Краткое житие вмч георгия. Житие святого великомученика и победоносца георгия

В христианской религии символом справедливости и отваги является Георгий Победоносец. Существует много легенд, описывающих его многочисленные подвиги ради народа. Молитва, обращенная к Победоносцу, считается сильной защитой от бед и помощницей в разных проблемах.

В чем помогает святой Георгий?

Победоносец является олицетворением мужской силы, поэтому он считается покровителем всех военнослужащих, но также ему молятся и другие люди.

  1. Мужчины, которые находятся на войне, просят защиты от ранений и победы над противником. В древности перед каждым походом все воины собирались в храме и читали молитву.
  2. Святой помогает людям уберегать домашнюю скотину от разных напастей.
  3. Обращаются к нему перед долгими путешествиями или командировками, чтобы дорога была легкой и без каких-либо неприятностей.
  4. Считается, что святой Георгий может победить любую болезнь и колдовство. Молиться ему можно, чтобы защитить свой дом от воров, недругов и других проблем.

Житие святого Георгия Победоносца

Родился Георгий в богатой и знатной семье и когда мальчик подрос, то решил стать воином, и он показал себя примерным и отважным. В битвах он проявлял свою решительность и немалый ум. После смерти родителей он получил богатое наследство, но решил отдать его беднякам. Житие святого Георгия проходило во времена, когда христианство не было признано и преследовалось императором. Победоносец верил в Господа и не мог предать его, поэтому стал защищать христианство.

Императору не понравилось такое решение, и он приказал подвергнуть его мучениям. Святой Георгий был брошен в темницу и его пытали: били плетками, ставили на гвозди, применяли негашеную известь и так далее. Он перенес все стойко и не отказался от Бога. Каждый день он чудесным образом исцелялся, призывая в помощь Иисуса Христа. Императора это только еще больше разозлило, и он приказал отрубить Победоносцу голову. Случилось это в 303 году.

Георгия причислили к лику святых, как великомученика, который пострадал за христианскую веру. Свое прозвище Победоносец получил за то, что во время пыток проявил непобедимую веру. Многие чудеса святого являются посмертными. Георгий является одним из основных святых Грузии, где его считают небесным защитником. В древние времена эту страну называли Георгией.


Икона святого Георгия Победоносца – значение

Существует несколько образов святого, но самым известным является том, где он на коне. Часто на иконах изображают и змея, который ассоциируется с язычеством, а Георгий символизирует Церковь. Есть и икона, на которой Победоносец написан воином в плаще поверх хитона, а в руке у него крест. Что касается внешнего облика, то представляют его юношей с кудрявыми волосами. Образ святого Георгия принято воспринимать защитой от разного зла, поэтому его часто используют воины.

Легенда о святом Георгии

На многих картинах Победоносец представлен дерущимся со змеем и это сюжет легенды «Чудо Святого Георгия о змие». В ней повествуется о том, что в болоте возле города Ласия завелся змей, который нападал на местное население. Люди решили взбунтоваться, чтобы губернатор справился как-то с этой проблемой. Он решил откупиться от змея, отдав ему свою дочь. В это время рядом проезжал Георгий и он не мог допустить смерти девушки, поэтому вступил в схватку со змеем и убил его. Подвиг святого Георгия Победоносца был отмечен строительством храма, а люди этой местности приняли христианство.

Молитва святому Георгию Победоносцу на победу

Есть некоторые правила прочтения молитвенных текстов, которые следует учитывать, чтобы получить желаемое.

  1. Молитва святому Георгию Победоносцу должна идти от чистого сердца и произноситься с огромной верой в положительный результат.
  2. Если человек будет молиться дома, тогда необходимо предварительно приобрести образ святого и три . Еще рекомендуется взять святую воду.
  3. Зажгите перед образом свечи, поставьте рядом кувшин со святой водой.
  4. Смотря на пламя, представляйте, как желаемое становится реальностью.
  5. После этого читается молитва святому Георгию, а затем, необходимо перекреститься и отпить святой воды.

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (284-303 гг.)

Великомученик, чудотворец

Память: 23 апреля (6 мая) в день кончины; 3 ноября (16 ноября) в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в.; 10 ноября (23 ноября) в память колесования (Грузия); 26 ноября (9 декабря) в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Русский "Юрьев день").

Му́ченик — древнейший сонм святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру.

Церковь почитала страдальца мучеником только тогда, когда имелось полное убеждение, что человек не оступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью, всецело предавшись в руки всеспасительного Промысла Божия. Не могли, естественно, быть причислены к святым пострадавшие еретики или схизматики, а также отпавшие из-за церковного раскола или из-за предательства, или по не церковным мотивам (не за веру во Христа). Церковью, как правило, не признавались мучениками христиане, намеренно добившиеся смерти своим вызывающим поведением. Святитель Григорий Богослов (329-389 гг.) писал: «Закон мученичества: щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, но выйдя — не отступать, потому что первое — дерзость, а второе — малодушие».

Великому́ченик - мученик, особо чтимый Церковью как претерпевший особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере.

Чудотво́рец - эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т.д. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

============================================================

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (СВЯТОЙ ГИОРГИЙ) — христианский святой, великомученик, чудотворец. Пострадал во время правления императора Диоклетиана (245-313 гг.), после восьмидневных тяжких мучений в 303 году был обезглавлен.

Согласно греческим сказаниям Гиоргий родился в Каппадокии, в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, так как там была ее родина и богатые владения.

Поступив на военную службу, Гиоргий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна (по обязанностям, правам и почестям трибуны могут быть приравнены к современным полковникам), он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана - талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Диоклетиан почтил его саном комита (важное должностное лицо в римском обществе).

Гиоргию было 20 лет, когда его мать скончалась, и он получил богатое наследство. Когда начались гонения на христиан, Гиоргий, будучи в Никомедии (древний город в Малой Азии на берегу Мраморного моря), раздал имущество бедным, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям и пыткам.

  • В 1-й день его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа.
  • На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счёл его мёртвым, но вдруг явился ангел, и Гиоргий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик ещё жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились.
  • Затем его бросили в яму, где была негашёная известь, но и это не повредило святому.
  • Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми.
  • Его заставили бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором.
  • Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцелённым.
  • На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, приготовленные волхвом Афанасием, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему.

Его исцеление после стольких мук и пыток обратило ко Христу ранее уже оглашенных преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором Диоклетианом волхв Афанасий предложил Гиоргию воскресить мертвого, святой вымолил у Бога это знамение и множество народа, включая и самого бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия каким "волхованием" тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твердо что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Гиоргий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, и был возвращен к жизни по молитве святого Гиоргия.

В конце концов, император решил устроить последнее испытание - предложил Гиоргию принести жертву языческим богам. На 8-й день его привели в храм Аполлона. Гиоргий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Гиоргий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Гиоргия. А прибежавшая в храм жена императора, Александра, бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Диоклетиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы обоим!».

В ночь перед смертью Гиоргию во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Гиоргий тотчас позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти своё тело в Палестину.

На 9-й день Гиоргий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомедии 23 апреля 303 (304) года. Вместе с Гиоргием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

Еще восемь лет после казни Гиоргия в империи лилась потоками кровь христианских мучеников. Казалось, Диоклетиан одержим одной безумной идеей - уничтожить всех христиан, стереть их с лица земли. Восемь лет гонений унесло больше жизней, чем самая кровопролитная война в истории Рима. Но церковь осталась непоколебимой. И Диоклетиан признал свое поражение. Он отрекся от престола, оставил столицу и уехал к себе на родину. Христиан он ненавидел, а римлян презирал. Впоследствии, как и Нерон, он кончил жизнь самоубийством. А почитание Святого Гиоргия, начатое на заре христианства, продолжается поныне.

Слуга Гиоргия, записывавший все его подвиги, также получил от святого завет предать тело великомученика погребению в его родовых палестинских владениях. Мощи святого Гиоргия положили в палестинском городе Лида (ныне город Лод). Над его гробницей построен храм, который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Часть мощей Святого великомученика Гиоргия Победоносца содержатся в храме-реликварии Сент-Шапель в Париже. Реликвию сохранил французский король Людовик IX Святой (1214-1270), после чего она неоднократно служила на церковных празднествах в честь святого Гиоргия. Десница (правая рука до локтя) хранятся в серебряной раке на святой горе Афон, в монастыре Ксенофонта (Греция).

Мученичество святого Гиоргия было подобно триумфальному шествию победителя, а его смерть - коронованию. Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности стали называть Победоносцем.

Святой Гиоргий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало прекращению языческих жертвоприношений и обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — это церковь, змей — язычество. Также это рассматривалось как победа над дьяволом — «древним змием» (Откр. ; ).

Чудеса святого Гиоргия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна стал почитаться покровителем воинства. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3 ; 20, 2 ).

К наиболее ранним источникам апокрифических сказаний о Святом Гиоргии относятся: Венский палимпсест (V в.), «Мученичество Гиоргия», упоминаемое в Декрете папы Геласия (ранняя редакция конца V - начала VI вв.), «Деяния Георгия» - Нессанские отрывки (VI в., найдены в 1937 году в пустыне Негев). Апокрифическая агиография относит мученичество Св. Георгия к правлению легендарного персидского царя Дадиана. Эти жития повествуют о его семилетних мучениях, троекратной смерти и воскрешении. В четвертый раз Георгий умирает усеченный мечом, а его мучителей постигает кара небесная. Легенды о святом Гиоргии излагал Симеон Метафраст (византийский писатель и государственный деятель X в,), Андрей Иерусалимский, Григорий Кипрский. Мученичества Св. Гиоргия известны в латинских, сирийских, армянских, коптских, эфиопских и арабских переводах, которые содержат различные подробности о перенесенных Гиоргием страданиях. Один из лучших текстов его жития находится в славянской Минее.

ГИОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ И ГРУЗИЯ

Святой великомученик Гиоргий Победоносец вместе с Богородицей считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. На многих языках Грузия называется "Гиоргией", и одно время широко была распространена версия, что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание святого Гиоргия в Грузии началось на заре христианства. По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, Святая равноапостольная Нино, просветительница Грузии, была двоюродной сестрой Святого Гиоргия. Из ее уст народы Грузии узнали о жизни и мученичестве ее великого брата. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования (23 ноября), и завещала новообращенным грузинам любить великого святого. Первый храм в честь Святого Гиоргия был построен в Грузии уже в 335 году первым грузинским христианским царём Мирианом на месте погребения Святой Нино, а с IX века строительство церквей в честь Гиоргия стало массовым.

Святой Гиоргий считается покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Ему молятся об избавлении от демонических сил. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска (память 26 января и 18 сентября). Храмы Святого Георгия возводились не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. В средние века в разных уголках страны во имя Святого Гиоргия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. И храмы во имя святого Гиоргия и их руины пользовались среди народов Грузии особым почитанием. Всадник, даже если он преследовал врага или спешил передать важную весть, останавливал на всем скаку коня перед храмом Святого Гиоргия, чтобы осенить себя крестным знамением и попросить святого о помощи. Некоторые храмы войско возводило по обету после победы. Полководцы и цари участвовали в этих работах и носили камни для постройки храмов.

Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день Святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей, воздвигнутых на его имя, или с иконой, или же с чудом Победоносца.

Православная Церковь Грузии практически ежедневно упоминает Святого Гиеоргия в молитвах, приуроченных к памятным событиям его жития или посвященным ему иконам. Особо празднично отмечается день Святого Гиоргия («Гиоргоба») два раза в год - 23 ноября (день колесования святого, причем отмечается только в Грузии) и 6 мая (день мученической смерти святого). Во всех православных храмах страны проходят праздничные службы. День Святого Гиоргия официально объявлен в Грузии нерабочим.

Гиоргий Победоносец - всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры, и запечатлен на государственном гербе страны. Гиоргиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре (1165-1213).

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГИОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

В исламе Гиоргий (Джирджис, Гиргис, Эль-Худи) является одной из главных некоранических фигур и легенда его весьма похожа на греческую и латинскую. Жил он в те же времена, что и пророк Мухаммед. Аллах послал его к правителю Мосула с призывом принять истинную веру, но владыка повелел казнить его. Его казнили, но Аллах его воскресил и послал обратно к правителю. Его казнили во второй раз, затем в третий (сожгли и пепел бросили в Тигр). Он восстал из пепла, а властитель и его приближенные были истреблены.

Житие святого Гиоргия было переведено на арабский язык в начале VIII века, и под влиянием арабов-христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Арабский апокрифический текст жития святого Георгия содержится в «Истории пророков и царей» (начало X века), в нём Гиоргий называется учеником одного из апостолов пророка Исы, которого язычник царь Мосула подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом.

Греческий историк XIV века Иоанн Кантакузин сообщает, что в его время существовало несколько храмов, возведенных мусульманами в честь Святого Гиоргия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке писал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земли, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».

Отмечают большое сходство легенды с историей о воскресающем халдейском божестве Таммузе, известной из «Книги о набатейском земледелии», праздник которого приходится примерно на тот же период, причем на это сходство указал ещё её древний переводчик Ибн Вахшия. Исследователи предполагают, что особое почтение, которое питают к Святому Гиоргию на Востоке, и его необыкновенная популярность объяснялись тем, что он представлял собой христианский вариант Таммуза — умирающего и воскресающего бога, подобного Адонису и Осирису.

В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо Св. Гиоргия о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Гиоргия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Гиоргия. Такой образ святого Гиоргия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

На Руси Святой Гиоргий почитался с первых лет принятия христианства под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах благоверный князь Ярослав Мудрый (в крещении Гиоргий), следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало мужским монастырям Св. Гиоргия в Киеве и Новгороде (ныне Свято-Юрьев монастырь). Храм Св. Гиоргия в Киеве находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события - «творити праздник» святого Гиоргия 26 ноября (9 декабря). В русских землях народ почитал Гиоргия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего «Юрьева дня». В весенний «Юрьев день» крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. В "Юрьев день" или "осенний Гиоргий", как его стали называть, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли свободно переходить к другому помещику. Изображения Святого Гиоргия издревле встречаются на великокняжеских монетах и печатях. Со временем образ Святого Георгия на коне, поражающего змия, стал символом Москвы и Московского государства.

Святой Гиоргий - покровитель Англии со времен короля Эдмунда III (XI век). Английский флаг представляет собой Гиоргиевский крест.

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Георгий Победоносец

Достоверных сведений о жизни Георгия Победоносца крайне мало. По легенде, родился он в Малой Азии в Каппадокии. Сын богатых и знатных родителей, служил в армии, принял христианство.

О его жизни известно два знаменательных факта.
Первый - это сражение с драконом (змеем).
Второй - это мученическая смерть от рук римлян.

Родился Георгий 12 мая 270 года в 12 часов ночи в Каппадокии в Малой Азии. Родители Георгия были знатного и богатого рода, по национальности ликийцы.
Все мужчины по отцовой линии служили в армии, поэтому будущее его было определено еще задолго до того, как Георгий повзрослел. В семье он стал четвертым ребенком, имея старшего брата и двух сестер. Дети росли в любви, хотя им и не позволяли вольностей. Слово родителей было для них законом. Георгий рос очень ласковым, нежным и заботливым ребенком. Когда ему исполнилось семь лет, у него умерла мать. Мальчик очень тяжело перенес эту потерю.

Ребенок замкнулся в себе, мог сидеть часами на одном месте, его не интересовали ни игры, ни еда. Если его не звали кушать, он мог неделю не подходить к столу. Не помогали ни уговоры, ни строгость. Его воспитанием стала заниматься мать отца, женщина от природы угрюмая и жестокая. А Георгию так не хватало тепла и ласки!

Тяга к знаниям стала для него единственной отдушиной. В семье этому не перечили, и поэтому недостатка в учителях он не ощущал. Помимо школы Георгий занимался и дома. Очень много читал, особенно его интересовала религиозная литература, учил языки.

К шестнадцати годам юноша вырос почти до 180 см ростом. Широкие плечи, карие глаза, темно-каштановые волосы. И приятная улыбка во все лицо. Георгий одаривал своей улыбкой всех и каждого, не скупясь на добрые эмоции. Служить в армии Георгию совсем не хотелось, у него была совсем другая мечта - стать учителем. Но отец в своем решении отдать его на службу в армию был непреклонен. В шестнадцать с половиной лет Георгия зачислили в отряд, созданный при императоре для борьбы с инакомыслящими, то есть с христианами. Возглавлял этот отряд сослуживец отца Георгия. Чем больше Георгий служил в армии, тем больше он разочаровывался в своей службе и римской вере. Все чаще в его душе просыпался не долг воина, а желание помочь тем, кого он вынужден был преследовать.

Однажды Георгий помог избежать смерти молодому человеку из христианской общины, и тот стал верным его оруженосцем. Через своего оруженосца Георгий когда мог предупреждал христиан об опасности. Он искал и не мог найти выхода для себя, отказ от службы приравнивался к измене родине, а за это было одно наказание - смертная казнь.

В двадцать пять лет молодой человек принимает для себя два жизненно важных решения: первое - стать христианином и второе - как только представится случай, уйти из армии.

17 декабря 295 года Георгий тайно принимает крещение. А через два месяца он вместе с оруженосцем ночью покидает свой отряд, который находился в это время в Египте.
Юноши отправляются в граничащую с Египтом область- Ливию. Знание языков, которым в детстве был обучен Георгий, помогало ему спокойно общаться с местными жителями.

Георгий решил посмотреть мир и жизнь других людей, но для этого ему нужно было переждать какое-то время, потому что он знал, что его будут искать как дезертира, самовольно оставившего воинскую часть. Они направляются в селение Селена, которое насчитывало в те времена около двух тысяч жителей. В его окрестностях водилась огромная змея (этот вид пресмыкающихся полностью вымер, не дожив до наших дней). Размеры этого страшилища просто поражали воображение - около десяти метров в длину и метр в диаметре.


Георгий убивающий змия.
Святой великомученик Георгий часто изображается на иконах в образе всадника, сидящего на белом коне и поражающего копьем страшного змея. Изображение св. Георгия на коне - знак победы.

Когда это чудовище собиралось напасть на добычу, оно, издавая клокочущие звуки, распускало по бокам головы две огромные раскладывающиеся ушные раковины. В этот момент со стороны казалось, что у змеи не одна, а целых три головы. Когда-то эта змея питалась лишь мелкими животными, но с годами гоняться за добычей ей становилось все труднее и труднее.

Однажды мимо змеи проходил охотник, получивший ранение после схватки с тигром. Запах свежей крови привлек чудовище, которое набросилось на несчастного - он так и не вернулся с охоты домой. Змея попробовала человечины, и этот день стал трагическим днем для жителей деревни. Потому что вошедшая во вкус гадина стала охотиться исключительно на людей.

Люди в деревне стали пропадать через каждые семь - десять дней. Местный шаман объявил селению, что злые духи стали гневаться на них и, чтобы сдержать их гнев, нужно принести в жертву юную девушку. На общем собрании всех жителей деревни было принято решение бросить жребий - кто именно станет этой жертвой?
Выбор пал на дочь старейшины племени.
Уже вовсю шла подготовка к ритуалу жертвоприношения, когда Георгий и его спутник верхом на лошадях появились в окрестностях селения. Они проезжали по лесной дороге, которая петляла среди возвышенностей, то поднимаясь, то опускаясь вниз. Вдали уже виднелся дым, поднимающийся над селом. Когда до деревни оставалось менее трехсот метров, путники услышали со стороны леса приближающийся к ним зловещий звук. Шипение перемешивалось с клокотанием и треском, до этого ни один из них не слышал ничего подобного.

Оба воина еще не успели прийти в себя, как прямо перед ними появилась и заняла боевую стойку змея во всей своей красе. Путников спасло лишь то, что они были на лошадях, да быстрая реакция Георгия, выработанная им за годы службы, позволила ему первым атаковать неприятеля.

Он выхватил копье и проткнул им змею. Пока его спутник от перенесенного страха приходил в себя, Георгий уже успел мечом порубить на куски это мерзкое существо.

Покончив со змеей, они отправились в селение, чтобы позвать кого-нибудь на помощь. Они знали, что мясо змей во все времена считалось у африканцев деликатесом.

Вот только тогда жители селения увидели, кто истинный виновник таинственных исчезновений людей. Благодаря Георгию люди поняли, что не стоит слепо доверять своему шаману.

Все селение вышло чествовать воина-победителя. Георгию был предложен дар, от которого нельзя было отказаться, без того чтобы не нанести обиды всему племени. Ему предложили в жены спасенную девушку. Юноша был молод и красив, обет безбрачия еще не был придуман, по известным причинам ему пока некуда было спешить, и Георгий принимает предложение остаться в селении.

Здесь он начинает вести проповеди и говорить о вере, об Иисусе Христе. Спустя полгода на совете племени было решено принять христианство всем селением. Это были первые христиане в Ливии, и Георгий Победоносец был первым, кто принес Христову веру в эту страну!

Около семи лет прожил в Селене Георгий. Его красавица жена родила ему двух сыновей и дочь. Но желание увидеть другие страны, побывать на родине Иисуса, еще раз пообщаться с теми, кто несет его веру по Земле, росло в нем с каждым днем сильнее и сильнее.

Бог наградил Георгия женой не только красивой, но и мудрой. Видя душевные страдания своего мужа, женщина настаивает на путешествии Георгия. Разве могла она знать, что больше никогда не увидит своего любимого.

Из Ливии Георгий направился в Египет, а затем - на корабле - в Галлию. За год он побывал в Греции, Персии, Палестине, Сирии, и 27 апреля 303 года Георгий Победоносец прибыл в Никомидию в Малой Азии.


Дамиан. «Св. Георгий воскрешает павшего вола», Грузия

Через неделю его схватили солдаты римской армии.
Ему было предъявлено обвинение в дезертирстве и проповедовании запрещенной веры.

Два месяца Георгия продержали в местной тюрьме, пытая и требуя, чтобы тот отказался от Христовой веры. Ничего не добившись, мучители избрали для Георгия самое жестокое по тем временам наказание. Его приковали цепями в каменной камере, стоя, расправив руки в разные стороны. Руки и ноги Георгия после пыток были истерзаны в кровь. Запах свежей крови привлек тюремных крыс, и они стали грызть его живое тело, а он стоял и не мог в этот момент пошевелить ни рукой, ни ногой. Георгий Победоносец прожил еще двенадцать дней, то теряя сознание, то вновь при ходя в себя. Не дождались его мучители от него ни криков, ни мольбы о помощи.

Его не стало 11 июля 303 года, Георгию было тридцать три года. Его тело даже не было предано земле.


Микаэл ван Кокси. «Мученичество святого Георгия»


Усекновение главы святого Георгия (фреска Альтикьеро да Дзевио в капелле Сан-Джорджо, Падуя

Спустя пятьдесят лет землетрясением была разрушена тюрьма, похоронив под руинами камеру, ставшую могилой для святого мученика. Но, согласно христианскому преданию, святой Георгий захоронен в городе Лод (в прошлом Лидда), в Израиле. Над его гробницей построен храм (en:Church of Saint George, Lod), который принадлежит Иерусалимской православной церкви. Глава святого хранится в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро.



Гробница св. Георгия Победоносца в Лоде

Бессмертная душа Георгия Победоносца продолжает творить чудеса.

Он покровительствует военным, летчикам и тем, кто верит в него и просит защиты .

Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.

© «Откровения Ангелов Хранителей. Крест Иисуса» = Ренат Гарифзянов, Любовь Панова

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

По одной из версий, культ святого Георгия, как это часто случалось с христианскими святыми, был выдвинут в противовес языческому культу Диониса, строились храмы на месте прежних святилищ Диониса и отмечались в честь него праздники в дни дионисии.
Георгий считается покровителем воинов, земледельцев (имя Георгий происходит от греч. γεωργός - земледелец) и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр.

На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).

В русских землях народ почитал Георгия как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. В весенний Юрьев день крестьяне первый раз после зимы выгоняли скот на поля. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.


Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве


Храм Георгия Победоносца упоминается в летописях вместе с прочими церквами, построенными . По старинным записям, хранившихся в этой этой церкви до 1778 г., Георгиевская церковь была заложена на Великокняжеском дворе в 1129 г. князем Юрием Долгоруким в честь «своего ангела» св. великомученика Георгия. Вероятно, в начале она была построена по тому же архитектурному типу, как и прочие древние каменные церкви Владимиро-Суздальской земли XII и XIII вв., например Спасский собор в Переславле-Залесском…
Строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным .

Дни памяти

В Православной церкви память Георгию Победоносцу совершается:
- 23 апреля/6 мая ;
- 3 ноября/16 ноября - обновление (освящение) храма великомученика Георгия в Лидде (IV век);
- 10 ноября/23 ноября - колесование великомученика Георгия (грузинское празднование);
- 26 ноября/9 декабря - освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. Празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день (26 ноября).

На Западе святой Георгий - покровитель рыцарства, участников крестовых походов; он - один из Четырнадцати святых помощников.

Грузия, просвещенная христианской верой святой равноапостольной Ниной († 335), родственницей святого великомученика Георгия Победоносца († 303, память 23 апреля), особо чтит святого Георгия, как своего покровителя. Одно из наименований Грузии – в честь Георгия (это название сохраняется и сейчас во многих языках мира). В честь великомученика святая Нина установила праздник. Он совершается и поныне в Грузии 10 ноября – в воспоминание колесования святого Георгия.
Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии в 335 г. царём Мирианом на месте погребения святой Нины, с IX в. строительство церквей в честь Георгия стало массовым.
В 1891 г. на Кавказе, вблизи села Кахи Закатальского округа, построен на месте древнего новый храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца к которому стекается множество богомольцев разных вероисповеданий.
Житие святого было впервые переведено на грузинский язык в кон. X в. В XI в. Георгий Святогорец при переводе «Великого Синаксаря» выполнил краткий перевод жития Георгия.
Георгиевский крест присутствует на флаге грузинской церкви. Впервые он появился на грузинских знамёнах при царице Тамаре.

В осетинских традиционных верованиях важнейшее место занимает Уастырджи (Уасгерги), представляющийся крепким седобородым старцем в доспехах на трёх- или четырёхногом белом коне. Он покровительствует мужчинам. Женщинам запрещено произносить его имя, вместо которого они называют его Лæгты дзуар (покровитель мужчин). Празднования в его честь, как и в Грузии начинаются 23 ноября и продолжаются неделю. Вторник этой праздничной недели является особо почитаемым. Сам культ является синкретическим по своей природе: с началом распространения христианства в Алании (V век) и до его окончательного принятия (X век) некое божество из пантеона этнической осетинской религии, культ которого берёт начало со времён индо-иранской общности было подвергнуто Церковью трансформации. В итоге божество приняло имя Георгия, также название праздника в его честь (Джеоргуыба) было заимствовано в результате значительного влияния грузинского православия из грузинского языка. В остальном культ покровителя остался этническим по своей природе.

Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде.
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклетиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле.
В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае, в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается как праздничный день.
Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй пол. XIX в. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и приукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872 г. З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская Церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

Блаженный и приснопамятный князь Российской земли Ярослав, сын равноапостольного князя Владимира, захотел создать храм в честь великомученика Георгия, т. е. во имя своего Ангела, так как Ярослав во святом крещении получил имя Георгия. Место для сего храма он выбрал неподалеку от Софийского собора, именно на запад от него, по направлению к золотым воротам.
Когда начали строить этот храм, то немного было делателей.
Увидев это, Ярослав призвал тиуна и спросил его:
– Почему мало трудящихся у храма Божия?
Тиун отвечал:
– Так как – дело властительское (т. е. сооружается храм на собственный счет князя), то люди боятся, чтобы за труд они не были лишены платы.
Тогда князь повелел возить под своды золотых врат возами свои сокровища и объявить на торгу людям, что каждый может получить от князя по ногате в день за работу. И явилось множество делателей, работа пошла успешней, и храм вскоре был окончен.
Освящение его совершено было 26 ноября 1051 г. митрополитом Иларионом. День освящения князь заповедал праздновать во всей России ежегодно в честь святого великомученика Георгия. Святой великомученик Георгий считается преимущественным охранителем пастухов и стад на том основании, что по преставлении своем он неоднократно оказывал помощь ближним, являясь на коне. Поэтому в Георгиев или, по просторечию, в Егорьев день благочестивые жители сел и деревень России выгоняют обыкновенно впервые после зимы свой скот на пастбище, причем совершают св. великомученику молебствие с окроплением св. водою пастухов и стад.

Молитвой Георгию Победоносцу христиане просят об укреплении веры.
Если вас несправедливо притесняют, попросите молитвой Георгия Победоносца о святом покровительстве и защите.
Сильна молитва Георгию Победоносцу во время бедствий.
Георгий Победоносец является небесным покровителем России, Грузии и Осетии. Он изображен на гербе Москвы. Во время бедствий, нашествия врагов, засилья иноверных православному народу всегда помогала молитва святому Победоносцу.

Молитвы святому великомученику Георгию Победоносцу
Молитва первая

О всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа Славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со ангелы и архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь, глас 4
Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Ин тропарь, глас той же
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 4
Днесь блажат тя мира концы, Божественных чудес исполншеся, и земля радуется, напившися крове твоея. Христоименитии же людие града Киева освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася, страстотерпче Георгие, сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов. Егоже моли с верою и мольбою приходящим во святый твой храм дати очищение грехов, умирити мир и спасти души наша.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Святой великомученик ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ (†303)

6 мая (23 апреля) верующие православной Церкви отмечают день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день его преставления.

Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был еще ребенком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей.

Святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности - Белит ), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) - приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах. Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа, вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине». Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Потом Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки - колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.


«Скажи Георгий, - спросил Диоклетиан, - откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» «Царь, - ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполлона: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» - произнес Георгий. После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен». Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года , в пятницу, в семь часов вечера.

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.

Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола - громадным змеем.


На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.
В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

Святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы русского воинства, он особо любим и почитаем народом.

Святой Георгий широко почитается не только в России, но и в Грузии, Арабских странах и Англии.

Он считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется "Георгией", и одно время широко распространилась версия что имя это было дано в честь святого Победоносца.

Почитание в арабских землях связано с преданиями о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Еще одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так, что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из той лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имени которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов. Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Святой Георгий является также покровителем Англии со времен короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения "старой доброй Англии".

Тропарь, глас 4:
Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:
Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:
Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подеши прегрешений прощение.

Молитва 1-я великомученику Георгию:
Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я великомученику Георгию:
О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. А минь.

Святой великомученик Георгий, прозванный Победоносцем, пострадал за веру во времена императора Диоклитиана. Будучи фанатичным приверженцем древних римских богов, Диоклетиан предпринял гонения на христиан, немыслимые по жестокости и масштабу. Для этого он разослал повеление об их полном истреблении во все страны своего царства и приказал перед казнью мучить христиан самыми изощренными пытками.

В то время в римском воинстве был чудный Христов воин, святой Георгий. Родом он происходил из Бейрута, из Каппадокии, и воспитан был в православном благочестии. Еще в детстве он лишился отца, который скончался замученный за исповедание Христа. Мать же Георгия переселилась с ним в Палестину, в Лидду, так как там была ее родина и богатые владения.

Святой Георгий получил прекрасное образование и решил служить на военном поприще. Он отличался умом, мужеством и крепостью тела, а потому вскоре был поставлен начальником в знаменитом воинском полку. В этом чине он проявил такую храбрость на брани, что император Диоклитиан, еще не знавший о его христианстве, почтил его саном воеводы и комита (сопровождающим императора). Мать Георгия к этому времени уже скончалась.

Когда Диоклитиан замыслил истребить христиан, святой Георгий состоял при царе. Как только святой убедился, что этот неправедный замысел императора не может быть отменен, и узнал о его лютости против христиан, он решил, что наступило время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас все свое богатство святой Георгий роздал нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим.

На третий день, когда должно было состояться окончательное совещание царя и его князей о беззаконном убиении христиан, мужественный Христов воин святой Георгий явился на то нечестивое сборище и исповедал себя как христианина. Царь от удивления долго не мог прийти в себя. Наконец, не желая терять достойнейшего воина, он стал уговаривать Георгия отречься от Христа и принести жертву языческим богам. Святой же Георгий сказал, что не отступит от истинной веры, какие бы мучения ему не предстояли. Тогда, не дав святому окончить свою речь, император повелел оруженосцам изгнать копьями Георгия из собрания и заключить его в темницу. При этом, когда одно копье коснулось тела святого, тотчас его железо стало мягко, как олово, и согнулось. Уста же мученика исполнились хваления Бога.

Введя мученика в темницу, воины распростерли его на земле лицом вверх, забили ему ноги в колоды и положили на грудь тяжелый камень. Святой же терпел и непрестанно воздавал благодарение Богу вплоть до следующего дня. Наутро царь спросил: “Раскаялся ли ты, Георгий, или все еще пребываешь в своем непокорстве?” Святой ответил: “Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою”.

Тогда Диоклитиан велел принести великое колесо, под которым были помещены доски, истыканные железными остриями, подобными мечам, ножам и спицам; некоторые из них были прямые, другие искривлены наподобие удилищ. На том колесе царь велел привязать обнаженного мученика, и, вращая колесо, срезать все тело его этими железными остриями. Святой Георгий, разрезаемый на части и сокрушаемый, как тростник, доблестно переносил муки. Сначала он молился Богу громким голосом, затем все тише, потом уже совсем молча, не испустив ни одного стенания. Сочтя святого умершим, царь насмешливо спросил: “Где же Бог твой, Георгий?” Затем он велел его отвязать от колеса, а сам пошел в капище Аполлона. Но вдруг настал мрак, прогремел страшный гром, и многие услышали глас свыше: “Не бойся Георгий, Я с тобою”. Появилось сияние, и Ангел Господень явился у колеса. Возложив руку на мученика, он сказал: “Радуйся”. Когда Ангел исчез, сошел с колеса сам мученик, исцеленный от ран.

При виде этого чуда воины пришли в великий ужас и недоумение и возвестили о случившемся царю, который тогда присутствовал в капище. Последовал за воинами и святой Георгий и предстал царю. Ужас и недоумение надолго сковали уста всем. Два же мужа, находившиеся там, Антоний и Протолеон, почтенные преторским саном и уже ранее оглашенные в христианской вере, видя столь дивное чудо, совершенно утвердились в исповедании Христа и воззвали: “Един Бог великий и истинный, Бог христианский!” Царь тотчас велел схватить их, без допроса вывести за город и предать усекновению мечом. И сама царица Александра, также присутствовавшая в капище, видя чудесное исцеление мученика и услыхав о явлении Ангела, познала истину. Но когда она хотела со дерзновением исповедать Христа, епарх ее удержал и, прежде, чем узнал сие царь, повелел отвести ее во дворец.

Диоклитиан же начал предавать Георгия новым мукам. Так он повелел ввергнуть его на три дня в обложенный камнем ров и засыпать негашеною известью. Но, ограждаемый Божией благодатью, святой вышел из этого испытания совершенно невредимым и разрешенным от уз. Тогда Диоклитиан велел принести железные сапоги, раскалить длинные гвозди, вбитые в подошву их, обуть мученика в эти сапоги и гнать его с побоями до темницы. Святой же Георгий шел в этих раскаленных сапогах с гвоздями и горячо молился Христу Спасителю. Изнемогая телом, он не изнемог духом. Весь день и всю ночь не переставал он возносить благодарение и молитвы Богу. И в ту ночь, Божиею помощью, исцелился от ран, ноги его и все тело снова стали невредимыми.

Утром Диоклетиан продолжил пытки. Святого сначала били по устам, славящим Христа, а потом стали истязать воловьими жилами до тех пор, пока плоть его с кровью не прилипла к земле. Пораженный терпнением мученика, император, однако, не вразумился, а решил, что все дело в волхвовании. Тогда он прибег к помощи чародея, который принес свое зелье. Но Георгий остался жив, испив без колебания это зелье и насмехаясь над бесовской прелестью. Кипя яростью, царь велел насильно напоить Георгия ядом. Святой же не стал ожидать насилия, а сам добровольно взял сосуд и выпил смертоносный яд, но вновь остался невредимым, с помощью благодати Божией, и начал увещевать своего мучителя к принятию христианства как истинной веры.

Тогда лукавый волх посоветовал императору приказать, чтобы Георгий воскресил мертвеца и тем доказал истинность веры в распятого Человека. Изумился царь такому совету волхва Афанасия, но приказ дал, и все направились к гробнице. Там святой Георгий стал молиться Победителю смерти Христу, чтобы Тот воскресил Своей силой мертвого человека, и, когда сказал: “Аминь”, вдруг загремел гром, потряслась земля, крыша гробницы пала на землю, открылся гроб и мертвец встал и вышел из гроба. Все помертвели от ужаса. Тотчас разнеслась в народе молва о случившемся, и многие рыдали и прославляли Христа как великого Бога. Царь и вельможи пришли в великое недоумение и совершенно не знали, что делать. Волхв же Афанасий сам припал к ногам святого, исповедуя, что Христос есть Всесильный Бог, и моля мученика, чтобы тот простил ему согрешение, содеянные в неведении.

А Диоклитиан, видя, как рассыпаются все его планы, повелел отсечь головы и волхву Афанасию, и воскресшему из мертвых. Святого же Георгия он велел пока держать в темнице и в оковах.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и знамением крестным святой исцелял больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди приходивших был некий муж, именем Гликерий, простой землепашец, у которого вол свалился с горы в лес и разбился до смерти. Молитвами святого вол ожил. Узнав об этом, Диоклитиан исполнился гнева и приказал тотчас отсечь землепашцу голову, а для святого Георгия повелел приготовить судилище при капище Аполлона, чтобы на глазах народа испытать мученика.

В ту же ночь мученик Георгий узрел во сне явившегося Господа, Который поднимал его рукою, обнимая, лобызал его и возлагал ему на главу венец, говоря: “Не бойся, но дерзай и сподобишься со Мною царствовать. Не изнемогай, ты скоро придешь ко Мне и получишь уготованное тебе”. Радостный святой призвал к себе слугу, который всегда тщательно записывал деяния и речи святого, и возвестил ему свое видение, говоря: “По моем исходе от сей жизни, возьми мое смиренное тело и согласно завещанию, отнеси в палестинский дом наш”.

Как только взошло солнце, царь воссел на судилище и стал беседовать с Георгием, обещая ему высочайшие почести, если он поклонится языческим богам. Мученик предложил вместе отправиться в храм Аполлона. Когда они подошли к храму, там уже было приготовлено жертвоприношение, ибо все ожидали, что Георгий собирается принести богам жертву. Святой же, посмеявшись над бесом, сидящим в идоле Аполлона, сокрушил всех кумиров в храме.

Слух об этом распространился по всему городу и дошел до царицы Александры, и она не стала дольше скрывать своего исповедания. Царица прошла через толпу на средину, и дерзновенно исповедовала перед всеми, что Христос истинный Бог, припав к ногам мученика. Видя это, Диоклетиан пришел в великое изумление и тотчас повелел усечь мечом и святого Георгия, и супругу свою.

Воины схватили мученика и повели за город. Повлекли они и царицу. На пути она изнемогла и предала дух свой Господу. Святой же Георгий, помолившись, с радостью преклонил под меч свою главу и так скончался в 23-й день месяца апреля, достойно совершив свое исповедание и сохранив непорочную веру. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидде, согласно его завещанию.

И по своей кончине святой великомученик Георгий прославился многочисленными чудесами, став одним из любимейших святых во многих частях света. За мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, святого Георгия стали величать Победоносцем.

Одним из самых его знаменитых чудес является так называмое “Чудо о змие”. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. И жители начали по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Ее отвели к берегу озера и привязали. Но когда зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками. Чудо о змее сделалось излюбленным сюжетом в иконографии святого. Этот образ также символизирует победу над диаволом — “древним змием” (Откр. 12, 3; 20, 2).

Чудеса святого Георгия послужили также поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей, а также покровителем воинства.

На Руси с древних времен святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца («Георгия вешнего») жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — Юрьевым: в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

В XI веке великий князь Ярослав основал в честь святого Георгия обители в Киеве и Новгороде (Юрьев монастырь) и повелел творить праздник в честь Георгия Победоносца. Изображения святого Георгия издревле встречаются на русских великокняжеских монетах и печатях. Святой является также покровителем города Москвы - столицы нашего отечества.