Категория выражающая проблему существования в общем виде. Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория бытия

Тест 236 . Проблема бытия – одна из фундаментальных в философии. Как называется раздел философии, изучающий данную проблему?

В. Онтология*

Тест 237. Проблему существования, в ее общем виде, выражает одна из фундаментальных категорий философии. Какое название носит данная категория?

С. Онтология

Тест 238. Все существующее: человек, природа, планеты, фантазии, идеи, чувства, законы и другие явления – объединяют в определенную категорию философии. Какая это категория?

Д. Бытие *

Тест 239 . Понятие «бытие» в современной философии определяется через «сущее» и имеет синоним. Какое понятие ему соответствует?

А. Экзистенция*

Тест 240. В одной из философских систем, понятие «бытие» определяют через «сущее». Как называется данное течение?

С. Экзистенциализм *

Тест 241 . В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, идеалистическая. Какая еще концепция имеет место?

Д. Неклассическая*

Тест 242. В истории философии существуют три концепции бытия: идеалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Материалистическая*

В. Дуалистическая

С. Классическая

Д. Реалистическая

Тест 243. В истории философии существуют три концепции бытия: материалистическая, неклассическая. Какая еще концепция имеет место?

А. Идеалистическая

Тест 244. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется объективной реальностью?

Е. Материальная *

Тест 245. В философии выделяют две сферы бытия. Какая из них именуется субъективной реальностью?

В. Духовная сфера *

Тест 246. Человек – существо, объединяющее в себе две сферы реальности, одна из которых – материальная. Какая еще сфера присуща человеку?

Е. Духовная *

Тест 247 . В сфере объективной реальности выделяют две основные формы бытия, одна из которых – природа. Как называется вторая форма?

Д. Индивидуальное сознание

Тест 248. В сфере объективной реальности выделяют форму бытия, которая включает в себя физический и биологический мир. Как называется данная форма бытия?



Е. Первая природа *

Тест 249. Бытие физического и биологического миров, на которые не оказывает преобразующего воздействия человек – одна из форм бытия. Какая это форма?

В. Первая природа *

Тест 250. Лес, море, горы, растения – одна из форм объективной реальности. Какая это форма?

С. вторая природа *

Тест 251. Скульптуры, книги, здания – одна из форм бытия. Как она называется?

А. Первая природа*

Тест 252 . Совокупность материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством – одна из форм бытия. Какая это форма?

С. Вторая природа

Тест 253. Растения, животные, человек, физические явления – одна из форм бытия. Какая это форма?

Д. Первая природа *

Тест 254. Сфера субъективной реальности существует в разных формах. Какая из нижеперечисленных форм ей соответствует?

С. Духовная культура*

Тест 255 . Бытие структурировано на различные уровни: микромир, макромир. Какой уровень еще имеет место?

Д. Мегамир *

Тест 256. Мегамир, макромир – уровни бытия. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

В. Микромир

Тест 257 . Духовное, идеальное – составляет особую сферу бытия. Какая это сфера?

В. Субъективная реальность*

Тест 258. Идеалы, идеи, нормы, ценности существующие в обществе образуют форму бытия. Какая это форма?

С. Общественное сознание *

Тест 259. В структуре бытия выделяют уровни в виде микромира и мегамира. Какой уровень еще имеет место в его структуре?

Д. Макромир *

Тест 260 . Материя – философская категория. Как она определяется в философии?

А. Объективная реальность *

Тест 261 . В основе всего многообразия явлений мира, лежит некоторая общая основа. Как она называется?

Е. Субстанция *

Тест 262. Основными неотъемлемыми свойствами материи являются пространство и время. Что еще относится к ее атрибутам?

В. Движение

Тест 263. Пространство и время являются неотъемлемыми свойствами существования определенной реальности. Как она называется?

А. Материя *

Тест 264. Движение – способ существования материи. Что собой представляет данное понятие в широком смысле?

В. Изменение *

Тест 265. Перемещение человека по комнате – одна из форм движения. Какая это форма?

Д. Механическая *

Тест 266 . Физическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

А. Молекулы *

Тест 267. Химическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

С. Атомы *

Тест 268 . Биологическая форма движения связана с определенным материальным носителем. Какой это носитель?

Тест 269. Пространство и время имеют разновидности: физическое и биологическое. Какая еще разновидность имеет место?

Д. Социальное *

Тест 270. Пространство и время имеют разновидности: биологическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

В. Физическое

Тест 271. Пространство и время имеют разновидности: физическое и социальное. Какая еще разновидность имеет место?

А. Биологическое *

Тест 272 . Исторические факты и события характеризуют определенный вид времени. Какое это время?

В. Социальное *

Тест 273 . Пространство, время – философские категории. Атрибутами чего они являются?

С. Материи *

Тест 274 .Человеческое общество – носитель самой высокой формы движения. Как она называется?

А. Социальная *

Тест 275 . Мир живых существ – носитель определенной формы движения. Какая это форма?

А. Биологическая *

Тест 276. Бытие – одна из основных категорий в философии. Как данная категория в философии определяется?

Д. Все сущностное и существующее*

Тест 277. Организмы, структуры, вещи, человеческие индивиды описывают мир. Чем они являются в мире?

А. Материей

Тест 278. Индивидуализированное и объективированное бытия едины. Чем представлено такое единство?

А. Языком*

Тест 279. Между бытием первой и второй природы возникают конфликты. Они могут быть энергетические. Какие есть еще конфликты?

С. Экологические*

Тест 280. Бытие отдельного человека представлено диалектикой. Одной стороной диалектического единства является тело. Укажите вторую сторону.

Тест 281. Взаимосвязь природы и общества имеет своё проявление. Что таким является?

А. Биосфера

Тест 282. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Какая это форма бытия?

А. Бытие первой природы*

Тест 283. Бытие человека имеет исходные характеристики. Какая это характеристика?

С. Социально-историческая*

Тест 284. Бытие существует и проявляется на разных уровнях. Таковыми есть микромир, макромир. Укажите третий уровень.

А. Мегамир *

Тест 285. Материя имеет свои формы существования. Одна из форм - время. Что еще является ее формой?

С. Пространство*

Тест 286. Материя имеет способ существования. В чем она существует?

А. Движении*

Тест 287. Одним из видов бытия является материя. Что в философии под ней понимают?

Д. Объективную реальность*

Тест 288. Материя как философская категория имеет своё значение. Назовите ее значение.

А. Существование объективной реальности *

Тест 289. Всеобщее свойство материи заключается в воспроизведении признаков, свойств и отношений в процессе взаимодействия различных систем. Как оно называется?

С. Восприятие

Тест 290. Саморегуляция и самоорганизация – стороны процесса движения. Каким системам они присущи?

Д. Биологическим*

Тест 291. Одним из состояний бытия является информация. Ее процессы можно отнести к материальным объектам. Назовите к каким объектам она относится.

Д. Идеальным*

Тест 292. Живые организмы из-за иерархичности организации систем биологических часов обгоняют время. Что в этом им помогает?

С. Приспособление*

Тест 293. Движение имеет свои виды. Один из видов характеризуется изменением качественного состояния предмета. Как называется такое изменение?

Д. Развитием

Тест 294. Перемещение тела в пространстве описывает определенную форму движения. Какая это форма движения?

С. Механическая*

Тест 295. Изменение свойств, отношений и состояний объектов, любое взаимодействие описывает какой-то процесс. Что является таким процессом?

Д. Движение*

Тест 296. Время и пространство - это универсальные формы существования. Для существования чего они универсальны?

В. Материи *

Тест 297. Пространство и время не существуют сами по себе. Вне чего они не могут существовать?

Тест 298. Социальное время имеет свои специфические черты. К ним относится движение общества. Укажите что еще является такой чертой В. Ускорение *

Тест 299. Время представлено тремя видами. Это такие виды времени социальное, биологическое. Назовите какой еще есть вид времени.

А. Физическое*

Тест 300. Симметрия – асимметрия, лево – право – это характеристики одного вида пространства. Что они описывают?

А. Биологическое пространство *

Тест 301. Исходные единицы измерения есть в биологическом виде времени. Что является таким измерением?

Д. Обмен веществ*

Тест 302. Возникновение и исчезновение цивилизаций, войны, развитие стран – описание одного из видов времени. Какое это время?

Д. Социальное*

Тест 303. Каждый вид времени имеет свою исходную, мельчайшую единицу измерения. Что является таковым для физического времени?

В. Секунда*

Тест 304. Пространство имеет специфические виды. Такими видами являются биологический, социальный. Укажите какой еще есть вид.

Е. Физический*

Тест 305. Объекты имеют качественные и количественные характеристики. Характеристикой чего является высота, ширина, размер объектов?

Д. Пространство

Тест 306. Знания о социальном времени необходимы для своевременного разрешения противоречий в обществе и гармонизации общественных отношений. Какой его характер в этом проявляется?

В. Гуманистический *

Необратимость

Согласно диалектике, источником развития выступает

Разрешение внутренних противоречий

Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория

Функция культуры по выработке и трансляции ценностей, идеалов и норм называется

Аксиологической

Проблема голода и нищеты в отсталых странах

Относится к группе проблем межгосударственного характера

98. Сопоставьте имя мыслителя – Ф.БЭКОН – и понятия, характерные для его концепции:

Индукция, эксперимент

99. Сопоставьте имя мыслителя – М. ХАЙДЕГГЕР – и понятия, характерные для его концепции:

Экзистенция, трансцеденция

100. Сопоставьте имя мыслителя – З. ФРЕЙД – и понятия, характерные для его концепции:

Бессознательное, психоанализ

Представителями гуманистической линии в философии являются (много)

А. Швейцер

Н.А. Бердяев

102. Сопоставьте трактовку истины – ИСТИНА – ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ – с соответствующим философским течением:

Экзистенциализм

103. Сопоставьте трактовку истины – ИСТИННЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОЕ ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ИМЕЕТ БЛАГИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И КОТОРОЕ МОЖЕТ УСПЕШНО ПРИМЕНЯТЬСЯ НА ПРАКТИКЕ – с соответствующим философским течением:

Прагматизм

104. Сопоставьте трактовку истины – ЧТО ИСТИННО, ИСТИННО «САМО ПО СЕБЕ»: ИСТИНА ТОЖДЕСТВЕННО ЕДИНА, ВОСПРИНИМАЮТ ЛИ ЕЕ В СУЖДЕНИХ ЛЮДИ ИЛИ ЧУДОВИЩА, АНГЕЛЫ ИЛИ БОГИ – с соответствующим философским течением:

Феноменология

Сознание и бессознательное

Взаимосвязаны

Являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека

По мнению представителей___________________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

Скептицизма

Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как

Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо



108. Установите соответствие между именем мыслителя – СЕНЕКА – и названием школы мысли, к которой он принадлежит:

Стоицизм

109. Установите соответствие между именем мыслителя – Г.В. ПЛЕХАНОВ – и названием школы мысли, к которой он принадлежит:

Марксизм

110. Установите соответствие между именем мыслителя – АНТИСФЕН – и названием школы мысли, к которой он принадлежит:

111. Установите соответствие между именем мыслителя – К.Г. ЮНГ – и названием школы мысли, к которой он принадлежит:

Психоанализ

Субъектом сознания могут выступать

Весь окружающий мир

113. Соотнесите имена философа – М. ХАЙДЕГГЕР и его высказывания по проблеме истины:

- «Истина совершается в событии, в переживании бытия. Только там она и есть»

114. Соотнесите имена философа – В.С. СОЛОВЬЕВ и его высказывания по проблеме истины:

- «В основе истинного знания лежит мистическое или религиозное восприятие, от которого только наше логическое мышление получает свою безусловную разумность, а наш опыт – значение безусловной реальности»

115. Соотнесите имена философа – Л. ФЕЙЕРБАХ и его высказывания по проблеме истины:

- «Высшая истина – сущность человека

Цель оправдывает средства», - считают представители

Прагматизма

В философии эпохи Возрождения человек понимается, прежде всего, как

Художник

Философское учение о познании называется

Гносеологией

К важнейшим признакам человеческого существа, согласно христианской антропологии, следует отнести

Свободу воли

Греховность

Протяженность, трехмерность, изотропность, обратимость считаются свойствами

Пространства

Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть

П.Я. Чаадаев

Миропонимание, мировосприятие, мироотношение в своей совокупности образуют

Мировоззрение

Философия, помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентироваться в кризисных ситуациях, реализует свою функцию

Гуманистическую

Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках должен руководствоваться, прежде всего,

Совестью

Согласно теизму, материя сотворена, а потому не является

Субстанцией

Всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое представляет собой

Движение

Слово «диалектика» для обозначения искусства вести спор впервые применил

В иррационализме важнейшим способом познания признается

Интуиция

Утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль как печень желчь», отражает теорию

Вульгарных материалистов

Наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни во (в)

Постиндустриальном обществе

132. Высказывание о культуре, с которым нельзя согласиться:

Культура наследуется биологически

Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества, характерно для

Аскетизма

Система искусственных органов человеческой деятельности называется

Техникой

К биологизаторским концепциям сущности человека относится

Социал-дарвинизм

Проблему существования в ее наиболее общем, предельном виде выражает философская категория «бытие».

Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется системой .

Отрицанием в диалектике является переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния.

«интенциональность».

Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является игровое познание.

Донаучное знаниеопределяется как «палеомышление» или этнонаука.

Согласно теории П. Фейерабенда , рост научного знания происходит в процессе пролиферации идей.

Впервые термин «гражданское общество» в философии употребил Аристотель.

Главная цель философии – научить людей правильно жить в соответствии с принципами свободы, справедливости и человеколюбия (гуманизма).

Эстетика – философское учение о прекрасном.

Критическая функция философии выражается в стремлении«все подвергать сомнению».

Наука и философия относятся к истине как к высшей ценности. Только в науке и философии целью деятельности является истина сама по себе.

Центральной проблемой немецкой классической философии является проблема тождества субъекта и объекта , сознания и бытия.

Характерной философией русской идеалистической философии является антропоцентризм.

Понятием, противоположным по смыслу понятью «истина» является «заблуждение».

Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является возможность его сведения к протокольным предложениям.

Секуляризация – форма эмансипации (освобождения) от религиозного влияния всех сфер общественной жизнедеятельности.

В современной научно литературе под техникой в широком смысле слова понимаются любые средства и способы деятельности , созданные человеком для достижения каких-либо целей.

Согласно иррационализму , слияние индивидуального Я и мира возможно каксострадание.

Одним из проявлений внутренней свободы человека в философии принято считатьсмирение.

Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется «интенциональность ».

Семья – это первичная социальная группа , поскольку объединяет близких родственников, и социальный институт, поскольку определяет правила и нормы поведения человека.



Преобразовательная функция культуры состоит в том, чтобы с ее помощью изменять окружающий человека мир.

Гносеология исследует общие принципы, формы и методы познания.

Основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает онтология .

Аксиология – это учение о ценностях, их формировании и иерархии.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего

существующего единого начала. Материалисты таким первоначалом считают материю . Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею .

Учение Декарта о субстанции имеет характер дуализма – принципа, согласно которому материальная и духовная субстанции равноправны и независимы друг от друга.

Индетерминизм – это учение, отрицающее обусловленность, взаимосвязь и причинность.

Всеобщую обусловленность явлений утверждает принцип детерминизма

Отношения бытия и небытия является проблемой онтологии .

Слово есть знак понятия, форма его выражения.



Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется понятием .

Эсхатология религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Раздел философского знания, предметом которого являются общие закономерности и тенденции научного познания, называется эпистемологией

Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений, которое всегда теоретически нагружено.

Начальным шагом научного исследования является формулирование проблемы .

Кун Т . считал, что стадия нормальной науки представляет собой деятельность ученых в рамках принятой парадигмы.

Смена парадигм в науке, согласно концепции Т. Куна, является революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму.

Проблема смысла жизни возникает в результате осознания человеком собственной смертности.

В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема свободы .

Современная культура выходит за рамки локальных, то есть местных, национальных культур и приобретает глобальный, унифицированный характер.

Классическое понимание свободы предполагает ее связь с необходимостью .

Тезис «Наука – чума ХХ века» выражает смысл позиции антисциентизма.

Понятие «постиндустриальное общество » характеризует определенную стадию развития в теории, предложенной сторонниками стадиальной теории (У. Ростоу, Р. Арон, Д. Белл).

В конце XIX века зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследования.

Аналитическая философия – направление неопозитивизма, которое сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений. Основоположники – Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

Сенсуалисты считают, что все знание производится на основе ощущений , поэтому чувственное познание является достоверным.

Отрицание возможности достоверного познания сущности материальных систем – отличительная черта агностицизма . К. Поппер является автором концепции роста знания.

Возникновение инженерной деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства.


1. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) фантазия

Б) ложь

в) объяснение

г) заблуждение

2. «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», - утверждал...

а) О. Конт

б) К. Маркс

В) Ф. Ницше

г) А. Бергсон

3. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с...

А) различными природными стихиями

б) телесными вещами

в) Космосом

г) объективной реальностью

4. Согласно материалистической позиции, характерной чертой времени является…

а) изотропность

Б) необратимость

в) трехмерность

г) протяженность

5. Философия отличается от науки тем, что она…

А) национальна и личностна

б) опирается на логику

в) внутренне непротиворечива

г) выполняет мировоззренческую функцию

6. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является…

а) А. И. Радищев

б) Н.А.Бердяев

В) В.И.Вернадский

г) Н. Ф.Федоров

7. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

а) предсознание

б) чувственно-аффективный уровень сознания

в) ценностно-волевой уровень сознания

Г) абстрактное мышление

8. Понимание человека как микрокосма характерна для...

а) средневековой философии

б) философии Нового времени

в) современной философии

Г) античной философии

9. Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория...

а) «явление»

б) «бытие»

в) «сущность»

г) «экзистенция»

10. Социальная сфера общества включает в себя...

А) общности людей

б) средства производства

в) государственные структуры

г) транснациональные корпорации

11. Одним из теоретиков концепции постиндустриального общества является…

А) Д. Белл

б) О. Шпенглер

в) К. Ясперс

г) М. Вебер

12. Индивиды, не интегрированные полностью ни в одну культурную систему, представляют _____________________ культуру

а) народную

Б) маргинальную

в) массовую

г) элитарную

13. С точки зрения материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности

Б) имеют универсальный характер

в) реализуются только в живой природе

г) отражают саморазвитие абсолютного духа

14. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ, называется…

а) деятельностью

в) поведением

Г) трудом

15. Утверждая, что все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут быть сообщены ей чувствами, философ встает на позицию...

А) солипсизма

б) сенсуализма

в) рационализма

г) интуитивизма

16. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в(о)…

а) Франции

б) Англии

в) Германии

Г) Италии

17. Глобальные проблемы наиболее четко проявили себя в(во)...

А) II-й половине XX в.

б) начале XX в.

г) конце XIX в.

18. Сознание новорожденного есть «чистая доска», которая постепенно «покрывается письменами разума», - считал…

А) Дж. Локк

б) Дж Беркли

в) Б.Спиноза

г) Р.Декарт

19. Наука есть...

а) совокупность взглядов на мир и место человека в мире

б) форма культуры, способная объяснить всё, что угодно

в) совокупность знаний, накопленных человечеством

Г) духовно-практическая деятельность, направленная на познание сущности и законов объективного мира

20. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...

а) либерализм

Б) сциентизм

в) прагматизм

г) антисциентизм

21. Разрабатывая новые стратегии отношений человека и природы в современных условиях, философия выполняет _______________ функцию.

А) практическую

б) аксиологическую

в) критическую

г) воспитательную

22. Выдающийся мыслитель и учёный Античности, создатель «Ликея» – ...

А) Аристотель

б) Эпикур

в) Платон

г) Демокрит

23. Сторонники аскетизма проповедуют...

а) наслаждение жизнью

б) извлечение пользы из всего

в) альтруизм во имя служению идеалов

Г) отречение от мирских соблазнов

24. Философское учение о ценностях и их природе называется…

а) гносеологией

б) онтологией

в) теологией

Г) аксиологией

25. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть...

а) мифологема

в) гипотеза

Г) теория

26. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется…

1. Вопросы «Существует ли мир сам по себе или он существует от Бога? Что лежит в основе изменений, происходящих в мире? Каковы основные законы и движущие силы его развития? Относятся к…

а) философской антропологии; в) онтологии;

б) гносеологии; г) социальной философии.

2. Проблему существования в её общем виде выражает философская категория…

а) сущность; в) бытие;

б) сущее; г) экзистенция.

3. Понятие «бытие» введено в философию:

а) Демокритом; в) Аристотелем;

б) Парменидом; г) Пифагором.

4. Форма бытия, не имеющая собственной сущности и существующая лишь как взаимодействие других форм, называется…

а) сознанием; в) субстанцией;

б) виртуальностью; г) материей.

5. Математические теоремы и законы формальной логики имеют _____ бытие.

а) объективно-идеальное; в) субъективно-идеальное;

б) материальное; г) виртуальное.

6. Отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» - и субстанции – как основы мироздания – наблюдается в философии…

а) Нового Времени; в) Античности;

б) Средневековья; г) Возрождения.

7. Тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно», высказан…

а) Протагором; в) Пифагором;

б) Парменидом; г) Гегелем.

8. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В. И. Ленину, называется…

а) миром; в) природой;

б) Вселенной; г) материей.

9. Физический вакуум, элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, планеты, звезды, Вселенная относятся к…

а) биосистемам; в) социальным системам;

б) системам неживой природы; г) виртуальным системам.

10. В формировании современной научной картины мира видное место принадлежит __________, доказывающей способность природы к самоорганизации, самоупорядочиванию.

а) синергетике; в) апологетике;

б) эклектике; г) диалектике.

11. Форма бытия, характеризующая протяженность, структурность любых материальных систем, обозначается понятием:

а) время; в) материя;

б) пространство; г) движение.

12. Для субстанциальной концепции пространства-времени характерно:

а) пространство и время связаны между собой и с материей;

б) пространство и время есть априорные формы чувственности познающего субъекта;

в) пространство и время есть порождение духовного внечеловеческого начала;

г) пространство и время не связаны между собой и с материей.

13. Форма бытия, выражающая длительность и последовательность смены состояний материальных объектов, называется…

а) движением; в) временем;

б) пространством; г) развитием.


14. Естественнонаучное обоснование связи материи, движения, пространства и времени дано…

а) теорией относительности; в) классической физикой;

б) синергетикой; г) физикализмом.

15. Идея четырехмерного пространственно-временного континуума впервые была высказана…

а) Т. Калуцей; в) О. Клейном;

б) А. Эйнштейном; г) И. Ньютоном.

16. Философская теория об универсальности движения и развития всего сущего называется:

а) синергетикой; в) диалектикой;

б) соционикой; г) метафизикой.

17. Синергетика – это:

а) учение о развитии познания, общества и человека; в) умозрительная философия природы.

б) теория самоорганизации сложных систем; г) учение о сверхчувственных основах бытия;

18. Понятие «мера» связано с законом:

а) взаимного перехода количественных изменений в качественные;

б) превращения и сохранения энергии;

в) взаимопроникновения противоположностей;

г) отрицание отрицания.

19. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а) стремление к установлению равновесия;

б) внешнее воздействие на объект;

в) любое изменение объекта;

г) разрешение внутренних противоречий.

20. С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…

а) есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности;

б) имеют универсальный характер;

в) отражают саморазвитие абсолютного духа;

г) реализуются только в живой природе.

21. Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием…

а) ощущение; в) сознание;

б) рассудок; г) интроспекция.

22. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть:

а) самосознание; в) миропонимание;

б) мироотношение; г) суждение.

23. Неосознанные и неконтролируемые сознанием человека психические процессы и явления получили название –

а) эмоции; в) бессознательное;

б) Эрос; г) Танатос.

24. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:

а) служит регулятором адаптивного поведения; в) носит социальный характер;

б) обусловлена биологическими закономерностями; г) направлена на преобразование мира.

25. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является…

а) сознательные формы преобразующей деятельности человека;

б) конфликт между биологической природой человека и требованиями общества;

в) процесс превращения социального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности;

г) духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве.

26. Базовые ментальные структуры, общие для всего человечества, Юнг К. Г. называл:

а) стереотипами; в) комплексами;

б) алгоритмами; г) архетипами.

27. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и ____________ взгляда на сознание.

а) обыденного; в) эстетического;

б) мифологического; г) естественнонаучного.

28. Главным признаком сознания с точки зрения феноменологии является:

а) интенциональность; в) идеальность;

б) материальность; г) субъективность.

29. Креативность сознания выражается в…

а) способности создавать нечто новое; в) отсутствии смысла в действиях;

б) отсутствии способности создавать нечто новое; г) придании смысла предмету сознания.

30. Христианское понимание смысла жизни заключается в…

а) преобразовании мира; в) спасении души;

б) накоплении знаний; г) материальном обогащении.

31. Человек живет в двух мирах: природном и …

а) эстетическом; в) этническом;

б) классовом; г) социальном.

32. С точки зрения экзистенционализма человек задумывается над смыслом жизни в…

а) состоянии опьянения; в) при обращении к вере;

б) от скуки; г) в пограничной ситуации.

33. Понятие экзистенция было введено для обозначения:

а) бытия вещей и процессов; в) специфически человеческого способа бытия;

б) виртуальной реальности; г) бытия природы.

34. В философии экзистенциализма подлинный способ существования – это:

а) погруженность человека в мир вещей; в) обучение принципам «мудрой жизни»;

б) бытие перед лицом смерти; г) следование всеобщему космическому закону.

35. Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу, доказывали:

а) Платон, Гегель, марксисты; в) Камю, Сартр, Ясперс;

б) Лиотар, Деррида, Рикер; г) Тертуллиан, Августин, Аквинат.

36. Учение о человеке как общественном существе было разработано в философии:

а) креационизма; в) экзистенциализма;

б) позитивизма; г) марксизма.

37. Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек…

а) порочен; в) бездуховен;

б) некрасив; г) смертен.

38. Личность как субъект социальных отношений характеризуется…

а) активностью; в) объективностью;

б) коллективностью; г) обратимостью.

39. Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период…

а) Возрождения; в) Новое время;

б) Средневековья; г) Античности.

40. В статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» изложена так называемая__________ теория происхождения человека, сознания, языка.

а) теологическая; в) мутагенная;

б) трудовая; г) натуралистическая.

41. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой:

а) инициацию; в) практику;

б) познание; г) творчество.

42. Коллективный и индивидуальный носитель познавательной деятельности называется _________ познания:

а) субъектом; в) целью;

б) средством; г) объектом;

43. Результат процесса познания, предстающий как совокупность сведений о чем-либо есть:

а) мудрость; в) истина;

б) интеллект; г) знание.

44. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

а) объяснение; в) ложь;

б) заблуждение; г) истина.

45. Под заблуждением принято понимать:

а) зависимость от чужого мнения; в) ограниченность знаний;

б) сознательное искажение информации; г) несоответствие знаний действительности.

46. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители:

а) марксизма; в) солипсизма;

б) томизма; г) экзистенциализма.

47. По мнению представителей _________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».

а) скептицизма; в) агностицизма;

б) гносеологического оптимизма; г) догматизма.

48. Позиция агностицизма представлена в учении:

а) Декарта Р.; в) Аристотеля;

б) Канта И.; г) Бэкона Ф.

49. Установите соответствие между концепциями истины и их основными положениями:

1. «Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике».

2. Истина есть соответствие знания объективной реальности.

3. Истина есть согласованность знания с более общей, охватывающей системой знания.

А. Когерентная

В. Прагматическая

С. Корреспонденская

50. Основное отличие научного от ненаучного знания заключается в…

а) объективности; в) теоретичности;

б) рациональности; г) системности.

51. Основными методами эмпирического исследования являются… (2 правильных ответа)

а) научное наблюдение; г) интерпретация;

б) описание объекта; д) формализация;

в) аксиоматический метод; е) эксперимент.

52. К основным формам теоретического знания относится…(3 правильных ответа)

а) проблема; в) закон;

б) гипотеза; г) конвенция;

д) наблюдение.

53. Идеи и концепции, выступающие от имени науки, имитирующие ее черты, но не соответствующие стандартам научности, относятся к:

а) философии; в) лженауке;

б) паранауке; г) парадигме.

54. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название:

а) антисциентизм; в) сциентизм;

б) гуманизм; г) нигилизм.

55. Процесс вытеснения старой дисциплинарной матрицы новой парадигмой называется…

а) научной революцией; в) демаркацией;

б) верификацией; г) пролиферацией.

56. Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой…

а) логики; в) демаркации;

б) идеализации; г) модернизации.

57. Определяя специфику научного знания К. Поппер выдвинул принцип…

а) фальсификации; в) унификации;

б) кодификации; г) верификации.

58. Современные западные концепции научных революций – как смену парадигм или научно-исследовательских программ – разрабатывали…

а) Кун Т. и Лакатос И.; в) Лиотар Ж. и Деррида Ж.;

б) Ленин В. И. и Плеханов Г. В.; г) Гадамер Г. и Хайдеггер М.

59. Представителем современной философии науки, считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является…

а) П. Фейерабенд; в) К. Поппер;

б) И. Лакатос; г) О. Конт.

60. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называется…

а) государством; в) обществом;

б) ноосферой; г) формацией.

61. Идея линейной направленности общественной жизни возникла в:

а) Новое время; в) Средние века;

б) Возрождение; г) Античность.

62. Философом, предложившим понятие «осевой эпохи» для объяснения единства мировой истории, является:

а) Энгельс Ф.; в) Ясперс К.;

б) Тойнби А.; г) Гоббс Т.

63. С точки зрения А. Тойнби цивилизация может избежать гибели, если…

а) будет достигнут высокий уровень технического развития;

б) будет достигнуто единение в духе;

в) будут решены социально-экономические проблемы;

г) будут решены экологические проблемы.

64. Соотнесите имя философа и понятие, характеризующее его концепцию развития общества.

1. К. Ясперс А. Мировой Разум

2. Г.Ф. В. Гегель В. Общественно-экономическая формация

3. К. Маркс С. «Осевое время»

65. _________ утверждал, что цивилизация является «смертью культуры».

а) О. Шпеглер; в) Д. Вико;

б) К. Ясперс; г) Ф. Энгельс.

66. Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями:

а) вульгарного материализма; в) естественно-научного материализма;

б) исторического материализма; г) метафизического материализма.

67. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая, культурная интеграция человечества выражается в понятии:

а) идеологизация; в) глобализация;

б) информатизация; г) технологизация.

68. Международная общественная организация, созданная в 1968 г. для анализа наиболее острых проблем современности, получила название:

а) Лондонский клуб; в) Гейдельберский клуб;

б) Римский клуб; г) Парижский клуб.

69. Сегодня перед человечеством две возможности: либо продолжать покорение окружающего мира, разделив «судьбу динозавров», либо выжить, покорив…

а) других людей; в) слабые страны и народы;

б) природу; г) себя, свою агрессивность и эгоизм.

70. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название….

а) политических; в) экологических;

б) демографических; г) экономических.

71. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___________ проблемы.

а) интерсоциальные; в) природно-социальные;

б) антропо-социальные; г) надуманные.

72. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием…

а) «информационное общество»; в) «социальная динамика»;

б) «идеальный тип общества»; г) «всемирно-исторический дух».

73. В основе философской картины мира лежит решение проблемы…

а) познания; в) бытия;

б) ценностей; г) науки.

74. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале ХХ века для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется…

а) квантовой механикой; в) микроэлектроникой;

б) минимализмом; г) органической химией.

1.
2.
3.