Расписание богослужений в храме сошествия святого духа. Церковь сошествия святого духа у пречистенских ворот

Московский храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище Московской епархии

Храм расположен в парке Фестивальный. Проезд до метро Марьина Роща, далее 5 мин. пешком по пешеходному переходу через Сущевский вал.

Лазаревский деревянный храм

Храм на Лазаревском кладбище любил святой патриарх-исповедник Тихон , который нередко служил тут в 1920-х годах. До года при храме существовало сестричество, сестры которого помогали бедным и больным, заботились о храме, пели на клиросе. Одна из сестёр этой общины, О. И. Подобедова, вспоминала, что в то время члены старались как можно меньше знать друг о друге, чтобы по неосторожности или под пытками в НКВД не выдать кого-нибудь. Некоторые из сестёр действительно пострадали.

В один из воскресных дней года храм был внезапно оцеплен милицией и настоятелю объявили о закрытии храма и конфискации имущества. После этого крест-мощевик и иконы храма бесследно пропали. Здание передавалось заводу под общежитие для рабочих. В году было уничтожено и Лазаревское кладбище , а на месте погребения умерших устроили детский парк и танцплощадку. По словам свидетелей, в парке играли в футбол черепами, а в алтаре храма обитали бродячие собаки. Есть документы, свидетельствующие, что храм был приговорён богоборцами к разрушению. Но нашлись сотрудники Главнауки и Центральных реставрационных мастерских которые признали храм памятником архитектуры первой категории и тем спасли его от разрушения и устройства в нем колумбария.

Внучка одного из клириков храма, протоиерея Александра Соколова , свидетельствовала, что её дед, умирая в декабре году, пророчески предсказал своим близким, что будет такое время, когда храмы вновь откроются, будет совершаться служба и в храме на Лазаревском кладбище. В то время близкие сочли это бредом умирающего, но спустя десятилетия слова стали претворяться в жизнь.

Возрождение храма

Храм Сошествия Святого Духа был возвращен Церкви в году, хотя ещё несколько лет после этого в трапезной части находились мастерские Театра оперетты. Первые тяжелые труды по возрождению изуродованного храма выпали на долю отца Иоанна Мазова , а с года настоятелем стал иеромонах Сергий (Рыбко) с которым трудиться в храм пришло много молодежи. При храме собралась небольшая девическая община, члены которой взяли на себя бескорыстный труд: петь на клиросе, участвовать в восстановительных работах, убирать храм и территорию, вести занятия в воскресной школе, работать в книгоиздательстве и иконописной мастерской и т. д. В году при храме образовано сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского . Храм постепенно восстанавливался трудами прихожан и благотворителей; от крупных пожертвований приход отказывался.

Архитектура

Трехпрестол ьный каменный храм был построен по архитектурному типу "корабля ": круглая ротонда , с короткой трапезной частью , с двумя колоколенками , венчающими западный фасад, окна стилизованные под иллюминаторы.

Духовенство

Настоятели

  • Никита Скворцов (1857 - ок. 1892)
  • Владимир Остроухов (1901 - 1914)
  • Николай Скворцов (9 августа 1914 - 15 июня 1917)

Вторая каменная церковь монастыря возводилась в 1476-1477 гг. к северо-востоку от Троицкого собора. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря.


Духовская церковь. Фрагмент литографии 1859 г.


Храм строился псковскими мастерами, приглашенными в Москву великим князем Иваном III. Образцом для строительства Духовской церкви послужил Троицкий собор, основные формы и пропорции которого (высота до завершения креста 30 м) повторены в новом храме. Однако новое строение имеет принципиальное отличие. Уникальное сочетание храма и звонницы, где круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах церкви, получило наименование «церковь иже под колоколы». Она считается древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа.


Духовская церковь. 1476-1477 гг. Вид с северо-запада


В отличие от белокаменного Троицкого собора храм-звонница сложен из кирпича, ставшего в это время основным строительным материалом. Объем Духовской церкви четко делится на две равные по высоте части: четырехстолпный четверик с тремя высокими апсидами, повторяющий формы Троицкого собора, и цилиндрический постамент на церковных сводах с шестипролетной звонницей, несущей барабан с куполом и крестом.


Духовская церковь. 1476-1477 гг.
Вид с восточной стороны

На дубовых брусьях в пролетах звонницы висят колокола, при этом открытый внутрь купола барабан с узкими окнами выполняет функцию своеобразного резонатора звука. Декоративное убранство храма строилось по подобию Троицкого собора, но в другом материале. Трехмастный орнаментальный пояс, обрамляющий стены Духовской церкви и верх барабана, был выполнен из терракотовых балясин, окаймленных двумя рядами полихромных поливных изразцов.


Устройство открытого яруса звона под центральной главой, вертикальные пропорции, богатство и нарядность белокаменных и керамических декоративных элементов (включая украшенную резными кринами ленту цоколя) придавали сооружению черты изящества и неординарности. Узорчатые пояса из терракотовых балясин и изразцов были самым ранним примером использования керамического декора и поливных изразцов в московском зодчестве.

Духовская церковь строилась в те годы, когда в Москве при великокняжеском дворе работали не только лучшие мастера из разных русских городов, но и европейские зодчие. Не случайно в конструкции и декоративном убранстве храма использованы новые приемы и детали. Декоративные полуколонки с гирляндами, которыми украшены апсиды храма, аналогичны гирляндам на стенах греческой церкви Пресвятой Богородицы Пантанассы (1428) в Мистре. Впоследствии этот декоративный прием был применен в оформлении Введенской церкви Подольного монастыря (1547), стоящей недалеко от Святых врат, и церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637).


Звон в церкви «иже под колоколы» был совершенно уникален для Москвы. Это был первоначально так называемый псковский звон, при котором балки с укрепленными на них колоколами раскачивали с земли. Звонили в колокола при помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Колокол раскачивался вместе с держащим его брусом, при этом язык поочередно ударялся в противоположные края колокола. Такой способ звона называется еще очапным, или псковским, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре. Изначально такой тип звона имел распространение в Европе, а в России был известен только в западнорусских землях (Новгород, Псков).


Висевший на звоннице церкви особый - «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря 1608–1610 гг. возвещал защитникам обители об опасности.



Внутреннее убранство Духовской церкви
Слева - н
адгробие митр. Платона (Левшина)


Внутреннее пространство Духовской церкви, лишенное верхних окон из-за наличия звонницы, освещается немногочисленными узкими боковыми окнами. Росписи на стенах были сделаны впервые в 1665 г. повелением Патриарха Никона и неоднократно поновлялись. Иконы для установленного в 1866 г. трехъярусного иконостаса из розового дерева были выполнены мастерами лаврской иконописной мастерской.


Тайная Вечеря.
Фрагмент Царских Врат Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры

До революции к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека. К южному фасаду примыкал придел во имя Праведного Филарета, в котором, в 1867 году, был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). Часовня и придел объединяла паперть, примыкавшая к западному фасаду Духовской церкви.


Духовская церковь. Фото нач. XX века

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.


Фото 1927 г. Площадь Пречистенских Ворот. Справа - Церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских Ворот.
Святодуховская церковь была одной из древнейших в Москве - первое упоминание о ней относится уже к 1493 году, когда в городе случился страшный пожар. Еще в середине XVII века здесь стоял деревянный храм во имя Св. Духа, а первый каменный появился в 1699 году, отстроенный тщанием стольника и полковника Б. Дементьева.



Фото 1881 г. из альбомов Н. А. Найдёнова. Современный вид .
Спустя столетие была выстроена новая каменная церковь, дожившая до революции, и в 1812 году в ней освятили придел во имя Покрова - оттого пречистенскую церковь часто называли Покровской. Прихожанами ее стали обыкновенные москвичи, жившие в тех окрестных местах, где каждый дом - история, а каждый человек - легенда.

В доме № 6 по той же правой стороне бульвара жил городской голова С. М. Третьяков, брат основателя знаменитой картинной галереи, сам собиравший живопись. Он поручил своему зятю, московскому архитектору А. С. Каминскому, женатому на сестре Третьяковых, перестроить дом на бульваре в русско-византийском стиле. А после смерти именитого домовладельца этот особняк в 1892 году купил не менее известный фабрикант и банкир Павел Рябушинский. И, по необычному совпадению, именно в этом доме на Пречистенском бульваре после 1917 года разместился революционный трибунал.

Церковь Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище имеет долгую и интересную историю, которая началась в далеком XV веке.

История постройки

На Москву в 1770 году обрушилось страшное бедствие, в виде эпидемии чумы. Болезнь подкашивала в день больше 1000 человек, людей охватил животный ужас и паника. Власти города не знали, что делать и как спасать население.

Екатерина II в 1771 году, в сентябре послала в Москву графа Григория Орлова, чтобы он оценил масштаб трагедии и предпринял меры спасения. С указа императрицы, граф открыл несколько городских кладбищ, так как некуда было уже хоронить тела погибших. Все погосты были открыты вдали от стен московских, среди них было и кладбище на территории Даниловского монастыря.

Церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище

Через год для кладбища была построена небольшая церковь-часовня в честь Херсонских мучеников. В 1829 году, когда здание стало ветхим, на его месте началось строительство каменного храма. Процесс постройки занял долгие 9 лет, главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святого Духа. Убранство храма было очень богатым и величественным, стены щедро расписаны библейскими сюжетами.

В начале XX века церковь Святого Духа на Даниловском кладбище была отреставрирована и доведена до заметного преображения на деньги благотворителей:

  • внутри настелили новый, каменный пол;
  • росписи обновили;
  • позолотили заново иконостас;
  • обновили всю утварь внутри церкви;
  • увеличили храм вдвое в размере за счет пристройки ко второму приходу в честь мучеников Херсонских;
  • обновили здание снаружи.
Интересно! Безбожные 1930-е годы обошли этот храм стороной. Его пытались захватить, но получилось это сделать лишь на короткое время. Вскоре церковь вновь была возвращена в руки ПРЦ, при этом оставаясь действующей.

В октябре 2016 года были завершены очередные работы по обновлению убранства, витражей и настенных росписей.

Убранство храма

Сегодня, храм находится в прекрасном состоянии и снаружи, и внутри. Убранство церкви поражает своим величием. Главной достопримечательностью внутреннего устройства, является иконостас в приделе Пресвятой Богоматери. Распятие на иконостасе украшено животворящими лучами.

Стены храма хранят частицы мощей неизвестных Божиих угодников, никаких упоминаний о том, чьи именно это мощи в истории нет.

Интерьер церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище в Москве

Сегодня, в приходе действуют следующие общественные организации:

  • воскресная школа для прихожан;
  • консультации с целью помощи людям с зависимостью;
  • служба социальной помощи.

Ранее в церкви служил прозорливый батюшка Иоанн Слугин, но по своей старости, в последние годы он мало принимал людей и попасть к нему можно было только по предварительной записи. Сейчас можно посетить его могилу, многие люди приезжают к нему. Отпевание старца было совершено 4 февраля 2018 года.

Внимание! На Даниловском кладбище находится могила Матроны Московской, на которую может приехать любой нуждающийся в ее помощи и помолиться!

При церкви открыта приходская библиотека с интересными православными книгами, дети могут посетить кукольный театр.

Святыни

Стены церкви хранят множество православных святынь, вот некоторые из них:

  • чудотворная Иверская икона Богоматери;
  • образ Святого Серафима Саровского;
  • образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушница»;
  • частицы мощей неизвестных Святых.
Для сведения! Поклониться святыням может любой желающий в часы работы церкви ежедневно.

Расписание богослужений