Как выжить при падении с большой высоты. Физика падений: почему опаснее упасть с третьего, а не с четвертого этажа Действия при падении с высоты в несколько этажей

Куда же целиться? Мэги грохнулся на каменный вокзальный пол, но его падение затормозилось, когда он за момент до этого пробил стеклянную кровлю. Больно, зато спасительно. Сгодится и стог сена. Некоторые счастливчики остались живы, угодив в густой кустарник. Лесная чаща — тоже неплохо, хотя можно напороться на какой-нибудь сук. Снег? Просто идеально. Болото? Мягкая, покрытая растительностью трясина — самый желанный вариант. Хамильтон рассказывает о случае, когда скайдайвер с нераскрывшимся парашютом угодил прямо на высоковольтные провода. Провода спружинили и подбросили его вверх, сохранив ему жизнь. Самая опасная поверхность — вода. Как и бетон, она практически несжимаема. Результат падения на океанскую гладь будет примерно таким же, как на тротуар. Разница только в том, что асфальт- увы! — не раскроется под вами, чтобы навсегда поглотить разбитое тело.

Не упуская из виду намеченную цель, займитесь положением вашего тела. Чтобы снизить скорость падения, действуйте, как парашютист при затяжном прыжке. Раскиньте пошире ноги и руки, запрокиньте повыше голову, расправьте плечи, и вы сами собой развернетесь грудью к земле. Ваше лобовое сопротивление сразу вырастет, и появятся возможности для маневра. Главное — не расслабляйтесь. В вашем, откровенно скажем, затруднительном положении вопрос, как подготовиться к встрече с землей, остается, к сожалению, до конца не решенным. В журнале War Medicine от 1942 года была опубликована статья на эту тему. В ней говорилось: «В попытке избежать травм большую роль играет распределение нагрузок и их компенсация». Отсюда рекомендация — падать нужно плашмя. С другой стороны, доклад 1963 года, опубликованный Федеральным агентством авиации (FAA), утверждает, что оптимальной для сохранения жизни будет классическая группировка, принятая среди скайдайверов: ноги вместе, колени повыше, голени прижаты к бедрам. В том же источнике отмечено, что выживанию при катастрофе весьма способствует натренированность в таких видах спорта, как борьба или акробатика. При падении на твердые поверхности особенно полезно было бы иметь некоторые навыки в восточных единоборствах.

Японский скайдайвер Ясухиро Кубо тренируется так: выбрасывает из самолета свой парашют, а затем выпрыгивает сам. Затягивая процесс до предела, он догоняет свое снаряжение, надевает и после этого дергает за кольцо. В 2000 году Кубо выпрыгнул на высоте 3 км и провел в свободном падении 50 секунд, пока не догнал ранец со своим парашютом. Все эти полезные навыки можно отрабатывать и в более безопасной обстановке, например в тренажерах свободного падения — вертикальных аэродинамических трубах. Впрочем, тренажеры не позволят вам отработать самый ответственный этап — встречу с землей.

Если вас ждет внизу водная поверхность, готовьтесь к быстрым и решительным действиям. По оставшимся в живых любителям прыгать с высоких мостов можно сделать вывод, что оптимальным был бы вход в воду «солдатиком», то есть ногами вперед. Тогда у вас будут хоть какие-то шансы выбраться на поверхность живым.

С другой стороны, знаменитые ныряльщики со скал, оттачивающие свое мастерство неподалеку от Акапулько, считают, что лучше входить в воду головой вперед. При этом руки со сплетенными пальцами они выставляют перед головой, защищая ее от удара. Вы можете выбрать любую из этих поз, но постарайтесь до самой последней секунды сохранять парашютирующую позицию. Затем, над самой водой, если вы предпочтете нырнуть «солдатиком», настоятельно рекомендуем вам изо всех сил напрячь ягодицы. Объяснять, почему, было бы не слишком прилично, но вы наверняка и сами догадаетесь.


Какая бы поверхность вас внизу ни ждала, ни в коем случае не приземляйтесь на голову. Исследователи из Института безопасности дорожного движения пришли к выводу, что в подобных ситуациях основной причиной смерти оказывается черепно-мозговая травма. Если вас все равно несет головой вперед, лучше уж приземляйтесь на лицо. Это безопаснее, чем удар затылком или верхней частью черепа.

07:02:19 Высота 300 метров

Если, выпав из самолета, вы занялись чтением этой статьи, то к настоящему моменту дошли как раз до этих строк. Начальный курс у вас уже есть, и теперь пора взять себя в руки и сосредоточиться на стоящей перед вами задаче. Впрочем, вот еще кое-какая дополнительная информация.

Статистика показывает, что в случае катастрофы выгоднее оказаться членом экипажа или ребенком, и если есть выбор, лучше терпеть крушение на военном самолете. За последние 40 лет зафиксировано по крайней мере 12 авиакатастроф, когда в живых оставался только один человек. В этом списке четверо были членами экипажа, а семь — пассажирами в возрасте до 18 лет. Среди спасшихся Мохаммед эль-Фатех Осман, двухлетний ребенок, который пережил крушение «боинга» в Судане в 2003 году, приземлившись среди его обломков. В прошлом июне, когда неподалеку от Коморских островов потерпел крушение лайнер Yemenia Airways, в живых осталась только 14-летняя Бахия Бакари.


Выживание членов экипажа можно связать с более надежными системами пассивной безопасности, а вот почему чаще в живых остаются дети — пока не ясно. В исследованиях FAA отмечается, что у детей, особенно в возрасте до четырех лет, более гибкие кости, мышцы более расслаблены и более высокий процент подкожного жира, эффективно защищающего внутренние органы. Люди маленького роста — если их голова не высовывается из-за спинок самолетных кресел — хорошо защищены от летящих обломков. При небольшом весе тела ниже будет и устоявшаяся скорость падения, а меньшее лобовое сечение снижает шанс напороться при приземлении на какой-нибудь острый предмет.

07:02:25 Высота 0 метров

Итак, приехали. Удар. Вы все еще живы? И каковы ваши действия? Если вы отделались мелкими травмами, можете встать и закурить, как поступил британец Николас Алкемейд, бортстрелок хвостового пулемета, который в 1944 году после падения с шестикилометровой высоты приземлился в заснеженную чащобу. Если же без шуток, то впереди вас ждет еще немало хлопот.

Вспомним случай с Юлианой Копке. В 1971 году в канун Рождества она летела на самолете Lockheed Electra. Лайнер взорвался где-то над Амазонкой. 17-летняя немка пришла в себя на следующее утро под пологом джунглей. Она была пристегнута к своему сиденью, а вокруг валялись груды рождественских подарков. Раненная, в полном одиночестве, она заставила себя не думать о погибшей матери. Вместо этого она сосредоточилась на совете отца-биолога: «Потерявшись в джунглях, ты выйдешь к людям, следуя за течением воды». Копке шла вдоль лесных ручейков, которые постепенно сливались в речки. Она обходила крокодилов и колотила по мелководью палкой, чтобы распугать скатов. Где-то, споткнувшись, потеряла туфлю, из одежды на ней осталась только рваная мини-юбка. Из еды при ней был только пакет конфет, а пить приходилось темную, грязную воду. Она не обращала внимания на сломанную ключицу и на воспалившиеся открытые раны.

Можно ли выжить при падении с большой высоты?

Можете ли вы что-нибудь сделать, если падаете с 10-этажного здания на землю или, что еще хуже, если ваш парашют не открывается при прыжке с самолета? Шансы не на вашей стороне. Можно ли выжить в свободном падении 5-15 метров над землей? Ответ: да. Существуют сотни, возможно, тысячи людей, которые падали с подобных высот и выжили. В то время как большинство шансов на выживание зависит от удачи, есть способы, с помощью которых вы можете влиять на скорость, торможение, а также распределение точек для удара тела.

1. Примите положение свободного падения. Вы можете сделать это, только если вы падаете с самолета, поскольку для этого требуется некоторое время. Такая техника создает максимальное трение поверхности тела с воздухом.

— Повернитесь лицом вниз.

— Прогните спину, наклонив голову назад, как если бы вы пытались коснуться затылком пяток.

— Вытяните руки в стороны и согните руки в локтях под углом 90 градусов так, чтобы предплечья и кисти рук были спереди ладонями вниз, помогая ногам подняться на высоту плеч.

— Согните ноги немного в коленях.

2. Ищите лучшее место, чтобы приземлиться. Этот шаг может быть сделан, только если вы падаете из самолета. При падении с большой высоты, поверхность, на которую вы приземлитесь, оказывает наибольшее влияние на вероятность выживания. Посмотрите на землю под вами. Ищите крутые склоны, которые постепенно смягчаются.

— Жесткая поверхность, такая как бетон — это худшее на что можно упасть. Очень неровные поверхности также нежелательны.

— Лучшие места при падениях с высоты — глубокие воды, рыхлые почвы, деревья или густая растительность.

3. Маневрируйте к точке посадки. Если вы падаете с самолета, как правило, у вас есть около 1-3 минут до удара. Вы также имеете возможность пролететь приличное расстояние по горизонтали (несколько километров).

— В положении свободного падения, описанном выше, вы можете переместиться вперед, слегка потянув заднюю часть плеч и выпрямив (расширив) ноги.

— Вы можете вернуться назад, раскинув руки и согнув ноги в коленях, как если бы вы пытались прикоснуться к задней части головы пятками.

— Вы можете повернуть вправо или влево, поворачивая туловище и плечи.

4. Согните ноги в коленях. Возможно, нет ничего важнее для того, чтобы выжить при падении, как согнуть ноги в коленях. Исследования показали, что с согнутыми коленями можно уменьшить величину воздействия силы в 36 раз.

5. Расслабьтесь. Отдыхайте в течение длительного падения — это легче сказать, чем сделать, но попытаться все равно стоит. Напряженные мышцы и конечности при ударе могут повредить жизненно важные органы.

6. Соприкасайтесь с землей ногами в первую очередь. Независимо от того, насколько высоко вы падаете, вы всегда должны пытаться приземлиться на ноги. Сила удара в этом случае приходится на небольшую площадь и смягчает последствия для других частей тела. Если вы находитесь в любом другом положении, выпрямитесь до удара о землю. Держите плотно ноги вместе так, чтобы обе ноги коснулись земли одновременно.

7. Выгните стопы дугой. Шевелите немного пальцами до удара, так чтобы стопы были слегка выгнуты. Это позволит нижней части тела поглотить большую часть удара.

8. Попробуйте перекатиться. Кувырок может поглотить воздействие удара за счет дисперсионных сил на движение тела. Согните руку в сторону, ближайшую к земле, а голову к груди и перекатитесь, как только вы приземлились ногами на землю.

9. Защитите вашу голову. Некоторые люди, которые переживают первоначальный удар (часто с посадкой на ноги), страдают от серьезной травмы после второго. Накройте голову руками. Один из способов сделать это, развести руки в стороны, локтями вперед (защита вашего лица), и прикрыть пальцами голову или шею. Это закроет большую часть головы, хотя и не защитит полностью.

10. Обратитесь сразу за медицинской помощью. Из-за адреналина, вырабатываемого при падении, вы можете не сразу почувствовать, что получили травму при посадке. Даже если вы не сильно пострадали, вы можете иметь трещины костей или повреждения внутренних органов. Независимо от того, как вы себя чувствуете, вы должны попасть в больницу как можно скорее.

Исследования людей, переживших падение с большой высоты, показали, что те люди, которые сумели расслабиться, имели менее тяжкие телесные повреждения, чем те, которые паниковали.

Хорошая физическая форма и молодость положительно влияют на выживаемость в свободном падении. Вы не можете изменить свой возраст, но хорошую физическую форму поддерживать по силам практически каждому.

Люди редко выживают при падении с высоты 30 и более метров — смертность достаточно высока даже на высоте 8-10 метров. Лучшее — это вообще не падать с любой высоты.
Б. Рыбаков

Автор.. Как всегда всё из-за бугра, а про наших забыли...
Савицкая Лариса Владимировна
24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. Причин у катастрофы было несколько: слабая согласованность военных и гражданских диспетчеров, экипаж Ан-24 не доложил об уклонении от основной трассы, а экипаж Ту-16 сообщил, что занял высоту в 5100 м за 2 минуты до того, как это произошло на самом деле.

После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до −30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила.

Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Ларису, тела её мужа и ещё двух пассажиров обнаружили последними из всех жертв катастрофы.

Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Последствия сказываются на протяжении всей последующей жизни Савицкой.

Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту.