Почему пропадают иконы из дома. Возвращение иконы


В жизни каждого человека, являющегося истинным христианином, икона играет очень важную роль. Испокон веков люди преклонялись, верили в чудодейственную силу ликов божьих.

Перед иконами молятся, просят защиты, здоровья, счастья, удачи. Поэтому, среди верующих людей издавна сложилось особое отношение к ликам святых, изображенных на холсте.

Люди веруют в приметы, которые могут быть прямо, либо косвенно связаны с иконами. Эти картины могут падать, разбиваться, что может быть определенным знаком к последующим действиям человека. Они способны предупреждать, ограждать хозяев от надвигающейся беды, поэтому уместно знать о приметах, связанных с ликами божьими.

Икона упала — знак предупреждения

Поверья гласят о том, что упавшая икона может нести предупредительный знак свыше человеку, являющемуся хозяином картины. Такое явление также рассматривают, как подсказку, направленную на обдумывание последних действий, либо определенных жизненных ситуаций, не совпадающих с уготованной судьбой.

  1. Падение иконы может предвещать смерть близкого человека. Обычно, люди вешают такие картины на стену. Однако, этого не стоит делать. В действительности, икона не должна находиться на стене, прикрепленной гвоздиком. Необходимо разместить полотно на комодах, либо закрепленных полочках. В момент падения иконы не следует нагромождать себя негативными эмоциями. Требуется здравый смысл, объективная оценка сложившейся ситуации.
  2. Вполне может быть, что картина упала в результате непрочного ее крепления, либо соскользнула из-за гладкой поверхности, на которой находилась. Икона могла упасть также вследствие соприкосновения с ней во время уборки дома, вмешательства домашних животных, игры детей. В таких моментах не имеет смысла думать о том, что упавшее полотно с ликом божьим может быть плохим знаком для домочадцев.
  3. Если все-таки на душе неспокойно из-за падения такой картины, есть вариант воспользоваться проверенным веками методом. Необходимо поднять икону, провести по ней рукой, после чего поцеловать лик святого и установить картину на полочку, либо комод. Стоит подумать о перестановке картины, можно разместить ее в более надежное место, чтобы избежать повторного падения. Икона при этом, не утеряет своего божественного воздействия на человека.
  4. После того, как картина с образом святого упала, имеет смысл посетить церковь. Рекомендуется отыскать здесь точно такую же икону, зажечь свечу перед образом, прочитать молитву — Отче наш. В итоге проделанных действий исчезнет отрицательный эффект, созданный в результате падения иконы.
  5. Икона, упавшая во сне, напоминает человеку о каких-то ошибках, которые он совершил в жизни. Если разбилась икона Спасителя, то надо ждать смерти, либо тяжелой болезни среди дальних родственников.
  6. Нередко падение картины с ликом святого может быть предупредительным знаком, оповещающим о предстоящих ошибках, неправильных поступках, испытаниях.

Икона разбилась — плохой знак

Согласно древним поверьям, если падающее полотно с ликом божьим разбивается, значит следует ждать настоящей беды. Под этими словами надо понимать тяжелую болезнь, несчастье в доме, смерть родного человека.

  1. Разбитая картина с изображением святого не говорит о том, что всевышние силы в гневе. Не надо искать в случившемся определенного смысла. Здесь не является обязательным момент плохого события, надвигающейся беды. Негативными эмоциями человек сам может накликать череду неприятностей в собственном доме, даже не задумываясь об этом.
  2. Конечно, не все люди верят в приметы, связанные с падением и поломкой иконы. Независимо ни от чего следует помнить, что разбившуюся картину не разрешено выбрасывать, либо сжигать. В данном случае это сопоставимо с избавлением человека от многовековой истории христианства, отправленной в мусорное ведро.
  3. Если икона все-таки упала и разбилась, нужно ее осмотреть со всех сторон. Надо собрать осколки от стекла, заменить его новым. Если повреждена рама, которая треснула или разбилась, следует привести ее в порядок, пользуясь клеем, либо купить другую, подходящую к иконе. Если же картина разбилась так, что не подлежит восстановлению, тогда имеет смысл приобрести новую икону в церковной лавке. Починив разбившееся полотно с изображением лика божьего, можно отправиться с ним к батюшке в храм. Священник точно скажет о дальнейших действиях, связанных с процессом освещения иконы.
  4. Собранные осколки от стекла, а также разбитую раму вместе относят к реке, колодцу и опускают на дно. Можно отыскать другие более укромные, малодоступные места, где никто не найдет осколков. В итоге таких действий необходимо отправиться в церковь, зажечь свечу, помолиться и прочитать исповедь с причащением. Так беда и неудачи отойдут в сторону.

Упавшая икона — знак нечистой силы

Поверья гласят о том, что если упала икона Богородицы и при этом треснула, либо разбилась — значит ждать больших проблем в семье, особенно это касается болезней. Иначе такое падение связывают с присутствием потусторонних плохих сил.

Падение картины с образом святого может являться предзнаменованием того, что в доме имеется нечистая сила. Чаще всего иконы разбиваются там, где домовой отличается небывалой активностью и силой. Несмотря на представления об этом человечке, как о доброжелательном существе, не стоит забывать о его непростых отношениях с церковью.

  1. В случае пребывания в доме нечистой силы требуется очистить помещение, где упало полотно с образом святого. Существует немало способов изгнания того, чего не должно быть в доме.
  2. Икона, опрокинутая навзничь, может означать для хозяина дома его душевное, моральное падение. В этом случае необходимо отправиться в храм, покаяться в своих грехах, произнести слова извинения иконе.
  3. Приметы, относящиеся к падению картин с изображением ликов святых, церковь рассматривает, как знаки, посланные от лукавого.

Священники считают, что нечистые силы становятся помехой для людей, которые хотят совершать добрые, благоразумные поступки.

Эту удивительную историю рассказала наша соседка по даче Ирина Валентиновна три года тому назад.

В 1996 году она поменяла место жительства. Книги, которых у неё было немало, женщина упаковывала в коробки. В одну из них она небрежно засунула очень старую икону Богородицы. С этой иконой ещё в 1916 году венчались её бабка с дедом. Таким образом, возраст иконы составлял более ста лет.

Переехав на новую квартиру, Ирина Валентиновна начала распаковывать вещи. Каково же было её удивление, когда ни в одной из коробок с книгами она не нашла старую икону. Женщина на несколько раз всё перепроверила, но Богородицу так нигде и не обнаружила.

В квартире никого не было. К вещам во время переезда люди не притрагивались. Коробки все были надёжно перевязаны шпагатом. Ни одна книга не пропала, а вот икона исчезла, причём самым непонятным и загадочным образом.

Ирина Валентиновна очень переживала по поводу пропажи. Женщину мучили нехорошие предчувствия, и она пошла в церковь. В божьем храме ей повстречался молодой священнослужитель. С ним она и поделилась проблемой. Но священник не придал словам женщины большого значения. Он посоветовал ещё раз тщательно проверить все вещи. Если икона не осталась на старой квартире, то должна где-то лежать.

В расстроенных чувствах Ирина Валентиновна направилась к выходу, но была остановлена пожилым батюшкой. Тот посоветовал ей как можно чаще молиться, ставить свечи этому церковному образу и постоянно просить прощение. Он пояснил, что в этом случае Бог простит небрежное отношение к Богородице и вернёт икону.

Ирина Валентиновна в точности выполнила совет. На протяжении долгого периода времени она ходила в церковь, ставила свечи, молилась, и просила простить её.

Однажды, придя домой, женщина подошла к книжному шкафу, чтобы взять необходимую ей книгу. Каково же было её удивление, когда среди корешков книг она вдруг увидела тёмную боковую сторону пропавшей иконы.

Та была бережна извлечена из шкафа. Хозяйка квартиры протёрла её от пыли и повесила в правом углу комнаты. Но как икона оказалась среди книг? Ирина Валентиновна регулярно ими пользовалась, но никогда раньше не находила святой образ.

Стало быть, свершилось чудо. Бог вначале наказал женщину за небрежное отношение к святыне, а потом, учитывая искреннее раскаяние, простил. Видимо икона всё время находилась в квартире, но хозяйка не могла её увидеть. Праведные молитвы раскрыли глаза женщине, и она, наконец, обрела то, что потеряла.

Рассказ для сайта подготовила Зимняя Вишня

Икона – это не простой предмет, и уж, само собой разумеется, это не украшение для интерьера.

Иконы всегда стоят в домах верующих христиан, они обязательный атрибут в доме религиозного или даже просто крещеного человека.

Наши предки считали своим долгом держать в доме, на специальном месте, минимум один образ святого. Да и в наше время трудно найти дом, в котором нет хотя бы одной иконы.

Это священный атрибут веры, очень ценная и важная вещь, которая имеет мистическую связь с высшими силами, охраняет дом и всех в нем живущих. А молитва перед образами может очень облегчить страдания и принести счастье.

Какие приметы связаны с образами? Их не так много, и вообще стоит понимать, что священники не рекомендуют верить в приметы.

Однако люди почти все суеверны в той или иной степени, и если икона в доме без причины вдруг упала, или вам вдруг довелось ее найти на улице, то всегда интересно знать – к чему это.

Естественно, просто так подобные события не происходят, и таким образом высшие силы посылают вам знак. Нетрудно найти ответ, какой именно это знак, и что гласят приметы по этому поводу.

Чего ждать?

Немного событий может произойти с этой вещью – ведь ей мы никак не пользуемся в физическом смысле. Икона всегда стоит на своем месте, её не принято переносить или вообще брать в руки.

Но бывают некоторые варианты, например, если она в доме внезапно упала, сама собой или по вашей случайности, или же вам довелось иконку потерять или найти прямо на улице. К чему это все?

1. Найти иконку – примета хорошая и добрая. Бывают такие небольшие иконы, карманные, которые многие люди носят с собой – например, в бумажнике, для защиты.

И если кто-то такую икону потерял, а вам случилось ее найти, это значит, что вам она нужна. Считайте, что она сама нашла вас, и будет защищать и оберегать вас. Именно этот святой, который изображен на иконке, будет вашим покровителем и защитником.

Однако если вам посчастливилось найти чью-то утерянную икону, не спешите нести её в свое жилище. Ведь этот предмет хранит в себе много информации и несет энергетику бывшего владельца. А кто знает, чему молился перед ней человек, какие грехи замаливал, да и вообще, о чем думал.

Чтобы икона, которую вам удалось случайно найти, не принесла бед, а защищала и берегла, сразу же стоит найти поблизости храм и обязательно освятить её в этом храме. После этого можно ни о чем не волноваться.

2. Если вы потеряли икону – не волнуйтесь. Может показаться, что это плохая примета, но на самом деле это не так. Суеверие гласит, что если вы потеряли образок, значит, он для вас уже все сделал, как бы выполнил свою работу, и покинул вас.

Не расстраивайтесь, сходите в храм, помолитесь, и приобретите для себя новую икону. Её обязательно надо освятить, и после этого она станет для вас талисманом и оберегом.

3. А если икона упала со своего места в вашем доме – сами понимаете, это нехорошая примета. Во-первых, иконы никогда не падают без причины, это должен понимать даже человек, который в приметы не верит.

Если она упала – значит, это что-то предвещает нехорошее. Не стоит паниковать и бояться – все будет хорошо. Когда иконы падают, таким образом высшие силы вас предостерегают, указывают, что нужно быть осторожнее, возможно даже это намек на то, что вы сошли с верного пути.

Чтобы предотвратить неприятности и беды, нужно бережно поднять икону, которая упала, поцеловать образ святого и от всего сердца попросить прощения. После этого нужно поставить ее на место и помолиться, попросить защиты.

И кстати – стоит проверить, надежно ли стоит икона, и почему она падает – может, для нее выбрано неудачное место? Относитесь к этой вещи очень бережно и трепетно.

Чего нельзя делать

Есть несколько правил, как обращаться с образами, чего делать с ними ни в коем случае нельзя, и как рядом с ними себя стоит вести. Эти правила должен непременно запомнить каждый верующий человек.

1. Неосвященной иконе не молятся. Если она новая, её нужно первым делом освятить в храме – это обязательное условие.

Вообще, неосвященной иконе в доме нет места, от неё будет мало толку, да и по церковным правилам не принято держать такую вещь дома, и тем более молиться перед ней и креститься.

2. Нельзя находиться перед образами в головном уборе – это не просто примета, а правило, которое существует много веков. Если вы бываете в храме, то знаете, что женщина или девушка непременно должна закрыть свои волосы скромным платком, а мужчины – снять шапку.

Сегодня многие женщины приходят зимой в церковь в шапках, вместо платков – вряд ли это уместно по отношению к святым. Если вы – человек верующий, ходите хоть иногда в храм, и держите дома образа, стоит придерживаться простых правил. Тем более, они совсем несложные.

3. Мало кто знает, но образа нельзя вешать на стенку – для них нужна специальная полочка. Это потому, что Иисус висел на кресте, искупая грехи людей, и страдал – так что само по себе повешение имеет четкую ассоциацию.

Вешать на стену лики святых – недопустимо. Выделите в доме особое место, где будут стоять ваши образа, или хотя бы один.

Там же могут быть церковные свечи. Никаких лишних предметов и украшений для интерьера на этой полке быть не должно!

4. Разумеется, в комнате, где стоят лики святых, нельзя ругаться, браниться, сквернословить и плеваться. Об этом даже не стоит говорить – но, увы, некоторые люди порой забывают о таких элементарных, казалось бы, вещах.

5. По поводу дарения таких вещей есть много противоречий, но верно то, что дарить образа можно лишь самым близким и дорогим людям. Принимать в дар иконы также не стоит от людей неблизких, малознакомых или просто приятелей.

Такой подарок может сделать родителям взрослый сын или дочь, это вполне допустимо, или бабушка может подарить внукам. Тогда это будет надежный оберег, который станет охранять и уберегать от бед. Не стоит забывать, что она должна быть обязательно освященной в храме.

Суеверия, приметы и обычаи тесно связаны с культурой предков, и все, что касается икон, нужно воспринимать серьезно. Это не просто приметы, а правила, которые нужно уважать, чтобы не навлечь беду и не расплачиваться потом.

Относитесь к вере с уважением, и в вашем доме будет мир и безопасность. Автор: Василина Серова

Есть в Португалии небольшой городок - Фатима. В туристических путеводителях он отмечен как одно из важнейших паломнических центров всего Пиренейского полуострова. Но удивительно то, что, оказывается, святыня в Фатиме непосредственно связана с Россией, а главное - и об этом не пишут никакие путеводители! - с католическим храмом соседствует православный, который вплетен в историю одной из самых загадочных пропаж XX века…

…Обогнув справа храм и пройдя несколько десятков метров по парку, вдруг увидел поднимающуюся из-за деревьев православную луковку. А через пару минут передо мной предстала и церковь - судя по архитектуре, не очень давней постройки. Точнее не церковь, а довольно внушительное здание, над центральной частью которого и красовался купол-луковка. Неподалеку от него, на крыше, в небо смотрела тарелка спутниковой антенны.

Это здание «Голубой дивизии», - объяснила гид.

Что за «Голубая дивизия»? Откуда православный храм в паломническом центре католиков? Вопросы, увы, оставались пока без ответов.

Мы прошли внутрь. На втором этаже, под куполом, помещалась церковь. Действительно православная. Среди икон я нашел образ преподобного Германа Аляскинского, канонизированного русской зарубежной православной церковью и наиболее почитаемого в Америке. Больше ничего узнать о храме не удалось: коридоры и лестницы здания были пустынны, а внизу, в холле, у киоска, где продавались иконки, открытки, религиозная литература и видеокассеты, висела табличка: «Буду через полчаса».

Но прежде чем мы покинули храм, гид поведала мне самое удивительное: долгие годы, до недавнего времени, здесь хранилась подлинная икона Казанской Богоматери, считающаяся пропавшей уже много десятков лет! Позже эту информацию мне подтвердил и португальский журналист Жозе Мильязеш Пинту, много лет проведший в России и хорошо знающий нашу страну. Жозе еще сам видел икону в Фатиме - старинную, в дорогом золотом окладе, украшенном драгоценными камнями…

…В 1579 году в Казани, которая лишь совсем недавно была отвоевана у татар, разразился мощнейший пожар, истребивший значительную часть города. Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец хотел приступить к постройке нового дома на пепелище, его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Божья Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтоб они взяли икону Ее из недр земли, и указала ей место на пепелище сгоревшего дома, где икона скрывалась. Девочка сначала никому о своем сне не говорила, потом сказала матери, но та не обратила внимания на слова ребенка. Когда же сон повторился в третий раз, Матрона все-таки заставила свою мать прислушаться. И 8 июля Матрона на пепелище нашла икону, на которую ей указала Божья Матерь.

Икона была завернута в рукав ветхой одежды, но при этом сама совсем не пострадала. С иконы сняли список и послали царю Ивану Грозному, который повелел на месте обретения иконы основать женский монастырь…

С той поры икона находилась в Богородицком монастыре в Казани, инокиней которого стала нашедшая ее Матрона. Поначалу икона была чтима лишь как местная. Но в 1611 году, в Смутное время, ее список приносили из Казани в Москву вместе с казанским ополчением в стан князя Дмитрия Пожарского по распоряжению патриарха Гермогена (на следующий год погибшего мученической смертью и причисленного впоследствии к лику святых). 22 октября 1612 года этот список находился у Дмитрия Пожарского во время сражения с поляками. Князь, как известно, одержал победу, и царь Михаил Федорович велел чествовать чудотворную икону дважды - 8 июля, в день ее обретения, и 22 октября, в день связанной с ней победы русского оружия.

Оригинал же иконы так и оставался в казанском Богородицком монастыре, став на три века важнейшей святыней не только города, но и России. Паломники со всей страны специально приходили в Казань поклониться святому лику, который продолжал творить чудеса.

Еще при Иване Грозном икону одели в ризу червонного золота, а Екатерина II в 1767 году при посещении Богородицкого монастыря надела на икону бриллиантовую корону. Вельможи и купцы соревновались в украшении иконы драгоценными камнями и жемчугами…

Но 29 июня 1904 года икона пропала. С этого момента и начинается удивительная история ее поисков, неожиданных ее появлений в различных местах, мистификаций и загадок.

Дело о пропаже и поисках иконы Казанской Богоматери - одно из самых известных в российской дореволюционной криминалистике. Расследование с перерывами велось более десяти лет. В архиве Департамента полиции хранилось два обширных тома «О похищении в Казани из девичьего монастыря чудотворной иконы Казанской Божией Матери», которые охватывают период 1910–1917 годов.

Пропажа иконы взбудоражила всю страну и обсуждалась на самом высоком уровне, вплоть до императора Николая II. В томах дела масса писем и телеграмм от таких людей, как председатель совета министров Столыпин, министр юстиции Щегловитов, министр внутренних дел Хвостов, директор департамента полиции Виссарионов, член государственного совета, камергер двора князь Ширинский-Шихматов, московский генерал-губернатор Гершельман, князь Оболенский, начальник московской сыскной полиции Кошко, великая княгиня Елизавета Федоровна, церковные иерархи…

Пропажу святыни обнаружили ранним утром 29 июня 1904 года. Дверь в храм была взломана, церковный сторож Захаров связан. Исчезли две иконы: Казанская Богоматерь и Спас Нерукотворный.

На ноги тут же была поднята полиция, и по горячим следам похититель был быстро найден. Им оказался Варфоломей Чайкин (известный еще как Стоян), крестьянин двадцати восьми лет, рецидивист и специалист по церковным кражам. В 1903 году он похитил из Спасского монастыря в Казани митру и другие церковные вещи, в Коврове из кладбищенской церкви - ризу с иконы, в 1904 году совершил кражи в Рязани, в Туле (тогда была похищена риза с иконы Казанской Богоматери стоимостью 20 тысяч рублей), в Ярославле. Причем самих образов он не крал, а лишь сдирал с них ризы. И на этот раз он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжег в печи.

25 ноября 1904 года начался судебный процесс. На нем было шесть подсудимых: сам Чайкин-Стоян и некто Комов - виновники кражи, церковный сторож Захаров, которого подозревали в соучастии, ювелир Максимов, обвинявшийся в содействии и скупке золота и жемчугов с икон, сожительница Чайкина Кучерова и ее мать Шиллинг, которых обвиняли в укрывательстве виновников кражи и похищенных ценностей.

Примечательно, что Чайкин на предварительном следствии отрицал уничтожение икон. Но сожительница, ее малолетняя дочь и мать показывали, что видели, как он разрубал иконы на щепки и сжег в печи. При обыске в печи были действительно найдены 4 обгорелые жемчужины, загрунтовка с позолоты, 2 проволоки, 2 гвоздика, 17 петель, которые, по показаниям монахини-свидетельницы, находились на бархатной обшивке иконы. По показаниям Шиллинг, пепел от икон был брошен в отхожее место, где и был найден полицией.

В итоге Чайкину дали двенадцать, а Комову - десять лет каторги, Максимову - два года и девять месяцев исправительных арестантских отделений, Кучеровой и Шиллинг - пять месяцев и десять дней тюрьмы. Захарова оправдали.

Однако поиски иконы и проработка других возможных версий продолжались. Уж больно большую ценность для всех россиян имела знаменитая икона, не говоря уж о стоимости ее оклада, уж больно мощный резонанс вызвало это похищение. Тем более что помимо следов сожжения иконы и некоторых деталей оклада, а также показаний подсудимых, никаких других свидетельств у полиции не было. Стоит также помнить, что похищены были две иконы, и пепел мог принадлежать лишь одной из них - менее ценному Спасу Нерукотворному. К тому же оклады обеих икон найдены так и не были. Поэтому возникла версия, что икону Казанской Богоматери Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам - они действительно занимались широкой скупкой дониконовских икон, в частности брали их из старинных московских храмов во время разорения Москвы в нашествие Наполеона.

12 ноября 1909 года в недрах полиции появился секретный доклад. В Казань был послан специальный чиновник, так как до министерства дошли «серьезные сведения о сохранности чудотворной иконы Казанской Божией Матери». Товарищ министра внутренних дел Курлов отстранил казанского губернатора и начальника казанского жандармского управления от розыска, доверив его автору доклада Прогнаевскому. А Кошко направил в помощь ему двух самых опытных агентов. Один из них и доложил о продаже иконы старообрядцам.

Чайкин в то время находился в тюрьме в Ярославле. К нему подослали шпионов, через которых полиция надеялась узнать о местонахождении святыни. Но он теперь лишь твердил о сожжении иконы, а не о продаже. Однако слухи о возобновлении следствия расходились уже по всей империи, причем не минуя и тюрем.

И вот неожиданно иеромонах Иллиодор получает из саратовской тюрьмы от арестанта Кораблева письмо, в котором тот говорит, будто знает, где находится икона. Иллиодор тут же докладывает об этом епископу Саратовскому Гермогену, который вступает в контакт с Кораблевым.

Кораблев сообщает, что икона якобы действительно находится у старообрядцев, и обещает помочь ее вернуть. Он даже намекает на то, что, возможно, для ее вызволения придется пойти на преступление, но он готов на все, если ему смягчат участь и переведут в другую тюрьму, где он смог бы вступить в контакт с другими участниками «дела». Однако если отцы Гермоген и Иллиодор верят Кораблеву, опытный в делах сыска Прогнаевский вскоре убеждается, что никаких данных у арестанта нет, а он просто хочет организовать побег.

Но у «версии» Кораблева находятся влиятельные сторонники. Гершельман, например, говорил о возможности смягчения участи Кораблева даже на аудиенции у Николая II. Но самое примечательное: он считал, что «важно восстановить святыню», так как для церкви и православных «не так важно, будет ли получена действительно украденная икона или какая-нибудь другая».

Тем не менее после заключения Прогнаевского вновь начинается следствие. На этот раз уже в Санкт-Петербурге - к этому времени Чайкин находится в знаменитой Шлиссельбургской тюрьме.

Известный криминалист Михаил Гарнет, автор многих работ по истории русской криминалистики, считал, что доказательства сожжения Чайкиным иконы неоспоримы. По его мнению, это подтверждается показаниями осужденного на допросе в Шлиссельбурге 29 июня 1912 года. Чайкин тогда говорил: «Мне ужасно хотелось тогда доказать всем, что икона вовсе не чудотворная, что ей напрасно поклоняются и напрасно ее чтут».

Однако поиски иконы продолжались. И тут возникает «дублер» Кораблева - каторжанин читинской тюрьмы Блинов. Причем все идет по тому же сценарию. Блинов просит о смягчении участи, о переводе в другую тюрьму. Его версию поддерживают епископ Читинский Иоанн и даже великая княгиня Елизавета Федоровна, которую ставят в известность о предложениях арестанта и которая через посредников вступает в переговоры с вором. В 1915 году, несмотря на уже идущую мировую войну, в Курске проводится специальное совещание по разработке новой версии. Однако следователи обнаруживают, что Кораблев лишь хотел сделать копию и выдать ее за настоящую икону, и его снова заковывают в кандалы. Окончательной правды не удалось добиться и от Чайкина.

Так поиски пропавшей иконы в России ни к чему не привели. А затем началась революция, гражданская война. Было уже не до иконы…

Была ли сожжена икона? Если нет, где она находится? А если была действительно уничтожена Чайкиным, то куда делась ее драгоценная риза? Эти вопросы так и оставались без ответа многие годы. Конечно, специализация Стояна на похищении одних лишь окладов, показания его самого и свидетелей подтверждают версию об уничтожении иконы. Но, с другой стороны, прожженный рецидивист прекрасно понимал, что стоимость самого образа гораздо выше стоимости ее ризы. И в уничтожение им святого лика только по «идейным соображениям» верится с трудом.

Если же икона Казанской Богоматери была на самом деле сожжена, то какой же образ висел в Фатиме? Подделка? А может, старинный список?

Действительно, проследить возможный путь иконы из России в Португалию было бы гораздо проще, если бы с нее еще в XVI – самом начале XVII века не было сделано несколько списков, причем следы некоторых из них тоже теряются.

Вспомним, что сразу по обретении иконы в Казани с нее был сделан список и отправлен Ивану Грозному. Известно также, что в Москву к Дмитрию Пожарскому в 1611 году вместе с казанским ополчением попал другой список из Казани. После решающей победы над поляками он принадлежал князю Пожарскому и находился в его приходской церкви - Введения на Лубянке, а в 1633 году был собственноручно перенесен князем в Казанский собор на Красной площади. Значит, в начале XVII века в Москве было уже два списка чудотворной иконы.

Как повествует церковная литература, икона Казанской Богоматери, перенесенная из Казани в Москву в 1579 году (вероятно, тот самый список, сделанный сразу по обретении иконы), оставалась там до 1721 года. Тогда, по воле Петра I, она была перенесена в Петербург, во временную каменную церковь, которая стояла на месте нынешнего Андреевского собора на Васильевском острове, а оттуда - в Троицкий собор, что на Петербургской стороне. В правление Анны Иоанновны был возведен деревянный храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте около нынешнего Казанского собора. Туда в 1737 году и перенесли икону, украшенную по распоряжению императрицы драгоценными камнями. Со времен Павла I собор именовался Казанским. 15 сентября 1811 года, по сооружении нового здания собора (ныне существующего), икона была перенесена и помещена в его иконостас. Известно также, что императрицы Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна прибавили к окладу иконы много драгоценных камней и жемчуга, а от великой княгини Екатерины Павловны получен в дар редкой величины синий яхонт.

В книге Семена Звонарева «Сорок сороков» говорится, что «петербургский» список в начале XIX века был сделан с иконы, хранящейся в Казанском соборе Москвы, специально для Казанского собора в «северной столице». А значит, сам список, сделанный для Ивана Грозного, оставался в первопрестольной.

Но какая бы икона ни попала в Петербург - оригинал, выполненный в 1579 году для Ивана Грозного, или список с принадлежавшего Пожарскому образа, который был сделан в начале XIX века, - не вызывает сомнений одно: этот образ после закрытия Казанского собора на Невском проспекте был перенесен во Владимирский храм, Действующий и по сей день.

А что же стало с иконой, находившейся в Казанском соборе в Москве? После закрытия собора на Красной площади его храмовый образ был сначала передан в Богоявленский собор в Дорогомилове (ныне разрушен), а из него после закрытия и этого храма в 1930-е годы икона пропала…

Любопытно, что в Москве, в Богоявленском соборе в Елохове, ныне имеется еще один список Казанской иконы, также находившийся в казанском ополчении в 1612 году.

Разобраться во всем этом довольно сложно, так как в церковной литературе списки тоже называют «чудотворными иконами», и понять, идет ли речь об оригинале или о копиях, невозможно.

Наверняка же известно следующее. Список, сделанный для Ивана Грозного (1579 год), либо находится в Петербурге, либо он пропал. Один список (не позднее 1611 года), прибывший в Москву с казанским ополчением, находится в Елоховском соборе в Москве. Другой список (не позднее 1611 года), также из ополчения князя Пожарского и хранившийся в Казанском соборе в Москве, утерян. Соответственно, мы имеем дело не с одной пропажей: в 1904 году в Казани исчез оригинал, в 1930-е годы в Москве исчез список, находившийся в Казанском соборе. Возможно, исчез (правда, неизвестно когда и где) и самый первый список, выполненный в 1579 году. Значит, если Чайкин сжег оригинал, то в Фатиме мог объявиться один из старинных списков. Так что надо искать следы не одного, а нескольких образов. А раз так, то легче вести поиски с конца, то есть из Фатимы.

Время пропажи одного из старинных списков иконы Казанской Богоматери - 1930-е годы - невольно наталкивало на мысль о возможной причастности к появлению образа на Пиренейском полуострове известного коллекционера Калюста Гульбенкяна, музей имени которого является важнейшим художественным музеем Португалии. Дело в том, что в конце 1980-х годов в журнале «Огонек» появилась большая статья о художественных ценностях, проданных в 1920–30-е годы из советских музеев за рубеж, в которой говорилось и о нефтяном магнате Калюсте Гульбенкяне.

Ссылаясь на монографию Джона Уокера о вашингтонской Национальной галерее, автор статьи в «Огоньке» пишет, что в конце 1920-х – начале 1930-х годов Гульбенкян, иракский армянин, глава «Ирак петролеум компани», помог русским коммунистам реализовать на мировом рынке нефть и уговорил их продать ему ряд произведений искусства из Эрмитажа, чтобы увеличить запасы твердой валюты. Для этого он попросил одного молодого немецкого историка искусств быть его агентом по приобретению произведений искусства в СССР. Но тот от его предложения отказался.

Однако, говорится далее в статье, Калюст Гульбенкян успел кое-что приобрести и существенно пополнил основанный им в португальской столице культурный фонд - «своеобразный филиал Эрмитажа», открытый Гульбенкяном в 1930-е годы. Поэтому, подумал было я, не мог ли пропавший в 1930-е годы список какими-то путями оказаться в его коллекции в Лиссабоне, а уже оттуда перекочевать в Фатиму?

Однако оказалось, что статья в «Огоньке» содержит ряд существенных неточностей. А визит в Музей Гульбенкяна и наведение самых первых справок сразу разрушили эту версию. Музей Калюста Гульбенкяна в Лиссабоне является частью приватного фонда, созданного нефтяным магнатом, которому Португалия во время Второй мировой войны предоставила убежище и налоговые льготы. В благодарность за это Гульбенкян и передал приютившей его стране свои художественные коллекции и львиную долю своего несметного состояния в виде культурного фонда в 1955 году.

Таким образом в 1930-е годы «филиал Эрмитажа» в португальской столице Гульбенкян создать никак не мог. К тому же Гульбенкян, действительно покупая в Советской России произведения искусства, не ведал, что ему продают шедевры из музеев. И, узнав это, он отказался впредь приобретать картины в СССР. Об этом свидетельствует письмо, написанное Гульбенкяном 31 июля 1930 года Георгию Пятакову, главе Госбанка СССР: «Вы знаете, я всегда придерживался мнения, что вещи, которые многие годы хранятся в ваших музеях, не могут быть предметом распродаж. Они не только являются национальным достоянием, но и великим источником культуры и национальной гордости… Я искренне убежден, что вы не должны ничего продавать даже мне…»

Так что обвинения в адрес создателя богатейшего музея Португалии в заведомом опустошении художественных собраний России несправедливы. Любопытно, что текст этого письма цитируется и в «огоньковской» статье. Однако ее автор почему-то не берет его в расчет. Но для нашего розыска главное другое: Гульбенкяна интересовали произведения лишь классиков западноевропейской живописи и искусство Востока. В общем, как бы то ни было, икона Казанской Богоматери в Португалию попала не через Гульбенкяна. Но тогда как?

Поэтому я решил выяснить, что это за организация «Голубая дивизия», которая построила рядом с католической святыней православный храм, где икона и хранилась?

И тут мне помог Жозе Мильязеш Пинту. Прежде всего, он рассказал мне о православной церкви в Фатиме и «Голубой дивизии».

Оказалось, что «Голубая дивизия» - католическая организация антикоммунистической направленности, которая была создана после Второй мировой войны в США с целью препятствовать распространению коммунизма в мире. Особенно прочны ее позиции в Латинской Америке, а также Испании и Португалии. И на месте явления Божией Матери в Португалии - а данные Ею в 1917 году пророчества непосредственно касались судьбы России - «Голубая дивизия» и решила поместить знаменитую чудотворную икону из России. Свое здание в Фатиме «Голубая дивизия» построила в 1950-е годы, а православная церковь при нем, зовущаяся там «Византийской», была специально предназначена для знаменитой иконы. Так что икона попала в Португалию из США. И значит, в Америку ведут следы пропавшего образа из России.

Мильязешу Пинту удалось проследить и путь чудотворного образа из России в Фатиму. Согласно его данным, исчезнувшая в 1904 году икона с войсками Врангеля была перевезена в Крым, оттуда в Румынию, а затем оказалась в США. А там от русских эмигрантов икона и перешла к «Голубой дивизии».

История эта выглядит весьма правдоподобно, однако удивительно, как о столь знаменитой иконе не было ничего слышно несколько десятилетий!

Интересно, что в 1960-е годы из Англии поступили сведения, что у одного коллекционера обнаружена «древняя Казанская икона Богоматери, во многом походившая на подлинную». Ее - как говорится в книге «Сорок сороков» - перевезли в США, где архиепископ Сан-францисский Иоанн Шаховской попытался организовать сбор средств для приобретения святыни, но нужной суммы собрать так и не удалось. Как икона оказалась у коллекционера в Англии (говорят, он выставлял ее на знаменитой «Сотби») - информации об этом нет. Но главное, что и по этой версии Казанская Богоматерь оказалась в Америке! Но что это была за икона? Оригинал (уцелевший, а вовсе не сожженный Чайкиным)? Один из старинных списков? Подделка?

Относительно иконы, прибывшей из Англии, специалисты выяснили, что оклад ее - подлинный, с самого чудотворного образа из Казани, украденный Чайкиным, но сама она - замечательная копия XX века. О дальнейшей судьбе этого образа в книге «Сорок сороков» говорится следующее: «В конце концов икона была приобретена католической церковью и помещена в знаменитом месте явления Божией Матери в Португалии в 1917 году - Фатиме, в Восточном центре католиков».

Какая же из версий ближе к истине? Если верить Мильязешу Пинту, икона оказалась в Фатиме еще в конце 1950-х годов. В Англии же икона «всплыла» только в 1960-е годы. Причем и она якобы завершила свой путь в Португалии. Какая же все-таки икона попала на Пиренейский полуостров из США? Может, еще один «двойник»? Но как тогда быть с окладом висевшей в Фатиме иконы, который, судя по описаниям португальского журналиста, был старинным и, возможно, действительно принадлежал оригинальной иконе? Так что необходимо искать следы иконы все-таки в США 1950–1960-х годов.

Единственное, что можно сказать почти с уверенностью, - оклад иконы, хранившейся в Фатиме, был подлинный. Но насчет самой иконы ясности нет. Была ли это оригинальная икона из Казани, «московский» список из Казанского собора, пропавший в 30-е годы, или «прекрасная копия» XX века?

Дать ответ на этот вопрос было бы несложно, если бы можно было увидеть саму икону. Но она вновь исчезла из поля зрения. Правда, на сей раз это была уже не пропажа. И следы иконы не потерялись: она оказалась в Ватикане.

Как удалось выяснить Жозе Мильязешу Пинту, по условиям прежних владельцев иконы, она должна была вернуться в Россию после падения коммунистического режима. Возможно, икона и возвратилась бы после всех перипетий на родину. Однако возникло одно весьма существенное препятствие.

Кому возвращать образ? Русской православной церкви или Русской зарубежной православной церкви? К сожалению, обе церкви пока никак не могут прийти к согласию. Поэтому вместо России икона из Фатимы и была переправлена в Ватикан, где находится и по сей день. И когда Россия вновь обретет ее, так и неясно.

Так что по-прежнему судьба чудотворной иконы Казанской Богоматери окружена загадками. На многие вопросы могла бы пролить свет экспертиза «всплывавших» в Англии, в США, а затем и Португалии иконы и оклада, но до недавнего времени ни Ватикан, ни тем более такие организации, как «Голубая дивизия», не были доступны для наших специалистов. А нынешним (как и бывшим) обладателям святого образа, естественно, не очень бы хотелось, чтобы в результате экспертизы икона, вокруг которой в XX веке было столько шума, оказалась подделкой. Здесь будет уместно вспомнить, что еще в дореволюционной России имевший аудиенцию у Николая II московский генерал-губернатор Гершельман считал, что «важно восстановить святыню», и «не так важно, будет ли получена действительно украденная икона или какая-нибудь другая».

Занимая важное место в жизни человека, иконы не стали исключением для разного рода примет. Вообще же приметы с иконами можно разделить на те, что могут значительно повлиять на жизнь человека и на те, что вроде бы и не столь существенны, но их соблюдение все-таки необходимо.

Начнем с самых серьезных. Нельзя жечь, ломать, разрезать и вообще как-либо деформировать иконы. За такой грех ждет суровое наказание вплоть до смерти. Молиться на неосвещенную икону нельзя. Стоит приобрести уже освященную или отнести ее священнику для прочтения специальной молитвы.

Не стоит и говорить о том, что вы купили икону. Лучше рассуждать об этом в таком ключе, что вы совершили обмен. Нахождение мужчины в одном помещении с иконами чревато лишением памяти, а то и вовсе рассудка.

Укоротить свой век можно, если будете ругаться или плеваться неподалеку от иконы. При пожаре в доме следует первым делом выносить иконы. Считается, что обойдя с самой главной иконой вокруг дома, можно поспособствовать скорому тушению.

Примета: Можно ли дарить иконы в подарок?

Можно ли дарить иконы в подарок? Чистые помыслы должны быть у того, кто решил подарить икону. Обдумайте этот шаг тщательно, потому что это не простой дар, как, например, сувенир или безделушка. Такой подарок имеет особенное значение, и церковь очень трепетно относится к традиции дарить иконы.

Большинство подарков приходятся по случаю праздника или какого-то повода, имеющего для одаряемого немаловажное значение.

В день рождения можно преподнести икону с ангелом-хранителем или же с ликом покровителя одаряемого вами человека. Перед этим обязательно следует узнать имя, данное человеку при крещении.

К таинству венчания будут уместны две иконы: Господа Вседержителя и Пресвятой Богородицы. Обратите внимание на то, чтобы они были одинаковы по размеру. После окончания таинства венчания иконы следует поставить дома на видное место и впоследствии передавать из поколения в поколение как символ любви, верности и взаимопонимания. Икона святых Петр и Февронии также прекрасно подойдет для подарка в этот день.

Помимо праздников бывают такие случаи, когда возникает необходимость в защите и покровительстве.

Беременной женщине пригодится икона Пресвятая богородица: «Помощница в родах». Той, что недавно стала мамой, пригодится икона «Млекопитательница».

Учащимся никогда не помешает икона Сергия Радонежского или Пресвятой Богородицы: «Прибавление ума». Размер желателен небольшой, чтобы можно было беспрепятственно взять ее с собой на экзамен или учебу.

Отказаться от идеи подарить икону, стоит лишь в том случае, если вы предполагаете, что человек не отнесется к ней с должным вниманием и уважением. Икона это святыня, но никак не сувенир. Ну и естественно, что дарить символ христианской веры человеку другой религии недопустимо.

К чему падает икона?

Мнение священнослужителей по этому вопросу единогласно. В первую очередь они советуют не паниковать и вспомнить, что истинно верующие люди знают о том, что все приметы от лукавого. Соответственно, искать в падении иконы какой-то глубокий сакральный смысл не стоит. Прежде всего, необходимо включить логику и проверить само крепление этой святыни.

Если она висела на гвоздике, это недопустимое нарушение, так как иконы должны прочно и уверенно стоять на надлежащем месте. Связано это с тем, что предатель Христа – Иуда, повесился. Не очень хорошая аналогия, правда? Поэтому стоит подыскать для святыни более подходящее место. Однако, если да вы не знали о таком запрете и икона висела на стене, то сначала проверьте насколько прочно она была закреплена и вспомните, может просто какой-то удар сотряс стену и икона упала. Когда дело касается упавшей с надежного места иконы, стоит также сначала проверить разумные версии, почему упала икона.

    Несмотря на неодобрительное отношение священников к вере в приметы, люди веками наблюдали за причинами и следствиями различных событий, подмечали закономерности и последствия. Так и в случае с иконами. В народе считается, что такое падение предвещает несчастья и беды, не исключен и более плачевный исход.

    Однако, может быть, дело еще в том, что икона таким образом подталкивает человека к исповеди и замаливанию грехов. Вспомните, не совершали ли вы перед ликом святого каких-либо грешных дел и не оскорбили ли святого своим поведением или словом.

    К чему упала и разбилась икона?

    Когда икона просто падает, это внушает меньший страх, чем то, когда она падает и разбивается или трескается. Однако, и в этом случае не стоит сразу настраиваться на негатив и ждать беды. Скорее всего, лик святого разбился, чтобы предупредить вас о чем-либо. Возможно, был недавно большой грех с вашей стороны или вы отошли от своего истинного пути.

    К чему упала икона Божией Матери?

    Такая икона падает, скорее всего, к большим бедам и испытаниям в семье. Следует внимательно проанализировать происходящие и будущие события и понять, откуда может исходить угроза. Икону следует поднять, поцеловать, попросить прощения за все, что вы могли сделать не так, после чего отправиться в церковь и поставить свечки за здравие всех членов семьи, проживающих в доме, где упала икона. Не забудьте поставить свечу и помолиться самому образу Богоматери.

    К чему упала икона Николая Чудотворца?

    Николай Чудотворец своим падением может предупреждать о проблемах со здоровьем или о неожиданных материальных трудностях. Будьте осторожны и не предпринимайте никаких рискованных действий. Обдумывайте все еще тщательней, чем обычно, и будьте внимательны к другим возможным знакам или намекам.

    К чему упала икона Семистрельная?

    Семистрельная икона призвана охранять дом и живущих в нем людей от всякого зла, которое может проникнуть внутрь. Поэтому, если падает этот образ, следует полагать, что она спасла вас от негатива, попытавшегося попасть в дом. Поблагодарите святого за это и обязательно поставьте икону на место.

    Упала икона – к чему это может быть, вопрос, конечно, сложный, потому и рассматривать его стоит с учетом конкретных аспектов данного события. Чтобы максимально полно разораться в произошедшем, стоит обратиться к батюшке и испросить у него совета, поведав обо всех сопутствующих обстоятельствах. Если стекло или рама разбились или треснули, стоит заменить их на новые, только не выбрасывайте их в мусор, заверните в тряпочку, отнесите вместе с иконой священнику. Он подскажет, что вам сделать. Скорее всего, посоветует очистить их водой, а у самой иконы следует попросить прощение, поставив свечку тому святому, изображение которого упало.

    Примета: найти икону

    Противоречивой является примета – найти икону на улице. С одной стороны это может означать, что найденная икона именно вас и ждала, а с другой есть вероятность, что этот предмет полон негативной энергии. Помните, что через освященные предметы порчу передать нельзя, но увидев икону на улице, нельзя быть уверенным в том, что она освящена, а значит, легко могла стать объектом порчи.

    Поэтому, увидев икону на улице или в другом месте, где ее хозяина найти не представляется возможным, нельзя проходить мимо иконы. Поднимите ее, но памятуя о возможном негативном воздействии, не подбираете ее голыми руками. Возьмите платок и, завернув в него икону, подберите.

    Нести сразу в дом такую икону нельзя, но и проходить мимо тоже нельзя, потому как вдруг вы пройдете мимо помощи, которую вам хотел предложить Всевышний. Найти икону – примета по большей части хорошая, стоит лишь правильно поступить после того, как нашли образ. Отнесите икону в церковь и освятите ее.

    Посоветовавшись с батюшкой, решите, забирать вам икону домой или оставить в храме. Подаренными храму иконами вы уже не сможете распоряжаться, поэтому сразу хорошо все обдумывайте.

    По материалам сайта «Экстрасенс»

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .