Можно ли освятить самодельную икону. Иконы святых: что обозначают, где освятить икону, куда поставить православную икону в доме

Во время осуществления религиозных ритуалов, верующие, находясь перед выбранной им иконой могут выполнять множество различных действий. К их числу прежде всего следует отнести следующие: выставление свечек, поклонение, прикладывание и молитва. Их выполнение позволяет людям установить духовную связь между земным и небесным миром для того, чтобы Господь Бог смог услышать их используемое обращение, оказав всяческую помощь. Однако важно понимать, что любая существующая в храме святыня сможет произвести необычайную пользу лишь в том случае, если она будет заранее освящена.

Освящение иконы предполагает совершение церковного обряда, главное участие в которых принимает святая вода и прочтение специальных молитв, наделяющие икону благодатью Святого Духа. Только после выполнения всех этих действий, осуществляемые священнослужителями, освященные иконы в церкви обретут высшую силу, превратившись из художественных образов в святыни.

История

В истории Древней Руси, процесс освящения икон впервые зафиксирован после колоссальных либеральных реформ, которые были проведены в русских православных церквях в середине 17 века нашей эры. С 1650 годов для получения благодати от Святого Духа, священники стали использовать специально предназначенный для данной процедуры чин.

Для некоторых святынь, существуют особые чины, текст которых отличаются друг от друга. Это характерно для следующих икон:

  • Троицы;
  • Христа;
  • Богородицы.

Сама процедура освящения может проходить в любой промежуток времени. Но чаще всего данная совокупность ритуальных действий происходит после утренней службы. А самое распространенное время, которое выделяется специально для освящения икон в церкви – это праздничные и воскресные дни.


Приобретение икон

Некоторые люди полагают, что купленные изделия с изображением Богородицы или Иисуса Христа являются изначально священными образами. И поэтому их вовсе необязательно освящать, поскольку они изначально, в виду своего происхождения являются священными. Однако, людям, которые все-таки стараются придерживаться старинных православных традиций, дополнительное Благословение батюшки лишь повысит уверенность в высшую силу иконы, освятив икону правильно согласно религиозным канонам.

Многие люди освящают иконы в домашних условиях, приглашая предварительно в свой дом священника. Те, кто подобного рода затеи остерегается, самостоятельно читают молитву и окропляют новую икону святой водой.

Важность обряда

Освящение икон имеет важное значение для православной культуры и религиозных верующих в целом.

Оно позволяет благословить художественные библейские образы, изображенные на полотне.

Освященные иконы становятся полностью признанными канонами церкви. Кроме того, духовная связь с Богом становится прочной и люди оказываются услышанными.

Многие люди также совершают обряд освящение для помещения или после покупки нового автомобиля. Переезжая в новую квартиру, людей может беспокоить негативная атмосфера, вызывающая различные беспокойства. И в этом случае освящение с использованием молитвы и святой воды способна восстановить энергетический баланс дома, придав внутреннему убранству тепло, а также уютную атмосферу. Во время совершения данного церковного обряда, детям будет комфортно учить уроки в освященном помещении, а взрослым выполнять свои бытовые обязанности.

Освящение квартиры или дома лучше всего проводить в четверг.

Для выполнения этой процедуры, первым делом необходимо поставить свечки в церкви и прочитать перед ними следующую молитву:

Чудотворец Николай, благослови меня на очищение квартиры и изгони из нее бесовскую мощь. Да будет так. Аминь.

Неизменным атрибутом любого православного человека является икона. Она символизирует веру в высшее, ограждает от плохого. На иконах мастера изображают лики святых, Божьей Матери, Иисуса. В первую очередь, молитва обращена не к полотну с красками, а к тому, кто изображен. Задача иконы состоит в том, чтобы создать подобие духовного моста, по которому человек может прийти к Господу.

Издавна иконы охраняли дом и хозяев от злых сил, помогали в сложной ситуации. Духовная культура, пройдя тысячелетия, сформировала духовный мир верующего человека, и нашла отражение в виде этих произведений искусства. Над любой иконой должен проводится обряд освящения. Используя особые молитвы перед освящением, оберег обретает Господнее благословение, а в завершении окропляется водой. Говоря в общем смысле, образ святых стает посредником в молитве между земным миров и Божественным.

Освящение иконы

Освящением считается обряд благословения иконы, наделяя ее молитвой и духовной силой.

В рядового христианина часто возникает вопрос, можно ли освятить лик в домашних условиях. Здесь мнения расходятся. Одни считают, что освященная в храме, намоленом временем месте, обретает большую силу, другие придерживаются мнения, что священник молитвами способен освятить ее в доме, который она будет оберегать. Второго варианта часто придерживаются, когда иконопись, по определенным причинам, не можно доставить в церковь.

Над иконой, приобретенной в церкви, необязательно проводить освящение. Но нужно знать как освятить икону купленную в магазине, иначе она не обретет своей силы. Только после обряда к образу можно прикладываться и молится.

Обряд освещение выглядит таким образом:

  • батюшка читает специальные молитвы над иконой;
  • «обволакивает» ее дымом из ладана;
  • окропляет святой водой.

Весь процесс не занимает много времени.

Молитва на освящение иконы дома

При освещении рукотворных образов святых процесс стает более интимным, обретает духовный характер. Отдавая свою молитву образу, человек ментально соединяется с высшими силами, так сказать, входит с ними в резонанс. Молитва на освящение иконы дома звучит так:

«Благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя освящается и благословляется образ сей: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Фразу нужно повторить трижды. Таким образом можно освятить и нательный крестик.

Освящение лика святого очень серьезное таинство, и к нему нужно подойти ответственно. Если христианин верит в силу обряда и Господа, то образы лучше освятить в храме священником. Это обязательное условие для семейных икон, передающихся по роду, или, например, с изображением ангела хранителя человека. Такой образ служит оберегом для его обладателя и играет особую роль в его жизни.

Некоторые хозяйки славятся своим умением вышивать картины. И, практически у каждой верующей семье есть вышитое вручную изображение святых. Такая икона имеет особое значение для ее обладателя, так как была создана с нуля, и после длительной работы обрела свою красоту и она также освящаются священником, иногда как церковная утварь.

Многие мастерские по изготовлению икон или магазины предлагают купить образы уже прошедшие освящение. Но не будет лишним провести эту процедуру еще раз, присутствуя при это лично.

Задача любого образа - обогащать духовный мир человека, служить проводником в духовный мир. Каждому верующему человеку нужно знать какую молитву читать при освящении иконы. Не стоит воспринимать ее как простое творение искусства. За красивыми красками или полотнами скрывается глубокий мир философии и религии.

ВОПРОС: В церкви мне сказали, что "действительными" являются только иконы, освящённые в церкви. Без этого освещения они-де, являются чуть ли не простыми бумажками. Но мне кажется, что иконы освящают Те, кто на них изображен. То же и с нательными крестами, медальонами с изображением Богородицы. Или я неправ? Просто у меня дома есть не мало икон - простых вырезок из газет, ксерокопий, которые мне нравятся. Нужно ли их освящать?

ОТВЕТ: Дорогой друг мой!
Наш добрый Господь по милосердию Своему даровал нам множество видимых даров, которыми мы можем пользоваться по своему усмотрению, это: молитвенное (церковное) освящение благоугодного дела, освящение дома (жилища), освящение служащей нам вещи, образа (иконы), освящение пищи, освящение воды, масла (елея) и т.д. Особое место в этом занимает освященная вода, которая сама служит нам для освящения: мы можем покропить или обтереть ею себя, нужную нам вещь или помещение. Особенной благодатной силой обладает крещенская вода, освященная во время праздника Крещения Господня.
Это дары Божьи нам, которыми мы с благодарностью Господу можем пользоваться; пренебрегать ими нам весьма не полезно: как и за все, данное нам Богом для нашего вспомоществования, мы должны будем дать отчет за правильное их использование.
Да, как и пишет о том св.Иоанн Кронштадский, образ Креста Господня, образы Господа, Божьей Матери и святых уже сами по себе в виду интенции человеческой при их изготовлении и пользовании есть святы.
Однако, если мы отказываемся освятить их и церковно, то таким образом как бы пренебрегаем даром Божьим и Самим Божественным устроением Церкви, ибо Церковь не есть где-то вне нас, а Церковь составляем мы сами. Церковная иерархия же, с помощью которой осуществляется освящение, есть Божественное устроение Церкви.
Некоторые святые ясно различали образа освященные (церковно) от неосвященных. Таким даром обладал, например, св.падре Пио. Он всегда кротко указывал человеку, что следует освятить образок или крестик, который тот имеет, т.к. он, наверное, купил его в мирском магазине, и тот не освящен.
Я также, как и ты, вместе с имеющимися у меня иконами имею и любимые мною некоторые бумажные копии, фото и даже рисунки и использую их наравне с иконами. В этом греха нет, это лишь служит моему благочестию: так я ощущаю сердцем, такова, быть может, особенность моего восприятия.

ВОПРОС: Когда у нас в гостях был священник, он освящал всю квартиру, окроплял святой водой в комнатах, в том числе окропил и иконы. Это, по сути, и есть церковное освящение? Или всё же для этого существует особый чин?

ОТВЕТ: Дорогой друг!
В православной церкви существует определенный чин освящения иконы; в католической церкви священник также, освящая икону, читает определенные молитвы, кропит священной водой.
Образа из бумаги, которые мне особенно дороги и пред которыми я часто молюсь, имеют ценность именно для меня и я не отличаю их от освященных икон. Для другого же человека это может быть не так. Он может спокойно положить эту "журнальную вырезку" (которая молитвенно служила кому-то долгие годы) куда-нибудь в книжку или вообще сжечь. Это не будет грехом, т.к. для него это не икона, а лишь ее иллюстрация. С иконой же он так не поступит: в худшем случае, отнесет ее в церковь или отдаст какому-то верующему. Такова психология веры.
Однако, как я уже объяснил раньше, дело не только в психологии. Такова реальность веры. Есть Бог, есть Церковь, есть у Нее обряды и традиции. Это не просто ньюансы или особенности, это реальность присутствия Божественной благодати Святого Духа, Который, давая всем жизнь и жизненную энергию, в Церкви Христовой присутствует в особых Своих благодатных дарах.

Благословен Бог.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.

В современном православном мире существует много народных мастеров, которые умеют создавать иконы при помощи различных иконописных техник: в художественном исполнении на холсте или по дереву, из драгоценных металлов, иконы, вышитые бисером и другие. Многие из этих работ можно отнести к произведениям современной православной иконографии. Но многих христиан, которые хотят купить православную икону в интернет магазине, беспокоит вопрос о том, как освятить икону. Конечно, если православная икона , то она уже прошла обряд освящения и волноваться не о чем. Как же быть с неосвященными иконами, сделанными на заказ или приобретенными в торговых точках? Освящение икон – это очень серьезный церковный обряд. В современной церковной практике используют особый чин освящения икон: читают специальные молитвы и окропляют икону святой водой. Если православный христианин верит в силу обряда и уделяет этому таинству особое значение, то желательно, освятить икону самому в том храме, который он посещает. Это условие обязательно для освящения семейных или именных, мерных икон. Многие иконописные мастерские и интернет магазины предлагают купить православные иконы, которые уже прошли освящение. Среди предложенных вариантов освященных икон много икон, вышитых бисером. Если стоит вопрос о подарке православной иконы, то это самое лучшее решение и набор для вышивания можно купить в интернет магазине.

Как освятить икону, вышитую бисером

Существует несколько не писаных правил для тех, кто все же взялся за вышивание святых икон. Желательно, в самом начале, со всеми материалами для вышивки, посетить священника и получить его благословение перед тем, как . Во время вышивания иконы, желательно поститься. Каждый раз перед работой, надо читать молитву. Во время работы нельзя ссориться, ругаться и допускать скверные мысли. Нельзя заниматься вышивкой в церковные праздники и в воскресные дни. Работа при вышивании икон не терпит суеты, поэтому не надо спешить закончить ее. После того, как икона, вышитая бисером, уже готова, нужно обратиться к священнику за тем, чтобы освятить икону. Священник может принять решение освятить икону, вышитую бисером как церковную утварь. Не надо спорить по этому поводу, а стоит принять его решение со смирением.


Рекомендую почитать на досуге

Текст православной молитвы преподобному Аврамию Галичскому, Городецкому, Чухломскому чудотворцу

О, пречестная и священная главо, отче преблаженне авво Аврамие! Не забуди нищих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати нас, чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к небесному Царю: не премолчи за ны, вопия ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя, но поминай недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, яко дана тебе бысть благодать молитися за ны. Не мним бо тя мертва суща: аще бо и телом преста-вился еси от нас, но и по смерти убо жив сый, пребываеши неотступно от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики и с небесными силами у предстоящи, достойно веселится. Нам бо тя ведущим воистинну и по смерти яко живу ти сущу, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние и невозбранно преити от земли на небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися и небесному царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и с пресвятым и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В древности не существовало практики освящения икон. Об этом мы находим свидетельства VII Вселенского собора, где говорится, что иконы святы подобием изображения изображенному лицу и надписанием имени, которое подтверждает это подобие.

Надобность в особом чине освящения появилась только тогда, когда сами изображения перестали быть «подобными» в исконно древнем понимании. То есть тогда, когда они перестали выражать очевидным образом святость изображенного лица и верующие стали просить священнослужителей сделать что-нибудь для того, чтобы образ стал святым.

Практика освящения возникла сначала на Западе. Обряд представлял собой окропление иконы святой водой с чтением особой молитвы. Однако, чин освящения не может сделать из несвященного образа священный. Потому что, если данное изображение не икона по своему стилю и художественным свойствам — оно не станет иконой через окропление святой водой.

Значит, единственное понимание акта освящения иконы — это воспринимать освящение как принятие данного образа Церковью, с тем, чтобы этим освящением удостоверить, что образ достоин (имеет нужные качества), дабы быть включенным в литургическую жизнь Церкви. А верующие действительно могут молиться перед данным образом Богу и святому, и этот образ поможет правильной молитве. При этом священник должен достаточно хорошо разбираться в подобных вопросах, для чего и существуют дисциплины «богословие иконы» или «православное иконоведение (иконология)».


"По такому чину, который содержится в наших требниках, в старину иконы не освящались, - пишет Архимандрит Зинон. Называется он чином благословения, а не освящения, и должен рассматриваться как одобрение Церковью данного образа, а не как некий сакраментальный акт. Ведь никому не придет в голову, купив новое Евангелие, перед началом чтения освящать его. В иконе почитается не вещество, а изображенное лицо. Надпись необходима, как раньше выражались, для того, чтобы утвердился дух молящегося, то есть, чтобы молящийся точно знал, к кому обращается, потому что иконография многих святых сходна."

Надпись имени святого - подобна наречению имени младенца. В древности её делал не иконописец, а архиерей, удостоверяя таким образом, что икона выполнена канонически верно. Сейчас это действие заменил чин освещения иконы, после которого мы не сомневаемся, что на нас смотрит лик конкретного святого, которому можно молиться, а значит, работа становится иконой.

Таким образом, в наше время иконы стали освящать для подтверждения святости изображаемого. Собственно данное действие можно понимать как свидетельство Церкви о том, что канонически верно изображен именно тот, кто надписан, а значит икона подлинна. Важно помнить, что к иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Освящая любой другой предмет, мы призываем благодать Духа Святого. Икона же свята уже только потому, что на ней изображены Господь, Богородица или святые.