Хутба: что это такое и когда её читают. Прощальная проповедь пророка Мухаммада: последнее наставление Каким бывает украшение дома

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, родился в Мекке (современная Саудовская Аравия) приблизительно в 570 г.н.э. Этот выдающийся человек – пример для каждого из нас: пророк, правитель, философ, оратор, воин, супруг, друг, отец, дядя, племянник, дедушка – кем бы ни был Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, он выполнял свою роль превосходно! Это был человек, исполненный любви, терпения, мужества, мудрости, щедрости, благородства… Человек, вдохновивший миллион жизней всего мира.

В Священном Коране Всевышний говорит:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Коран 21:107).

Пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, началась в сорок лет (приблизительно в 609-610 г.н.э.) и продолжалась 23 года (до 632 г.н.э.). Из мрака невежества он, по милости Всевышнего, привел людей к свету.

Незадолго до кончины, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, прочитал свою последнюю проповедь во время хаджа. Она известна как «Последняя проповедь». Это было не только напоминанием для последователей, но и важным наставлением. Последняя проповедь знаменовала окончание пророческой миссии.

Десятый год по хиджре примечателен тремя важными событиями: Последней проповедью, рассказанной во время прощального паломничества в Мекку, прибытием нескольких делегаций для сообщения о принятии Ислама ими и их племенами, наконец, массовым обращением людей в религию Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

Итак, Пророк совершил прощальный хадж в десятом году по хиджре. Этот первый и последний хадж Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, занимает важное место в истории Ислама. Именно тогда он продемонстрировал, как следует выполнять каждый из ритуалов хаджа, пятого столпа Ислама.

Последняя проповедь состоялась девятого числа месяца Зуль-Хиджа (12-й месяц лунного календаря) в 632 г.н.э. на горе Арафат. Тогда огромное количество людей совершало паломничество вместе с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует.

Последняя проповедь

Воздав хвалу Всевышнему, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас после этого года. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня.

О люди, так же, как вы чтите священность этого месяца, этого дня, этого города, почитайте и считайте священной жизнь и достояние каждого мусульманина. Возвращайте доверенное вам законным владельцам. Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Помните, что вы непременно встретитесь с вашим Господом, и Он обязательно спросит с вас за ваши деяния. Бог запретил вам ростовщичество, поэтому всякое ростовщичество отменено. Ваше имущество, тем не менее, принадлежит вам. Не причиняйте несправедливости, и с вами не поступят несправедливо. Господь постановил, что ростовщичества быть не должно, и первыми отменяются все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба.

Остерегайтесь сатаны ради сохранности вашей религии. Он утратил всякую надежду сбить вас с истинного пути в больших вещах, так не следуйте же за ним и в малых.

О люди, вы действительно имеете права по отношению к своим женщинам, но и они имеют права по отношению к вам. Помните, что вы взяли их в жены только с дозволения Бога. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на еду, одежду и доброту. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники. И это ваше право: не позволять им водить дружбу ни с кем, кого вы не одобряете, так же как никогда не быть нецеломудренными.

O люди, слушайте меня внимательно: поклоняйтесь Богу, соблюдайте пять ежедневных молитв, поститесь в Рамадан и выплачивайте закят (очистительную милостыню). Совершайте хадж, если имеете средства.

Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед чёрным, чёрный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе

Помните: однажды вы предстанете перед Богом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода.

О люди, не будет после меня пророка или апостола, не возникнет ни одной новой религии. Поэтому, внимайте мне, о люди, и вникайте в слова, которые я передаю вам. Я оставляю вам две вещи – Коран и мой пример (Сунну), и если вы последуете им, то никогда не собьётесь.

Все те, кто слушает меня, должны передать мои слова другим, а те – следующим; и может быть, что последние поймут мои слова лучше, чем те, кто слушает меня теперь. О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал твоё сообщение твоему народу!»

Этими словами Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, завершил Последнюю проповедь. Тогда, на Арафате, снизошло откровение:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран 5:3)

Даже сегодня Последнюю проповедь пророка Мухаммада передают каждому мусульманину в каждом уголке мира всеми возможными средствами связи, мусульманам напоминают о ней в мечетях и на лекциях. Действительно, она поражает своей глубиной, затрагивает важные моменты религии – права Бога над человеком и права людей между собой. Хотя душа Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, покинула этот мир, его слова живут в наших сердцах.

Ислам построил на основе идеологических, законодательных и этических норм великую цивилизацию. Цивилизацию, которая в полной мере регулирует духовную сторону человеческой жизнедеятельности, а также материальную, в то время как некоторые религии и конфессии путь к человеческому совершенству видят в отказе от мирских благ и всего материального, в лишении тела даже того без чего оно будет испытывать большие трудности. Если сегодняшняя западная цивилизация построена на преследовании земных целей, беспощадном использовании природных ресурсов и поклонении своим плотским прихотям, то Ислам дал человечеству образец гармоничного сочетания в одной цивилизации всего духовного и всего материального.

В этой системе каждый человек знает свое призвание и находит свое предназначение. Каждый человек четко знает о своих правах и обязанностях перед Господом, перед самим собой, перед обществом, перед окружающим его миром. И путем достижения этой гармонии со всем, что находится на этом свете, мусульманину удается сохранить в целостности и сохранности свою душу и свое тело. Он живет достойной жизнью на этом свете и усердно готовится к жизни последней, вечной. Такая совершенная система гарантирует ему успех и счастье в обоих мирах.

Все это было реализовано первыми поколениями мусульман: Пророком, его сподвижниками и их последователями. И когда эту образцовую общину, и их пример увидели остальные люди, в Ислам за этим счастьем и успехом пришли миллионы людей.

Сегодня мир нуждается в примере мусульман не меньше, чем когда-либо в истории человечества. Сегодня мы видим, как представителей определенной религии обвиняют в педофилии, потому что изначально вопрос был некоторыми людьми поставлен неправильно: человеку запрещается использовать или наслаждаться в рамках дозволенного тем, без чего ее жизнь будет для него сложной и невыносимой.

Также мы видим другую крайность, когда люди во время экономических и финансовых кризисов, из-за того, что научились служить своим страстям, когда им, как по примеру Греции, государство говорит надо умерить свои аппетиты, выступают, бунтуют и неизвестно чем это все закончится. Это две крайности, которых нет в Исламе, и не было, и если мусульмане будут придерживаться своей религии, и никогда не будет.

Если Европе для процветания было необходимо отказаться от церкви и от ее канонов, которые мешали ей развиваться, то Ислам никогда не ставил вопрос о том, что религия и наука не могут вместе сосуществовать. Так вот, сегодня у нас с вами есть возможность спасти себя и многих людей, которые ищут истину или ответы на многие вопросы в их жизни, спасти их от неопределенности и от мрака невежества на этом свете. И спастись самим, и спасти многих людей от мучений в загробной жизни и наказаний в Аду. Что же мы должны сделать для этого? В первую очередь мы должны посмотреть на себя. Посмотреть есть ли у нас качества тех первых мусульман, увидев которых люди пришли в религию толпами.

Что Всевышний говорит: «Когда пришла победа от Аллаха первым мусульманам, и открытие и завоевание Мекки, и люди стали принимать Ислам толпами». Это был признак того, что эти люди выполнили свой долг перед Аллахом, и в первую очередь, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) справился со своими обязанностями. После этого всего, что они сделали, мусульмане, так или иначе отдалились от этих качеств. Хочется напомнить о качествах верующих, упомянутых в Коране в суре Аль-Фуркъан. Если мы должным образом прислушаемся и станем следовать им, то успех нам в обоих мирах будет обеспечен.

Потому что Всевышний Аллах назвал людей, у которых есть эти качества, не просто верующими…Он описал их как «рабы Милостивого». Все люди являются творениями Аллаха, и все они созданы для поклонения своему Создателю, и это мы делаем в знак благодарности за то, что Он, Всевышний даровал нам жизнь и все, что есть в этой жизни. То, чем мы наслаждаемся на протяжении всей жизни и в этом смысле, когда человек благодарит своего Господа, быть и назваться рабом своего Творца является честью. В то время, как быть рабом кого-то как раньше, когда людей порабощали или как сейчас рабом женщин, рабом страстей, прихотей, рабом мирских благ и услад,- это считается недостатком и пороком, то найти свое предназначение в истинном богослужении и в благодарности Аллаху - является честью.

В этих аятах Всевышний называет верующих, обладающих этими качествами именно «рабами Милостивого», а не рабами Всезнающего, не рабами Всемогущего или рабами Мудрого и так далее, не приписывая к одному из других имен, прекрасных Его имен. Так как упоминание этого из имен Аллаха означает близость тех людей, у которых есть это качество, к милости Аллаха. А там где упомянута милость, там всегда будет счастье, там всегда будет радость в сердцах и там всегда будет успех в делах. Это, как сказал имам аль-Куртуби, 11 качеств, включающих в себя вероубеждение, поклонение, отношение с людьми, т.е. нравы. Эти качества призваны воспитать полноценного мусульманина во всех этих сферах, но рабом Милостивого.

Т.е. «рабы Милостивого» станут называться и будут достойны считаться таковыми только те, кто вобрал в себя все эти качества вместе. Поэтому важно помнить обо всех этих качествах и стремиться к тому, чтоб каждый из нас стал олицетворением для всего сказанного в этих аятах.

Всевышний Аллах говорит: «А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно. А когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова».

Первые два качества людей верующих, заслуживающих называться рабами Милостивого, подобны тем, которые изменили мир от язычества к Единобожию, от несправедливости к справедливости, от невежества к знаниям, от поклонения мирскому к поклонению Создателю, и к стремлению к вечной обители в Раю. Этим людям Аллах говорит «которые ступают по земле смиренно». Это то, что называется серединой между походкой кичливого, горделивого, высокомерного человека, которого презирает Аллах и походкой слабого, беспомощного человека, который не нравится Аллаху.

Про первого Всевышний Аллах говорит: «И не шествуй по земле кичливо». Значит, ходить смиренно – это не показывать всем своим существом насколько ты являешься лучше, чем остальные. Потому что критерием превосходства в Исламе является богобоязненность. Ни рост, ни вес, ни мускулы, ни карманы набитые деньгами, и ни все остальное, которое остается на этом свете, а богобоязненность. А о богобоязненности может знать только Создатель. И вообще Создатель запретил проявлять кичливость, отличаться этим в словах или делах. И как в одном из хадисов говорится, что может быть человек, который идет горделиво по земле, гордясь своей прической или одеждой, будет брошен Аллахом вниз по земле, т.е. с ним может случиться то, что случилось с Каруном: поглотит его земля и это будет для него жесточайшим наказанием на этом свете и в Вечном мире его может ожидать еще более мучительное наказание. Это одна крайность, от которой предостерегает этот аят.

Другая крайность, от которой предостерегал Халиф Умар. Однажды он увидел одного человека, который очень медленно шел, тащил ноги за собой. Умар обратился к нему: «Ты болен?». Тот говорит: «Нет». И тогда он ударил его плетью и сказал: «Чтоб больше я такого не видел!». Он предостерегает мусульман, чтобы неправильно не истолковали этот аят. Потому что Пророк (мир ему и благословение) несмотря на то, что он был лучшим из людей и несмотря на то, что его нравом был Коран, и учитывая то, что он лучше всех знал как нужно ходить смиренно, его походка была быстрой. Поэтому смиренность заключается не в том, чтобы вызывать жалость и уважение других, как будто ты такой покорный, слуга Аллаха, а тем, чтобы особо не стараться выделяться высокомерием или же не вызывать жалость к себе, как-будто ты такой слабый и нуждающийся в помощи.

Вот это, о чем говорится в этом аяте, и конечно хочется напомнить многим нашим мусульманам… К большому сожалению, если некоторые братья первыми купили новую модную футболку, которая появилась в этом сезоне, сразу же его походка меняется. И обязательно, конечно эта футболка должна демонстрировать его бицепсы, соблазняющие женщин и во время намаза обнажающей его спину. Есть люди, для которых одна футболка может походку изменить. А есть, которых меняет что-то большее или что-то меньшее, но в целом от этого предостерегает нас этот аят.

Второе, что упоминается в этом же аяте, Всевышний Аллах говорит: «И когда невежественные люди обращаются к ним неподобающе, задевая их честь или говоря в их адрес что-то непристойное – они говорят благие слова». Т.е. мы должны, как минимум, если слышим что-то неприятное, то должны отвечать добром, если хотим стать похожими на Пророка (мир ему и благословение) и сахабов, которых мы все уважаем и любим, потому что в них в них были и правильное вероубеждение, и правильное поклонение, и правильный нрав.

Пророки и сахабы, которые во всем были примером, они всегда отвечали на зло – добром или, как минимум, старались, если не могут ответить лучшим, хотя бы промолчать и простить. Так сколько происходит с нами таких историй, когда задевают нашу честь или что-то нам говорят или на нас косо смотрят, потому что кому-то это было выгодно и добились определенных результатов, дискредитации Ислама и мусульман, мы сразу же лезем драться? Лезем поставить этого человека на место, как-будто в этом и есть смысл Ислама и самое лучшее отношение в таком случае.

Сколько мы знаем из истории случаев, когда приходили и немусульмане, и мусульмане, задевая честь Пророка (мир ему и благословение). А он всю жизнь прощал, забывал, хотя он тоже человек, но это качество тех людей, которые достойны называться «рабы Милостивого».

Всевышний в Коране говорит: «Ответь на зло добром, и тот, кто отличался к тебе враждой, после этого станет как близкий друг» . Мы часто слышим: «смотри в долгу не оставайся», «один раз уступишь – сядет на голову», «ты что не видишь как он издевается над тобой, пренебрегая твоими правами». И вот таким образом, через эти неисламские советы не дают нам стать лучше, приблизиться к тому идеальному отношению мусульман к тем невежественным людям, которые могут их окружать.

Всевышний Аллах в следующем аяте данной суры говорит о третьем качестве рабов Милостивого «Они проводят ночи падая ниц и стоя перед своим Господом». Как сказано в другом аяте, что лишь малую часть они проводили отдыхая, большую часть они бодрствовали в поклонении. А потом еще утром просят у Аллаха прощения за то, что в этом поклонении ночном могло быть какое-то упущение, отсутствие концентрации внимания на том, что он читает. Это, ночная молитва, чтение Корана или просто совершение зикра. И преимущество этого заключается в том, что ты, в отличие, от остальных людей, которых покрывает ночной мрак, не отдыхаешь, а вспоминаешь о смерти, о мраке в загробной жизни или об ужасах Судного Дня. Чтобы Аллах от этого спас, на этом свете они бодрствуют.

Еще одна польза от этого, что это тот момент, когда никто тебя не видит - наименьшая возможность возникновения чувства что кто-то тебя видит и за это о тебе отзовется, т.е. показухи.

Желание показать какой ты есть, что ты делаешь, чтоб потом к тебе изменилось отношение. Так вот это вторая польза и преимущество. А третья - Аллах в Коране одним из первых сур ниспослал суру «Муззаммир», где было велено, прежде, чем призывать и рассказывать об Исламе, воспитать себя, заставив ночью встать, уединиться с Господом, понять Коран, полюбить его, жить этим, чтобы все те трудности, которые будут встречаться на пути даавата, их переносить.

Это как тренировка, как учение солдата перед боем. Это бой без выстрелов и без сражений, в том плане, что на просветительском поприще, но будет бой и сражение с тобой, задевая твою религиозность, твои нравы, порой твои личные качества. И при всем этом, ты ради Аллаха, должен терпеть. Как Лукман Мудрый сказал своему сыну: «На пути этого тебе придется терпеть многое».

Ислам не распространяется, как было раньше, семимильными шагами, а двигается миллиметрами или сантиметрами, и то можно сказать больше по милости Аллаха, чем большой активностью и стараниями мусульман.

Четвертое качество. Аллах говорит: «И эти люди, их качеством является, что говорят: «Господь наш! Отврати от нас мучения в геене, поскольку мучения там не отступают. Как скверна эта обитель и место пребывания!»

Четвертым качеством является страх перед Аллахом, в том, что они делают. Может быть примесь показухи и лицемерия, какое-то упущение и Аллах не принял от них и они окажутся в Аду. Кто из нас в последний раз говорил по примеру Пророка (мир ему и благословение): «О Аллах! Я прибегаю к тебе, чтоб Ты уберег меня от Огня и всего того, что может приблизить к нему! И прошу у Тебя Рая и всего того, что может приблизить к нему». Этот страх должен быть постоянным и молить Господа, чтоб спас, уберег, избавил от мучений в Аду. Кому то из вас душно, потому что летняя погода, а представьте как будет в Аду. Подумайте каково это ощутить самое простое наказаниев виде огненных сандалий, от которых закипит мозг. Это мучение для дяди Пророка Абу Талиба. Самое легкое, потому что он помогал Пророку (мир ему и благословение). Температура в 70 раз выше огня, который мы зажигаем на земле, он сжигает все: камни и людей. Так как можно перед этим расслабиться, не дай Аллах там на долю секунды оказаться!

И в заключении этой хутбы, попросим Аллаха, чтоб сделал нас из его рабов, про которых сказал «рабы Милостивого» и попросим Аллаха, чтобы в наших словах и делах помог нам следовать Сунне Пророка, в том числе сделать смиренными наши походки.

Аллах да поможет нам ради Его религии проявить терпимость и терпение в тех местах, где это узаконено в рамках Шариата и ответить лучшим, даже если нам это трудно. И да поможет нам Аллах, может быть, раз в неделю, может быть, раз в месяц, но в порядке постоянства, встречаться с Ним, когда никто не будет знать об этом – в ночной молитве.

И да поможет нам помнить об ужасах Ада, чтоб мы не расслаблялись, видя мирские услады, которыми обольщаются только недальновидные люди. Аллах да простит нам наши прегрешения, Аллах да поможет нам стать лучше, чем мы были до этого дня, Аллах да использует нас для распространения Его религии! Аллах да не накажет нас за беспечность некоторых из нас! Аллах да улучшит положение мусульман! Аллах да накажет всех тех, которые строят козни против Ислама! Аллах да возвысит религию Аллаха! Аллах да соберет всех нас в Раю Фирдауса.

Составных частей (арканы) Хутбы – пять:

1. Восхваление Аллаха словами «Альхамд», следовательно, достаточно сказать:

الحمد لله

2. Чтение салавата на пророка Мухаммада (ссалля Ллагьу гlалайгьи ва саллям) словами «Салят», следовательно, достаточно сказать:

والصلاة على رسول الله

3. Завещание о богобоязненности любым текстом назидания.

Эти три составные части обязательны для обеих Хутб.

4. Чтение аята, содержащего в себе законченный смысл в одной из обеих Хутб. Но его желательно прочитать в первой Хутбе. Если прочесть аят с незаконченным смыслом, то этого не будет достаточно. Например:

ثم نظر

(смысл)… «Затем он подумал » (сура «аль-Муддасир», аят 21).

Хотя этот аят является законченным предложением, чтение одного лишь этого аята в Хутбе не является достаточным, ибо смысл не закончен.

5. Чтение дуа (молитвы) за правоверных именно во второй Хутбе. Желательно также делать дуа за правителей мусульман, чтобы они придерживались истины и способствовали распространению справедливости.

Несоставных условий (шуруты) хутбы – девять:

1. Хутба должна проводится на арабском языке. Если жители одного населенного пункта не могут прочесть Хутбу на арабском, то хотя бы один человек из их числа обязан выучить ее на арабском. Если по происшествии времени, необходимого для выучивания Хутбы на арабском никто из них не будет способен читать Хутбу на арабском, то все жители этого населенного пункта впадают в грех, считается, что они совершают не джума-намаз, а обеденный намаз. Если один из них все-таки выучит Хутбу на арабском, он обязан ее прочитать на арабском, и соответствующие сорок человек должны услышать её и знать, что это назидание. Имаму желательно время от времени переводить джамаату Хутбу, которую он читает на арабском, чтобы напоминать людям, что Хутба – это назидание.

2. Необходимо соблюдать непрерывность. Не допускается долгое молчание между составными частями хутбы.

3. Хутба, как и намаз, должна быть прочитана во время обеденного намаза.

5. Между обеими Хутбами хатыб обязан полноценно посидеть. Если же он сядет и сразу встанет, то этого недостаточно, следовательно, и Хутба не будет считаться действительной. Если хатыб не может стоять и читает Хутбу сидя, то он не должен ложиться между Хутбами, достаточно того, что он чуточку помолчит.

6. Хатыб должен доводить обязательные части Хутбы до слуха хотя бы сорока мужчин, пригодных для совершения джума-намаза. Если хотя бы кто-нибудь из этих сорока человек не услышат необходимые части, то Хутба не считается действительной. Всем посетителям джума-намаза следует слушать хутбу, ибо есть ученые, которые говорят, что это обязательно. Запрет или нежелательность молчания начинается с момента, когда вошедший в мечеть сядет на определенное место, но если кто-то поприветствует его словами салама, то он обязан ответить.

7. Хатыб должен быть в полном омовении.

8. Тело, одежда хатыба и место, где он стоит, должны быть чистыми.

9. Хатыб должен прикрыть свой аврат.

Желательные действия хутбы:

Хатыбу желательно подняться на минбар или на любое возвышенное место;

Когда имам приходит в мечеть и доходит до минбара, он приветствует сидящих вокруг людей;

Затем он поднимается на минбар и поворачивается к джамаату;

Потом он приветствует джамаат саламом и садится;

Затем муэдзин читает азан;

Джамаат должен ответить на салам имама в обоих случаях;

Желательно что бы хутба была красноречивой, легко понимаемой и короткой;

Не следует поворачиваться направо и налево;

Джамаат в свою очередь должен слушать его, повернувшись в его сторону;

Читая хутбу, желательно левой рукой опираться на посох, а правой рукой держать край минбара;

Желательно сидеть между хутбой время, необходимое для чтения суры аль-Ихляс;

После хутбы муэдзин приступает к чтению икамат;

Имаму следует поторопиться, чтобы достичь места своего намаза до того, как муэдзин закончит читать икамат;

В первом ракаате джума-намаза желательно прочесть суру аль-Аъла (сура номер 87), во втором ракаате желательно читать суру аль-Гашия (сура номер 88).

Ахмад Магомедов

Проповедь Имама-мухтасиба Московской области Рушана хазрата Аббясова по случаю наступления месяца Мухаррама и начала 1435 года по Хиджре

الحمد لله مُنشِئِ الأيامِ والشُهورِ، ومُفْنِي الأَعْوامَ والدُهورَ، ومُقَلِّبِ الليلَ والنهارَ، ومُغيِّرَ الأحوال من حَرٍّ إلى بَرْدٍ، ومن برد إلى حر، ويُديلُ الأيامَ بين عباده، عبرةً لِذُوِي العُقُولِ و الأبصار، وأشهد أن لا إله إلا الله الغَفُورَ الشَكُورَ ،وَأَشهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وَحَبِيبَنَا وَعَظِيمَنَا وَقَائِدَنَا وَقُرَّةَ أَعْيُنِنَا مُحَمَّدًا عَبدُهُ وَرَسُولُه ، صاحبَ المقامِ المحمودِ، والحَوضِ المَوْرُود، الشَافع المُشَفّع، الذي عَمّرَ سِنينَهُ وشهورَهُ وأيَّامَه ولَيَالِيه بِطاعَةِ رَبِّه ومَوْلَاه، وعبادةِ خالقِهِ وبارِئِهِ، فغُفرَتْ له جمَيِعُ الذنوب والزَلاتِ، ونالَ المنازِلَ العالية، وجزيل المَكْرُمات، فصلى الله وسلم وباركَ عليه، وعلى آل بيته وأصحابه الدائبين في طاعته، ما تَكَرَرَتْ الأعوامُ والساعاتُ، وتَعاقَبَ الليلُ مع النهارِ.

Бисмилләһи ррахмани ррахим, вәссләләтү вәссәләмү гәлә расүлилләһ. Аллаһ Тагаләгә шөкер, хәмде-сәнәләр һәм мактауларыбызны белдерәбез. Шулай ук пәйгамбәребез Мөхәммәд салләллаһу гәләйһиссәләмгә салаватларбыз һәм сәләмнәребез ирешсен.

Мөселман кардәшләр сезне һиҗри елының башы мөхаррәм ае белән котлыйм! Мөхаррәм ае һәр мөселман өчен бик зур әһәмияткә ия, Аллаһ Тагалә Коръән Кәримендә әйтеп китә: «Аллаһ хозурындагы китапта айлар саны унике, җирне һәм күкләрне яраткан көннән бирле, ул унике айдан дүртесе – сугыш хәрам булган айлар, (ягъни Рәҗәб, Зөлкагъдә, Зөлхиҗҗә, Мөхәррәм айлары.) Ошбу хөкемнәр турында: «Ул дүрт айда үзегезгә золым кылмагыз вә барчагыз бер булып, мөшрикъләр белән сугышыгыз, бер-берегезгә ярдәмдә булыгыз, ташламагыз!» («Тәүбә», 36 аять).

Мөхәррәм ае сугэшлардан, фитналардан, талашлар, низаглар тыелган 4 айның берсе. Бу айда һәрбарчабызның күңелләре бары тик рәхмәт, мәрхәмәт һәм шәфкатьлелек белән генә тулган булырга тиеш.

Ибн Aббәс: Аллаһның «Ул дүрт айда үзегезгә золым кылмагыз» дигән сүзләрен тәфсирли: «Нинди генә ай булмасын, гөнаһ гамәлләр кылырга, әлбәттә, ярамый, ләкин Аллаһ Тәгалә барча айлардан дүрт айны гына әйтеп үтә, бу айларда начар-явызлыктан тыелырга әмер итә, чөнки бу айлар Аллаһ

каршында бигрәк изге, вә изге айларда кылган яхшылыкларның һәм гөнаһларның дәрәҗәсе дә зуррак була».

Мөхәррәм аеның унынчы көнендә Гашурә көне билгеләнеп үтелә. Бу көн төрле вакыйгаларга бәйле рәвештә бәйрәм буларак кабул ителгән. Әлеге көндә Нух Пәйгамбәрнең көймәсе туфаннан котыла, Әюп Пәйгамбәр авыр чирдән терелә, Адәм Пәйгамбәрнең тәүбәсе кабул булган, Муса Пәйгамбәр үзенең кавеме белән Кызыл диңгезне кичеп чыга. Мөхәррәм аеның унынчы көнендә яһүдләр дә ураза тотканлыктан, Пәйгамбәребез: «Сез Мөхәррәмнең 9 һәм 10 нчы көннәрендә ураза тотып, яһүдләрдән аерылып торыгыз, аларга охшамагыз «,- дигән.

Дорогие братья и сестры, единоверцы! Дорогие соотечественники!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мир вам, милость Аллаха и Его благоволение!

Позвольте поздравить вас от имени Председателя Совета муфтиев России, духовного лидера мусульман нашей страны Муфтия шейха Равиля Гайнутдина и от себя лично с завершением 1434 года по Хиджре и началом первого лунного месяца 1435 года, который именуется «аль-Мухаррам». Молю Всевышнего Творца даровать всем нам благополучия и спокойствия в новом году!

«Аль-Мухаррам» в переводе с арабского означает «запретный». О достопочтенности данного месяца говорится в Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Запретным месяц «аль-Мухаррам» назван не только потому что именно в этот месяц Рай стал запретным для Сатаны, но и потому что считается крайне запретным вести различного рода конфликты, смуту в его дни.

Так, давайте уважаемые братья и сестры, посвятим этот поистине благословенный месяц поклонению Всевышнему Аллаху, забудем про былые обиды, попросим друг у друга прощения.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ ۚ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ ۚ

«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Сообщается от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

السنة اثنا عشر شهرا ، منها أربعة حرم ، ثلاث متواليات : ذو القعدة وذو الحجة والمحرم ، ورجب مضر الذي بين جمادى وشعبان

«Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (Хадис в своде хадисов аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Но всем нам, дорогие единоверцы необходимо помнить, что не только в запретные дни запретных месяцев нам стоит быть справедливыми, творить благие деяния, не сеять смуту, а каждый день, каждый подаренный Всевышним Аллахом день, ибо со всем грузом деяний мы предстанем на Страшном Суде.

В знак благодарности Творцу за все дарованные блага добродетелью является пост в месяце Мухаррам.

Посланник Всевышнего Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أفضلُ الصيامِ بعد رمضان شهرُ الله المحرم، وأفضلُ الصلاةِ بعدَ الفريضةِ صلاة الليل

«Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам»

(В своде хадисов Муслима, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это в очередной раз указывает нам, братья и сестры, на его достоинство, особое место в жизни мусульман.

Вдумайтесь, аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать нам, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не в силах изменить это, никто не имеет право нарушать запреты Создателя и ослушаться Его.

Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал:

عن أبى ذر قال : سألت رسول الله صلى الله الله عليه وسلم أى الليل وأى الأشهر أفضل فقال :" خير الليل جَوفَه وأفضل الأشهر شهر الله الذى تَدعُونَهُ محرم " رواه مسلم

«Я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Одной из особенностей месяца «Аль-Мухаррам» является День Ашура, согласно Сунне, всем нам по мере физических сил необходимо провести этот день в посте. День Ашура - десятый день месяца «Аль-Мухаррам» и в этом году приходится на 13 ноября. Да дарует Всевышний Аллах всем физических и духовных сил для выполнения этого назидания Творца, для соблюдения поста.

На достоинство дня Ашура указывает ряд хадисов.

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أرسل رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ غداة عاشوراء إلى قرى الأنصار التي حول المدينة"من كان أصبح صائماً فليتم صومه، ومن كان أصبح مفطراً فليتم بقية يومه" فكنا بعد ذلك نصومه ونصوِّم صبياننا الصغار، ونذهب إلى المسجد فنجعل لهم اللعبة من العهن، فإذا بكى أحدهم على الطعام أعطيناها إياه حتى يكون عند الإفطار"

«В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост». После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (В своде хадисов Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:

عن ابن عباس _رضي الله عنهما_ أن رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ قدم المدينة فوجد اليهود صياماً يوم عاشوراء، فقال لهم رسول الله _صلى الله عليه وسلم_: "ما هذا اليوم الذي تصومونه؟" فقالوا: هذا يوم عظيم أنجى الله فيه موسى وقومه، و أغرق فرعون وقومه، فصامه موسى شكراً، فنحن نصومه، فقال رسول الله _صلى الله عليه وسلم_: "فنحن أحق وأولى بموسى منكم" فصامه رسول الله _صلى الله عليه وسلم_ وأمر بصيامه"

«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (В своде хадисов Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:

ما رأيت النبي _صلى الله عليه وسلم_ يَتَحَرَى صيامَ يومٍ فضَّله على غيرِه إلا هذا اليوم يومُ عاشوراء، وهذا الشهر يعني شهر رمضان

Мне неизвестно, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме

этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (В своде хадисов Муслима, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (В своде хадисов Муслима, 2803).

Резюмируя, мне бы хотелось сказать, дорогие мои единоверцы, что Всевышний не случайно сделал запретным для любого насилия и смуты месяцы, венцом которых является месяц Мухаррам, ибо мы прекрасно помним что этот месяц является месяцем пророков Творца. Этот небольшой промежуток времени дан нам для того, чтобы мы смогли уригулировать имеющиеся недопонимания, устранить сложившиеся противоречия, выстроить диалог, а самое главное одолеть Сатану, стоящего за всеми вышеперечисленными диструктивными деяниями. Это великий месяц воспевающий милость Создателя, который в эти дни простил Пророка Адама, утешил Пророка Нуха долгожданной сушей, спас от языков пламени своего друга Пророка Ибрахима, заключил долгожданные объятья между Пророками Якубом и Йусуфом (мир им всем). Однако, чтобы дойти до милости Вседержителя, они проделали большой путь сопряженный с физическими, интеллектуальными и несомненно духовными усилиями. Посему, давайте перекуем зло на добро, переплавим смуту на согласие, воспоем мир, а не вражду! Давайте строить мосты взаимопонимания, колонны братства, стены единства, ведь только такое здание может венчаться сводами веры и любовью Создателя своим творениям наступившим на горло своим амбициям и тщеславию во благо мира и созидания воспевающих вечные ценности Ислама.

Остерегайтесь грехов, мои дорогие братья и сестры, остерегайтесь смуты и конфликтов, лжи и высокомерия, не гневайте Всевышнего Аллаха, ибо он Всемогущий и Всевидящий!

Молю Всевышнего Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, помощи и содействия в совершении благих дел в будущем, благополучия, мира, спокойствия и согласия!

عبادَ الله، (إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنْ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ)، (وَأَوْفُوا بِعَهْدِ اللَّهِ إِذَا عَاهَدْتُمْ وَلا تَنقُضُوا الأَيْمَانَ بَعْدَ تَوْكِيدِهَا وَقَدْ جَعَلْتُمْ اللَّهَ عَلَيْكُمْ كَفِيلاً إِنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا تَفْعَلُونَ)، فاذكروا الله يذكركم، واشكُروه على نعمه يزِدْكم، ولذِكْرُ الله أكبرَ، والله يعلمُ ما تصنعون.