. Фейербаха. Гл. приобретение нем. классич. философии – "...д и а л е к т и к а, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи" (там же, с. 4) – также было творчески усвоено марксизмом, в системе к-рого оно стало методологией науч. познания и рев. изменения мира. Материализм приобрел завершенный характер, будучи распространен марксизмом на обществ. сферу. Открытие Марксом материалистич. основы обществ. жизни Ленин считает величайшим завоеванием науч. мысли. 2-й раздел посвящен экономич. учению Маркса. Ленин дает оценку учениям англ. бурж. экономистов – А. Смита и Д. Рикардо, к-рые положили начало трудовой теории стоимости. Однако, рассматривая законы капиталистич. экономики как вечные, Смит и Рикардо не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости, за отношениями вещей не видели отношения между людьми. Ленин охарактеризовал учение о прибавочной стоимости как краеуг. камень экономич. теории Маркса, на основе к-рой он дал всесторонний науч. анализ капиталистич. формации. В статье Ленин формулирует осн. противоречие капитализма: "Самое производство становится все более общественным, – сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм, – а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов" (там же, с. 6). В 3-м разделе Ленин рассматривает социалистич. учение Маркса. Говоря о том, что в домарксовский период наиб. серьезную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин отмечает слабость утопич. социализма, к-рый не смог понять "...сущность наемного рабства при капитализме..., открыть законы его развития...", найти те силы, к-рые способны создать новое общество (там же, с. 7). Ленин обращает внимание на то, что только экономич. теория Маркса и его учение о классовой борьбе научно обосновали неизбежность гибели капитализма, указали ту силу, к-рая должна стать его могильщиком, – класс пролетариев, "...по своему общественному положению..." составляющий силу, "...способную смести старое и создать новое" (там же, с. 8).

Дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса . Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3).

Одной из излюбленных цитат, использовавшихся в советских агитационных материалах (лозунгах, плакатах, надписях на памятниках и т. п.) стала фраза Ленина из этой статьи «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».

Реферат статьи

Во введении Ленин, полемизируя с оппонентами, представляющими марксизм в виде некоей «секты», стоящей «…в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации», показывает, что учение Маркса «возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии », как «законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма ». В соответствии с этим определением три источника марксизма включают:

  • классическую английскую (буржуазную) политическую экономию ;
  • французский утопический социализм .

Эти три источника и рассматривает Владимир Ленин в своей статье, вместе с другими составными частями марксизма.

Первый раздел статьи посвящён философии. Излагая основы марксистской философии , Ленин акцентирует внимание на её материалистическом характере , отмечая, что она синтезировала лучшие достижения французского материализма XVIII века и философии немецкого мыслителя Людвига Фейербаха . Определив "диалектику" , как «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания , дающего нам отражение вечно развивающейся материи», Ленин отмечает её как главное приобретение немецкой классической философии, творчески усвоенное и развитое марксизмом, в системе которого диалектика становится методологией научного познания и революционного изменения мира . В системе марксизма приобрётает завершённый характер и материализм , который распространяется марксизмом на общественную сферу. Открытие Марксом материалистических основ общественной жизни Ленин относит к числу величайших завоеваний научной мысли .

Второй раздел статьи посвящён экономическому учению Маркса . Следом за ним Ленин также даёт оценку учениям английских политэкономов Адама Смита и Давида Рикардо . Положив начало трудовой теории стоимости , Смит и Рикардо рассматривали при этом законы капиталистической экономики как вечные, за отношениями вещей не видели отношения между людьми, и потому не смогли вскрыть сущность прибавочной стоимости . Этому Ленин противопоставляет марксово учение о прибавочной стоимости , послужившее основой всестороннего научного анализа капиталистической формации, краеугольным камнем всей экономической теории Маркса.

Третий раздел статьи посвящён учению Маркса о социализме . Отмечая, что до Маркса наиболее серьёзную критику капитализма дали социалисты-утописты, Ленин критикует слабость утопического социализма, который не смог понять ни «…сущность наёмного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития», и не указал силы, способные создать новое общество. Этому Ленин противопоставляет экономическую теорию Маркса и его учение о классовой борьбе, которые обосновали неизбежность гибели капитализма, и нашли силу, которая должна стать его «могильщиком» - класс пролетариев. По утверждению автора, этот «класс пролетариев», в силу своего общественного положения, способен «смести старое и создать новое».

Фирсов А.

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.
В.И.Ленин

Кто сейчас навскидку вспомнит, каковы три источника, три составные части марксизма? Вспомнили? А, ведь, раньше знали наизусть.

Сейчас, когда приближается 190-летие Маркса, имеет смысл вспомнить основные постулаты марксизма и то, как марксизм был использован на практике.

Начнем с источников и составных частей марксизма. Сам Владимир Ильич Ленин называл такие :

Немецкая философия,
- английская политическая экономия,
- французский социализм.

Логику марксизма в отношении развития человечества (в рассуждениях Маркса и Энгельса) можно свести к трем постулатам:

1) Материальное существование любого человека в конечном итоге определяет его сознание.

2) Рост человеческих возможностей (производительности труда) происходит в геометрической прогрессии, а рост человеческих потребностей в арифметической.

3) При капитализме все большая часть производимой прибавочной стоимости присваивается капиталом, что неизбежно приводит ко все большему расслоению общества и росту классовой борьбы.

Первый постулат как бы проистекал из диалектики Гегеля.
Второй постулат как бы проистекал из исторического материализма Маркса.
Третий постулат как бы проистекал из теории прибавочной стоимости.

Вывод у Маркса делался достаточно простой:

Из третьего постулата (неизбежность и рост классовой борьбы) делался вывод, что рано или поздно произойдет экономический кризис и революция.
Из него же делался вывод, что в конечном счете средства производства рано или поздно перейдут рабочим и крестьянам.

После чего в соответствии со вторым постулатом рост производительности труда рано или поздно приведет к тому, что человеческие возможности опередят человеческие потребности (общественные богатства польются нескончаемым потоком, наступит коммунизм).

В этих условиях начнет работать первый постулат. Каждый получит материальные блага по потребностям. И все люди станут автоматически счастливы. Наступит эра всеобщего счастья.

Вот как говорится об усилении классовой борьбы в «Манифесте коммунистической партии» :

«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества… Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее»

Из трех постулатов делался вывод о:

Неизбежности революции,
- неизбежности коммунизма, и
- неизбежности всеобщего счастья.

Ленинизм взял из марксизма отрывочность рассуждений и основные выводы. Ленин и его окружение, опираясь не столько на постулаты и логику марксизма, сколько на его выводы (коммунизм - это неизбежное будущее всего человечества, достижимое только через диктатуру пролетариата), построили тактические шаги, необходимые для завоевания власти партией, которая сможет позиционировать себя, как наилучшим образом выражающая интересы пролетариата.

Верные ленинисты-сталинисты построили диктатуру пролетариата так, как ее себе представляли. Дальше все остановилось, потому что теория отказалась работать. Производительность труда выросла, а коммунизм не наступил и даже не просматривался. Возникла тупиковая ситуация.

Чтобы выйти из тупика, надо вернуться к исходным постулатам.

Приведенные выше постулаты теории Маркса и Энгельса не являются верными. Все с точностью до наоборот:

1) Классовая борьба в современном обществе может не обостряться. Имеющиеся межклассовые противоречия не являются на 100% антагонистическими.

2) Производительность труда никогда не опережает человеческие потребности, а, наоборот, движется следом за человеческими потребностями.

3) Человек, у которого удовлетворены все материальные потребности, совсем не обязательно становится на 100% счастливым.

Соответственно, выводы, которые сделал в свое время Маркс, оказались неверными.

Жизнь показала, что все с точностью до наоборот с выводами Маркса:

Революция для дальнейшего развития общества не обязательна,

Человеческое вечное и всеобщее счастье – это утопия,

Коммунизм, как общество полностью удовлетворенных потребностей, невозможен, поскольку человеческие потребности развиваются теми же темпами, что и человеческие возможности. Или, что чаще бывает, человеческие желания опережают человеческие возможности.

Практика внедрения коммунизма показала, что бытие не полностью определяет сознание. Что человеку свойственно не хотеть работать и желать как можно больше. Соответственно, что есть, как минимум, два пункта, которые никакое бытие не способно изменить:

- Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда хотели работать.

Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда довольствовались меньшим, чем они могут получить.

Пусть Карл Маркс и Фридрих Энгельс и ошибались, но они внесли огромный вклад в развитие общественных наук.

Карл Маркс считал, что революцию лучше всего делать в одной из отсталых капиталистических стран, например, в России. Попытки применить марксизм в одних из самых отсталых стран мира (Россия, Кампучия, и т.п.) привели к резкому сокращению населения этих стран. Но в этом вина не автора Капитала, а его ученика, у которого были свои ошибки - как нелады с логикой, так и постановка во главу угла тактических, а не стратегических задач.


Учение Маркса вызывает к себе во всем цивилизованном мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной (и казенной, и либеральной) науки, которая видит в марксизме нечто вроде «вредной секты». Иного отношения нельзя и ждать, ибо «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе. Так или иначе, но вся казенная и либеральная наука защищает наемное рабство, а марксизм объявил беспощадную войну этому рабству. Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства - такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала.

Но этого мало. История философии и история социальной науки показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила. Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма.

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнета. Оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма.

На этих трех источниках и вместе с тем составных частях марксизма мы вкратце и остановимся.

Философия марксизма есть материализм. В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась решительная битва против всяческого средневекового хлама, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демократии старались поэтому всеми силами «опровергнуть», подорвать, оклеветать материализм и защищали разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии.

Маркс и Энгельс самым решительным образом отстаивали философский материализм и неоднократно разъясняли глубокую ошибочность всяких уклонений от этой основы. Наиболее ясно и подробно изложены их взгляды в сочинениях Энгельса: «Людвиг Фейербах» и «Опровержение Дюринга», которые - подобно «Коммунистическому Манифесту» - являются настольной книгой всякого сознательного рабочего.

Но Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил ее приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений - диалектика, т. е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи. Новейшие открытия естествознания - радий, электроны, превращение элементов - замечательно подтвердили диалектический материализм Маркса, вопреки учениям буржуазных философов с их «новыми» возвращениями к старому и гнилому идеализму.

Углубляя и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил его познание природы на познание человеческого общества. Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.

Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т. е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т. е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т. п.) отражает экономический строй общества. Политические учреждения являются надстройкой над экономическим основанием. Мы видим, например, как разные политические формы современных европейских государств служат укреплению господства буржуазии над пролетариатом.

Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу - в особенности.

Признав, что экономический строй является основой, на которой возвышается политическая надстройка, Маркс всего более внимания уделил изучению этого экономического строя. Главный труд Маркса - «Капитал» посвящен изучению экономического строя современного, т. е. капиталистического, общества.

Классическая политическая экономия до Маркса сложилась в Англии - самой развитой капиталистической стране. Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. Он строго обосновал и последовательно развил эту теорию. Он показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени, идущего на производство товара.

Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей (обмен товара на товар), там Маркс вскрыл отношение между людьми. Обмен товаров выражает связь между отдельными производителями при посредстве рынка. Деньги означают, что эта связь становится все теснее, неразрывно соединяя всю хозяйственную жизнь отдельных производителей в одно целое. Капитал означает дальнейшее развитие этой связи: товаром становится рабочая сила человека. Наемный рабочий продает свою рабочую силу владельцу земли, фабрик, орудий труда. Одну часть рабочего дня рабочий употребляет на то, чтобы покрыть расходы на содержание свое и своей семьи (заработная плата), а другую часть дня рабочий трудится даром, создавая прибавочную стоимость для капиталиста, источник прибыли, источник богатства класса капиталистов.

Учение о прибавочной стоимости есть краеугольный камень экономической теории Маркса.

Капитал, созданный трудом рабочего, давит рабочего, разоряя мелких хозяев и создавая армию безработных. В промышленности победа крупного производства видна сразу, но и в земледелии мы видим то же явление: превосходство крупного капиталистического земледелия увеличивается, растет применение машин, крестьянское хозяйство попадает в петлю денежного капитала, падает и разоряется под гнетом отсталой техники. В земледелии - иные формы падения мелкого производства, но самое падение его есть бесспорный факт.

Побивая мелкое производство, капитал ведет к увеличению производительности труда и к созданию монопольного положения союзов крупнейших капиталистов. Самое производство становится все более общественным, - сотни тысяч и миллионы рабочих связываются в планомерный хозяйственный организм, - а продукт общего труда присваивается горстью капиталистов. Растет анархия производства, кризисы, бешеная погоня за рынком, необеспеченность существования для массы населения.

Увеличивая зависимость рабочих от капитала, капиталистический строй создает великую мощь объединенного труда.

От первых зачатков товарного хозяйства, от простого обмена, Маркс проследил развитие капитализма до его высших форм, до крупного производства.

И опыт всех капиталистических стран, как старых, так и новых, показывает наглядно с каждым годом все большему и большему числу рабочих правильность этого учения Маркса.

Капитализм победил во всем мире, но эта победа есть лишь преддверие победы труда над капиталом.

Когда было свергнуто крепостничество и на свет божий явилось «свободное» капиталистическое общество, - сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение этого гнета и протест против него. Но первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации.

Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества.

Между тем бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и особенно во Франции, все нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов.

Ни одна победа политической свободы над классом крепостников не была завоевана без отчаянного сопротивления. Ни одна капиталистическая страна не сложилась на более или менее свободной, демократической основе, без борьбы не на жизнь, а на смерть между разными классами капиталистического общества.

Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе.

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. Сторонники реформы и улучшений всегда будут одурачиваемы защитниками старого, пока не поймут, что всякое старое учреждение, как бы дико и гнило оно ни казалось, держится силами тех или иных господствующих классов. А чтобы сломить сопротивление этих классов, есть только одно средство: найти в самом окружающем нас обществе, просветить и организовать для борьбы такие силы, которые могут - и по своему общественному положению должны - составить силу, способную смести старое и создать новое.

Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали доныне все угнетенные классы. Только экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма.

Во всем мире, от Америки до Японии и от Швеции до Южной Африки, множатся самостоятельные организации пролетариата. Он просвещается и воспитывается, ведя свою классовую борьбу, избавляется от предрассудков буржуазного общества, сплачивается все теснее и учится измерять меру своих успехов, закаляет свои силы и растет неудержимо.

Подпись: В. И.

Печатается по тексту журнала «Просвещение»