Родительские субботы и дни особого поминовения усопших. Родительская суббота

18 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ.
МЯСОПУСТНАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Роди́тельские суббо́ты – девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан. Родительскими они именуются потому, что родители самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников. Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату. В эти дни совершаются заупокойные богослужения - парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что общественные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера. Из девяти дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам. Родительские субботы Великого Поста - 2, 3, 4 седмицы.

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается,
если нет большого праздника. Следовательно и главное литургическое
поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших
молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все
живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель
неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая
Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим
неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание
исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека
жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только
тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю.
Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе
человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной
душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в
другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и
мертвыми смертью не разрушается, а продолжает
существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен
Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время
Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение
и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям.
Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших
своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они
едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию
пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих
сродников в местах блаженства. К молитве за усопших
побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас
взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие
единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам
любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних,
пока они живут на земле. Стало быть, Господь не
ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а
простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не
поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою
любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас
желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши
ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это
исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою
мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2),
- говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших,
помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего
мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего
спасает от временного несчастия, но гораздо большая
награда и большее утешение ожидает того, кто своими
молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение
грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые
блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы,
потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в
том, что после смерти есть две вечности: или вечное
блаженство праведников, или вечное мучение грешников.
Известно также и то, что нет на земле человека, который бы
пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во
грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и
оканчиваем свое земное существование. Но все ли
согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед
смертью? Ведь иногда смерть настигает человека,
находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у
него и память теряется, и душевные силы приходят в полное
изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не
может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и
он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека
внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также
отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе
никакими средствами. Изменить свою участь человек может
только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем
спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за
усопших весьма необходима и доставляет им величайшее
благодеяние.


Многих наших присных уже давно нет на земле, однако
любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже,
быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и
усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону,
горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно
близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед
Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью,
ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не
достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может
очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся
с ними. Как же радостно будет услышать от них слово
благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил
меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей.
Благодарю тебя". И напротив: как горько будет
услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот
ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне
в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по
очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы
спасательный канат, который бросает человек утопающему
ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами
отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни,
тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, -
то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде
своих единоверных и единокровных близких, без слов
взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том,
что существует общение с загробным миром, я приведу вам
сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма
нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка.
На его место был прислан другой священник - молодой,
который за первой же службой неожиданно скончался - прямо
в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним
случилось то же самое: в первый день его служения, после
того, как пропели "Отче наш" и причастный стих,
батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда
староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во
всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись,
узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее,
говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом,
если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные
жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из
священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все
равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю
Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш",
чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и
старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и
Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за
Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все
резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный
образ одетого в ризы священника, который был опутан по
рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через
некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом
и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним
случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками
указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они
открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали
поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на
будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал
ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся
записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию
по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих,
силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже
не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со
светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После
того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых
Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и
исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших
приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы
говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая
Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной
родительской субботой, и собирает православных для
совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных
наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая
Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и
кончину мира.


Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду,
Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об
усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и
да очистится пред ними путь перехода из мрачного
подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу
Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой,
Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни
воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

______________________________

Архимандрит Кирилл (Павлов) 4 марта 2005 г.
Молитва за всякого усопшего:
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго
преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и
Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и
огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих,
уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и
несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго,
верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до
последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вселенская родительская мясопустная суббота является одним из главных дней, когда православные христиане поминают своих усопших родственников. Этот день крайне важен для всех верующих.

Родительская мясопустная суббота отмечается незадолго до начала Великого Поста . В 2017 году она выпадает на 18 февраля. Масленичная неделя, несмотря на разгульное и счастливое времяпровождение, требует соблюдения некоторых правил, в том числе подготовку к воздержанию и покаянию. Еще в древности говорили, что если будешь поминать смертный час, не будешь грешен. Поэтому мы свято чтим заветы наших предков и во Вселенскую субботу отдаем дань памяти усопшим.

Смысл родительской субботы

Вселенская, то есть всеобщая, суббота — время единой панихидной службы по всем покинувшим этот мир. Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Мясопустная суббота — древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 18 февраля — день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов , чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим. Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Высшим Силам. В родительскую субботу также принято щедро раздавать милостыню.

Молитва в Мясопустную субботу

«Господи Спаситель! Ты искупил всех людей своей кровью, избрал нас оружием для своей смерти от мести горькой и завистливой. Воскресением своим чудесным даруешь нам жизнь вечную. Упокой, Господи, души наших родственников, покинувших бренный мир и вознесшихся в Царствие Небесное. Молимся мы и за всех, кто покинул тело свое, обретя вечный покой. За простой люд, за царей, церковнослужителей, самоубийц и военных, праведных и заблудших. Спаси, Господи, души их светлые и вознеси к себе в Царствие Небесное. Возносим молитву единую и за души ныне живущих. Избавь их от страхов и пороков душевных, наставь на путь праведный и не покинь заботой своей до самой кончины. Аминь»

Молитвы всех молящихся сливаются единым потоком и слышимы на Небесах. В этот великий день души всех умерших обретают шанс вознестись к Господу Богу. Души грешников, вольных и невольных, также очищаются. Мы молимся и за утонувших, и за погибших от несчастного случая, и убитых, за весь род людской, потому что нет различий между людьми — все мы едины перед Отцом нашим.

Традиции на родительскую субботу

В этот день традиционно готовят кутью — особое блюдо для поминовения умерших. Кутья — символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

Угощение готовится из зерна, в основном из пшеницы, которую замачивают на несколько часов. Используют также перловую крупу и рис. Каша должна получится не переваренной, рассыпчатой, чтобы зерна были отдельно и не сминались. Заправляют кашу сухофруктами, орехами, семенами подсолнечника, маком, мармеладом — кто что предпочитает. Блюдо поливают медом или сахарным сиропом. Кутию обязательно освящают в церкви на панихиде по всем усопшим.

Вселенская родительская мясопустная суббота служит не только днем памяти по всем усопшим, но и днем замаливания грехов и искреннего раскаяния. Помните, что честным нужно быть прежде всего перед собой и своей совестью. Живите в мире и ладе друг с другом. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

16.02.2017 03:10

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...

МОСКВА, 18 фев - РИА Новости. Суббота перед началом последней недели, предшествующей Великому посту, отмечается в Русской православной церкви как Вселенская родительская суббота — день особого молитвенного поминовения усопших.

Чтобы помянуть своих почивших родственников, православный христианин посещает храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Все молитвенные песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. В субботу утром в храмах служат заупокойную Божественную литургию, после нее — общую панихиду по усопшим.

"Накануне Вселенской родительской субботы совершается серьезное заупокойное богослужение, и в канонах, которые читаются в пятницу вечером, есть молитвы о тех, кто умер без покаяния, утонул в море, "подавился костию", кого съели звери - обо всех, кого некому помянуть, кого не похоронили по-человечески. Напомню, что это не относится к самоубийцам, а именно к христианам, которые были застигнуты внезапной смертью и не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви", — сказал РИА Новости заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Калужской духовной семинарии, преподаватель догматического богословия протоиерей Дмитрий Моисеев.

В Синаксаре постной Триоди - богослужебном тексте, раскрывающем историю и смысл основных этапов Великого поста, также утверждается необходимость церковной молитвы за всех христиан, погибших "неестественно" и без возможности покаяния. "Кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, - когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, - не лишился молитв Церкви", — говорится в нем.

Издревле в родительскую субботу верующие приносят в храмы приготовленную дома поминальную кутью (взвар из риса или пшеницы с изюмом), конфеты. Приношение кладут на специальные поминальные столы, ставя на них и зажженные свечи. С кутьи начинается поминальная трапеза. В родительскую субботу принято также посещать кладбища.

Особыми днями поминовения усопших в Русской церкви являются также вторая, третья и четвертая субботы Великого поста, Радоница — вторник после окончания Светлой (пасхальной) недели, День Победы, когда поминаются усопшие воины, Троицкая родительская суббота — накануне праздника Троицы и Дмитриевская родительская суббота — перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами.

В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Троицкая родительская суббота - 3 июня 2017 года

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.

Покровская родительская суббота - 7 октября 2017 года

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших. Покровская родительская суббота — это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году.

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота - 28 октября 2017 года

8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Родительские субботы святой Четыредесятницы

Святой Четыредесятницей называют дни Великого поста, который продолжается ровно семь недель (седмиц). Начинается он обычно в феврале или марте и заканчивается в апреле-мае. В это время церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми людьми, но и с умершими, совершая о них молитвенные поминовения в назначенные дни. Поминальные дни во время Великого поста назначаются на субботы седмиц, поскольку во все остальные дни поминовения усопших (заупокойные ектении, литии, панихиды, третий, девятый и сороковой день по смерти, сорокоусты) в это время не совершаются - по той причине, что ежедневно не бывает полной литургии, с проведением которой связан этот ритуал. Как раз для того, чтобы не лишить умерших молитвы в дни святой Четыредесятницы, и установлены указанные субботы. Они называются Вселенскими родительскими субботами, а сами панихиды, совершаемые в эти дни, - вселенскими панихидами.

  • Родительская суббота второй седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 11 марта 2017

  • Родительская суббота третьей седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 18 марта 2017

  • Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 25 марта 2017

Также в эти субботы, помимо поминовения каждого умершего в отдельности, церковь творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами церкви». В круге богослужебного года такими днями общего поминовения считаются субботы мясопустная и Троицкая, а также и субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Во все родительские субботы служба совершается по особому уставу.

4.9 (97.02%) 228 votes

Что делает душа усопшего в течение 9 и 40 дней, как следует молиться о здравии и за упокой душ близких, что говорили святые отцы о такой молитве и как помочь тем, кто не задумывается о своем спасении?

В ответ на накопившиеся вопросы читателей приводим развернутую информацию о грядущих днях особого поминовения усопших – родительских субботах, подборку уместных цитат святых отец от инокини Ливии и сведения о том, как следует молиться о тех, кого лишь условно можно назвать православными людьми.

Искренняя молитва способна растопить даже самый холодный лед…

Поминовение усопших – особенная традиция, свойственная Православию, и отличающая его от многих других религиозных течений, в том числе христианских. Например , декларируя формальное следование своей версии Библии, полностью отвергают поминовение умерших и все связанные с этим ритуалы.

В субботу 2 марта – за неделю до начала Великого поста – перед Мясопустной седмицей (масленичной неделей) для православных установлен день особого почитания памяти усопших.


На службу в пятницу под Вселенскую Родительскую субботу и в саму субботу женщины в храм надевают только темные платки.

Из семи дней в году, предназначенных для усиленного поминовения предков, особняком стоят две Вселенские поминальные субботы : Мясопустная и .

Основной смысл Вселенских (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве о спасении душ всех почивших православных христиан, независимо от их личной близости к нам. Вспомните родителей, пращуров: не пропустите службу и помин!


На Рогожском во время родительских суббот и молебнов всегда оживленно

«И мы были такими же, как вы, и вы будете такими же, как мы»

Так говорят своим посетителям тихие братские усыпальницы в обособленном иноческом государстве на горе Афоне. Для монахов особенно чувствительна, по соответствующему образу жизни, эта неразрывная связь видимого и невидимого мира, когда все внутреннее духовное устремление направленно к восходу в тот будущий невидимый и неведомый мир, который неизбежно встретит каждого из нас и определит свое место на бесконечные веки.


«…В этот день творим мы память всем человеком, скончавшимся от века в вере и благочестии, того ради, что многие безгодную подъяли смерть: в море, и непроходимых горах, стремнинах и пропастях, от глада и запаления, от брани и студения, и иным образом смерть претерпели. Посему, человеколюбия ради, святые отцы память сим творить от Соборной Церкви узаконили, апостольское предание приемлюще.

В субботу же память душам творим, потому что суббота – день покоищный, на покой от житейских соблазнов приходят усопшие. Повелели святые отцы за усопших творить поминание, глаголя, что милостыни и службы великую тем подают ослабу и пользу.


Поминальный крест в селе Слободищи, установленный силами Рогожских казаков

Повесть о том святого Макария Великого.

Спрашивал святой Макарий, обретши на своем пути сухой череп нечестивого елина: имеют ли когда во аде некоторую ослабу.

Тот же отвечал ему, многую ослабу имеем и мы, когда христиане за усопших своих творят молитвы. И Григорий многословый молитвою царя Траяна из ада избавил. И богомерзского Феофила Феодора царица святых ради исповедник мужей от муки исхитила.

Глаголет же Великий Афанасий, аще и святой жизни человек скончается, не отрицайтесь милостыни и свечи на гробе, Христа Бога призывая, запалить, приятно то есть Богу и многое приносит воздаяние. Если грешен человек – разрешаются прегрешения, если праведен – большую мзду приемлет.

Поминальная молитва, размещенная Рогожскими казаками на одном из своих поклонных крестов

Говорят святые отцы, что познают в месте светлом души друг друга, всех знают, и тех, кого раньше никогда не видели, как учит о том свт. Иоанн Златоуст, представляя притчу о богатом и Лазаре. Но видят не телесным, а некоторым иным образом и единый имеют все возраст.

Глаголет о том Великий Афанасий:

И до общего Воскресения даровано святым познавать друг друга и веселиться. Грешники же сего лишаются. Ведомо же есть, что в местах отличных души праведных и грешных пребывают. Праведные упованием радуются, грешные же чаянием злых мучатся и печалятся. Но сие только еще отчасти, а не совершенным образом, до общего Воскресения.


Крест, установленный на Рогожском кладбище по проекту атамана Рогожской казачьей станицы в память о всех захороненных на кладбище старообрядцах

Подобает и то знать, что крещенные младенцы, аще так представятся, вечной пищи насладятся, некрещенные же и язычников, ни в Царство, ни в геену не пойдут, но есть им особое место. Как отходит душа от тела, ни единого земного попечения уже не помнит, но лишь о тамошних печется.

Третины по усопшим творим, того ради, что в третий день человек вида своего изменяется.

Девятины потому, что в девятый день все тело растекается, хранится одно лишь сердце.

Сороковой день – когда уже и сердце погибает.


Не стоит бояться смерти, нужно жизнь свою готовить к суду Страшному

В зачатии же так бывает младенцу: в третий день живописуется сердце. В девятый составляется плоть. В сороковой – совершенный вид воображается. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веком, аминь.» (Постная Триодь, синоксарь на Мясопустную субботу).

Наставляя нас к духовному ведению, напоминают святые отцы о том, что единый последний смертный час, как придет, так и определит всю ценность прожитой человеческой жизни. Чтобы готовы были встречать тот час светлым разумом, верою и упованием. Великая восстает тогда брань, на границе вечности.

Знают лукавые духи, что решается ныне первый суд о душе человеческой и со страшной силой нападают они на ту душу, чтобы удержать ее себе. Нет тогда уже времени покаяния тяжким нераскаянным грешником, но ясно обнаружат они, другим на страх и в назидание, все внутренне свое непотребство, от лукавых мыслей и дел, которое хранили они в этой жизни в тайниках лицемерных сердец.


Поминальный крест, установленный Рогожскими казаками, выполненный по авторскому проекту Димитрия Власова

Многие земные деспоты и богохульники умирали в страшных муках и исступлении ума, как, например, Ульянов-Ленин, который, по свидетельству очевидцев, в последние часы никого уже не узнавал и просил прощения в своей комнате у шкафов и стульев, за совершенные преступления.

Про одну известную американскую актрису есть повествование, что, умирая, она велела подать ей самое любимое платье, и так и умерла, вцепившись в него даже зубами непреодолимою железной хваткой.


Рогожское кладбище. Фото диакона Александра Говорова

Другой – еврейский банкир, на глазах у ошарашенных наследников, сумел, с невероятною для последних минут жизни ловкостью и скоростью, извлечь из тайника под собственным матрасом и заглотить драгоценную кладку с алмазами…

Когда же поняли, в чем было дело и попытались принять супротивные меры, последний алмаз был уже погребен у него в утробе. С тем и умер.

Говорят святые отцы, что вся эта жизнь, как долгая дорога, несет человек то, что по ней собирает. Если грехи и страсти – в свое место, добродетели и стремление к совершенству – в свое. Сколько кому и куда не идти, все приходят к одному своему могильному холмику.


Старинный гроб-домовина, который предусмотрительные старообрядцы старались изготовить себе еще при жизни

Никогда нельзя забывать об этом, но, в благочестивом размышлении, вспоминать и думать о непостоянстве нынешнего века, в котором и самый премудрый человек не может точно знать за себя самого – что готовит ему нынешний день или ночь, и не ждет ли его нынче же вечность. Посему еще и узаконили для нас учителя церковные поминальные субботние дни, чтобы мы глядели на них душою, как на зеркало, в котором отражается наша вечная духовная сущность и, памятуя об этом, отступали от всякого греха.

Урал. Поклонный крест в городе Реж на месте старообрядческого кладбища

Как правильно молиться О здравии и За Упокой?

Некоторое время назад на Рогожском состоялся заказной молебен преподобному Паисию Великому. Богослужение возглавил предстоятель РПСЦ высокопреосвященнейший митрополит Корнилий.

В преддвери очередной Родительской субботы мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.


Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме