Какой сейчас пост у православных. Православные молитвы святых угодников и божьей матери

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2017 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

18.02.2017 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
11.03.2017 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
18.03.2017 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
25.03.2017 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
25.04.2017 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05.2017 - Поминовение усопших воинов
03.06.2017 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
28.10.2017 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

Кликните на картинку, чтобы увеличить / открыть и распечатать

В Православной Церкви посты связаны с праздниками, событиями Священной истории, днями святых и Причастием. О том, как именно, а также, когда посты начинаются и заканчиваются в .

Посты Православной Церкви

  • Многодневные
  • Однодневные
  • Евхаристические

Многодневные посты

Переходящие (с изменяющимися датами)

Великий пост

Время поста зависит от переходящего праздника Пасхи, поэтому он не имеет постоянных календарных дат. Установлен в честь сорокадневного поста Спасителя в пустыне. К посту присоединяются Лазарева суббота, Вербное Воскресенье и Страстная Седмица (неделя страданий). Продолжительность поста вместе с ними - 48 дней. Заканчивается Великий пост праздником Пасхи. В 2019 году: с 11 марта по 27 апреля. Пасха Христова - 28 апреля.

Петров пост

Начинается через неделю после праздника Пятидесятницы (Святой Троицы) и продолжается до 12 июля (праздник первоверховных апостолов Петра и Павла). Пост установлен в честь проповеднических трудов и мученической кончины апостолов. В 2019 году: с 24 июня по 11 июля.

Непереходящие (с неизменяющимися датами)

Успенский пост 14–27 августа

Рождественский пост 28 ноября–6 января

Однодневные посты

В течение всего года - среда и пятница, кроме сплошных седмиц.

Среда - воспоминание предательства Христа Иудой.

Пятница - память крестных страданий Спасителя.

День перед Крещением Господним.

Мученическая кончина пророка.

Память о страданиях Спасителя на Кресте.

Сплошные седмицы

Недели без постных дней

Святки

Мытаря и фарисея

За две недели до Великого поста

Сырная (Масленица)

Неделя перед Великим постом (без мяса, но без ограничения на молочные продукты)

Пасхальная (Светлая)

Неделя после Пасхи

Троицкая

Неделя после Троицы

Евхаристический пост

Пост перед Причастием

Накануне Причастия нельзя ничего есть и пить после 24.00. Если литургия служится ночью или вечером, есть и пить нельзя за 6 часов до начала службы.


Среди важных праздников, отмечающихся в 2017 году, православный календарь будет удобным ориентиром для верующих. Каждый выбирает сам - верить ему или нет и если верить, то во что. Согласно статистике, Православие является самой распространенной религией в России и большинство верующих, если верить опросам, отмечают не только наиболее узнаваемые праздники из православного календаря, но и те, о которых многие просто не помнят. Мы решили написать эту статью с пояснениями о каждом православном празднике, который отмечается в 2017 году.

Самые "богатые" месяцы на православные праздники, как всегда - январь, февраль и апрель. Всего в эти месяцы празднуется 27 православных праздников, по 9 на каждый месяц. Всего же в году РПЦ будет отмечать 65 памятных дат, некоторые из которых длятся больше 1 дня. Разберем каждый из них помесячно с пояснениями, касающимися каждого конкретного праздника.

Список всех православных праздников 2017 с пояснениями по месяцам

Январь

28 декабря – 6 января – Рождественский пост
Христианский пост, который был установлен в честь Рождества Христова и внесен православными деятелями в список главных православных постов следует отмечать, помня, что это не только пост, касающийся ограничения в приеме пищи, но как говорил Иоанн Златоуст - "пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления". Во все дни поста из пищи надо исключать мясные, молочные продукты и яйца. Вино надо в эти дни употреблять в меру, хорошо подойдут горячие рыбные блюда и растительная пища. Особенно трепетно к соблюдению рождественского поста подходят старообрядцы.

6 января – Сочельник (Навечерие Рождества Христова)
В этот день православные усиленно готовятся к празднованию Рождества Христова. Согласно традициям Православия, в сочельник надо отказываться от пищи до окончания поста и начинать ее прием с сочива (кутьи) - размоченных зерен пшеницы, которые подаются обычно с медом и фруктами (можно высушенными). окончанием поста принято считать момент вноса свечи в центр храма, который сопровождается тропарем о Рождестве.

7 января – Рождество Христово
Один из самых почитаемых Православных праздников. В этот день отмечается рождение Иисуса Христа от девы Марии. Главным рождественским символом является украшенная ель. На нее можно вешать как гирлянды и шары, так и конфеты, подарки. В этот день верующие ходят друг к другу в гости семьями, дарят подарки, закрывают прошлые обиды и ссоры.

7 по 17 января – Святки
Святки это целый комплекс православных праздников, основная часть которого неразрывно связана с рождественскими гуляниями. Святки длятся 12 дней "от звезды до воды", что означает от появления первой звезды на Коляду до крещенского освещения воды. На святки принято веселиться, колядовать, наряжаться для представлений и развлекать хозяев домов, которые готовы к посещениям колядующих. Обычно знаком такой готовности является зажженная свеча на окне.

14 января – Обрезание Господне
Этот православный праздник соединяется с праздником памяти святителя Василия Великого. Верующие читают Иисусову молитву. В богослужении совершается всенощное бдение.

18 января – Крещенский сочельник (второе название Навечерие Богоявления Господня)
Последний вечер-приготовление перед Крещением. В этот день совершается великое водоосвещение, верующие большими группами стоят в очередях за святой водой. Освещенная вода вкушается натощак, по одному маленькому глотку, по одной ложечке.

19 января – Крещение Господе (Святое Богоявление)
Крупный православный праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса в водах реки Иордан. В этот праздник на реках и озерах рубятся проруби и освящается вода. Вода, освященная в Крещение считается целебной. Купаться в проруби на Крещение - недавняя русская традиция, празднуется она всего несколько десятков нет.

25 января – День памяти великомученицы Татьяны (Татьянин День)
Татьянин день в России принято связывать со студенчеством, однако его корни уходят в Православие. В этот праздник принято ставить свечи за успехи в учебе, молятся мученице Татьяне,просят помощи в понимании наук.

20 января по 26 февраля – Зимний Мясоед
Этот праздник в православии отменяет ограничения православных на пищу. Мясоедом зимним принято встречать начало великого поста. В Мясоед остаются постными среда и пятница недели, но рыбу также можно употреблять в пищу.

Февраль

15 февраля – Стретение Господне
Сретение Господне завершает полный цикл рождественских праздников и потому в обязательном порядке празднуется православными по всему миру, начиная с 5 века н. э. Церковь и верующие поминают встречу старца Симеона с младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества. Сретение - это встреча зимы с весной.

5 по 26 февраля – Постные триоди
Триоди - три недели (седьмицы) подготовки к Великому Посту. Пять последующих праздников имеют прямое отношение к постным триодям.

- 6 по 12 февраля – Неделя о мытаре и фарисее
- 12 февраля – Неделя о блудном сыне
- 13 по 19 февраля – Мясопустная неделя
- 18 февраля – Вселенская мясопустная Родительская суббота
- 20 по 26 февраля – Масленица (Сырная неделя)
В масленицу принято угощаться чаем и блинами. Сопровождается веселье народными гуляниями и развлечениями на открытом воздухе. Окончание масленицы празднуется сжиганием чучела из соломы. Люди помогают весне победить зиму.

26 февраля – Прощенное воскресение
В этот день просят прощения у всех близких и людей, с которыми вы были в ссоре. Если вас попросили простить - надо безотлагательно сделать это. Также это - последний день перед началом Великого поста.

27 февраля по 15 апреля – Великий Пост
Великий пост - главный пост во всех исторических церквях, включая Православную, его цель - подготовка христианина к празднованию Пасхи. Он также является самым продолжительным из всех постов.

Март

9 марта – Обретение Головы Ионна Предтечи
Праздник в честь одной из главных мощей современной Православной Церкви - головы Иоанна Предтечи - ближайшего предшественника Иисуса Христа, казненного Иродом Антипой по просьбе его жены Соломеи.

22 марта – Сорок Севайстийских мучеников (Жаворонки)
Севайстийские мученики - воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа Иисуса в Севастии (территория современной Турции). Относится к православным праздникам.

Апрель

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Праздник возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа, сына Божия.

8 апреля – Лазарева Суббота
В этот день православные христиане вспоминают произошедшее чудо воскрешения Иисусом Христом умершего друга его - праведного Лазаря, которое совершено в доказательство грядущего воскресения всех умерших.

9 апреля – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение)
Или вербное воскресенье. Именно вербы в России использовались в роли пальмовых листьев, которые кидали под ноги Иисусу, въезжавшему в Иерусалим, так как пальмы в России никогда не росли.

16 апреля – Светлое Христово Воскресение (Пасха)
Пасха - это самый древний и самый важный праздник в Православии. Установлен он был в честь Воскресения Иисуса Христа - главного действующего лица всей, который является сыном Бога.

16 по 22 апреля – Сплошная Светлая Пасхальная седмица
Период продолжительностью семь дней, включающий в себя Пасхальное воскресенье и шесть последующих дней до Недели Фоминой.

Май

9 мая – День поминовения усопших

Июнь

1 июня – Семик (седьмой четверг после Пасхи)

Июль

6 по 7 июля – Праздник Ивана Купала

12 июля – День Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
День призвания Иисусом своих первых учеников.

Август

2 августа – Ильин день

Сентябрь

11 сентября – Усекновение главы Ионна Предтечи

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
День рождения Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны.

Октябрь

8 октября – День памяти преподобного Сергия

14 октября – Пресвятой Богородицы
Празднуется уже более 1200 лет в честь видения, явившегося Андрею Юродивому во Влахернском храме Константинополя Пресвятой Богородицы.

Ноябрь

4 ноября – Димитровская Родительская суббота

Декабрь

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Сегодня православный церковный праздник:
Завтра:
Ожидаются праздники:
18.03.2020 -
19.03.2020 -
20.03.2020 -

Православные Святые угодники Божии

Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.

Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.

Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.

В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери - нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям - угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники.

Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.

Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.

«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас! »

Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам

Слово «икона» пришло из греческого языка и означает "образ", "изображение". Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая.
Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней." Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону".

Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве

Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом.

Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, "есть разговор души с Богом". И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.

Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной - длинной, и малословной - краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе - христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.

Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.

Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит "в духе и истине" (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.

И что бы ни случилось за день - все происходит по воле Божией; все без исключения - обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством... И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы - тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!" В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!"

В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: "Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу". Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», - пишет святитель Димитрий Ростовский.

В Новом Завете молитва - это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь - это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения - это измерения любви Христовой.

"Молитва - это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва - это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами." Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).

Святые отцы о молитве

"Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти". Свт. Иоанн Златоуст.

"Молитва в чине своем выше милостыни". Прп. Исаак Сирин.

"Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу". Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

"Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса". Сщмч. Киприан Карфагенский.

"Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение". Свт. Василий Великий.

"Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний". Свт. Василий Великий.

Успенский пост – кульминация лета, две недели духовной и телесной подготовки к одному из самых любимых в русском народе празднику – Успения Пресвятой Богородицы.

Известно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду. Таким образом, возлагая на себя ограничения Успенского поста верующие подражают Самой Богородице.

Когда начинается Успенский пост в 2017 году?

У всех многодневных православных постов есть, как общие черты, так и свое особенности. Успенский пост по строгости сопоставим с Великим постом. Так же, как и Петров пост, он приходится на лето. А сходство с Рождественским постом в том, что его начало и окончание имеют фиксированные календарные даты.

Поэтому на вопрос: « Когда начинается Успенский пост в 2017 году ?» ответить легко – 1 (14) августа, то есть так же, как и во все прошлые годы.

На Успенский пост приходятся два праздника, известных в первую очередь по своим “народным” названиям, но имеющих также и церковное значение Медовый Спас (в церковном календаре - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочный Спас (Преображение Господне). Первый из них связан с древним обычаем выносить на улицы и дороги Честного Древа Креста для отвращения от болезней, которых много бывало именно в августе. По народной традиции в этот день в храмы приносят для освящения мед. Этот день отмечается 1 (14) августа, то есть с праздника Происхождения Честных Древ Креста Господня и начинается Успенский пост.

На Яблочный Спас традиционно освящают новый урожай яблок, но для Церкви этот день важен как большой праздник относящийся к числу двунадесятых - Преображение Господне. Он установлен в память о событии на горе Фавор, куда Спаситель вместе с тремя наиболее близкими учениками Петром, Иаковом и Ионом удалился для молитвы. И там, молясь, Он, по слову евангелиста Матфея, Он «преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми , как свет». При этом явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Праздник Преображения предваряет один день предпразднства – 5 (18) августа, и ему последуют семь день попразднства – с 7 (20) по 13 (26) августа. В честь Преображения Господня, как одного из великих праздников, верующим за трапезой дозволяется вкушание рыбы.

Что можно есть в Успенский пост?

Трапезы Успенского поста исключают мясо и мясные изделия, рыбу, морепродукты, яйца и молочные продукты. Послабление допускается в праздник Преображения, когда можно вкушать рыбу. Но во многом вопрос, что можно есть в Успенский пост, а что нельзя, должен решаться индивидуально – в зависимости от состояния здоровья, возраста, подготовленности конкретного человека. Отдельно стоит рассмотреть постный рацион детей – для них отказ от пищи, содержащей кальций, и другие важные для растущего организма вещества, может быть привести к нежелательным последствиям для здоровья. Все эти вопросы лучше обсудить со своим духовником.

Благодаря обилию овощей, грибов, фруктов, огородной зелени, которые дарит нам август, пища Успенского поста разнообразна, питательна и насыщена витаминами. Недаром Успенский пост в народе издавна называется лакомкой.

Тем не менее, следует учитывать, что в вопросе воздержания от той или иной пищи, православные верующие ориентируются на монастырский устав, а это не всем по силам. Пост ни в коей мере – не диета, и если соблюдение поста по всей строгости (например, в дни сухоядения) вызывает раздражение на окружающих, то, очевидно, что такой «штурм Небес», достигает противоположной цели.

Здесь уместно напомнить наставление Иоанна Златоуста: «Ошибается тот, кто считает, что пост – лишь в воздержании от пищи. Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления».

Гораздо легче перенести ограничения поста, если и накануне соблюдать умеренность, не устраивая обильное объедение «напоследок».

Как уже сказано, по воздержанию в пище Успенский пост подобен Великому посту. В понедельник, среду и пятницу он предусматривает сухоядение – вкушение невареной еды, при этом чай, кофе, компоты, кисели, отвары заменяются водой и соками. По вторникам и четвергам допускается употребление горячих блюд, но без растительного масла. По субботам и воскресеньям – горячая пища с растительным маслом.

Расписание Успенского поста, питания по дням:

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушание рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – вкушается вареная растительная пища, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы. Из напитков: чай, кофе, компоты, кисели, отвары.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб. Из питья: вода, соки.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Разрешенные напитки: чай, кофе, компоты, кисели, отвары, допускается немного вина.

Соблюдая Успенский пост, питание по дням в соответствии с уставом, неверно было бы завершить его чрезмерным разговением по принципу «теперь можно!».

Когда заканчивается Успенский пост в 2017 году?

Праздник Успения всегда отмечается 15 (28) августа – им и завершается Успенский пост. Он относится к числу неподвижных дат церковного календаря, не привязанных к празднику Пасхи. Поэтому дата окончания Успенского поста не меняется в разные годы.

Успение в 2017 году приходится на понедельник, поста в этот день нет.