Символ крылатый лев в мифологии. Крылатый лев -

Лука Карлеварис «Венеция. Вид на набережную» 1710-1715 гг.

Начиная рассказ о львах Святого Марка нельзя не сказать о городе, где крылатый лев украшает собой герб, встречает в виде мраморный или бронзовых статуй на площадях и провожает взглядом с фасадов прекрасных зданий, а сам святой, избранный покровителем и защитником города, особенно почитаем и в наши дни. Этот удивительный город, находящийся на севере Италии, расположен на многочисленных островах лагуны и разделен многочисленными каналами, набережные которых соединены четырьмя сотнями мостов. В городе расположилось огромное количество величественных дворцов, где роскошь барокко здесь соседствует с изящной готикой. Практически отовсюду слышен плеск воды, омывающей их цоколи и отражающей великолепные архитектурные шедевры, среди которых то здесь, то там, словно незримые стражи встречаются рельефы и статуи крылатых мраморных львов. Речь идет о Венеции – крупнейшем из европейских центров международного туризма. Влюбляясь в город, туристы могут часами бродить по берегам каналов, площадям и узким улочкам, устраивать романтические прогулки на гондолах и конечно, купить копию крылатого льва, чтобы увезти с собой частичку Венеции в память об этом удивительном месте…

Донато Венециано. XIV век. Лев Святого Марка украшающий зал Гримани дворца Дожей

Святой Марк стал покровителем Венеции, «сместив» на этом посту святого Тирона Феодора. Разумеется, святые за Венецианскую республику между собой не спорили — сменить покровителя решили сами венецианцы. Евангелист Марк, по преданию, некогда проповедовал христианство в городах Венецианской лагуны. Именно поэтому в IX веке, освободившись от господства Византийской империи, Венеция в поисках нового небесного покровителя обратила взор на Святого Марка. К тому же, именно в это время в Венецию из Александрии Египетской привезли мощи святого.

История обретения мощей захватывает, как настоящий детектив. Герои ее – два венецианских купца, Буоно и Рустико (в переводе их имена означают «хороший» и «селянин»). Будучи в Египте (что само по себе являлось авантюрой, так как венецианские власти на мусульманских берегах своим гражданам высаживаться запретили), купцы отправились поклониться мощам святого евангелиста, которые хранились в одном из александрийских храмов. Разговорившись с монахом-смотрителем, купцы узнали, что на христиан в Александрии начались гонения и даже церкви мусульмане подумывают разобрать. В свете этих нерадостных перспектив они уговорили смотрителя отправиться вместе с ними в Венецию, прихватив и святые мощи. Чтобы никто ничего не заметил, мощи Марка подменили на мощи святой Клавдии, а самого святого евангелиста вывезли из Александрии в… корзине со свининой. Может быть, и непочтительно по отношению к святому, но у купцов и монаха не было другого выхода – мусульмане копаться в кусках свиных туш не стали, а стало быть, и не обнаружили, что кто-то пытается украсть святую реликвию. Когда купцы прибыли в Венецию, за то, что они высаживались на мусульманских землях, их никто и не подумал наказывать – такова была радость от обретения мощей. В честь святого Марка была выстроена базилика, куда и были положены мощи нового покровителя Венеции.

Мраморная статуя льва с площади Эрбе. Венеция

С тех самых пор архитектура Венеции стала обрастать крылатыми львами — мраморные львы и львы отлитые из бронзы, львы на страже дворцов и садов, рельефы львов на фасадах зданий, скульптуры как украшение площадей и фонтанов. Совпадение не случайно – ведь именно крылатый лев является символом святого Марка. Собственно говоря, крылатый лев – это и есть сам евангелист, вернее, символический образ, в котором его узрел в своем видении и описал в Откровении Иоанн Богослов. То самое место, где пророк описывает видение четырех животных, стоящих около Трона Господня и символизирующих четверых евангелистов. Как теологи узнали в крылатом льве именно Святого Марка? Помогла логика. Они вспомнили, что Евангелие от Марка начинается словами: «Глас вопиющего в пустыне». А кто же, кроме разъяренного льва, может в пустыне «вопиять»?

Образ крылатого льва, кстати, существовал и в дохристианской мифологии. Так, крылатые львы вавилонян символизировали четырех планетарных богов, тело льва и крылья имел Сфинкс, встречаются образы крылатого льва и во многих преданиях Передней и Малой Азии.

Бронзовые львы Святого Марка с улиц Венеции. Купить скульптуры львов, а вернее их уменьшенные копии можно во множестве сувенирных лавок.

Крылатых львов в Венеции множество, в свое время купить мраморного льва и украсить символом Святого Марка свой дом считал делом чести практически каждый знатный горожанин. Но самый знаменитый, конечно, лев с гранитной колонны на площади Дожей. История этого льва так же, если не более, увлекательна и полна хитросплетений и интриг, как и история обретения мощей святого. Гранитная колонна, на которой стоит крылатый лев – это дар Венеции от Византии за помощь в войне против финикийцев. Подарено было три огромных гранитных колонны, добрались до Венеции лишь две – одну при разгрузке утопили. Еще долго-долго колонны лежали в порту: никто не мог придумать, как эти стотонные махины установить. И только в 1196 году Николо Бараттьери при помощи обычных пеньковых канатов и инженерной смекалки установил эти колонны на площади. Геральдический символ Венеции и олицетворение ее небесного покровителя – бронзовый крылатый лев – взялся на одной из колонн словно ниоткуда. Во всяком случае, никаких документальных свидетельств о том, чьим творением является эта скульптура, не сохранилось. То ли ее в самой Венеции отлили, то ли извилистыми путями через время и пространство попал крылатый лев на площадь Дожей из Вавилона, Персии или Ассирии.

На льва позарился в свое время Наполеон Бонапарт. Низложив венецианского дожа, он и символ Венеции снял с постамента и вывез в Париж. Когда наполеоновская империя пала, крылатый лев вернулся из плена. Вернулся, практически пережив ужасную гибель – на обратном пути льва умудрились разбить на 84 кусочка. Лечили льва как могли – детали и болтами свинчивали, и переплавляли, а одну из лап, лукаво не мудрствуя, просто залили цементом. С тех пор льва периодически отправляют на реставрацию. Изначальной, нетронутой у него на сегодня сохранилась только морда да грива и некоторые фрагменты лап.

Скульптура крылатого льва с площади дворца Дожей. Венеция

Под сенью крыльев чудесного льва так и живёт Венеция уже много веков – шумная и пёстрая, карнавальная и влюблённая, романтичная и расчётливая, многоликая и остающаяся неразгаданной, как, собственно, и тайная мудрость в глазах льва Святого Марка, небесного покровителя этого фантастического города.


Ниже представлена подборка львов Святого Марка, ожидающих путешественников на улицах городов Италии.
У нас Вы всегда можете заказать и купить скульптуру льва из мрамора, как копию известного шедевра так и созданную индивидуально авторскую работу. Приятного просмотра.

22.04.2015

Венеция - один из самых красивых и удивительных городов мира, ее смело можно отнести к современным чудесам света. В ней удивительно все: и водные каналы вместо тротуаров, и мосты, совмещающие в себе и улицы, и жилые кварталы, и роскошные дворцы, построенные не на земле, а на сваях из каменного дерева. Удивительно и то, что площади, стены домов, колонны, решетки и даже церкви этого города в изобилии украшены скульптурами и барельефами с изображением крылатого льва. Лев воцарился даже не гербе Венеции. Как же он попал туда и почему был удостоен такой чести?

Крылатый лев прибыл в Венецию вместе с мощами Святого Марка. Удивительное невиданное животное являлось символом этого столь же необыкновенного человека. Именно в таком образе увидел Марка в своих откровениях Иезекииль - один из четырех пророков Ветхого Завета. И действительно, евангелист Марк стал одной из самых ярких и мощных фигур древнего христианства. Будучи учеником и последователем самого Апостола Петра, он нес слово божие язычникам в Египетской Александрии, Африке, Ливии.

Марк прошел множество дорог и везде, где ступала нога этого бесстрашного, несгибаемого человека, мусульмане и язычники уверовали в единого Бога и сына его Иисуса Христа, массово принимали христианство и возводили церкви. Силой своей веры он творил чудеса, исцелял раны, очищал от проказы. Этот великий человек подарил миру самое признанное евангелие, в дальнейшем взятое за основу Матфеем и Лукой. Мусульманские власти Египта не могли терпеть деяний этого святого и однажды, во время богослужения, Марк был схвачен, жестоко избит и брошен в темницу.

В эту ночь явился к нему Иисус и благословил его. На следующий день по дороге к месту казни, влекомый по острым камням, он скончался. Охваченные ненавистью язычники вознамерились сжечь его тело, но в тот момент, когда развели костер, вдруг раздался гром небесный, и началось землетрясение. Убийцы в ужасе бросились бежать, а последователи Марка унесли его тело и сокрыли в каменной гробнице. Великий Учитель не позволил надругаться над телом своего верного Ученика.

Еще при жизни во время кораблекрушения Марку было видение Ангела, который поведал, что упокоится он в земле, где находился. И земля эта была Венеция. Так и случилось. В 829 году два венецианских купца забрали мощи святого из Александрии, где он был захоронен, и тайно переправили в Венецию. С тех далеких пор Святой Марк стал заступником и покровителем этого прекрасного и удивительного города. В виде крылатого льва он занял достойное место на гербе Венеции и в сердцах венецианцев.

Мощи святого и по сей день покоятся в красивейшей базилике на площади Святого Марка. "Мир тебе, Марк, евангелист мой". А город цветет и хорошеет, и суровые катаклизмы, кажется, обходят его стороной. Возможно потому, что Великий Учитель все так же хранит своего Ученика.

Тетраморф- четырёхвидный — крылатое сушество в мифологии и богословии— крылатое существо из видения пророка Иезекиля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла . У Иоанна Богословатетраморф представлен в образе отдельных Четырёх апокалиптических существ ,которые являются стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая.

Видение пророка Иезекииля. Рафаэль 1518 год.

Четыре евангелиста-Матфей,Марк,Лука и Иоанн.

Орел.

Крылатый Телец.

Крылатый Лев.

Ангел.

У четырех углов Престола Господня и четырех границ Рая
Позднее эти животные были истолкованы как символы четырех евангелистов:Матфей в образе ангела,Марк в образе льва.Лука в образе тельца,Иоанн в образе орла.

«Вседержитель» — Христос в тетраморфе

Изображение Созвездие Существо Значение Сторона света
Стрелец Человек всё убивающая зима юг
Лев Лев всепожирающая осень запад
Телец Бык питающее лето север
Пегас Орёл весна восток

В вавилонской мифологии , где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:

  • Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер )
  • Лев — бога войны Нергала (Марс )
  • Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн )
  • Человек — бога мудрости Набу (Меркурий )

Ассирийский крылатый бык-Тетраморф. Голова человека,крылья орла,туловище льва и копыта быка.


Эдип и Сфинкс.Гюстав Моро.1864 год.

Римские статуи тетраморфа ("Львиноголовый Митра", "Митраический Сатурн", Зерван/Время?, Митра-Фанес?)

Черты четверичности: 4 тела (человека, льва, птицы и змеи); часто - 4 крыла; иногда - изображения четырёх кардинальных знаков зодиака (Овна, Рака, Весов и Козерога)

Как указывает энциклопедия символов: «тетраморфы — мифологические существа (как правило, животные), олицетворяющие четверичные космические структуры: страны света, времена года, стихии (иногда этот ряд может быть дополнен другими элементами). Изначально в мифологической картине мира это существа, персонифицирующие направления и располагаемые по четырем сторонам Мира ; это хозяева и стражи „четырех сторон света“, образы божественного покровительства, защиты от хаоса ». Различные культуры имеют в своей мифологии фигуры, схожие с библейскими тетраморфами:

В древнекитайской космологии подобные функции изначально выполняет тетрада священных животных — дракон , феникс , единорог , черепаха . Аналогичные фигуры имеются на печатях Мохенджо-Даро .

  • Образы существ, традиционно символизирующих евангелистов, использованы в песне Все травы да цветы
    Гуляют там животные
    Невиданной красы

    Одно как рыжий огнегривый лев
    Другое вол преисполненный очей
    Третье золотой орел небесный
    Чей так светел взор незабываемый

    А в небе голубом
    Горит одна звезда
    Она твоя о Ангел мой
    Она всегда твоя

    Кто любит тот любим
    Кто светел тот и свят
    Пускай ведет звезда тебя
    Дорогой в дивный сад

    Тебя там встретит огнегривый лев
    И синий вол преисполненный очей
    С ними золотой орел небесный
    Чей так светел взор незабываемый

    Http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84

Грифоном называют мифически-фантастическое крылатое существо имеющее туловище льва с орлиной или львиной головой. Он является символом господства над двумя сферами бытия: воздухом и землёй.

Образ грифона был известен большому количеству древних народов. Впервые эти сущности упоминаются в произведениях датированных пятым — шестым веком до н.э., в которых они совместно с другими фантастическими существами охраняли золото Индии.

В Греции образ грифона символизировал могущество, проницательность, бдительность и уверенность в своих силах. Грифон выступал в образе животного, у которого наездником был Аполлон. Эти же чудовищные птицы были впряжены в колеснице богини Немесиды. С оисаний более поздних авторов можно сделать вывод, что грифоны были самыми сильными из зверей, гнёзда которых выстраивались из золота.

Образ грифона можно встретить и в христианской традиции. В церковном искусстве, грифон является распространённым персонажем — с одной стороны он был символом нашего Спасителя, а с обратной – всех тех, кто преследовал и подавлял христианство.

В средние века образ грифона становится любимым геральдическим зверем, который символизирует объединённые качества льва и орла – отвагу и бдительность.

Легендарный Бестиарий. Выпуск #5 [Грифон]


Эта знаменитая скульптура является одним из символов Венеции. Бронзовая фигура крылатого льва на вершине массивной колонны из гранита украшает площадь Сан-Марко вот уже более 8оо лет. Собственно, название площади и статуя неразрывно связаны, ведь крылатый лев – традиционный символ евангелиста Марка.

Крылатый лев и гранитная колонна попали в Венецию в эпоху Крестовых походов. В самом конце XI века венецианский флот оказал помощь Византии в войне против финикийского города Тир. В качестве награды городу достались три гранитные колонны. Правда, до самой Венеции добрались только две – одна утонула при разгрузке. Потом еще долгие годы колонны лежали мертвым грузом в порту, потому что никто не мог придумать способ поднять гранитные монолиты, весящие более чем по сто тонн. С задачей справились в 1196 году – инженер и архитектор Никколо Бараттьери установил колонны вертикально, используя обычные пеньковые канаты. Очевидно, примерно тогда же капитель одной из колонн украсил бронзовый крылатый лев, который с тех пор стал геральдическим символом Венеции.


Впервые лев (которого нередко именуют грифоном) упоминается в документах Большого Совета Венецианской республики за 1293 год. Причем уже тогда речь шла о необходимости реставрации драгоценной скульптуры. Где же родина этой статуи, отличающейся удивительной тонкостью работы с металлом? Долгое время ее считали творением безымянных венецианских литейщиков XIII века. Но настоящий ответ, видимо, надо искать примерно 2500 лет назад в великих империях прошлого – Ассирии, Вавилоне или Персии. Точнее, увы, сказать трудно. Но таинственность биографии только добавляет ценности бронзовому льву.

Неудивительно, что венчавшая колонну фигура привлекала внимание завоевателей. В 1797 году молодой низложил дожа Венеции, и в знак того, что город покорен, велел снять крылатого льва с постамента. Скульптура была погружена на корабль и отправлена в Париж, где заняла место напротив знаменитого Дома инвалидов. Там лев простоял до самого падения наполеоновской империи. После Венского конгресса, на котором страны-победительницы определяли правила жизни в новой Европе, «пленника» отправили домой. Тут-то и случилось несчастье: по пути в скульптура упала и разбилась на 84 фрагмента! Многие были уверены, что восстановить шедевр уже не удастся.

Однако с этим взялся поспорить некий Бартоломео Феррари, который пообещал восстановить крылатого льва в прежнем виде. С работой, честно сказать, он справился неважно: грубо скрепил части между собой многочисленными болтами и швами, часть деталей переплавил в печи, а одну из лап попросту залил цементом! Однако стоит признать, что если бы не он, символ Венеции был бы потерян безвозвратно.


К счастью, до наших дней в полной неприкосновенности сохранилась бронзовая морда льва, волнистая грива, а также несколько фрагментов лап. Последний раз длительную реставрацию скульптура проходила с 1985 по 1991 год. Тогда венецианцы показали всему миру, как ценят своего крылатого покровителя: путь от реставрационных мастерских до места установки статуя проделала в гондоле, увитой цветами.