Внимательный мозг дэниел сигел обзор. Дэниел Сигел: Внимательный мозг

Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию Дэниел Сигел

(Пока оценок нет)

Название: Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию
Автор: Дэниел Сигел
Год: 2007
Жанр: Биология, Зарубежная образовательная литература, Зарубежная психология, Прочая образовательная литература, Психотерапия и консультирование

О книге «Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию» Дэниел Сигел

Что общего у компаний Ford, Google, Goldman Sachs, Black Rock и General Mills, - кроме того, что они невероятно успешны? Эти корпорации проводят для своих сотрудников так называемые тренинги осознанности, которые позволяют им справиться со стрессом, поджидающим «белых воротничков» как на работе, так и вне ее. Не секрет, что обилие профессиональных задач и необходимость ежедневно продираться сквозь тонны информационного мусора делает нас рассеянными. Осознанность (mindfulness) – это то состояние, достигать которого научились восточные монахи и жрецы некоторых культов, и лишь в немногих случаях - европейцы, вынужденные работать в офисах. Однако наши современники, которым удалось добиться «осознанного бодрствования» - не только успешные в карьере, но и счастливые люди.

Теперь шанс обучиться медитации как форме здорового восприятия окружающего мира появился и у вас - на русский язык переведен бестселлер Дэниела Сигела «Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию». Эта книга расскажет читателю, как преобразить свою жизнь, научившись фокусировать сознание. Прочтя ее, вы поймете, что сосредоточенность и вдумчивость не требуют особых усилий, а концентрировать внимание на любой повседневной деятельности не только полезно, но и весьма просто.

Сколько раз вам приходилось досиживать последний час рабочего дня, на автомате отвечая на звонки и бездумно переключая вкладки? А может, вы трудоголик, который выкладывается в офисе до такой степени, что дома превращается в робота, едва способного поддержать разговор? Дэниел Сигел расскажет, как собрать внимание по кусочкам: будучи по образованию психиатром, писатель прекрасно знаком с особенностями реакций мозга и знает, как вернуть сознанию качества, утрачиваемые в ритме городской жизни.

«Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию» - это исследование влияния медитации и подобных ей практик на наше чувственное восприятие и поведение. Дэниел Сигел раскрывает секреты фокусировки сознания, позволяющие отключить «автопилот», отказавшись от укоренившихся моделей поведения, и выбраться из состояния, когда дни неотличимы друг от друга, лица сливаются, а эмоции меркнут.

«Внимательный мозг» не обещает просветления - это книга, которая рассказывает, как научиться воспринимать информацию с хладнокровием Будды и жадностью акулы бизнеса. Она для тех, кто хочет освоить практики, уходящие корнями вглубь тысячелетий - и стать успешным человеком в XXI веке.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию» Дэниел Сигел в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Привет, друзья! Сегодня я хочу рассказать вам о книге Дэниела Сигела “Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию ”. Доктор Сигел — известный на Западе ученый-нейробиолог, автор бестселлеров о мозге, детский психолог и профессор Калифорнийского университета, чьими лекциями не гнушается сам Далай-лама.

Казалось бы, какая связь между исследователем мозга и религиозным лидером? Самая прямая. По сути, основательное научное исследование Дэниела Сигела об устройстве головного мозга — не что иное, как гимн осознанности. И уж если лидер буддистов находит для себя полезным труды Сигела, то мне и подавно есть чему у него поучиться, подумала я. И с энтузиазмом принялась за чтение.

Сразу скажу, у меня сложилось двоякое мнение об этой книге. С одной стороны, чтиво это очень нелегкое. Автор рассказывает о природе сознания, об устройстве мозга, проводя параллели между древними практиками внимательности и современными научными данными. При этом внимательность понимается в самом широком смысле, в первую очередь, как антоним бездумности и автоматизма.

Прочитать эту книгу по диагонали не получиться — она попросту в одно ухо влетит, а в другое вылетит, никак вас не обогатив. Поэтому если вы готовы погрузиться в дебри нейропсихологии, настраивайтесь на вдумчивое чтение с карандашом и блокнотом.

С другой стороны, тема осознанности рассматривается в книге очень глубоко. На уровне нейронов — глубже уже некуда. Это очень серьезный труд, заслуживающий доверия. Аналогов на русском языке, по глубине раскрытия темы, я не встречала. Если вам нужен заслуживающий доверия источник, скажем, для статьи о природе сознания — это именно он.

А зачем вообще нам знать об устройстве сознания? Что это дает?

Профессиональная жизнь людей в современном, пропитанном технологиями мире пожирает наше внимание и порождает лихорадочную многозадачность. Эта многозадачность заставляет нас все время что-то делать, не оставляя пространства, позволяющего дышать, не говоря уже о том, чтобы просто быть.

Мы, конечно, научились приспосабливаться к такой жизни и деятельности в условиях постоянной суеты. Благодаря этому, мы успеваем многое, зарабатываем большие деньги, можем позволить себе то, о чем наши родители и не мечтали, но вот беда — не чувствуем благополучия и внутреннего комфорта. Мы тонем в информационном шуме. Наш мозг постоянно стимулирован, а мы при этом все больше живем на автопилоте. Результат этого — отсутствие контакта с собой и потеря внутреннего я, как естественного ориентира на пути в счастью.

Доктор Сигел рассказывает о том, что преодолеть бездумность и автоматизм существования можно при помощи регулярной практики внимательного осознавания . При этом автор пытается охватить разные методики развития осознанности, без привязки к определенному виду медитации или к конкретной религии.

Значительное место в книге отводится объяснению того, что именно происходит с мозгом во время внимательного осознавания. Так, последние годы ученые-нейробиологи интенсивно изучали христианскую центрирующую молитву, разнообразные йогические практики, тайдзицюань, буддийские методы медитации и другие практики осознанности. В ходе исследований выяснилось, что у людей, регулярно их практикующих, улучшается состояние нервной и иммунной систем. А недавние исследования функции мозга показали, что практика внимательности усиливает функцию контуров мозга, отвечающих за прозрение и эмпатию .

Также доктор Сигел подробно рассказывает о природе эмоций и негативных состояний. Если набраться терпения и продраться сквозь дебри нелегкого слога и кучу специальных терминов, можно отыскать ценные мысли:

Хватаясь за предвзятые идеи, ум создает в сознании напряжение между тем, что есть и тем, что должно быть. Это напряжение порождает стресс и ведет к страданию. С помощью растождествления мыслей и эмоций, с помощью осознавания того, что эта ментальная деятельность не равнозначна “я” и “самости”, не является чем-то неизменным и постоянным, индивид может позволить им лопаться, слово пузырям в кипящей воде.

Учитывая, что наш мир пребывает в вечном движении, наша определенность — не более чем иллюзия.

Можно с уверенностью предположить, что с помощью внимательного осознавания ум приходит в то состояние бытия, когда переживаемый в настоящем опыт воспринимается непосредственно, принимается таким, какой он есть, и признается с любовью и уважением. Подобная внутриличностная сонастройка способствует развитию чувства любви.

Очень интересно Сигел рассказывает о собственном опыте, связанном с применением практики молчания для развития внимательности. Целую неделю доктор провел в компании сотни других ученых в полной тишине. По описанию, это очень напоминает медитацию Випассану.

О результатах этого эксперимента и своих ощущениях Сигел написал подробный отчет, который приводится в книге. Эти главы позволяют отдохнуть от научных терминов и на живом человеческом примере увидеть то, что имеет в виду автор, говоря о трансформирующей роли внимательного осознавания.

Не очень понятно, задумывалось ли это издание как профессиональная литература, или же оно рассчитано на широкий круг читателей. Мне книга показалась больше научной, чем популярной. Да, тема сама по себе сложная, но посмотрите, как об этом же пишет Йонге Мингьюр Ринпоче в книге “Будда, мозг и нейрофизиология счастья” — его книга действительно вдохновляет и в ней гораздо больше практики, жизни. Кстати, именно с этой книги шесть лет назад началось мое исследование медитации.

Книга Дэниела Сигела другая. Она будет полезна продвинутым практикам медитации — для понимания того, что с ними происходит, а также тем, чья работа непосредственно связана с сознанием и осознанием, например, психологам. Также книгу можно рекомендовать тем, кто интересуется повышением уровня собственной эффективности через управления вниманием. Всем остальным — ну не знаю.

Если вы уже прочитали книгу — обязательно отпишитесь в комментариях. Мне очень интересно узнать ваше мнение!

Осознанности и любви,

Валентина Горбунова

Первая книга, объединившая науку о мозге и древнее искусство осознанности.

У всех народов мира, во всех культурах существуют практики, помогающие в каждый данный момент достичь такого состояния. В главных мировых религиях используются те или иные методы концентрации внимания — от молитвы и йоги до тайцзицюань. В разных традициях используют разные подходы, но все они имеют одну и ту же цель — стремление намеренно сфокусировать сознание таким образом, чтобы преобразить жизнь. Вдумчивая, внимательная осведомленность о чувственном опыте — это универсальная цель всех человеческих культур. Вдумчивость и сосредоточенность часто рассматривают как навык усиления внимания, навык умения сосредоточить сознание на восприятие окружающего мира в данный момент времени, и в этой книге предпринята попытка заглянуть вглубь этого осознанного бодрствования, рассмотреть его как медитацию, как форму здорового отношения с самим собой.

В этой книге известный психиатр и автор бестселлеров Дэниел Сигел рассказывает об устройстве головного мозга, природе сознания, исследует медитацию и различные практики и объединяет данные научных исследований о мозге с практикой осознанности и чувственного восприятия.

От автора

Я не являюсь последователем какой-либо религиозной традиции и до того, как приступил к изучению этой проблемы, никогда не занимался медитацией. Таким образом, в книге представлен свежий взгляд, не скованный никакими традициями. Я представил исследование универсальной концепции медитации. Сосредоточенное осознание можно выработать многими средствами — от опыта настройки отношений до подходов в образовании, способствующих развитию способности к созерцанию, и до настоящей медитации.

Это книга для людей, которые хотят больше узнать о сознании и разуме, о том, как их развить — у себя и других.

Охваченный идеей объединить миры отношений, мозга и сознания, я с головой окунулся в непосредственный чувственный опыт, в глубины сознания. Я приглашаю вас разделить мои впечатления, вместе со мной исследовать природу сосредоточенного осознания, суть которого развертывалась перед моим взором во время этого увлекательного, полного чудесных открытий, путешествия.

Для кого эта книга

Это книга для тех, кто хотел бы узнать больше о работе сознания и осознанности и ценит научный подход.

Для тех, кто хочет избавиться от стрессов, раздражительности и беспокойств с помощью осознанности.

Развернуть описание Свернуть описание

Дэниел Сигел

Внимательный мозг. Научный взгляд на медитацию

Daniel J. Siegel

The mindful brain

Reflection and Attunement in the Cultivation of Well-Being


Научный редактор Евгений Пустошкин


Издано с разрешения W. W. Norton & Company, Inc. и литературного агентства Andrew Nurnberg


Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».


© 2007 by Mind Your Brain, Inc.

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Майндсайт

Новая наука личной трансформации

Дэниел Сигел


Осознанность

Как обрести гармонию в нашем безумном мире

Марк Уильямс, Дэнни Пенман


Эссенциализм

Путь к простоте

Грег МакКеон


Правила мозга

Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Джон Медина

Посвящается Кэролайн


Предисловие

Добро пожаловать в путешествие по средоточию нашей жизни. Внимательное осознавание, обращение сознания к богатству переживаемого нами здесь и сейчас опыта оказывает влияние на физиологические и ментальные процессы и углубляет межличностные отношения. Сейчас это можно считать научно установленным фактом. Полноценное присутствие в своем осознавании открывает нам новые перспективы благополучной жизни.

У всех народов мира, во всех культурах существуют практики, помогающие человеку развивать осознавание настоящего. В главных мировых религиях используются те или иные методы сосредоточения внимания – от медитации и молитвы до йоги и тайцзи. В разных традициях используют разные подходы, но все они имеют одну цель – намеренно сфокусировать сознавание таким образом, чтобы преобразить жизнь. Внимательное осознавание – универсальная цель всех культур. Хотя практика внимательности часто воспринимается в качестве разновидности навыка управления вниманием, фокусирующего сознание на пребывании в настоящем, в этой книге производится глубокое рассмотрение данной практики как формы поддержания здоровых отношений с самими собой.

В моей родной дисциплине – науке о межличностных отношениях в семье – мы пользуемся понятием attunement – сонастройки, созвучия, приспособления. Сквозь призму этого понятия мы исследуем способы, какими какой-либо человек, например родитель, фокусирует внимание на внутреннем мире другого человека, скажем, собственного ребенка. Такая сфокусированная сонастройка с разумом другого человека формирует нейронные связи, позволяющие двум людям ощущать, что они «чувствуют» друг друга. Это состояние жизненно важно, если люди хотят, чтобы их отношения были живыми, энергичными, исполненными взаимопонимания и мира. Исследования показывают, что отношения, базирующиеся на подобной сонастройке, способствуют укреплению сопротивляемости организма и долголетию. Наше понимание практики внимательного осознавания выстраивается на основе результатов исследований межличностной сонастройки, а также саморегулирующей функции сфокусированного внимания. Они говорят о том, что внимательное осознавание является формой межличностной сонастройки. Другими словами, поддержание внимательного осознавания является способом стать лучшим другом самому себе.

Мы рассмотрим то, каким образом сонастройка может привести к развитию нашего мозга в направлении более сбалансированной саморегуляции. Это осуществляется посредством активации процесса нейрогальной интеграции, обеспечивающей гибкость отношений и понимание самого себя. Это ощущение того, что нас «чувствуют», ощущение неразрывной связи с миром может помочь нам понять, как сонастройка с самими собой посредством практики внимательного осознавания позволяет оздоравливать эти физические и психологические измерения и достичь благополучия.

Изучение физиологии мозга помогает увидеть общность механизмов этих двух форм внутри– и межличностной сонастройки. Исследуя нейрональный аспект нашего функционирования и его возможную корреляцию с внимательным осознаванием, мы сможем понять, почему и как практика внимательности достоверно укрепляет иммунную систему, улучшает самочувствие и усиливает нашу способность к здоровым межличностным отношениям, основанным на взаимопонимании.

Я не являюсь последователем какой-либо конкретной традиции медитации или практики внимательности, также я никогда не проходил обучение медитации до того, как начал данный исследовательский проект. Таким образом, в книге представлен свежий взгляд на медитативную практику, не скованный никакой одной специфической перспективой. В книге предложено исследование общей концепции медитации. Внимательное осознавание можно культивировать многими путями – от опыта сонастройки отношений до подходов в образовании, способствующих развитию способности к созерцанию, и до формальной медитативной практики.

Потребность

В настоящее время мы отчаянно нуждаемся в новом способе бытия – внутри себя, в учебных заведениях и в обществе. Современная культура в ходе своего развития создала мир, обремененный множеством серьезных недостатков, в котором индивиды страдают от отчуждения. Даже школы перестали вдохновлять на свершения и отстранились от учащихся. Создано общество, лишенное моральных ориентиров, которые подсказали бы нам, как продвигаться к созданию глобальной общности человечества.

Я наблюдал, как мои дети растут в мире, где люди испытывают все большее отчуждение от человеческих отношений, с эволюционной точки зрения требующихся для нормального функционирования нашего мозга, – эти отношения перестали быть частью наших образовательных и общественных учреждений и систем. В современной жизни, к великому сожалению, отсутствуют человеческие отношения, помогающие формировать жизненно необходимые нейронные связи. Мы не только теряем способность сонастраиваться друг с другом – лихорадочный темп жизни не оставляет нам времени настроиться даже на самих себя.

Как врач, психиатр, психотерапевт и преподаватель я был удручен тем, насколько отчуждены от понятий душевного здоровья очень многие клиницисты. Во время лекций, которые я читал по всему миру, я задавал более чем 65 тысячам профессиональных психиатров и психотерапевтов вопрос: проходили ли они когда-либо курс по проблемам сознания или же психического здоровья . И в 95 процентах случаев слышал ответ «нет». Так чем мы в таком случае занимаемся? Не настало ли время осознать существование сознания как такового – и не исключительно с целью выявлять симптомы разных расстройств?

Культивирование понимания сознания, основывающегося на прямом переживании, как раз и представляет собой непосредственную цель практики внимательного осознавания. Мы пришли в этот мир не только для того, чтобы понять собственное сознание, но для того, чтобы обнять наш внутренний мир и души других людей добротой и состраданием.

Я глубоко надеюсь, что, помогая друг другу сонастраиваться со своим сознанием, мы сможем вывести себя и нашу культуру за пределы множества автоматических рефлексов, которые ведут человечество по пути саморазрушения. Потенциал человеческих способностей к состраданию и сочувствию огромен. Реализация этого потенциала в наше трудное время может стать проблемой, но, быть может, ее можно разрешить непосредственным образом – через сонастройку с самими собой, своим сознанием, своими отношениями, совершаемую из мгновения в мгновение.

Методологический подход

Внимательное осознавание – очень важное, придающее силу внутреннее переживание, и в этой книге по необходимости будет представлено сочетание личных путей познания с объективным научным видением природы мозга и сознания. В этом суть и изюминка книги – я попытался объединить субъективную сущность практики внимательного осознавания с объективным анализом непосредственного чувственного восприятия, подкрепленным данными научных исследований, и вместе с тем наметить пути практического приложения этих идей.

Отчетливое понимание разных путей познания чрезвычайно важно для движения вперед: субъективный опыт, наука и профессиональное их приложение к практике суть три самостоятельных раздела знаний, необходимых в качестве координат реальности, и их грамотное соотнесение необходимо для того, чтобы их объединение стало полезным и ценным. Преждевременное объединение этих трех элементов может привести к ошибочным выводам о субъективности, неверной интерпретации научных данных и безграмотным приложениям этих идей к клинической практике и обучению. Отчетливое усвоение идей, опыта и данных научных исследований подготовит нас к «чистому» приложению их синтеза к делу помощи людям – мы сможем помочь им познавать, перерастать и облегчать страдания. Если мы с излишней поспешностью смешаем эти идеи ради ускорения их «практического» приложения, то возрастет риск путаницы в наших взглядах на разум, сознание и их работу.